Таблица регулировки газовых форсунок
Диагностика газовых форсунок
В этой статье речь пойдёт о возможных способах диагностики газовых форсунок и их очистки. Если по диагностики бензиновых форсунок информации хватает в интернете, то по газовым форсункам такой информации практически нет, значит будем пытаться восстановить этот пробел.
Диагностика газовых форсунок.
Сама диагностика газовых форсунок в корне отличается от диагностики бензиновых форсунок! Бензиновые форсунки необходимо демонтировать с автомобиля, установить в специальный стенд, проверить количество впрыскиваемого топлива, визуально определить работу распылителей. Для газовых форсунок такой метод не подходит, так как топливо у нас газообразное, соответственно распылителя нет, а проверить количество впрыскиваемого топлива в бытовых условиях не представляется возможным.
Для правильной работы газовых форсунок, время открытия клапана должно быть одинаково, и не требует доказательств. Поэтому существуют способы произвести такие измерения, правда для этого необходимо иметь специализированное оборудование! На этом графике сравниваются четыре газовые форсунки Hana 2001, на котором видно начало открытия клапана газовой форсунки, момент полного открытия форсунки, а также необходимое время. В данном примере форсунки исправны. Есть очень интересный момент по работе этих форсунок. Время открывания исходя из графика составляет 1.8 мс., а вот паспортные данные завода производителя регламентируют этот параметр как 2.8 ms. В общем то повторяемость скоростных газовых форсунок всегда на высоком уровне! Гораздо хуже обстоят дела с дешёвыми форсунками типа Valtek, повторяемость у которых намного хуже, к тому же параметры форсунки сильно зависят от температуры и давления.
На этом графике видно неисправную форсунку Hana 2002. Симптомы поиска неисправностей были такие — огромный расход топлива, тряска на холостых, подергивание, двигатель мог заглохнуть в любой момент. Над форсунками до момента как авто попало ко мне издевались в течении года, мыли форсунки в бензине, растворителе, продували всеми возможными способами, протирали, полировали и т.п.
Время открытия форсунок при 1.5 bar | |||
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
3,51 ms | 6,00 ms | 3,6 ms | 4,2 ms |
Время открытия газовых форсунок сильно отличается от заводского параметра в 2.8 ms, к тому же у всех форсунок оно разное. С такими форсунками автомобиль работать не будет, расход топлива будет огромный, на холостых будет тряска. Такие форсунки лучше поменять, в крайнем случае отремонтировать.
Правила механического монтажа ГБО четвёртого поколения
ВЗУ устанавливается либо в бампере, либо в лючке заправки бензина. Если в бампере, то желательно со стороны нахождения заправочной горловины бензина. В любом случае необходимо обеспечить достаточную жесткость заправочного штуцера. Ведь, газовый заправочный шланг имеет довольно большую массу и может изогнуть или выломать место соединения. Если ВЗУ располагаем в лючке бензина, то необходимо иметь переходник. Следует иметь в виду, что в разных странах, заправочные колонки имеют разные заправочные пистолеты. Поэтому, отправляясь в другие страны, необходимо иметь с собой разные переходники.
Заправочные устройства для метана иногда устанавливают в непосредственной близости от баллона.
Установка баллона
Тип баллона, его литраж и расположение обсуждается с владельцем автомобиля с самого начала. Это определяется его потребностями и удобством пользования. При выборе конкретного баллона следует обратить внимание на внутреннюю чистоту. В баллоне не должно быть ржавчины и других загрязняющих элементов. Вся эта грязь пойдёт по всей газовой цепи и может закупорить систему.
Особое значение необходимо уделить крепежу. Цилиндрический баллон крепится двумя металлическими лентами с резиновыми прокладками. Как правило, в багажном отделении вплотную к задней стенке. Ориентировать баллон нужно так, чтобы иметь удобный доступ к мультиклапану, т.к в некоторых мультиклапанах существует вентиль перекрытия газа.
Выбор тороидального баллона связан с размерами запасного колеса автомобиля. Крепёж существенно проще и заключается в одном мощном винте, как правило, входящем в комплект баллона. Тороидальный баллон имеет несколько преимуществ по сравнению с цилиндрическим. Это прежде всего сохранение всего багажного пространства. Запасное колесо можно либо не возить вообще (если автомобиль эксплуатируется в городе) или располагать его в удобном месте. Часто в комплект тороидального баллона входит ещё и чехол для запасного колеса.
Для джипов и других автомобилей с внешнем расположением запасного колеса, баллон крепится с наружи кузова. В этом случае необходимо максимально укрепить монтаж. Следует предусмотреть весь необходимый крепёж на случай аварии транспортного средства. Также необходимо обеспечить герметизацию мультиклапана и его электрической части.
Установка мультиклапана и датчика уровня газа.
Мультиклапаны бывают двух типов. С электрическим клапаном и без. Лучше применять с электрическим клапаном. В некоторых странах такие мультиклапана ставятся в обязательном порядке. В выборе мультиклапана имеет значение выбор баллона и мощность двигателя. От мощности зависит диаметр подводящей магистрали. Это 6, 8 и даже 10мм. При установке мультиклапана в баллон необходимо убедиться, что поплавок свободно перемещается в пространстве баллона. Это гарантирует не только правильные показания датчика уровня газа в баллоне, но и правильное его заполнение при заправке.
Датчики уровня бывают разных типов, различающиеся как по сопротивлению, так и принципу работы. Это могут быть резистивные, магнитные и оптические. Трёх проводные и двух. Перед установкой следует убедиться, что данный датчик совместим с газовым компьютером. Как правило, в его комплект, он уже входит.
Прокладка газовой магистрали и электрических кабелей
Материал подводящих магистралей (газовые трубки) может быть медным, пластмассовым или стальным. Сталь следует применять только для метановых установок. Пластмассовые трубки всё больше применяются при установке ГБО. Они значительно дешевле, не подвержены коррозии, не требуют дополнительной изоляции. Вместе с тем, из-за их гибкости, требуется большее число крепёжных элементов. Также необходимо обратить внимание на их температурный диапазон в области низких значений. Прокладку и крепёж трубок следует проводить с особой тщательностью, имея ввиду, что врезаясь саморезами, можно повредить внутреннее оборудование автомобиля. Подводя трубку к редуктору, необходимо предусмотреть несколько витков трубки в виде спирали. Это облегчит подключение к редуктору и способствует некоторому подогреву жидкой фазы газа.
Установка и подключение редуктора
Выбор редуктора связан прежде всего с мощностью автомобиля. Наиболее нежелателен выбор редуктора с меньшей рассчитанной мощностью, чем мощность автомобиля. На максимальных режимах давление газа будет падать и это может привести к обеднению смеси. Постоянная эксплуатация автомобиля в таких режимах может привести к прогоранию клапанов. Ставить редуктор с большим запасом по мощности можно, но возможно небольшая нестабильность давления на малых режимах. Кроме того, редукторы большой мощности отбирают большее количество тепла от охлаждающей жидкости, что может привести к недостаточно эффективной работе печки.
Для подвода тепла к редуктору лучше всего использовать обогрев салона. Подключение выполнить параллельно шлангам печки. Очень удобно использовать при этом специальные клещи. Ими зажимаются шланги до и после предполагаемого разреза. Всего нужно четыре таких зажима. Этим способом можно избежать утечки охлаждающей жидкости. На места разрезов ставятся тройники. К ним подключаются патрубки редукторов. Установить редуктор нужно на жесткой опоре и желательно ниже установленным тройникам. Это гарантирует отсутствие воздушных пузырей. Также нужно предусмотреть удобство подхода к регулирующему элементу редуктора. Очень часто приходиться регулировать дифференциальное давление.
Нежелателен постоянный обдув датчика температуры редуктора. Это может привести к искажению показаний температуры. При невозможности избежать обдува, необходимо термоизолировать провода, входящие в сам датчик. Именно по ним происходит искажение температуры.
Вакуумное управление редуктором осуществляется подключением соответствующего штуцера шлангом к впускному коллектору. Точку подключения желательно взять ближе к дроссельной заслонке. Диаметр шланга должен соответствовать штуцеру редуктора. Нежелательно использовать существующую вакуумную систему двигателя. В ней, изменение давления может происходить не сразу. Это приведёт к провалам дифференциального давления при резком увеличении мощности и, соответственно, к его выбросам при снижении. Таким же требованиям следует придерживаться и при подводе вакуума к МАП сенсору.
Врезка штуцеров во впускной коллектор и установка форсунок
С особой тщательностью нужно отнестись к установке штуцеров подвода газа. Эта операция сводится к сверлению отверстий во впускном коллекторе. Главное, чтобы стружка от сверления не попала внутрь коллектора. Лучше вообще, снять коллектор и осуществить сверление. Места сверления должны быть ближе к впускным клапанам. Угол сверления, по отношению к потоку воздуха, у всех цилиндров должен быть одинаковым. Это приведёт к равенству подачи газа в разные цилиндры.
В некоторых случаях, из-за невозможности установки близкого подвода газа, ставятся дополнительные удлинительные трубки внутри коллектора. Эта операция требует больших знаний и умений. Выполняется только на снятом коллекторе.
Вполне допустимо применять проставки газа под бензиновые форсунки. Тогда можно избежать сверления коллектора и всего, что с этим связано. Но не всегда это возможно.
В местах сверления нарезается резьба и вкручиваются штуцера с укрепляющим герметиком. Длина шлангов газа на всех форсунках должна быть минимальной (до 10см) и обязательно равной. Иногда, лучше применять отдельные газовые форсунки, чем сборные в рампы. Форсунки должны быть жестко закреплены на двигателе и расположены в местах, где отсутствуют проходящие потоки воздуха. Это касается и установленного в непосредственной близости датчика температуры газа (крестовины). Ориентировать сами форсунки желательно катушками вертикально вверх. Это уменьшит трение и выработку якоря в форсунке, а также, исключит попадание масляных отложений в канал работы якоря.
Выбор и установка газовых шлангов, шлангов охлаждающей жидкости и вакуумных шлангов
Существуют три типа резиновых газовых шлангов: для газа, для охлаждающей жидкости, для вакуума. Каждый должен применяться по назначению. Монтаж оборудования нужно стараться сделать так, чтобы длины шлангов были минимальными. Необходимо уделить внимание хомутам. Обязательна установка их на всех сочленениях шлангов охлаждающей жидкости, магистрали газа от редуктора до газовых форсунок. Желательно установить хомуты на шланги от форсунок до вкруток в коллектор. Можно обойтись без них на вакуумных шлангах, за исключением турбированных двигателей.
Правила установки МАП сенсора, температурных сенсоров.
Для надёжной и безотказной работы МАП-сенсора его необходимо размещать выше, чем точка подключения крестовины температурного датчика газа. Это исключит попадание в него масляных отложений. Саму крестовину следует располагать ближе к газовым форсункам. Нежелателен обдув её большими потоками воздуха.
Установка ЭБУ, кнопки управления.
Общее правило размещения газовых компьютеров в подкапотном пространстве это разъёмом вниз. Это гарантированно избавит от проблемы попадания воды внутрь блока. Т.к в блоках идёт выделение некоторого количества тепла не следует ставить их в непосредственной близости от нагретых элементов двигателя.
Кнопка управления ставится в любом удобном месте, позволяющем свободно контролировать её состояние
В чем разница жиклеров для баллонного и природного газа
Большинство газовых плит способно работать как от природного, так и от сжиженного газа. Для этого производитель снабжает устройства двумя видами жиклеров. Обычно бытовая техника изначально настроена на присоединение к газовой магистрали. Чтобы переделать ее под баллонный газ, следует поменять форсунки. Если этого не сделать, плита будет некорректно работать, что опасно для пользователей.
Как перевести газовую плиту на баллонный или природный газ
Из центральной системы газоснабжения на кухню поступает природный газ, как правило, NG G20, который подается в устройство под давлением 20 мбар. Для баллонов используют сжиженный газ, наиболее распространен LPG G30. Он поступает в устройство под давлением 50 мбар. Горение газовоздушных смесей не одинаковое из-за различия в составе и давлении. Для выравнивания пламени и предотвращения появления копоти в горелках устанавливают жиклеры определенных размеров.
Жиклер (форсунку или сопло) изготавливают обычно из бронзы или латуни. Он выглядит как болт с резьбой, но только с внутренним отверстием, через которое подается топливо. Чем оно больше, тем больше газа через него поступает. На торце форсунки выбивают цифры, которые обозначают диаметр отверстия в сотых долях миллиметра. Например, число 75 означает, что диаметр отверстия составляет 0,75 мм, а число 115 соответствует диаметру 1,15 мм.
Размер отверстия зависит от типа газа и мощности конфорки. Так как давление у сжиженного и природного газа неодинаковое, для них разработаны разные наборы форсунок. Для баллонного газа используют жиклеры с меньшим диаметром, так как давление его выше, чем у природного.
Каждая горелка (малая, средняя, большая, духовка) имеет свой жиклер, которому соответствует номер, определенный производителем. Чем горелка меньше, тем ниже ее мощность. Для ее работы необходимо меньше газовоздушной смеси, а это значит, что диаметр отверстия должен быть небольшим.
Справка. Жиклеры разных производителей могут различаться формой, конфигурацией и диаметром внешней резьбы.
Замену форсунок производят, если необходимо перевести газовую плиту с природного газа на сжиженный и наоборот. Но это не единственная причина. Жиклеры меняют, если:
- топливо неравномерно горит, и плита при работе коптит;
- пламя шипит и отрывается от конфорки;
- цвет пламени не синий, а желто-белый с красными проблесками.
Эти признаки говорят о том, что в газовой плите стоят неподходящие сопла. Когда техника работает некорректно, рекомендуют заменить не одну форсунку, а весь комплект. При переходе на баллонный газ это даже необходимо.
Отличия форсунок для природного топлива от форсунок для баллонов следующие:
- укороченное тело болта;
- меньше витков резьбы;
- увеличенный диаметр отверстия.
Обычно производители снабжают бытовую технику двумя видами форсунок. Но если их нет или устройство приобреталось давно, жиклеры можно приобрести в магазине или заказать на сайте производителя.
Перед покупкой необходимо определить, какой диаметр отверстия нужен. К выбору форсунок под баллонный или природный газ важно подойти ответственно, так как от этого зависит безопасность пользователей. Когда газ из жиклера идет криво, часть его скапливается под варочной панелью. Это может привести к взрыву. В техническом паспорте к бытовой технике содержатся данные о жиклерах для центрального газоснабжения и баллона. Если он был утерян, его можно найти в интернете, указав марку устройства.
Не рекомендуется самостоятельно переделывать размеры отверстия жиклеров (пытаться их рассверлить или уменьшить). Это опасно.
Соотношение диаметров отверстий (в мм) к различному типу топлива приведены в таблице.
Тип горелки | Тип газа (давление) | |||
NG G20 (20 мбар) | LPG G30 (50 мбар) | NG G25 (20 мбар) | LPG G30 (30 мбар) | |
Маленькая горелка | 0,75 | 0,43 | 0,70 | 0,50 |
Средняя горелка | 0,92 | 0,55 | 0,92 | 0,65 |
Большая горелка | 1,15 | 0,60 | 1,15 | 0,75 |
Горелка духовки | 1,20 | 0,65 | 1,15 | 0,75 |
Горелка гриля | 0,95 | 0,60 | 0,95 | 0,65 |
При переводе плиты на сжиженный газ следует учесть, что не только меняют форсунки, но и устанавливают редуктор. С его помощью регулируют давление поступающего топлива.
В чем принципиальная разница между жиклером для баллонного и природного газа
Основная разница жиклеров для газовой плиты под баллонный газ и природный газ заключается в калибре отверстия. Так как давление сжиженного газа выше, диаметр отверстий меньше.
Необходимые инструменты
Замену жиклеров следует доверить специалистам газовой службы, которые обладают необходимыми знаниями и квалификацией и смогут грамотно отрегулировать подачу газа при переводе на другое топливо. Самостоятельно переделывать газовую плиту не рекомендуется.
Если пользователь решился сменить форсунки своими руками, ему потребуются следующие инструменты:
- крестовая отвертка;
- набор рожковых и накидных ключей.
Как поменять форсунки на газовой плите
Сначала плиту отключают от газа, если она была подключена. После этого действуют по следующему алгоритму:
- Снимают верхнюю крышку газовой плиты, открутив винты, чтобы добраться к горелке.
- Затем находят фиксатор, сжимают его концы и аккуратно достают. После этого с траверса с горелками извлекают наконечники с форсунками.
- Наконечник освобождают из гнезда и снимают с трубки газопровода. Из него извлекают уплотнительное кольцо и надевают на трубку.
- Торцовым ключом против часовой стрелки откручивают жиклеры. На их место устанавливают новые.
- Осуществляют обратный монтаж. От аккуратности обратной сборки зависит, насколько ровно будет гореть конфорка.
Изменить современные модели газовых плит под другое топливо проще. Для получения доступа к горелке в них снимают только решетки с конфорками. Затем извлекают наконечники и ставят новые форсунки.
Замену жиклеров в духовке проводят следующим образом:
- открывают дверцу духовки и нижний отсек устройства;
- вытягивают пол духового отсека;
- откручивают крепления горелки;
- аккуратно, чтобы не сорвать резьбу, выкручивают жиклер (он находится слева в специальном корпусе);
- устанавливают новую форсунку и осуществляют обратную сборку.
Если за время эксплуатации жиклер успел прикипеть, откручивают три винта крепления и убирают левую боковую стенку. Ключом на 17 откручивают гайку и отводят трубопровод в сторону. Затем выкручивают два винта, которыми корпус форсунки крепится к стене. Прикипевшую резьбу обрабатывают WD-40 или керосином и откручивают жиклер. На его место устанавливают новый и монтируют духовку в обратной последовательности.
После замены жиклеров плиту подсоединяют к баллону или центральному газоснабжению, используя гибкую подводку. Если технику подключают к газовой магистрали, один конец шланга присоединяют к газовой трубе через сантехнический сгон или штуцер. На резьбу сгона предварительно намывают подмотку по часовой стрелке. В гайку шланга вставляют уплотнительное кольцо. Части соединяют и затягивают с помощью газового ключа. Другой конец гибкой подводки подсоединяют к резьбе выхода плиты, используя при креплении лен или фум-ленту.
Если устройство требуется подключить к баллону, один конец гибкого шланга присоединяют к патрубку плиты через штуцер и закрепляют червячным хомутом. Другой конец крепят к редуктору и также стягивают хомутом. Редуктор подсоединяют к баллону, используя паронитовые прокладки; при этом он должен располагаться горизонтально. Крепеж затягивают с помощью рожкового ключа.
Затем проверяют герметичность подключения. Мыльным раствором промазывают все соединения и пускают газ. Если мыло не пенится, значит, утечек нет. После этого по очереди зажигают газ в горелках. Пламя синего цвета без желтых и красных оттенков свидетельствует о том, что работа сделана правильно.
Меры безопасности при использовании плиты с баллонным газом
Газ – это источник повышенной опасности, поэтому следует соблюдать правила безопасности и меры предосторожности:
- газовую плиту устанавливают в хорошо вентилируемом помещении;
- баллон располагают на улице в железном ящике;
- при появлении запаха газа помещение проветривают и отключают все электроприборы;
- во время готовки огонь регулируют, чтобы он не выходил за пределы посуды, во избежание образования угарного газа;
- шланги и редуктор периодически осматривают;
- включенную газовую плиту не оставляют без присмотра.
Заключение
Жиклеры отвечают за равномерную подачу газовоздушной смеси к горелке. Если они подобраны неправильно, плита начинает коптить, а пламя – гаснуть во время работы, что может привести к аварийным ситуациям. Чтобы этого избежать, производят замену форсунок. Это процесс рекомендуется доверить специалистам, которые сделают все быстро и качественно. При самостоятельной замене важно соблюдать правила безопасности и меры предосторожности.
Форсунки ГБО
При появлении первых впрысковых газовых систем были созданы и первые газовые форсунки. В то «тёмное» время разработчики слабо представляли себе, какие нюансы необходимо учитывать при создании газовых инжекторов. Поэтому эволюция газовых инжекторов шла по пути проб и ошибок.
При первом опыте производства ГБО 4-го поколения (система FAST COM) фирма Lovato использовала форсунки компании Матрикс. Данные инжекторы и по сей день являются одними из самых быстрых, но как выяснилось, при работе с газом среднего качества, не обладают достаточным ресурсом. В итоге — полностью выходили из строя через 50 000 — 60 000км.
В связи с этим, инженеры Ловато начали разработку собственных инжекторов. Основной целью при их проектировании была выбрана устойчивость к плохому качеству газа и повышение ресурса работы. Так появились форсунки Lovato LP.
Форсунки Lovato LP
По современным меркам Lovato LP были средними по скорости, но вполне способными работать на большинстве современных автомобилей. Невысокая скорость компенсировалась отличной сбалансированностью всей системы ГБО Lovato 4-го поколения.
Главным преимуществом газовых форсунок Ловато является огромный ресурс работы. Нередко автомобили пробегают более 500 000 км без замены или ремонта инжекторов. Со временем появилась модификация форсунок LP — а именно версия Lovato JP — с возможностью проведения их сервисного обслуживания.
Модульность конструкции газовых форсунок Lovato
- Четыре отдельных форсунки (4*1) — для спортивных автомобилей и для автомобилей со сложным впускным коллектором;
- Две рампы по две форсунки (2*2) — для оппозитных двигателей или двигателей с большим объемом;
- Одна рампа с 4 форсунками (1*4) — для обычных автомобилей. Данная комбинация упрощает монтаж и ускоряет процесс установки ГБО.
В процессе эволюции автомобилей, с появлением новых технологий подачи бензина, таких как довпрыски, созрела необходимость создания очень быстрых инжекторов. Так появилась линейка KP.
Форсунки Lovato KP
Газовые форсунки Lovato KP обладают отличными скоростными характеристиками, что позволяет их устанавливать даже на автомобили с непосредственным впрыском топлива – «Direct Injection Cars».
Инжекторы Ловато KP так же собираются по модульному принципу, а за счёт своего небольшого размера позволяют разместить их максимально близко к бензиновым инжекторам.
Дополнительные преимущества форсунок Lovato
Крайне важным моментом преимущественного выбора форсунок Ловато является уникальность технологий, заключенных в системе газового оборудования от Lovato в целом. Электроника Ловато знает с каким оборудованием она работает и оптимизирует взаимодействие газового редуктора и форсунок.
Во всех блоках управления Lovato (ЭБУ) тщательно прописана математика работы всех выпускаемых Lovato инжекторов, что позволяет свести к минимуму количество регулировок и ошибок в настройке после монтажа ГБО. Также неявным, но весьма значительным, преимуществом форсунок Ловато является широкая дилерская и сервисная сеть. В любом регионе и городе Вы легко найдете сервисный центр, готовый осуществить гарантийное и послегарантийное обслуживание форсунок Lovato.