Sheloil.ru

Шелл Оил
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему ЦБ не желает ничего слышать о сдерживании курса доллара

Почему ЦБ не желает ничего слышать о сдерживании курса доллара?

ИА SakhaNews. ЦБ обрушился с критикой инициатив министра Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и экс-советника президента РФ Сергея Глазьева, а также попросил Минэкономразвития сдерживать его информационную активность, передает «Интерфакс».

Информация, изложенная в обращении Глазьева, «содержит ряд неточностей и искажений, что представляется недопустимым в текущих условиях рыночной волатильности, несет репутационные риски для совместных мер правительства и Банка России», цитирует письмо собеседник агентства.

На прошлой неделе Глазьев представил доклад, посвященный стабилизационным мерам на фоне пандемии коронавируса. В частности, в нем предложено ввести налог на обмен валюты в странах ЕАЭС, в том числе в России. Кроме того, очевидно, что регулятору не понравилось предложение Глазьева не девальвировать рубль, а стабилизировать его на любом разумном уровне за счет резервов, пишет «Свободная пресса».

Глазьев также выдвинул идею «налога Тобина». «Следует принять общепринятые в мировой практике меры по нейтрализации атак валютных спекулянтов, использующих колебания нефтяных цен для манипулирования курсом рубля. С целью ограничения вывоза капитала за рубеж можно ввести налог на неторговые валютообменные операции, сборы от которого использовать в общих целях», — говорится в презентации.

Доктор экономических наук Олег Комаров замечает, что речи Глазьева о спекулятивной деятельности ЦБ и раньше не могли нравиться тем, кто сегодня требует «ограничить» его информационную активность, сообщает «Накануне.RU».

«Глазьев часто говорит о том, что у нас ЦБ неподконтролен. Даже если анализировать документы, на основании чего создан Центробанк, тут есть много вопросов. Потому Глазьев как экономист доказывал, и я согласен с этим, что Центробанк зачастую не делает те вещи, которые необходимы для России, не занимается экономическим развитием — не помогает предприятиям, не помогает экономике России в целом. Его интерес — это, видимо, различные спекулятивные операции, связанные с переводом валюты в рубли и обратно, другие подобные операции, на которых спекулятивно делаются деньги», — сказал Комаров.

По мнению директора научной школы «Экономическая теория» РЭУ им. Г.В.Плеханова Руслана Дзарасова, академик РАН Глазьев выражает противоположный подход, основанный на защите интересов реального, то есть производственного, сектора экономики. Он считает главным недостатком денежной политики то, что она жертвует интересами производства ради фетиша финансовой стабильности.

По его словам, излюбленный приём спекулянтов — взять кредит в рублях, купить доллары, а когда его курс ещё вырастет, продать их. В итоге получаешь чистый навар в рублях, как говорится «из воздуха», пишет news.ru.

Экономист Михаил Делягин в споре о поддержке рубля занял сторону Глазьева, обратив внимание, как все развитые страны системно занимаются ограничением спекуляций. По мнению Делягина, борьба со спекулянтами является одним из условий выживания страны в современном мире.

Политику ЦБ Делягин назвал «уничтожением России», а требования «заткнуть рты» всем несогласным – «желанием установить цензуру, информационную диктатуру», сообщает infox.ru.

Экономист Михаил Хазин в комментарии ФАН заявил, что Глазьев вскрыл мошенничество ЦБ.

«А что, было неизвестно, что Центробанк занимается, мягко говоря, спорными действиями? Это как бы общеизвестно. То, что чиновники Центробанка связаны с валютными спекулянтами, — это, конечно, формально не доказано, но по результатам показателей рубля — это практически очевидно. Любой эксперт, видя, как Центробанк раскачивает рубль, немедленно делает вывод, что Центробанк заинтересован в поддержке валютных спекулянтов. Вот и все. Глазьев об этом и говорит», — заявил он.

Центральный банк Российской Федерации как регулятор и одновременно с этим участник финансового рынка

Козынкин, И. В. Центральный банк Российской Федерации как регулятор и одновременно с этим участник финансового рынка / И. В. Козынкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52511/ (дата обращения: 10.11.2021).

Постановка проблемы. Центральный банк Российской Федерации помимо выполнения имманентно присущих функций по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (статья 75 Конституции РФ), выполняет также функции по развитию и укреплению банковской системы государства (функции банковского регулятора), а с 2013 года (с вступлением в силу, в частности, Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ) — функции регулятора финансового рынка (или, как часто указывается в литературе, функции мегарегулятора). Вместе с тем, Центральный банк РФ также обладает статусом участника финансового рынка. Так, согласно статье 46 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Центральный банк РФ имеет право осуществлять целый ряд банковских операций и сделок. Какова природа полномочий Банка России как участника финансового рынка: являются ли такие полномочия необходимым продолжением регуляторных функций, или же такие полномочия могут использоваться Банком России для получения прибыли? Возможно ли в данном случае говорить о наличии конфликта интересов? Необходимо ли ограничение полномочий Центрального банка Российской Федерации?

Пытаясь ответить на поставленные вопросы, отметим, что правовой статус Центрального банка России, природа его полномочий интересовала и интересует исследователей по сей день; указанный вопрос поднимается практически в каждом современном учебнике банковского права.

Оставляя за рамками данной статьи дискуссии относительно конкретной квалификации Банка России как какой-либо организационно-правовой формы, а равно как и вопрос об отнесении Банка России к какой-либо ветви власти (либо признании того, что Банк России не входит ни в одну ветвь власти), лишь согласимся с позицией, согласно которой при настоящем правовом регулировании сложилась такая ситуация, при которой Банк России выступает в двух ипостасях: в качестве органа, призванного обеспечивать нормальное функционирование всех сегментов финансового рынка России, а также в качестве особой универсальной кредитной организации, являющейся центром не только банковской системы, но и всех организаций, действующих на финансовом рынке страны [3, с. 517–518; 4, с. 267].

Относительно вопроса о природе правомочий Банка России как участника финансового рынка имеется несколько точек зрения.

Так, некоторые исследователи полагают, что наличие прибыли, которую Банк России получает в результате проведения банковских операций и сделок, необходимо Банку России (как и центральным банкам любых государств) прежде всего для реализации основного принципа деятельности — независимости от органов законодательной и исполнительной власти [5, с. 53–54].

Заслуживает внимание точка зрения, согласно которой «систематическое или даже вообще извлечение прибыли от своих операций ни в коем случае не может быть целью деятельности Банка России. Иначе и не должно быть, поскольку преследование цели систематического получения прибыли вступило бы в противоречие с основными целями и задачами Банка России как особого субъекта в системе органов государственной власти и в банковской системе» [4. с. 265]

Существует и иная точка зрения, согласно которой за Банком России предлагается закрепить, в том числе, и цель получения прибыли, что, в свою очередь, позволит увеличить размер денежных средств, которые Банк России будет отчислять в бюджет государства [2].

Читайте так же:
Карбюратор питбург 2 е регулировка

Нельзя не обратить внимание и на мнение исследователей относительно принципиальной возможности совмещения функций мегарегулятора и участника финансового рынка. Так, С. Г. Тер-акопов и Т. М. Кожевникова считают, что «создание мегарегулятора финансового рынка на базе Банка России несет в себе целый комплекс рисков. Один из них состоит в усилении конфликта интересов, связанного с одновременным осуществлением контроля и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале. […] При таком масштабе вовлеченности избежать конфликта интересов невозможно. Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот конфликт интересов и распространяет его на небанковские финансовые организации, в отношении которых он получил контрольно-надзорные полномочия» [23].

Отчасти на возникновение возможного конфликта интересов указывает и О. Н. Булаков, обращая внимание на то, что «придание Центральному Банку РФ статуса коммерческой организации противоречило бы осуществлению им контрольных функций в системе кредитных организаций» [8].

Аналогичные опасения относительно возникновения конфликта интересов между различными направлениями деятельности Банка России высказывает и А. Н. Костюков. Так, исследователь указывает, что «создание мегарегулятора на базе ЦБ РФ вызовет конфликт интересов, возникающий вследствие концентрации у Банка России множества различных функций, а также участия ЦБ в капитале и управлении отдельными крупными игроками финансового рынка» [14].

Произведя обзор точек зрения по рассматриваемой проблеме, попробуем сформулировать свое мнение.

Прежде всего отметим, что функции участника финансового рынка в той или иной форме характерны для любого центрального банка. Как справедливо указывается в юридической литературе, при определении сущности центрального банка нужно понимать, что центральные банки представляют собой экономический институт, так как функционируют преимущественно в сфере рыночных (экономических) отношений. Операции и другая деятельность центрального банка разворачивается в экономической среде, сам банк использует в основном рыночные методы регулирования [17, с. 7]. На возможность проведения денежно-кредитной политики посредством использования такого инструмента, как операции на открытом рынке, указывают и другие исследователи [21; 22, с. 56, 144].

С другой стороны, обладание информационными, властными, контрольными, организационно-распорядительными ресурсами, которое происходит из самого статуса Центрального банка как регулятора финансового рынка, во-первых, может поставить Банк России в превалирующее положение над другими участниками финансового рынка, во-вторых, может создать конфликт интересов между двумя функциями банка: регуляторной (контрольной) и функцией проведения финансовой политики посредством осуществления операций на открытом рынке. Актуальность проблемы подчеркивает и то, что часть получаемых Банком России доходов (25 %) от операций на рынке остается в распоряжении самого банка (направляется в резервы и фонды различного назначения) [29], то есть, по сути, возникает объективная предпосылка к увеличению своих финансовых посредством недобросовестного использования своего превосходящего (привилегированного) положения на рынке.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо говорить о возможности существования конфликта интересов между различными функциями Центрального банка России [12].

По нашему мнению, минимизация вероятности реализации такого конфликта интересов может быть произведена следующими способами:

1) установление целей и мотивов деятельности актора: так, такой способ уже используется в действующем законодательстве. Согласно статье 3 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В данном случае нам необходимо согласиться с авторами [4, с. 265], полагающими, что такое установление целей деятельности может исключить коллизию между функцией контроля и надзора и функцией проведения операций на финансовом рынке. Между тем, необходимо отметить, что одно лишь установление целей деятельности не может нивелировать такой конфликт интересов;

2) вторым способом снижения конфликта интересов может стать построение внутренней системы управления, направленной на разделение полномочий. Отметим, что создание такой системы управления нашло отражение в законе[1];

3) третьим способом снижения конфликта интересов может стать передача некоторых полномочий Центрального банка[2] иным органам.[3]

Развитие последней идеи возможно, в том числе, через раскрытие ранее поставленного вопроса о том, нуждаются ли в ограничении полномочия Банка России как регулятора: какие полномочия и в какой мере.

Как справедливо указывает А. Н. Костюков, международный опыт не дает однозначного ответа в вопросе движения к мегарегулятору: в разных странах существует различные модели совмещения регуляторной и надзорной функций [14].

В литературе формулируются предложения об ограничении права Центрального банка на мотивированное суждение в аспекте качественной диагностики состояния кредитной организации четко установленными законодательными критериями и формулировками [27, c. 14][4].

Существуют мнения о возможности расширения полномочий Банка России по сбору необходимой для осуществления надзорной деятельности информации [9].

По нашему мнению, структура и сочетание полномочий в рамках одного органа либо в рамках нескольких органов — вопрос, прежде всего, экономики и менеджмента.[5] Задача права в решении данного вопроса — обеспечить соблюдение основных принципов осуществления властных процедур — Nemo debet esse judex in propria causa, принцип исключения конфликтов интересов, принцип четкости и ясности требований к поднадзорным субъектам и т. д. При соблюдении таких принципов, по нашему мнению, существующая структура Центрального банка РФ имеет право на существование.

Таким образом, осуществление Центральным банком РФ функций регулятора и одновременно с этим участника финансового рынка актуализирует возможность возникновения конфликта интересов. Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрены механизмы минимизации возникновения такого конфликта интересов.

  1. Алексеева Д. Г. Пыхтин С. В. Хоменко Е. Г. Банковское право: учебное пособие.
  2. Антропцева И. О. Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект: автореф. дисс. к.ю.н. — М., 2006
  3. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Попондопуло. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: Проспект, 2016.
  4. Банковское право: учебник / под ред. В. Ф. Попондопуло, Д. А. Петрова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 468 с.
  5. Банковское право для экономистов: учебник / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов, А. В. Шамраев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 357 с.
  6. Банковское право: учебник для бакалавров / В..С. Белых, С. И. Виниченко, Д. А. Гаврин и др.; под ред В. С. Белых. — Москва: Проспект, 2015. — 696 с.
  7. Бочарова Н. Н. Новеллы административно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации в условиях административной реформы // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 11. С. 1036–1038.
  8. Булаков О. Н. Проблемы права: статус Центрального банка РФ / О. Н. Булаков // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 3. С. 12–16.
  9. Быстрова Е. Ф. Актуальные вопросы инспекционной деятельности Банка России // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 3. С. 44–47
  10. Быстрова, Е. Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений
  11. Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора: автореф. дисс. … к.ю.н. / Е. Ф. Быстрова. -Саратов, 2007. — 26 с.
  12. Дедов Д. И. Конфликт интересов / Д. И. Дедов. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 288 с.
  13. Итоговый отчет НИУ ВШЭ по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета — https://www.hse.ru/data/2013/12/13/1339714268/ %D0 %98 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %BE %D1 %82 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82.pdf
  14. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. Ред. Т. Я. Хабриева. М, 2012. С. 352
  15. Костюков, А. Н. Центральный банк Российской Федерации — регулятор финансовых рынков / А. Н. Костюков. // Вестник Омского Университета: Серия «Право». — 2013. — № 4. — С. 38–43.
  16. Кудряшова Е. В. Центральный банк Российской Федерации в системе стратегического планирования России / Е. В. Кудряшова // Банковское право. — 2017. — № 1. С. 20–24.
  17. Ноздрачев А. Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодейсвтии коррупции // Административное право и процесс. — 2016. — № 6. С. 26–38
  18. Организация деятельности центрального банка: учебник / под ред. Е. А. Звоновой. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 400 с.
  19. Пастушенко, Е. Н., Земцов, А. С. О правовом статусе Центрального банка
  20. Российской Федерации:тенденции законодательного регулирования и судебной практики /Е. Н. Пастушенко, А. С. Земцов. // Банковское право. — 2013. — № 6. — С. 35–41.
  21. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В. Ф. Попондопуло. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 608 с.
  22. Правовые модели и реальность: монография М. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правителдьстве РФ: ИНФРА-М, 2015, 280 с.
  23. Рамазанов С. А. Методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях / С. А. Рамазанов: автореф. дисс. … д.ю.н. — Иваново, 2012. — 33 с.
  24. Саадулаева Т. А. Совершенствование денежно-кредитной политики России в современных условиях / Т. А. Саадулаева: дисс. … к.э.н. — М., 2014. — 178 с.
  25. Тер-акопов С. Г. Исследование проблемы мегарегулятора российского финансового рынка / С. Г. Тер-акопов, Т. М. Кожевникова // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 7. С. 63–68
  26. Тихонов К. А. Роль Центрального банка Российской Федерации как регулятора деятельности кредитных потребительских кооперативов / К.А, Тихонов // Банковское право. — 2016. — № 3. С. 50–54.
  27. Шевченко, Д. А. Административно-правовое регулирование банковской деятельности Центральным банком Российской Федерации: автореф. дисс. к.ю.н. / Д. А. Шевченко. — М., 2008. — 38 с.
  28. Шевченко, Д. А. Административно-правовое регулирование банковской деятельности Центральным банком Российской Федерации: автореф. дисс. к.ю.н. / Д. А. Шевченко. -М., 2008. — 38 с.
  29. Статья 26 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»
Читайте так же:
Как самому отрегулировать актуатор турбины

[1] Так, согласно ст. 83.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» такая система строится на принципе разделения конфликтующих функций между заместителями Председателя Центрального банка РФ

[2] Исключение которых не лишит Банк России имманентно присущей функции по поддержанию стабильности национальной валюты

[3] При этом мы понимаем, что такое предложение, по сути, означает отход от концепции мегарегулятора

[4] Однако имеются и несколько иной взгляд: Быстрова, Е. Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора : автореф. дисс. к. ю. н. / Е. Ф. Быстрова. -Саратов, 2007. — 26 с.

«По делу Finiko вообще пока никаких заявлений нет»: почему силовикам тяжело даются расследования пирамид

«По делу Finiko вообще пока никаких заявлений нет»: почему силовикам тяжело даются расследования пирамидФото: freepik.com

Сегодня зампрокурора Татарстана Юлия Наумова и заместитель управляющего республиканским Нацбанком Нурания Хайруллина рассказали о том, как их структуры ведут борьбу с финансовыми пирамидами. Происходило это на фоне громких скандалов с крахом печально известной пирамиды «Антарес» и проблем с выводом средств у подобного проекта Finiko. Для силовиков ситуация осложняется тем, что официально потерпевших до сих пор нет. По словам спикеров, дела по таким пирамидам обычно заводятся по статье о незаконной финансовой деятельности, чтобы завести дело о мошенничестве, нужны иски от самих потерпевших. А прикрыть деятельность таких фирм еще на взлете не получится в принципе — отличить нормальную брокерскую компанию от мошенников можно лишь, когда речь идет о системе, работающей в течение многих месяцев.

Как действовал «Антарес», получая средства через криптовалюту

Рост числа финансовых мошенничеств продолжается из года в год, и далеко не последнее место по объему ущерба и числу пострадавших среди них занимают финансовые пирамиды, рассказала Нурания Хайруллина. По словам представительницы Центробанка РФ, граждане, несмотря на уроки 90-х годов, все еще верят обещаниям получить небывалую доходность без каких-либо усилий.

— Именно так обстояли дела с организацией Antares Limited, она предлагала якобы инвестировать деньги в различные программы иностранных компаний и собственные проекты, в том числе в криптовалюту Antares. Для рекламной кампании в социальных сетях, мессенджерах, видеохостингах были привлечены профессионалы маркетинга, которые ранее участвовали в другой известной пирамиде, «Кэшбери». Деньги компания принимала исключительно при помощи иностранных сервисов платежей или через криптовалюту.

Хотя компания прекратила существование, ее сайт заблокирован, набирают популярность так называемые «партнерские проекты». Об одном из таких «Реальное время» уже писало — Synergy Group, которая рекламировалась через баннеры в казанском метро. Все они включены в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, который Центробанк публикует с начала этого года: по данным ЦБ, включенные в этот список проекты имеют признаки нелегальной работы на отечественном рынке. Публикация перечня направлена на защиту потребителей. Всего в списке уже около двух тысяч компаний. В начале года, 1 февраля, в список, к слову, попала и известная казанцам пирамида Finiko.

Двойной крах пирамид — чем запомнится жаркое лето многим вкладчикам

Напомним, что в июле этого года рухнула финансовая пирамида «Антарес Трейд», зарегистрированная в Гонконге. Ее представители даже не скрывали, что она является проектом от создателей Cashbery, к которой ЦБ ограничил доступ еще два года назад (но никто из ее организаторов до сих пор не задержан). Банк России объявил «Антарес Трейд» финансовой пирамидой в конце прошлого года, блокировал сайты, но «Антарес» переходил на другие платформы. Сначала компания заявила, что больше не работает с вкладчиками «из-за жалоб регуляторов», в определенный момент обнулила счета инвесторов, а основатель «Антарес Трейда» Алекс Рихтер, которого никто в глаза не видел, перестал отвечать в соцсетях своим вкладчикам. Пирамида изначально предлагала инвестировать в «Антарес Трейд» от 50 долларов и получать в месяц от 20% и до 90 % — за три месяца.

Всего через неделю после краха пирамиды Алекса Рихтера проблемы настигли проект казанца Кирилла Доронина Finiko, хотя в отношении этой даже более масштабной, чем «Антарес», казанской площадки уголовное дело было возбуждено еще в конце прошлого года — но она продолжала работать. В начале лета Finiko потребовала от инвесторов «отчитаться о легальности происхождения средств» и приостановила выплаты денег, затем компания перевела расчеты с вкладчиками с биткоина на собственный токен FNK, который за месяц обесценился более чем в 100 раз.

Читайте так же:
Автоматическая регулировка усиления звуковой частоты

Всего через неделю после краха пирамиды Алекса Рихтера проблемы настигли проект казанца Кирилла Доронина Finiko. Фото Finikoru.com

По предварительным оценкам, звучавшим в СМИ, общая сумма инвестиций клиентов Finiko достигает 7 млрд рублей. Среди тех, кто отнесли свои деньги в проект Доронина, может быть более сотни тысяч человек (прокуратура Казахстана, сообщая о возбужденном уголовном деле, заявила о 165 тысячах вкладчиков в разных странах), а ущерб от деятельности пирамиды может составить несколько сотен миллионов долларов.

За что в ЦБ не любят криптовалюту

— Как понять, что перед вами финансовая пирамида? Бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Если вам предлагают сверхвысокую доходность и другие условия, которые отличаются от среднерыночных условий, — это повод задуматься, нет ли тут какого-либо подвоха. Сегодняшние пирамиды не похожи на те, что были ранее — например, проекты вроде МММ, хотя такие тоже есть, но ориентированы больше на пенсионеров. А другие проекты спекулируют на модных темах — вроде криптовалюты. В отличие от обычных денег, той же национальной валюты, устойчивость функционирования денег которой обеспечивает государство в лице Центрального банка, у криптовалюты отсутствует единый эмитент, нет гарантии защиты потребителей, их стоимость подвержена серьезным колебаниям, — рассказала представительница ЦБ РФ Нурания Хайруллина (к слову, даже самую популярную криптовалюту, биткоин, недолюбливает и глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина).

Хайруллина же отметила, что сейчас в большинстве стран криптовалюту нельзя использовать для оплаты услуг или товаров. И как правило, они не имеют единого института, который обеспечивал бы их сохранность. Не говоря уже о том, что преступники под видом «токенов», якобы единиц криптовалюты, продают по сути воздух, прокомментировала решение создателей Finiko Нурания Хайруллина. По ее словам, «это ничего не значащие цифры в интернете на каких-то непонятных сайтах, за которые люди отдают свои реальные деньги».

Хайруллина отметила, что сейчас в большинстве стран криптовалюту нельзя использовать для оплаты услуг или товаров. Фото flickr.com

«Чтобы вы не смогли доказать, что вкладывали эти деньги»: главные признаки пирамид

— Мошенники могут позиционировать себя как легальная организация или компания, работающая не в России. Такие компании преимущественно рекламируют себя в соцсетях, где человек попадается на крючок, и мошенники его обрабатывают. Часто предлагают инвестировать компании, названия которых схожи с известными брендами. Организаторы собирают деньги с тех, кто верит в чудо, затем скрываются, — обрисовала популярную схему пирамиды заместитель управляющего Нацбанком Татарстана.

И затем перечислила главные признаки пирамид:

  • Первое — обещание высокой доходности и абсолютной надежности, гарантированный доход на финансовом рынке.
  • При этом схема начисления доходов будет очень сложной и непонятной. А высокая доходность всегда сопряжена с высокими рисками (если вас постараются в этом переубедить, это повод насторожиться, считают в ЦБ).
  • В-третьих, это организация бизнеса на принципе сетевого маркетинга, когда доход получается из средств, вложенных в проект новыми участниками, которых он привлек. Так преступники пытаются обмануть как можно больше людей.
  • В-четвертых, отсутствие подтверждения внесения инвестиций — то есть такие проекты не будут показывать финансовую отчетность, «а только красивые презентации», деньги будут предлагать перечислить не по тем реквизитам, что указаны в договоре, «чтобы вы не смогли доказать, что вкладывали эти деньги».
  • Еще один признак — отсутствие на сайте номеров телефонов и адреса электронной почты (может быть лишь услуга обратной связи).

Для дополнительной проверки в ЦБ рекомендуют изучить данные в реестре юрлиц, информацию в налоговой инспекции или на сайте Центробанка РФ — нередко оказывается, что организация зарегистрирована буквально за день до начала сбора денег, у нее нет уставного капитала, а ОКВЭД прописан вообще для пекарни.

«По делу Finiko вообще пока никаких заявлений нет»

Ни представитель ЦБ, ни зампрокурора РТ Юлия Наумова не смогли назвать точных цифр по количеству вкладчиков «Антареса» и Finiko и по объему вложенных ими денег. По словам Наумовой, о числе вкладчиков правоохранители узнают только по количеству поданных заявлений потерпевших.

— Если взять дело Finiko, оно возбуждено не по статье «Мошенничество», которое возбуждается по заявлениям вкладчиков, а по статье 172.2 «Незаконная банковская деятельность», незаконное привлечение средств. К сожалению, наверное, но другого учета у нас не предусмотрено. Мы говорим о незаконной деятельности, раз деятельность незаконна — естественно, никакого точного учета мы и не получим. По делу Finiko вообще пока никаких заявлений нет.

Почему властям сложно взыскать потерянные в пирамиде деньги вкладчиков

Если человек посчитал, что стал жертвой пирамиды, то есть не получил обещанный доход или вложенные деньги, он должен обратиться в любой правоохранительный орган, где обязаны принять его заявление по статье 159 «Мошенничество». Ждать, советуют в прокуратуре Татарстана, не надо, не стоит надеяться, что владельцы пирамиды осознают и расчувствуются.

— Чем раньше это будет сделано, тем раньше мы сможем понять структуру и схему обмана. Когда наши люди старшего возраста пытаются вложить в брокерские операции, хочется задать вопрос: понимают ли они, за счет чего будут получать прибыль? Да, известно еще с 1990-х, что большое число преступников доходит до суда, но вот порадовать тем, что во всех случаях возмещается ущерб, мы не можем. Найти сумму или имущество, которое удается реализовать, не получается. С начала 2000-х люди не могут ничего получить. Мы можем взыскать что-то с осужденного, но велик ли его заработок в местах лишения свободы? — задается риторическим вопросом Юлия Наумова.

Одновременно в Нижнекамске расследуется дело в отношении организатора жилищного кооператива «ТРИУМФ-НК» (в марте он был признан банкротом), а до этого являлся одним из крупнейших российских игроков в сегменте ЖНК — имел девять офисов, в том числе за пределами республики, в частности в Москве.

Как писала газета «Реальное время», если у покупателя квартиры было 50% от стоимости, то он мог получить оставшуюся часть под 6% годовых, при 40% — под 7%, при 30% — под 8%, при 20% — под 9% годовых. В какой-то момент предоставление жилья первым вкладчикам в отсутствие дохода стало невозможно, и это делалось за счет привлечения следующих вкладчиков, рассказала Наумова, в конечном счете пирамида рухнула, дело возбуждено в отношении директора Валентины Анисимовой. Пострадавших в этом деле как раз много — всего 967 человек.

Читайте так же:
Таблица для регулировки фар авто

В Нижнекамске расследуется дело в отношении организатора жилищного кооператива «ТРИУМФ-НК». Фото triumfnk.ru

Как рассказала Наумова, сайт «Финико» не заблокирован до сих пор, так как пока идет следствие, а точку поставит суд. «О том, что организаторы — преступники, до решения суда говорить нельзя», — подчеркнула она.

Представительница прокуратуры объяснила также, почему подобные проекты сложно закрывать еще в самом начале, когда тот же Центробанк находит признаки тревожными: скажем, рекламу компании о ежемесячном и стабильном доходе в 25—50%. После того как проект привлекает внимание правоохранительных органов, там вынуждены еще несколько месяцев при участии ЦБ следить за денежным потоком, происходит ли обналичивание денежных средств в других регионах, куда выводятся деньги в принципе. Лишь после того, как система действительно покажется финансовой пирамидой, на ее организаторов заводят дело за незаконную банковскую деятельность. А вот дело о мошенничестве можно завести лишь по иску хотя бы одного потерпевшего (а лучше по коллективному иску).

«Помоги себе сам»: отличить нормального брокера от мошенника не так-то просто

Но даже в этом случае не то что будет сложно вернуть хотя бы вложенные средства, но даже выиграть в суде: если нет подтверждения ваших вложений (см. выше) или договор заключен на хитрых условиях, прописанных маленьким шрифтом. Наумова сравнивает такие проекты с обычными брокерскими фирмами, которые тоже могут гарантировать пенсионеру ежедневный доход в 1,5 процента. Если пенсионер вложит 100 тысяч рублей, для него в итоге получать ежемесячно более 30 тысяч станет неплохой прибавкой. Другое дело, что брокер кладет себе в карман комиссию, например, в размере 3,5% (то есть 3,5 тысячи рублей). Правоохранительные органы могут подключиться только на том этапе, когда брокер самостоятельно будет решать, сколько он кладет себе в карман, снижая долю пенсионера, ссылаясь на плохую ситуацию на рынке. Но и в этом случае, если в договоре это окажется прописано, пенсионеру доказать незаконные действия брокера будет почти невозможно.

Общий посыл выступлений двух спикеров заключается в том, что, несмотря на надзорную деятельность прокуратуры и наблюдения Центробанка РФ за подобными проектами, помочь вкладчикам вернуть их средства государство фактически не в силах. А помочь привлечь организаторов проекта к суду можно только с помощью самих потерпевших. Которые, как в случае с Finiko, к сожалению, пока молчат.

Золотое правило. Чему может научиться у Банка России частный инвестор

По итогам 2018 года объем активов под управлением Банка России составил 473,9 миллиарда долларов США. Портфель активов ЦБ РФ отличается хорошим уровнем диверсификации. В него входят государственные и негосударственные долговые ценные бумаги, депозиты, еврооблигации РФ, средства, инвестированные по сделкам обратного репо (приобретение бумаг с обязательством последующей продажи по заранее оговоренной цене), а также чистая позиция России в Международном валютном фонде. Ценные бумаги в составе активов Центробанка — это в основном облигации, выпущенные или гарантированные правительствами иностранных государств. К ним относятся бонды Китая, Франции, Германии, Великобритании, США и Канады.

Перечисленные инструменты номинированы в американских, канадских и австралийских долларах, евро, фунтах стерлингов, швейцарских франках, иенах, юанях и специальных правах заимствования (СДР — расчетная единица, используемая в операциях МВФ). Кроме того, в портфель регулятора входят активы в драгоценных металлах — это монетарное золото, хранящееся на территории России. Всего по итогам 2018 года золотой запас РФ вырос на 270 тонн до 2 077 тонн.

За последний год распределение активов Банка России значительно изменилось

Валютные активы объемом 385,8 миллиарда долларов США и активы в золоте на 85,6 миллиарда долларов входят в состав международных резервов государства.

За последний год распределение активов Банка России значительно изменилось. Так, доля инструментов, номинированных в американских долларах, упала вдвое — с почти 46% до 23%. Одновременно регулятор нарастил активы в евро с 21,7% до 31,7%. Заметно увеличение веса юаня — с 2,8% на 1 января 2018 года до 14,2% на 1 января 2019-го. «К категории «Прочие валюты» отнесены в том числе активы в японских иенах (4%), канадских (2,5%) и австралийских (0,8%) долларах. Остатки на счетах в швейцарских франках были незначительны», — говорится в годовом отчете ЦБ РФ. Доля прочих валют за год выросла почти в два раза — с 4,2% до 7,3%.

Распределение активов Банка России (в % от их рыночной стоимости)

В течение прошлого года также поменялось географическое распределение активов. Оно определяется по месту регистрации юрлиц, выпустивших те или иные ценные бумаги или являющихся контрагентами российского регулятора. Самым заметным стало падение доли американских активов. Они снизились практически втрое — с 29,9% до 9,7% и замещены, прежде всего, китайскими и японскими активами. Объем первых вырос с 2,6% до 14,1%. Доля страны восходящего солнца в географическом распределении поднялась в пять раз: с полутора до 7,5%. Финляндия увеличила вес вдвое, с 0,9% до 1,8%.

Географическое распределение активов Банка России (в %)

Разворот к золоту

Изменение структуры активов в портфеле Центробанка происходит по двум стратегическим направлениям. Во-первых, в прошлом году резко сократились инвестиции России в американский госдолг. Во-вторых, значительно вырос золотой запас РФ.

«Мы проводим политику, чтобы резервы надежно хранились и были диверсифицированы. Оцениваем все риски — финансовые, экономические, геополитические, принимая решение по размещению средств», — объясняла в июне 2018 года в ходе выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, комментируя резкое сокращение вложений в казначейские облигации США.

РФ покинула тридцатку крупнейших держателей US Treasuries и продолжила сокращать эти вложения

За три месяца до этого Россия рекордно урезала инвестиции в американский госдолг. Они упали сразу вдвое — с 96,1 до 48,7 миллиарда долларов. РФ покинула тридцатку крупнейших держателей US Treasuries и продолжила сокращать эти вложения. В августе их объем составил 14 миллиардов долларов. В январе 2019 года — 13,2 миллиарда долларов. Напомним, еще в 2013-м Россия держала в американских гособлигациях более 150 миллиардов долларов.

Одновременно с выходом из US Treasuries ЦБ РФ наращивал золотой запас. Причем российский регулятор в этом отношении не одинок: в 2018 году, согласно отчету World Gold Council, центробанки по всему миру закупили 651,5 тонны драгоценного металла. Это максимальный показатель с 1971 года, когда США отказались от золотого стандарта.

Главное золотохранилище Центробанка

По сравнению с 2017 годом, объемы покупки со стороны мировых регуляторов выросли сразу на 74%. По данным WGC, в прошлом году общий золотой запас государств на Земле приблизился к 34 тысячам тонн. В денежном выражении он составлял около 1,5 триллиона долларов. «Возросшая геополитическая и экономическая напряженность побуждала центральные банки диверсифицировать свои резервы и переориентировать внимание на безопасные и ликвидные активы», — поясняли эксперты организации.

Согласно исследованию, каждый пятый центральный банк будет увеличивать золотой запас в течение 12 месяцев, и ни один из них при этом не собирается его сокращать

Примечательно, что львиную долю спроса на желтый металл со стороны государственных институтов обеспечили Россия и Турция (+270 и +52 тонны соответственно). Оба государства проводят политику дедолларизации. «В соответствии с поручением Президента РФ Владимира Владимировича Путина уже много лет Банк России реализует программу увеличения абсолютной доли золота в золотовалютных резервах. Мы эту программу продолжаем», — говорил в ноябре 2017 года первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган выступал куда более резко. Он говорил, что США объявили ему экономическую войну и призвал население республики, а также другие государства отказаться от доллара.

Читайте так же:
Регулировка водопроводный клапан давления

Процесс наращивания объемов золота в резервах различных стран, скорее всего, продолжится. По крайней мере, об этом свидетельствует опрос регуляторов, проведенный World Gold Council в сентябре 2018 года. Согласно исследованию, каждый пятый центральный банк будет увеличивать золотой запас в течение 12 месяцев, и ни один из них при этом не собирается его сокращать.

US Treasuries

Игра против риска

Как мы видим, регуляторы по всему миру стремятся обезопасить активы и диверсифицировать портфели. Под влиянием различных факторов (в 2018 году одним из важнейших факторов стал геополитический) они перестают делать ставки на одни инструменты и начинают вкладываться в другие. Наблюдается вполне рациональный процесс управления активами, и Банк России в этом отношении мало отличается от любого консервативного частного инвестора, который ищет спокойную гавань, обеспечивающую стабильную доходность при приемлемом уровне рисков.

Риск-менеджмент от ЦБ РФ

В процессе управления активами Банк России учитывает и принимает несколько важных рисков. Метод регулятора вполне может применить и частный инвестор, желающий защитить свои вложения. Вот эти риски:

Валютный. Риск снижения стоимости активов в иностранных валютах из-за изменения их курсов. Уровень приемлемого риска устанавливается целевыми долями или объемами валют в активах и ограничивается величиной допустимого отклонения от них.

Кредитный. Риск неисполнения контрагентом или эмитентом ценных бумаг обязательств перед ЦБ. Он ограничивается требованиями, предъявляемыми к кредитному качеству контрагентов. Иными словами, их рейтингом. Минимальный допустимый рейтинг выпусков ценных бумаг для иностранных эмитентов установлен на уровне «АА-» (от агентств Fitch Ratings и Standard and Poor’s) и «Аа3» (от Moody’s).

Процентный. Риск снижения стоимости активов из-за неблагоприятного изменения процентных ставок. Уровень принимаемого риска определяется дюрацией активов в соответствующей иностранной валюте. Дюрация — чувствительность стоимости того или иного актива к изменению процентной ставки. ЦБ устанавливает минимальное и максимальное значение дюрации для активов в каждой из иностранных валют — это процентное изменение стоимости финансового инструмента к изменению соответствующей ставки на один процентный пункт.

Ликвидности. Риск потерь из-за недостаточности средств для исполнения Банком России обязательств в иностранных валютах. Для его снижения объем ликвидных активов в каждой из валют поддерживается на уровне, который превышает объем обязательств.

Метод регулятора вполне может применить и частный инвестор, желающий защитить свои вложения

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Итак, существует целый комплекс рисков, и их необходимо учитывать при игре на рынке ценных бумаг. Частный инвестор может заниматься этим самостоятельно и выбирать инструменты, исходя из личных потребностей. Но стоит помнить, что управление активами — довольно сложная задача. В случае с мировыми центральными банками речь идет о поиске наиболее ликвидных и надежных вариантов. Поскольку активы регуляторов имеют государственное значение, они пользуются консервативными стратегиями размещения средств. Но когда мы говорим о частном инвесторе, число возможных стратегий значительно увеличивается.

Когда мы говорим о частном инвесторе, число возможных стратегий значительно увеличивается

Здесь на помощь приходят управляющие компании (или УК). Они предлагают клиентам сформировать диверсифицированные портфели, включающие разные классы финансовых инструментов, и индивидуально подобрать наиболее приемлемую стратегию инвестирования. Одна из возможностей, которой могут воспользоваться клиенты управляющих компаний, — паевые инвестиционные фонды. Они позволяют вложиться сразу в несколько видов ценных бумаг, что защищает портфель от колебаний их рыночной стоимости. ПИФы отличаются друг от друга степенью риска и размером потенциальной доходности.

Центральные банки пользуются аккуратными низкорисковыми стратегиями, которые доступны и клиентам УК. Например, Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс — Фонд облигаций» состоит из ликвидных облигаций самых надежных корпоративных эмитентов, преимущественно российских, и номинированных в рублях. Также в портфель включены государственные ценные бумаги РФ. Этот фонд в долгосрочной перспективе показывает хорошие результаты: доходность за последние шесть лет превысила 62% (данные актуальны на 30 апреля 2019 года).

ПИФы позволяют вложиться сразу в несколько видов ценных бумаг, что защищает портфель от колебаний их рыночной стоимости

Для желающих по примеру Банка России инвестировать в драгоценные металлы действует ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс — Золото». Он предусматривает вложения в иностранный биржевой инвестфонд (ETF) SPDR Gold Trust, отражающий динамику цен на золото. В рублях паи фонда за шесть лет подорожали почти на 52%.

Наконец, ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс — Фонд валютных облигаций» позволяет уйти от рисков, связанных с обесцениванием рубля. Средства инвесторов вкладываются в валютные корпоративные и государственные бонды. За шесть лет доходность данного ПИФа в рублях достигла 151%, в американских долларах — 21%. На все паевые инвестиционные фонды распространяется инвестиционный налоговый вычет.

ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс — Фонд облигаций» (прирост стоимости пая на 30.04.2019 за 3 мес.: 1,58%, за 6 мес.: 3,79%, за 1 г.: 4,16%, за 3 г.: 29,71%); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Золото» (прирост стоимости пая на 30.04.2019 за 3 мес.: -5,19%, за 6 мес.: 2,61%, за 1 г.: -1,69%, за 3 г.: -10,12%); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Фонд валютных облигаций» (прирост стоимости пая на 30.04.2019: за 3 мес.: -0,5%, за 6 мес.: 0,82%, за 1 г.: 5,18%, за 3 г.: 11,53%).

  • Facebook
  • Messenger
  • Twitter
  • Pinterest
  • Whatsapp
  • Email

Свежие записи

Контакты

ТКБ Инвестмент Партнерс

О компании

ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) – одна из крупнейших управляющих компаний на российском рынке управления частным и корпоративным капиталом с рейтингом максимальной надежности от ведущего российского рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector