Sheloil.ru

Шелл Оил
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

По мере разогрева двигателя в процессе его работы происходит различное удлинение деталей привода и клапанной группы. В ре­зультате может нарушиться плотная посадка клапана в седле, что отрицательно повлияет на показатели двигателя и техническое со­стояние клапана. Поэтому для нормальной работы двигателя меж­ду деталями клапанной группы в холодном состоянии предусмат­ривают тепловой зазор, значение которого зависит от температур­ного режима работы двигателя, конструкции ГРМ и материалов деталей привода и двигателя. В связи с этим для каждого конкрет­ного двигателя тепловые зазоры устанавливают, исходя из опыт­ных данных.

Тепловой зазор, мм, можно оценить соотношением

Тепловые зазоры на холодном двигателе у автомобилей КАЗ, ГАЗ и ЗИЛ между коромыслом и клапаном (впускным и выпус­кным) должны быть в пределах 0,25. 0,3 мм, а у автомобиля ВАЗ-21213 между кулачком и рычагом привода клапана — 0,15 мм (для впускных клапанов) и 0,2 мм (для выпускных).

Чтобы отрегулировать зазоры в клапанном механизме восьми­цилиндрового V-образного двигателя автомобиля ЗИЛ-431410, поршень первого цилиндра в конце такта сжатия нужно устано­вить в в.м.т. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала долж­но находиться под меткой в.м.т. на датчике ограничителя макси­мальной частоты вращения коленчатого вала.

В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов: впускного и выпускного у первого цилиндра; выпускного у чет­вертого, второго и пятого цилиндров; впускного у третьего, седь­мого и восьмого цилиндров. У остальных клапанов зазоры регули­руют после поворота коленчатого вала на угол 360*.

Все регулировки выполняют на холодном двигателе с помощью болта, расположенного в коротком плече коромысла (в автомоби­лях КАЗ, ГАЗ, ЗИЛ).

При работе двигателей автомобилей ГАЗ вследствие неравно­мерной температуры различных деталей зазор может несколько увеличиться по сравнению с установленным. Поэтому на некото­рых режимах работы двигателя иногда прослушивается стук кла­панов, который со временем может то пропадать, то возникать вновь. Такой маловыделяющийся стук не опасен, и уменьшать за­зор между клапаном и коромыслом в этом случае не следует. Если же на прогретом двигателе стук клапана слышен непрерывно (это чаще наблюдается у клапанов, расположенных по краям головок), то у этих клапанов разрешается уменьшить зазор так, чтобы на хо­лодном двигателе он был в пределе 0,15. 0,2 мм.

Наиболее заметный внешний признак неисправности ГРМ — стук в зоне расположения клапанов, распределительных зубчатых колес и распределительного вала.

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к обгоранию клапанов, преждевременному износу дета­лей клапанной группы, коромысел, опорных поверхностей толка­телей и кулачков распределительного вала, а также к осевому пе­ремещению этого вала.

Тепловые зазоры в клапанах изменяются вследствие их нагре­ва, изнашивания и нарушения регулировок. Когда зазор увеличен, клапаны открываются не полностью, в результате чего ухудшают­ся наполнение цилиндров свежим зарядом и очистка их от про­дуктов сгорания, а также повышаются ударные нагрузки на детали клапанного механизма.

При недостаточном зазоре клапаны неплотно садятся в седла (полностью не закрываются), вследствие чего происходят утечка газов, образование нагара с обгоранием рабочих поверхностей седла и клапана. В процессе сжатия из-за неплотной посадки кла­панов рабочая смесь может попадать в выпускной газопровод, а в процессе расширения газы, имеющие высокую температуру, могут прорываться во впускной газопровод, вследствие чего в газопро­водах возможны хлопки или вспышки. Это является признаком неплотной посадки клапанов.

Причиной нарушения плотности посадки клапанов кроме из­менения тепловых зазоров могут быть зависание стержней клапа­нов в направляющих втулках, нагар или повреждения на фасках клапанов и седлах гнезд, потеря упругости или поломка клапан­ных пружин. При полном разрушении клапанных пружин у двига­телей с верхними подвесными клапанами (все рассматриваемые здесь двигатели имеют именно такой клапанный механизм) про­исходит рассоединение клапана с пружиной («рассухаривание»), после чего клапан падает в цилиндр.

В результате всех неисправностей уменьшается мощность дви­гателя, увеличивается расход топлива, нарушаются фазы газорасп­ределения.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Назначение системы питания: очистка воздуха и топлива, приго­товление из них горючей смеси определенного состава, подача ее (или раздельно воздуха и топлива) в камеру сгорания, а также отвод из цилиндров отработавших газов. В соответствии с этим в си­стеме питания можно выделить следующие составляющие: систе­ма подготовки воздуха, топливная система, система глушения отработавших газов.

Исходя из этого назначения, система питания должна обес­печить: дозирование топлива (подачу нужного количества), ка­чественное приготовление смеси, своевременную подачу топ­лива или смеси. Мощность, экономичность двигателя и токсич­ность отработавших газов зависят от полного и быстрого сгорания топлива. Во многом это определяется работой системы пи­тания.

Состав смеси. Для полного сгорания 1 кг топлива необходимо около 15 кг воздуха (точнее, 14,4 кг для бензина и 14,8 кг для ди­зельного топлива), а для 1 г топлива — 15 г воздуха (обозначим l). В цилиндр двигателя за один цикл при полной нагрузке (в зависи­мости от объема цилиндра и режима работы) подается 40. 80 мг топлива. Это количество называют цикловой подачей топлива qt. Следовательно, для сгорания цикловой подачи требуется воздуха qв=lo·qt=15(40. 80)мг. Эту величину называют цикловой подачей воздуха.

Состав смеси оценивают по коэффициенту избытка воздуха α, представляющему собой отношение количества воздуха GВ д, по­ступившего в цилиндр, к теоретически необходимому количеству воздуха Gвт:

Теоретически необходимое количество воздуха — это количе­ство воздуха, необходимое для полного сгорания поступившего в цилиндр топлива.

Предыдущее уравнение можно записать в следующем виде:

По составу смесь бывает нормальная (α = 1), бедная (α> 1), бога­тая (α< 1), обедненная (α = 1,1. 1,15) и обогащенная (α = 0,8. 0,9). В бензиновых двигателях при α < 0,4 и α > 1,6 смесь не воспламе­няется. Дизели работают на бедных смесях (α= 1,4. 2).

Обычно выделяют пять режимов работы двигателя: основной, перегрузки, холостого хода, пуск, ускорение (при разгоне и обго­не). На каждом из этих режимов работы двигателю требуются кон­кретная мощность и смесь разного состава. Изменяя количество топлива при неизменной подаче воздуха (в дизелях) или соотно­шение количеств топлива и воздуха (в бензиновых с впрыскивани­ем топлива и карбюраторных), можно получать разный состав смеси — это качественное регулирование. Изменение количества смеси одного состава (в бензиновых и карбюраторных) называют количественным регулированием.

Читайте так же:
Регулировка тормоза заднего шимано на велосипеде

Дозирование топлива. Мощность двигателя зависит от количе­ства топлива (цикловой подачи), сгораемого в цилиндрах в рабо­чем цикле, и частоты вращения коленчатого вала. Так как для вы­полнения каждого вида работы автомобиля требуется различная мощность двигателя, то возникает необходимость изменения цик­ловой подачи. Каждому режиму нагрузки должна соответствовать точная цикловая подача топлива. Это означает, что в системе пита­ния должно быть предусмотрено регулирование подачи в процессе работы машины.

Необходимо также обеспечить равномерность подачи топлива по цилиндрам. В бензиновых двигателях топливо подается в ци­линдр в процессе впуска, а в дизелях впрыскивается форсункой в самом конце процесса сжатия. От момента начала впрыскивания топлива зависят показатели дизеля, так же как от момента зажига­ния смеси — показатели бензинового двигателя.

Угол поворота коленчатого вала до в.м.т., при котором подает­ся искра (начинается впрыскивание топлива), называют углом опе­режения зажигания (впрыскивания) θ.

Согласно результатам испытаний у каждого двигателя на любом режиме работы есть оптимальный угол опережения зажигания (впрыскивания) θОПТ (рис. 6.1), при котором мощность максималь­на, а удельный расход топлива минимален. Поэтому в системе пи­тания должны быть предусмотрены устройства для регулировки угла опережения зажигания (впрыскивания).

Классификация систем питания.В дизелях системы питания де­лят по следующим признакам:

по способу движения топлива — тупиковые и с циркуляцией топ­лива;

типу механизма подачи — с объединенными насосом и форсун­кой (насос-форсунка) и разделенными насосом и форсункой;

В двигателях с искровым зажиганием системы питания бывают карбюраторные и с впрыскиванием бензина.

Компоновка топливных системпоказана на рисунке. В дизе­лях (схемы 1, 2) и двигателях с впрыскиванием бензина (схема 4) очистка топлива двухступенчатая: топливо проходит через фильт­ры грубой и тонкой очистки (ФГО и ФТО). ТННД в дизелях пода­ет топлива в 1,5. 2 раза больше, а в двигателях с впрыскиванием бензина — в 5. 10 раз больше, чем может быть использовано. По­этому часть топлива после ТНВД возвращается в бак или поступа­ет в ТННД (система с циркуляцией топлива). Перепуск неисполь­зованного топлива через бак и фильтры позволяет за час работы несколько раз очистить весь запас топлива в баке.

В дизелях, скомпонованных по схеме 2, ТНВД объединен с форсункой, и это устройство названо насосом-форсункой. У дизе­лей бак, ФГО, ТННД и ФТО составляют часть низкого давления системы питания. ТНВД и форсунки — часть высокого давления.

Схема регулировки теплового зазора двигателя

1. Назначение и величина тепловых зазоров между клапанами и коромыслами. Как проверить и отрегулировать зазоры.

Тепловой зазор это зазор между торцом клапана и коромыслом (ЗИЛ-130), между коромыслом и кулачком (ВАЗ-2101) или между регулировочными прокладками и кулачком (ВАЗ-2110). Если на холодном двигателе нет этого зазора, то при прогреве двигателя стержень клапана удлинится. Удлинится вверх, клапан не может, в этом случае он упирается в коромысло, и клапан удлиняется вниз. Тарелка клапана идет вниз и клапан приоткрывается. Образовавшаяся кольцевая щель снижает компрессию — двигатель теряет мощность. Через эту щель прорываются раскаленные газы и сжигают тонкую кромку тарелки, что еще больше снижает мощность двигателя. В итоге, тарелка клапана сгорает — клапан прогорел. Для предотвращения этого на холодном двигателе заранее устанавливают зазор между клапаном и коромыслом, на более современных двигателях между регулировочными прокладками и кулачком. При прогреве двигателя клапан удлинится и выберет этот — тепловой зазор . Поэтому холодный двигатель издает характерный шум — стучат клапана. После прогрева двигателя шум пропадает.
В связи с этим прогревать двигатель надо при небольших оборотах, чтобы сила удара коромысла по клапану была как можно меньше.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

При такте «ВПУСК» кулачек впускного клапана, своим выступом, набегает на коромысло оно поворачивается давит на впускной клапан и он идет вниз, сжимая пружину, и соединяет цилиндр с впускным коллектором.
Когда закончится такт «ВПУСК» выступ кулачка сойдет с коромысла пружины поднимут клапан и он закроет цилиндр, отсоеденит его от впускного коллектора.
При такте «ВЫПУСК» кулачек выпускного клапана, своим выступом, набегает на коромысло оно поворачивается давит на выпускной клапан и он идет вниз, сжимая пружину, и соединяет цилиндр с выпускным коллектором.
Когда закончится такт «ВЫПУСК» выступ кулачка сойдет с коромысла пружины поднимут клапан и он закроет цилиндр, отсоединит его от выпускного коллектора

РЕГУЛИРОВКИ

Тепловой зазор

Зазор между клапаном и коромыслом — задается регулировочным винтом. Теплой зазор проверяется на холодном двигателе.
Если он меньше нормы то на прогретом двигателе клапан удлинится и верхней частью стержня упрется в коромысло и дальнейшее удлинение клапана будет вниз. В этом случае тарелка клапана уходит вниз и клапан приоткроется. Компрессия уменьшится. Прорывающиеся раскаленные газы вызовут обгорание краев тарелки клапана — клапан сгорел.

ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВКИ

1. Подвести поршень соответствующего цилиндра к ВМТ в конце такта «Сжатие».

2. Вставить щуп между торцом клапана и коромысла.

3. Ослабить контргайку регулировочного винта.

4. Поворачивая регулировочный винт добиться, чтобы щуп ходил с усилием без заеданий.

5. Контргайкой зафиксировать регулировочный винт.

6. Часто бывает, что после затяжки гайки зазор увеличивается — щуп ходит свободно. Происходит это потому что гайка вытягивает винт вверх. Поэтому заранее заворачиваем регулировочный винт на 3°-5° больше нормы.

2. Основные неисправности АКБ, признаки, причины и способы устранения неисправности.

Производственные дефекты

Разрушение электрода от короткого замыкания в результате повреждения
сепаратора при сборке.

Низкие сепараторы-конверты, приводящие к короткому замыканию.

Не полностью формированная активная масса электрода.

Электрод без осыпавшейся активной массы.

Читайте так же:
Регулировка тормозов на фиат мареа

Производственные дефекты батарей, их признаки и возможные причины возникновения

Разрыв электрической цепи внутри АКБ

Напряжение на выводах батареи есть, но стартер не вращается

Разрушение мостиков* между банками. Плохая сварка полюсных клемм и т. п.

Короткое замыкание между положительными и отрицательными электродами (пластинами)

В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде зарядным устройством дефектная банка не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение

Повреждение сепаратора или неправильное его размещение в процессе сборки (фото 5). Низкое качество материала сепаратора или отклонение его размеров от допустимых (фото 6). Перекос электродов

Недоформованная активная масса электродов (фото 7)

Полностью заряженная батарея не может обеспечить более двух – трех пусков двигателя, а при заряде и разряде интенсивно «кипит»

Нарушена операция формования – процесс заряда электродов

Отрыв электродов (пластин) от соединительных мостиков

При работе стартера электролит в такой банке «кипит». При бездействии батареи плотность электролита не снижается

Если гарантийный срок не истек и есть подозрение, что неисправность батареи появилась по вине производителя, необходимо обратиться в специализированную мастерскую. При этом надо иметь кассовый или товарный чек, а также гарантийный талон с датой продажи и наименованием организации-продавца. К тому же обязательно, чтобы в нем были указаны характеристики батареи на момент продажи — плотность электролита, напряжение на выводах без нагрузки и т. д. Это поможет проведению экспертизы.

В мастерской должны установить причину неработоспособности АКБ или снижения ее характеристик. Результаты исследования батареи заносят в гарантийный талон, и если дефект производственный — АКБ подлежит замене на новую.

Эксплуатационные дефекты

Возникают в результате небрежной эксплуатации батареи на автомобиле. Основные нарушения — не осуществляется контроль за уровнем электролита и состоянием электрооборудования. Дефекты, приведенные в табл. 4, делают батарею практически непригодной к дальнейшему применению. Исключение составляет только оплывание активной массы электродов, да и то лишь в начальной стадии. Поскольку значительное образование шлама (оплывшей активной массы) приводит к оголению решеток пластин и потере работоспособности АКБ при включении стартера.

Фото 9.
Разрушение корпуса из-за замерзания электролита сильно разряженной батареи.

Фото 10.
Разрушение корпуса из-за взрыва смеси кислорода и водорода при уровне электролита ниже электродов.

Фото 11.
Коррозия (полная) решетки положительного электрода.

Фото 12.
Разрушение и спекание сепараторов-конвертов из-за длительной эксплуатации с низким уровнем электролита.

Таблица 4. Эксплуатационные дефекты АКБ, их признаки и возможные причины возникновения.

Сильное окисление полюсных клемм

Напряжение на выводах батареи есть, а стартер не крутится. Клеммы греются

Не проводилась очистка полюсных клемм

Оплывание активной массы – оголение решеток электродов (фото 8)

Темный цвет электролита. Быстрое снижение напряжения батареи при работе стартера

Длительная эксплуатация батареи с низкими степенью заряженности и уровнем электролита. Вибрация незакрепленной батареи

Замерзание электролита при отрицательных температурах

Вздутие стенок корпуса или его разрушение (фото 9).

Очень низкие степень заряженности (табл. 7) и плотность электролита из-за глубокого разряда АКБ

Взрыв смеси кислорода и водорода (гремучего газа)

Трещины на крышке и стенках или полное разрушение корпуса (фото 10)

Уровень электролита ниже верхних кромок электродов приводит к накоплению гремучего газа, который взрывается при малейшем искрении

Коррозия (полная) решеток положительных электродов (фото 11)

Батарея плохо заряжается*. Быстрое снижение напряжения батареи при работе стартера

Постоянный перезаряд из-за большого напряжения (более 14,6 В). Интенсивная эксплуатация автомобиля (более 60 тыс км. в год)

Короткое замыкание между электродами

В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде дефектная банка не выделяет газ и не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение

Большое количество оплывшей активной массы**. Разрушение сепараторов из-за низкого уровня электролита (фото 12).

Причины эксплуатационных дефектов:
Низкая степень заряженности (менее 75 %) может являться результатом:

• слабого натяжения ремня привода генератора;
• неисправности генератора и регулятора напряжения. При работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В;
• неисправности стартера, приводящие к увеличению силы тока, которую он потребляет, или повторению попыток пуска двигателя;
• окисление клемм соединений силовых проводов, что ухудшает работу стартера или заряд батареи;
• постоянное использование при стоянии в пробке мощных потребителей электроэнергии (например, обогревателя заднего стекла). Генератор не всегда может обеспечить их работу на холостых оборотах двигателя, поэтому АКБ разряжается;
• регулярные многократные прокручивания коленвала двигателя (неудачные попытки пуска) при последующем кратковременном движении. Генератор не успевает достаточно зарядить батарею.

Уровень электролита будет ниже нормы, если: • своевременно не проводить контроль его уровня. В жаркую погоду желательно производить проверку чаще, поскольку высокая температура способствует быстрому испарению воды;
• на выводы батареи подается напряжение более 14,6 В из-за неисправности регулятора напряжения.
При интенсивной эксплуатации автомобиля в режиме «такси» (более 60 тыс. км в год) необходимо как можно чаще (через 3–4 тыс. км пробега) проверять уровень электролита. Также желательно, чтобы напряжение на клеммах АКБ находилось в пределах 13,8 –13,9 В.

3. Назначение, устройство, работа и регулировка сцепления

Сцепление автомобиля служит для кратковременного разъединения коленчатого вала двигателя от коробки передач и их плавного соединения, которые необходимы при переключении передач и трогании автомобиля с места.

На легковых и грузовых автомобилях наиболее распространено однодисковое сцепление фрикционного типа. Сцепление состоит из механизма и привода выключения. Механизм сцепления собран на маховике двигателя, а привод — на невращающихся деталях, установленных на раме или кузове автомобиля.

Схема фрикционного сцепления:
1 — маховик двигателя, 2 — ведомый диск, 3 — нажимный диск, 4 — пружины, 5 — вилка, 6 — тяга,
7 — педаль, 8 — ведущий вал, 9 — возвратная пружина, 10 — муфта, 11 — отжимные рычаги, 12 — кожух

Основными деталями механизма сцепления являются ведомый диск, установленный на шлицы ведущего вала коробки передач, нажимный диск с пружинами, размещенными на кожухе, который жестко прикреплен к маховику. На кожухе сцепления установлены на шаровых опорах отжимные рычаги, соединенные шарнирно с нажимным диском.

Читайте так же:
Регулировка предохранительного клапана насоса дозатора мтз

Привод выключения сцепления состоит из муфты с выжимным подшипником и возвратной пружиной, вилки, тяги и педали.

При отпущенной педали сцепления ведомый диск зажат пружинами между маховиком и нажимным диском. Такое состояние сцепления называется включенным, так как при работе двигателя крутящий момент от маховика и нажимного диска передается за счет сил трения на ведомый диск и дальше на ведущий вал коробки передач. Если нажать на педаль сцепления, тяга перемещается и поворачивает вилку относительно места ее крепления. Свободный конец вилки давит на муфту, в результате чего она перемещается к маховику и нажимает на рычаги, которые отодвигают нажимный диск. При этом ведомый диск освобождается от сжимающего усилия, отходит от маховика и сцепление выключается.

4. Роль водителя в повышении производительности труда и снижения себестоимости автомобильных перевозок.

Снижение себестоимости перевозок представляет собой важней­шую народнохозяйственную задачу. Для решения этой задачи прежде всего необходимо повышение производительности труда, рост ко­торой должен опережать рост заработной платы.
Большое значение для снижения себестоимости перевозок имеет также уменьшение затрат на содержание подвижного состава, что может быть достигнуто экономией топлива, шин, повышением ка­чества и снижением трудоемкости технического обслуживания и ре­монта, увеличением пробегов и сроков службы автомобилей. Важ­ная роль в этом принадлежит шоферам.

5. В чем опасность отравления отработанными газами. Меры предупреждения и оказания помощи при отравлении.

Отравление выхлопными газами может обернуться смертью даже в том случае, если в вашем автомобиле имеется каталитический нейтрализатор. В отработавших газах присутствует угарный газ (оксид углерода, который не имеет запаха и цвета). Мы советуем вам не включать без особой надобности двигатель в гараже, где нет системы принудительной вентиляции.

Если же это очень необходимо, то следует пускать двигатель лишь на короткое время, а при этом использовать шланг, надетый на выпускную трубу и выходящий на улицу. Все соединения в этой системе должны быть максимально надежными.

То же самое касается и системы выпуска газов внутри автомобиля – все должно быть предельно герметично. В противном случае угарный газ может попасть в салон автомобиля.

6. Проверить напряжение и степень заряженности АКБ нагрузочной вилкой.

Схема регулировки клапанов ямз 238

Тепловые зазоры дифференциальных клапанов на ЯМЗ 238 требуются для герметичной посадки поршней на седло, при расширении элементов привода во время функционирования силового агрегата. Правильный размер люфта – залог нормальной работы двигателя. Если тепловой зазор увеличен либо уменьшен, то это станет причиной сбоя в работе агрегата.

Прежде, чем проводить манипуляции с клапанами на ЯМЗ 238, важно разобраться, как устроен ГРМ. Его особенности:

  • верхнеклапанная компоновка;
  • распределительный вал находится снизу развала блока;
  • соединение поршня и вала системой «роликовый толкатель-штанга-коромысло»;
  • присутствует подналадочное устройство передающего рычага.

Люфт клапанов у мотора 238 от «Ярославского моторного завода» варьируется в рамках 0.25 – 0.30 мм. Однако вероятны изменения при повторном анализе после вращения коленчатого вала в границах 0.25 – 0.35 мм. Такая погрешность считается допустимой.

Причины настройки люфта клапанов коленчатого механизма

Все элементы силового агрегата ЯМЗ 238 подвергаются нагреванию, а значит, и расширению. Процедура регулирования выполняется именно в этот момент для обеспечения плотного прилегания клапана к седлу.

Во время проведения работ следует учесть два главных момента:

  • большой зазор клапанов на ЯМЗ становится причиной неисправной работы камер сгорания, за счет этого активнее изнашиваются основные элементы ГРМ;
  • слишком маленький проем не может обеспечить полную герметичность соединений, это становится причиной ухудшения параметров силового агрегата и возникновения прогара.

Измерение зазоров тепловых компенсаторов

Как говорилось ранее, зазоры на ЯМЗ варьируются в рамках 0.25 – 0.30 мм. Если эти значения расходятся с нормой, то потребуется провести настройку.

Однако изначально определяется величина зазора. А максимально точное определение данного размера проводится исключительно в момент сжатия:

  • заострить внимание на цилиндре №1 и слева направо крутить коленвал до полного закрытия впускного клапана;
  • затем повернуть коленвал еще на 1/3 оборота.

Справка! Определить номер цилиндра можно так:

  • смотрите на вентилятор двигателя;
  • ближний с левой стороны – первый, а с правой – пятый;
  • последующая нумерация идет последовательно: крайний слева – четвертый, а справа – восьмой.

Вращать коленчатый вал можно несколькими способами. Простой – спереди. Используя накидной ключ вращать за фиксатор шкива.

Если проводить манипуляции сзади, то применяя вороток, выполнять действие за маховик.

Руководство по регулированию поршней на ЯМЗ 238

Прежде чем проводить регулировку, следует подготовить двигатель. Для этого необходимо остудить мотор до 30 °C, и прекратить подачу горючего.

Кроме того, следует зажать передающие рычаги коромысла:

  • выпускные элементы цилиндров с первого по четвертый справа зафиксировать к торцу оси, а впускные – к упорной шайбе;
  • остальные прижимаются наоборот.

Дальнейшая самостоятельная работа заключается в следующем:

  1. Отсоединить фиксаторы, и извлечь клапанные крышки ЯМЗ 238.
  2. Оценить степень затяжки болтов, норма – 120 – 150 Нм.
  3. Вращая коленвал слева направо нужно поймать момент полного поднимания впускного поршня цилиндра.
  4. Используя стержень, оценить люфт между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного поршня первого цилиндра.
  5. Для настройки люфтов открутить гайку регулировочного винта, вмонтировать стержень и, поворачивая шуруп отверткой, подобрать люфт в рамках 0.25 – 0.30 мм.
  6. Затянуть гайку и оценить размеры люфта. Если все выполнено грамотно, то стержень толщиной 0,25 мм должен спокойно входить, а с размерами в 0,30 мм – с усилием.

Справка! Для настройки люфтов системы поршней остальных цилиндров вращать коленвал следует в том же направлении до окончательного закрытия впускного поршня, а затем еще на треть оборота. Настройку проводить так же, как указано ранее, но последовательность следующая: 5-4-2-6-3-7-8.

Читайте так же:
Бензиновый генератор регулировка зажигания

Кроме того, строго придерживаться установленных значений не нужно. Допустимый разброс возможен в рамках 0.20 – 0.35 мм.

Как только настройка люфта будет завершена, следует активировать мотор и проанализировать его работу. Стуки в системе клапанов должны отсутствовать.

Если посторонние звуки присутствуют, то необходимо остановить работу мотора, а настройку люфтов повторить. В конце стоит оценить поврежденность прокладок клапанных крышек ЯМЗ 238 и вернуть все на свои места.

Заключение

Еще раз пройдемся по основным моментам.

  1. Прокручивать коленчатый вал можно несколькими способами.
  2. Оценивать величину зазора можно щупом.
  3. Регулировать величину с помощью вращения винта.
  4. Порядок настройки: 5-4-2-6-3-7-8.
  5. Возможен разброс значений люфта в рамках 0.2 – 0.35 мм.
  6. Возникновение стуков – повод для повторной регулировки.

Такие простые манипуляции помогут правильным образом отрегулировать тепловые зазоры. Главное грамотно измерить люфт с помощью щупа и последовательно проводить все манипуляции. Кроме того, исправные головки цилиндров с клапанами ЯМЗ 238д 1003009 обеспечивают бесперебойную и надежную работу автомобиля

Кроме того, можно ознакомиться с видеороликом, в котором подробно рассказывается и показывается данная процедура.

РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах

0,25-0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала должны укладываться в пределы 0,20-0,40 мм.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или менее чем через 15 минут после его остановки.

При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:

– на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов – к торцу оси, впускных клапанов – к стопорному кольцу;

Рис. 15. Привод топливного насоса высокого давления:
1 – корпус топливного насоса высокого давления; 2 – муфта опережения впрыскивания; 3, 8 – пластины; 4 – болт крепления пластин к ведомой полумуфте; 5 – ведущая полумуфта; 6 – указатель начала подачи топлива; 7 – болт крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 9 – гайка болта крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 10 – центрирующая пластина; 11 – фланец полумуфты с пластинами; 12 – стяжной болт; 13 – ведомая полумуфта; 14 – болт крепления ведомой полумуфты; а – выступ-метка на фланец полумуфты; б – совмещение меток на указатели и муфте опережения впрыскивания.

– на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов – к стопорному кольцу, впускных клапанов -к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

1. Выключить подачу топлива.

2. Отвернуть болты крепления крышек головок

цилиндров и снять крышки.

3. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120 – 150 Нм (12 – 15 кгсм).

4. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т.е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра закрыты.

5. Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25 – 0,30 мм.

6. Для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта (рис. 16), вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор (рис. 17). Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм – с усилием.

7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/4-1/3 оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производить, как указано в п.п. 5 и 6.

Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров:

для двигателя ЯМЗ-236М2: для двигателя ЯМЗ-238М2:

8. После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов остановить двигатель и вновь проверить зазоры.

9. Установить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

С регулировкой клапанов на двигателе ЯМЗ-238, встречается основная масса водителей МАЗов. Только те, кто обслуживает свой автомобиль исключительно на станциях технического обслуживания, избегают этой операции.

По регулировке клапанов, написано довольно много рекомендаций и наставлений: от самых простых и незамысловатых до музыкальных. Профессиональные мотористы, регулируют клапана на слух по стуку, который происходит при выборе свободного зазора. Есть также люди, которые регулируют клапана на глаз.

Справедливости ради, стоит отметить, что такие варианты регулировки, если применяет их настоящий специалист, дают хорошие результаты при выставлении зазоров. Однако, описывать подобные методы я не буду, т.к. такими способностями не обладаю, а потому пользуюсь щупом.

1. Инструмент требующийся для регулировки клапанов

2. Причины регулировки клапанов

Когда же следует регулировать клапана? Сразу приходит на ум стук в механизме газораспределения. Понятно, что с такими симптомами в первую очередь проверяют тепловые зазоры и регулируют их.

Стоит также произвести регулировку, если после ремонта пройдена первая тысяча километров или если осуществлялась протяжка головки блока.

Нужно следить за пробегом автомобиля и состоянием всего механизма газораспределения. В случае необходимости, регулировать зазоры клапанов через 10-20 тыс. км и всегда помнить, что увеличенные тепловые зазоры ведут к увеличению расхода топлива.

Читайте так же:
Прибор для регулировки угла опережения зажигания

3. Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238

Теперь, опишу сам порядок регулировки, который у меня выработался. Первым делом, ставим машину на ровное чистое место и достаем инструмент. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов.

Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда берем газовый ключ или большой рожковый ключ. Мне при такой проблеме, хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55, который шел в комплекте инструмента на автомобиль.

Далее, берем накидной ключ на 30 с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если клапана на машине регулируются в первый раз, то берем с собой еще и трехгранный напильник.

Ищем метку впрыска 1-го цилиндра на шкиве коленчатого вала и на передней части шкива обращенной к радиатору, запиливаем риску напротив метки 1-го цилиндра.

Затем, делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, а также под 90 градусов к первым двум меткам, ставим еще две метки. Таким образом, мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов.

Теперь, приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов и это место на передней плите, следует отчеркнуть хотя бы мелом, т.к. оно еще пригодится.

Вылазим из под машины и проверяем не зажаты ли клапана 1-го цилиндра. Также, убедиться в этом можно по метке топливного насоса, тогда станет понятно, точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск находится на 1-ом цилиндре.

Сначала, я тоже так делал и если оказывалось, что впрыск на 6-ом цилиндре, то опять залазил под машину, прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с 1-го цилиндра в порядке работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8.

Отрегулировав оба клапана на 1-ом цилиндре, залазим под машину и прокручиваем коленвал так, чтобы вторая риска на шкиве оказалась напротив метки впрыска 1-го цилиндра на блоке. Таким образом, мы повернули коленвал ровно на 90 градусов и можно переходить на левый ряд цилиндров и регулировать следующий по порядку 5-ый цилиндр.

Затем, опять лезем под двигатель, крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана 4-го цилиндра на правой стороне двигателя. Далее, просто повторяем процесс для всех оставшихся цилиндров в соответствии с порядком работы мотора.

4. Альтернативный метод регулировки клапанов

Парочку раз отрегулировав клапана на двигателе ЯМЗ-238 подобным образом, меня посетила простая мысль и я сократил прокручивание коленвала до точки впрыска 1-го цилиндра.

С этого момента, для меня стало важно просто выставить заводскую метку на шкиве в момент впрыска, после чего, я проверял клапана 1-го цилиндра и если они не были зажаты, то регулировал их, а дальше шел по порядку 1-5-4-2-6-3-7-8. Если же клапана 1-го цилиндра были зажаты, то я начинал регулировку клапанов с 6-го цилиндра, а дальше придерживался порядка 6-3-7-8-1-5-4-2.

Такая мелочь, позволяла лишний раз не залазить под машину и не смотреть на привод топливного насоса, а облегчить процесс регулировки клапанов и немного сократить требующееся на это время.

Кто-то привык регулировать клапана по закрытию одного из них, кто-то регулирует сразу два цилиндра вместе. Спорить о том, какой способ лучше, я не буду. Лично мне, понравился именно порядок регулировки приведенный выше, поэтому им и пользовался.

Регулировка теплового зазора клапанов двигателя автомобиля: зачем, когда и где

Не надо быть автомехаником со стажем, чтобы услышать в шуме мотора посторонние посторонний звуки, напоминающие цоканье, стук. Особенно хорошо это слышно при запуске холодного двигателя. Даже если не обращать на это внимание («на горячую» такие звуки пропадают), то уж точно напрягут автолюбителя высокий расход топлива и масла, ощутимое снижение мощности, «выстрелы» в глушителе, налет на свечах. Вывод: пора ехать на СТО. Регулировка клапанов — процедура, на первый взгляд, не самая важная, но влияющая на работу двигателя внутреннего сгорания (ДВС), его эффективность и долговечность.

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя требует точности и своевременности. Профессионалы советуют проверять зазоры каждые 20-25 тысяч километров, а регулировать – от 50 тысяч км. Сами зазоры определяются с помощью набора щупов с шагом 0,05 мм. Величина зазора зависит от конкретной модели авто, двигателя. Определять «на глазок» нельзя ни в коем случае. Тем более, речь идет об очень малых величинах – десятых долях миллиметров.

Самостоятельное решение таких задач требует и профессиональной подготовки и специальных наборов инструментов (микрометра, набора шайб и т.д.). А еще важно помнить, что зазоры регулируются парами, при этом нужно проворачивать на 180 градусов коленвал.

Регулировка теплового зазора клапанов двигателя автомобиля: зачем, когда и где

Слишком большие зазоры – меньшее зло. Самое неприятное – дополнительный шум при работе ДВС. В перспективе же «светит» износ и выход из строя самих клапанов (особенно в режиме постоянных высоких нагрузок), нарушение газораспределительных фаз, снижение «тяги». Малые зазоры (или их отсутствие!) грозят большими проблемами, вплоть до обгорания клапанов (отработанным газам некуда удаляться), выхода из строя ГРМ (газораспределительного механизма), а то и блока цилиндров. Следствие – капремонт двигателя.

Всем ли автомобилям необходима такая процедура? Нет, все зависит от производителя авто. Если двигатель оснащен гидрокомпенсаторами, зазоры клапанов регулируются автоматически, при любой температуре ДВС. Но поломка гидравлических толкателей (гидрокомпенсаторов) «лечится» только их заменой.

Регулировка теплового зазора клапанов двигателя автомобиля: зачем, когда и где

Ни на что не намекаем, но лучше доверить регулировку клапанов автомеханикам. На сайте компании «Arven Auto» — максимум информации по регулировке тепловых зазоров клапанов. Нюансов предостаточно: начиная от типа регулировки до вариантов замены или шлифовки деталей.

Только опытный мастер оценит состояние двигателя. Начать же стоит с онлайн-консультации. Закажите обратный звонок, получите ответы на вопросы и (если есть необходимость) приезжайте на автосервис. Качество здесь гарантируют.

Регулировка теплового зазора клапанов двигателя автомобиля: зачем, когда и где

* Все используемые изображения и видео являются собственностью правообладателей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector