Ремонт задней втулки велосипеда: причины поломки, ремонт заднего колеса велосипеда
Ремонт задней втулки велосипеда: причины поломки, ремонт заднего колеса велосипеда.
Самая распространенная неисправность задней втулки велосипеда, которая может привести к тому, что придется делать ремонт заднего колеса велосипеда — это произвольная затяжка или послабление конуса. Если конус задней втулки ослаблен, то в колесе будет заметен большой люфт. В другом варианте, если конус перетянут, то заметно увеличивается тяжесть хода велосипеда и может быть слышен хруст подшипников. В обоих случаях необходимо не откладывая произвести ремонт задней втулки велосипеда. Для устранения этих неисправностей необходимо снять заднее колесо с велосипеда, если это спортивный скоростной или горный велосипед, то на них могут применяться эксцентриковый зажим, и колесо в таком случае снимается без задействования дополнительных ключей. На велосипедах начальных уровней колесо может быть прикручено двумя гайками, понадобится пара ключей.
Задняя втулка с эксцентриковым зажимом.
Ось задней втулки.
Ремонт
Чтобы устранить люфт или наоборот подтянуть конус нам понадобится пара ключей, обычно это рожковый конусный ключ на 15, и рожковый на 17 мм. Сначала нам потребуется послабить контргайку, затем ослабить или затянуть конусную гайку до нужного значения, в идеале люфта быть не должно, затем снова закрутить контргайку.
При нормально отрегулированном конусе, колесо должно с легкостью провернутся под тяжестью катафота или соска.
Бывает момент, когда ось втулка велосипедного колеса ломается или гнется, чаще всего это происходит из-за не качественных деталей. В таких случаях необходима полная замена оси втулки на новую, более высокого качества. При замене оси втулки, или когда нужно сделать ТО или ремонт задней втулки велосипеда, для удобства можно снять трещотку, если нужно простого подтянуть или ослабить конус, то можно обойтись без этого действия.
Искривленная ось втулки заднего колеса.
Для того чтобы поломки происходили реже, необходимо делать периодическое ТО, в основном это регулировка конуса а также мойка, чистка деталей и смазывание подшипников, иногда замена подшипников, сальников или шайб.
ТО задней влулки — разборка, профилактика и сборка
Например, бывает такое что подшипники «выедают» в самом корпусе задней втулки ямы, возможно из-за искривления оси или недостачи смазки. При таком раскладе ремонт заднего колеса велосипеда, заключается в полной замене корпуса втулки или даже самого колеса. Поэтому, чтобы не случалось такого, необходимо перед каждым дальним выездом на велосипеде проводить осмотр своего двухколесного коня, и во время устранять неполадки.
Современные стандарты крепления колес (стандарты рам и вилок)
На сегодняшний день велосипедная индустрия развивается семимильными шагами и те стандарты компонентов, которые еще пару лет назад были общепринятыми, сейчас можно долго искать на новых велосипедах и не найти. Среди таких стандартов можно выделить следующие: варианты крепления колес, дисковых тормозов, ободных тормозов, кассет, кареточных узлов и т.д. Для новичка или человека, который не желает вникать в технические нюансы, порой очень сложно сделать самостоятельную покупку нужных запчастей для ремонта (апгрейда) велосипеда и оценить возможность их установки. Здесь вам поможет квалифицированный консультант или механик из веломагазина. Если же вы сомневаетесь в квалификации последних, либо решили сами разобраться в тонкостях стандартов крепления колес на современных велосипедах (стандартах рам и вилок), то эта статья вам будет очень полезна. Здесь специалисты магазина BESTBIKES.COM.UA попытались ответить на большинство вопросов по данной теме, а также передать большой практический опыт работы в нашей веломастерской.
- Самый распространенный способ установки колеса на велосипед – это так называемый «быстросъемный эксцентр
иковый» или QR (Quick-release от англ. быстросъемный). Такой тип крепления используется на большинстве шоссейных, городских и бюджетных горных велосипедах. Эксцентрики устанавливаются только на велосипедах с разрезными дропаутами. Жесткость конструкции при таком типе установки не большая, но для повседневного катания или начального уровня тренировок этого вполне достаточно.
Плюсы у данного метода крепления колес это простота, низкий вес, скорость снятия/установки колеса, а так же отсутствие какого-либо инструмента.
Иногда вместо рычага, который зажимает эксцентриковый зажим используют большую гайку, которая затягивается шестигранником. Это позволяет жестче зафиксировать колесо в раме, однако время снятия/установки возрастает, а замена колеса становится невозможной без наличия инструментов.
Размеры компонентов, используемые при эксцентриковом зажиме:
- Диаметр оси втулки: передняя 9мм, задняя 10мм.
- Ширина втулки: передняя 100мм, задняя 135мм (130мм для шоссейного велосипеда)
- Диаметр оси эксцентрика: 5мм
- Thru-axle 10мм (от англ. Через ось).
Такой вид крепления колеса имеет большую жесткость по сравнению с QR и может быть установлен в обычные разрезные дропауты рамы и вилки. Были разработаны как усовершенствованный аналог QR, однако в скором времени их заменили оси другого типа.
- Thru-axle – вариант />крепления колеса, при котором ось вставляется в специальное отверстие с одной стороны велосипеда, продевается сквозь втулку и вкручивается в раму или вилку с другой стороны. Это обеспечивает намного большую жесткость конструкции. На велосипедах MTB высокого уровня используется только осевой тип крепления колес, к тому же последние несколько лет он практически полностью вытеснил эксцентриковое крепление в шоссейном и Gravel/CX сегменте велосипедов. Недостатком такого типа крепления колес является большая длительность установки/снятия оси, а так же необходимость в инструменте, если ось не имеет специального рычага. При замене деталей втулки, покупке новых колес на осях или апгрейде узлов, связанных с посадочными местами на раме или вилке велосипеда, нужно внимательно ознакомиться с индивидуальными размерами и характеристиками деталей.
- Ширина втулки для заднего колеса: 135, 142, 150мм (170мм для фэт байков)
- Диаметр оси заднего колеса: 12мм
- Ширина втулки для переднего колеса: 100мм
- Диаметр оси переднего колеса: 12, 15, 20мм
R.A.T (Rapid Axle Technology) – технология осевого крепления колеса от немецкой компании Focus, которая позволяет минимизировать время снятия/установки оси. Механизм установки немного отличается от других типов осей, т.к. не требует закручивания. Нужно всего лишь вставить ось, провернуть ее на 90 градусов (при таком повороте ось входит в зацепление с рамой) и зажать эксцентриковый рычаг, предварительно затянув регулировочную гайку рукой до нужного затяжения. Компания Focus зафиксировала неофициальный мировой рекорд механика команды “Focus XC team” Фабиана Хауга, который поменял заднее колесо велосипеда за 13.3 секунды благодаря системе R.A.T. По этому эта система может смело похвастаться скоростью монтажа/демонтажа колес.
- Boost thru-axle – относительно новый стандарт, используется только для горных велосипедов. Принципиально ничем не отличается от обычного Thru-axle, однако втулки колес имеют увеличенную ширину.
Размеры:
- Ширина втулки для заднего колеса: 148мм
- Диаметр оси заднего колеса: 12мм
- Ширина втулки для переднего колеса: 110мм
- Диаметр оси переднего колеса: 15мм
Передняя втулка обеспечивает большую жесткость колеса за счет более широко расположенных фланцев и увеличенного «зонта» спиц. Для установки более широких втулок, компании FOX и RockShox выпускают линейки новых вилок с маркировкой Boost.
Для установки обычной втулки в более широкую раму или вилку со стандартом Boost необходимо использовать специальные проставочные кольца (адаптеры). Для передней втулки проставки шириной 5мм ставятся с обеих сторон втулки, что позволяет установить втулку шириной 100мм в вилку для 110мм.
Дополнительно между ротором и втулкой необходимо установить специальную проставку с 6 отверстиями, для смещения ротора на 5мм от центра втулки. Для задней втулки используются проставки шириной 3мм, что позволяет установить втулку 142мм в раму для 148мм. Ротор задней втулки также должен быть смещен на 3мм специальной проставкой.
Более широкая задняя втулка обеспечивает большую жесткость колеса, т.к. увеличилось расстояние между фланцами на 6мм, соответственно увеличился «зонт» спиц. Так же изменилась линия цепи (Chain line) с 49мм на 52мм.
Технология Boost рассчитана на совместимость с элементами только этой технологии. При установке втулок Boost необходимо менять и шатуны на совместимые (или специальный BOOST-совместимый паук, либо специальная звезда со смещением). Они смещают на 3мм положение передних звезд, чтобы компенсировать смещение кассеты.
Преимущества BOOST:
- Увеличенная прочность колес за счет большего «зонта» спиц.
- Возможность создавать более широкие узлы задней подвески для большей жесткости конструкции рамы.
- Возможность устанавливать более широкую и «зубастую» резину за счет увеличенной ширины конструкции вилки и заднего маятника рамы.
Так же существуют втулки, которые благодаря разным адаптерам могут устанавливаться на велосипеды с различными стандартами крепления колеса. Например, втулки DT Swiss:
На этом экскурс в старые и новые стандарты крепления колес закончен, надеемся в статье вы нашли ответы на свои вопросы, либо узнали что-то новое и полезное. Спасибо, что дочитали до конца, с уважением,
Что делать, если шатается колесо на велосипеде
Содержание
- Кто виноват
- Что делать
- Шумит переднее колесо
- Неисправно заднее колесо
- Что будет, в случае если «не лечиться»
На протяжении езды велосипедист часто подмечает необычное подрагивание одного из колёс. Чтобы выяснить, из-за чего так происходит, нужно без промедлений спешиться и пристально осмотреть повреждение. Для этого необходимо снять колесо, забрать его за ось и покрутить сперва в одну, позже – в другую сторону.
Забрав узкие гаечные ключи, нужно отрегулировать зажатие контргайки и проверить наличие люфта.
Неприятность с шатающимся колесом традиционно связывается с люфтом. Люфт либо зазор, в большинстве случаев, образуется между взаимосвязанными механическими подробностями, вращающимися в близи друг от друга. Иными словами, один элемент совокупности приходит в перемещение, а второй наряду с этим остаётся неподвижным. На колесе такое происходит по причине того, что его плоскость смещается по отношению к втулке либо оси вращения.
В последнем случае колесо смещается в одну или другую сторону и начинает «биться», двигаясь по восьмёрке.
В случае если у вас стало ощутимо шататься колесо, вероятнее, случилось одно из трёх:
- велобайк трудился на пределе возможностей и довольно часто подвергался громадным нагрузкам;
- на велосипеде были установлены некачественные подробности;
- подробности испортились из-за долгой эксплуатации.
На «микроуровне» имело возможность случиться стирание какой-либо подробности, приведшее к образованию люфта. Погрешности вращения в большинстве случаев бывают позваны следующими техническими либо механическими неисправностями:
- втулка колеса стирается;
- изнашивается конус, почему приходят в негодность дорожки качения подшипников;
- стираются насечки контргайки, приводящие к через чур плотному сцеплению контргайки с конусом.
Если вы нашли износ либо повреждение подробностей, достаточно их на новые. И гайки, и втулку возможно купить в любом специальном магазине.
В случае если же дело в несложном разбалтывании гаек, решить проблему окажет помощь гаечный ключ. Поджатие между радиусной гайкой (конусом) и контргайкой ослабляется, зазор между рамой велосипеда и контргайкой заполняется гравёром либо шайбой.
Устройства переднего и заднего колеса отличаются друг от друга, исходя из этого об этапах осмотра каждого из них необходимо сообщить раздельно.
Шумит переднее колесо
Найдя неисправность переднего колеса, нужно без промедлений определить, в чём обстоятельство, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса необходимо поочерёдно выполнить следующие действия:
Как убрать люфт заднего колеса на велосипеде
- Снять колесо с велорамы.
- Подетально разобрать втулку, почистить её.
- Проверить наличие повреждений.
- При отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
- С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, за чем накрутить контргайку.
- Вернуть ось назад.
- Совершить закрутку с другого конца, так, дабы протяженность гаек по сторонам оси была равной.
- Зафиксировать подшипники контргайками с обычным натяжением.
- Проследить за равномерным натяжением гаек (трудиться направляться двумя рожковыми узкими ключами).
- Установить колесо на прошлое место, закрутить его гайками для зажима.
- Проверить медлено ли вращается колесо, имеется ли люфт.
- При обнаружении зазора устранить его, применяя шайбу.
Неисправно заднее колесо
В случае если шатается заднее колесо велосипеда, нужно снять его и совершить следующие шаги:
- Отсоединить трещотку, для получения доступа к конусу и контргайке.
- Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, и прошлую смазку.
- Оценить состояние подшипников, в особенности дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
- В случае если найдена неисправность, заменить подробность на исправную.
- Вернуть подробности втулки на собственные места, заложить свежей смазкой.
- Закрутить контргайки, конусы.
- Совершить поджатие конуса, и контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
- Поставить трещотку на прошлое место.
- Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
- Установить колесо на раму.
Что будет, в случае если «не лечиться»?
В случае если запустить проблему, колёсная втулка всецело выйдет из строя, что приведёт колесо в нерабочее состояние. Найти люфт может любой велосипедист кроме того без осмотра эксперта, исходя из этого для обычного самочувствия «металлическому коню» достаточно хорошего хозяйского пригляда, предусматривающего от одного технического осмотра в год.
Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса
Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.
Задний переключатель скоростей
Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.
Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.
Причины плохого переключения скоростей:
- физические дефекты деталей переключателя;
- загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
- изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
- повреждения петуха.
Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.
Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:
- Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
- Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
- Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
- переднее фиксирующее крепление;
- задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.
Принцип действия переключателей
С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:
- выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
- в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
- проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
- Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.
Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда
Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:
- демонтировать цепь, снять тросик;
- перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
- использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
- установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
- переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.
Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.
Передний переключатель скоростей на велосипеде
Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).
Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей
Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.
Правильная установка переднего переключателя
Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.
- перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
- Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
- Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
- Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
- Отрегулировать степень натяжения троса.
- Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.
Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.
Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.
Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.
Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил: