Sheloil.ru

Шелл Оил
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель 2С, 2С-Т Устройство, регулировка, техническое обслуживание и ремонт

Двигатель 2С, 2С-Т Устройство, регулировка, техническое обслуживание и ремонт

Номер двигателя выбит на блоке цилиндров, место расположения номера показано на соответствующем рисунке стрелкой.

1. Пользуйтесь чехлами на крылья, сиденья и напольными, ковриками, чтобы предохранить автомобиль от загрязнения и повреждений.

2. При разборке укладывайте детали в соответствующем порядке, чтобы облегчить последующую сборку.

3. Соблюдайте следующие правила:

а) Перед выполнением работ с электрооборудованием отсоедините кабель от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

б) Если необходимо отсоединить аккумуляторную батарею для контрольной проверки или проведения ремонтных работ, обязательно в первую очередь отсоединяйте кабель от отрицательной (-) клеммы, которая соединена с кузовом автомобиля.

в) При проведении сварочных работ, следует отсоединить аккумуляторную батарею и разъемы электронного блока управления.

4. Проверить надежность и правильность крепления соединительных муфт и штуцеров шлангов и разъемов проводов.

5. Детали, не подлежащие повторному применению.

а) Обязательно заменяйте разводные шплинты, уплотнительные прокладки, уплотнительные кольца, масляные уплотнения и т.д. на новые.

б) Детали, не подлежащие повторному использованию, помечены на рисунках значком » • «.

6. Перед проведением работ в покрасочной камере, следует отсоединить и снять с автомобиля аккумуляторную батарею и электронный блок управления.

7. В случае необходимости нужно наносить на уплотнительные прокладки герметизирующий состав, чтобы предотвратить возникновение утечек.

8. Тщательно соблюдайте все технические условия в отношении величин момента затяжки резьбовых соединений. Обязательно следует пользоваться динамометрическим ключом.

9. В зависимости от характера производимого ремонта может потребоваться применение специальных материалов и специального инструмента для технического обслуживания и ремонта.

10. При замене перегоревших предохранителей нужно проследить, чтобы новый плавкий предохранитель был рассчитан на соответствующую силу тока.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ превышать это номинальное значение тока или вставлять предохранитель более низкого номинала.

11. При поддомкрачивании автомобиля и установке его на опоры должны соблюдаться соответствующие меры предосторожности. Нужно проследить за тем, чтобы поднятие автомобиля и установка под него опор производились в предназначенных для этого местах.

а) Если автомобиль должен быть поддомкрачен только спереди или сзади, нужно проследить, чтобы колеса противоположной оси были надежно заблокированы с целью обеспечения безопасности.

б) Сразу же после поддомкрачивания автомобиля нужно обязательно установить его на подставки. Крайне опасно производить какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одном домкрате.

1. Снимите воздушный фильтр.

2. Проверьте и при необходимости очистите воздушный фильтр.

а) Проверьте, не слишком ли загрязнен или замаслен фильтр, а также его целостность. Замените при необходимости.

б) Продуйте фильтрующий элемент сжатым воздухом (сначала с внутренней, а потом с наружной стороны).

3. Установите воздушный фильтр.

Примечание: проводите проверку и регулировку на холодном двигателе.

1.Снимите крышку головки цилиндров с прокладкой.

2.Измерьте тепловой зазор в клапанах.

а) Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. — Проверните коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала и указателя на корпусе масляного насоса.

Проверьте, что толкатели клапанов первого цилиндра свободны, а четвертого зажаты.

Если эти условия не выполняются,

поверните коленчатый вал на один

б) Отрегулируйте зазоры в клапанах, отмеченных на рисунке.

Измерьте зазоры только тех клапанов, которые указаны на рисунке.

— Запишите результаты измерений, которые не соответствуют техническим условиям. Данные измерений потребуются позже при выборе нужных регулировочных шайб (в моем случае определенный для каждой шайбы размер «снимался» на заводе).

Тепловые зазоры в клапанах

(измеряются на холодном двигателе):

впускные клапаны . 0,20-0,30 мм

выпускные клапаны. 0,25 — 0,35 мм

в) Поверните коленчатый вал на 360° и отрегулируйте остальные клапаны.

5. Регулировка тепловых зазоров в клапанах.

Примечание: одновременно регулируются клапаны одного цилиндра.

а) Поверните коленчатый вал так, чтобы выступ кулачка впускного клапана данного цилиндра занял вертикальное положение.

б) Поверните выемки фиксаторов регулировочных шайб толкателей так, чтобы к ним был доступ маленькой отверткой.

в) Отожмите толкатели клапанов.

г) Используя небольшую отвертку и магнитный стержень, выньте регулировочные шайбы.

2 — магнитный стержень.

д) Измерьте микрометром толщину вынутой регулировочной шайбы. Подсчитайте толщину новой регулировочной шайбы таким образом, чтобы расчетный зазор удовлетворял приведенным в технических условиях значениям:

Т. толщина снятой шайбы;

А. измеренный зазор.

N . толщина новой шайбы

впускной клапан

. N = Т + [А — 0,25 мм]

выпускной клапан

. Л/=Т+ [А- 0,30 мм]

Подберите регулировочную шайбу толщиной, наиболее близкой к расчетной. Примечание: регулировочные шайбы бывают 25 размеров, от 2,20 мм до 3,40 мм с шагом 0,05 мм. Толщина отштамповывается на шайбе.

е) Снимите специальное приспособление.

ж) Снова проверьте зазор в клапанах.

з) В случае необходимости отрегулируйте зазоры в клапанах других цилиндров.

6. Установите крышку головки цилиндров.

Читайте так же:
Регулировка стоек передних на логане

Составные части форсунки. 1- стяжная гайка форсунки; 2- проставка; 3- пружина; 4- корпус форсунки; 5- регулировочная шайба; 6- толкатель; 7- корпус и игла распылителя

2- гайка крепления дренажного трубопровода;

3 — дренажный трубопровод;

4 — шланг возврата топлива в бак;

5-уплотнительная шайба распылителя форсунки;

6 — уплотнительная шайба форсунки;

7 — топливопроводы высокого давления.

1. Снимите клеммеры топливопроводов высокого давления. Отсоедините топливопроводы от форсунок и ТНВД.

2. Открутите гайки крепления дренажного трубопровода и снимите его вместе с уплотнительными прокладками.

3. Снимите форсунки (пользуйтесь высокой инструментальной головкой) и разложите их в порядке установки по цилиндрам.

4. Извлеките уплотнения форсунок и распылителя из головки.

По форсункам хочу добавить. Ездил, горя не знал. Вдруг, — резкая потеря мощности, на холостых оборотах двигатель сильно троит. Скорость больше 60 трудно развить, результаты Stall-теста на автомате — 1600 оборотов на тахометре. Сильно стал дымить, турбина перестала нормально раскручиваться. Виной тому оказалась заклинившая форсунка. Поехал на сервис в Мираж. Сняли ее, на стендзакрепили, давай проверять, качают давление, — а она не открывается. Разобрали ее, почистили, опрессовали, — тот же эффект (на совесть заклинила), не хочет работать. При осмотре можно заметить большую выработку нижней части форсунки (не тронутой осталось поверхность под уплотнительной шайбой), обусловленной большим содержанием серы в топливе, которая под воздействием влаги и температуры просто съедает металл. Там по месту из ведра со старыми форсунками собрали мне рабочую, проверили — нормальное облако при 135 бар. Все установили, движку — как подменили, ровненько работает, отлично развиваетобороты, турбинка включилась. Вот как много зависит от форсунки. Так что имейте в виду, пропала тяга, троит, — проверьте топливную систему, как результат, забитые фильтры, сеточка на клапане отсечки, и конечно — форсунки.

1 — подвод топлива от ТНВД

2 — канал для «обратки» избытка топлива

Форсунки проверяют на общую герметичность, герметичность распылителя, подвижность иглы распылителя, давление начала открытия иглы распылителя, форму струи распыленного топлива и наличие газовой эрозии распылителя и другие показатели работоспособности. Поручите проверку квалифицированным специалистам (у нас в Благовещенске это МИРАЖ (очень большое количество стендов для проверки двигателей, ТНВД, форсунок и т.д.) и ГРАНД МОТОРС).

Давление начала подъема иглы распылителя, бар

при проверке
при регулировке

1. Заменяйте распылитель только на предписанный заводом-изготовителем.

2. Затяните гайку крепления распылителя моментом 37 Н-м.

Внимание: приложение большего момента затяжки приведет к деформации распылителя и выходу его из строя.

3. Тщательно прочистите гнезда под форсунку в головке блока. Установите новые уплотнительные шайбы в гнездо головки блока цилиндров. Установите форсунки, затяните их моментом 64 Н.м.

Внимание: превышение момента затяжки не допускается.

4. Установите новые алюминиевые (со старыми система может подсасывать воздух) уплотнительные шайбы дренажного трубопровода и сам трубопровод, затяните гайки крепления моментом 29 Н.м. Соедините дренажный трубопровод со шлангом возврата топлива в бак.

5. Установите топливопроводы высокого давления, начиная от ближнего к блоку, не подгибайте топливопроводы без необходимости. Затяните гайки крепления топливопроводов моментом 29 Н-м. Превышение момента затяжки приведет к течам топлива.

6. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии течей топлива.

7. Отрегулируйте обороты холостого хода (при необходимости).

Регулируем переключение передач в АКПП тросиком дроссельной заслонки (обычно называют его тросиком КИК-дауна). У многих владельцев АКПП на микроавтобусе наблюдается такой деффект. Со временем, у кого-то в жару, у кого-то после пройденных 80-90 км Автоматическая коробка, даже порой при плавном разгоне на ровном месте скидывает с OVERDRIVE-а на 3 скорость. Порой так происходит несколько раз, что утомляет водителя и начинает его раздражать и отвлекать, периодически заставляя «играть» педалью акселератора.

Регулятор на топливном насосе высокого давления (ТНВД)

1. Тросик дроссельной заслонки, идущий к АКПП 2. фиксация оболочки его двумя гайками к хомуту крепления к ТНВД

А причина кроется в изношенном, или требующем регулирования тросике дроссельной заслонки (идет с регулятора ТНВД до автоматической коробки передач), дающего информацию АКПП о степени нажатия на педаль. Порой тросик «притирается» или выпадает из заделки в металлический хомут (что приводит к уменьшению длины свободного хода его) и уже не отвечает требованиям при автоматическом переключении.

Принцип действия таков, что при полностью вытянутом тросике дроссельной заслонки происходит переключение на пониженную передачу (например с 4-ой на 3-ю, с 3-ей на 2-ю, со 2-й на 1-ю). Так как кулачок дроссельной заслонки при полностью вытянутом тросике открывает масляный клапан. Если полностью его выдвинуть — можно ехать как на первой — без переключений.

Расскажем, как же его отрегулировать: Ослабляем гайки фиксации оболочки тросика (2) и закрепляем его таким образом, чтобы выступающий конец тросика не был натянут (немного провисал и полностью вытягивался из оболочки только при положении максимальных оборотов регулятора). Фиксируем и проверяем на трассе в скоростном режиме. Если требуется еще ослабить — подбираем экспериментальным путем. Аналогичные действия произвел на своем авто, добился хороших результатов, переключается обратно только при подъемах затяжных, а так же на интенсивном обгоне (с черным дымком)…

Читайте так же:
Регулировка инжектора дэу нексия

Дополнение к статье прислал нам

Дмитрий Артюховский

Меняя длину тросика положения дроссельной заслонки Вы фактически управляете масляным редуктором, формирующим управляющее коробкой давление. Тросиком кик-дауна он становиться только при полностью выжатой педали газа.Меняя длину тросика можно задавать режимы работы коробки: более плавный — эконом, — удлиняя его, либо более резкий — спортивный, — при укорачивании. На новых коробках стоят подобные переключатели, а на наших — следует выбирать золотую середину, иначе мощность двигателя используется не эффективно. При выборе высокой передаче дизельный двигатель работает с низкими оборотами и очень медленно разгоняется — дизеля не приемисты. Они хорошо держат набранные обороты, но разгоняются медленно. Поэтому весь набор скорости идет на низких передачах, повышающая передача для плавного движения! Обсуждаемая проблема — скидывание передачи при увеличении нагрузки. Педаль полностью не выжата — это не кик-даун, следовательно, это нормальная реакция коробки на нагрузку. Однако, она может казаться ненормальной, если возникают какие-либо проблемы с маслом.

1.Низкий уровень масла — насос захватывает воздух вместе с маслом и получившаяся эмульсия не обладает требуемыми свойствами на сжатие, а клапанный механизм считает, что идет большая перегрузка и понижает передачу.ачу.

2. Высокий уровень — за масло цепляют венчики шестерен коробки и пенят его, эффект аналогичный.

3. Забитый масляный фильтр — масло не попадает в насос — насос цепляет воздух — см. выше. Дополнительным признаком является резкое повышение уровня масла на щупе. Т.е. машину заводят, меряют уровень масла и едут. При появлении эффекта сброса передач — меряют снова. Как правило, измеренный уровень много выше уровня прогретого масла. Машина постояла на холостых оборотах, уровень снова замеряют и он снижается до нормального уровня прогретого масла!

Наверное, есть и еще внешние неисправности. Но они все диагностируются как низкое давление в основной масляной магистрали.

Наши коробки в принципе считаются неубиваемыми, поэтому можно попробовать промыть фильтр и радоваться езде на новой машине. Единственная проблема это аккуратность сборки, т.к. масляные трубки в поддоне сидят на плотной посадке, но нигде это не написано. И будучи однажды снятой, она легко ставится на место — но не держит давление! Нужно развернуть их на десяточку и плотно установить на место.

Еще возможен перегрев масла. Когда в июле температура в Москве переваливала за +30 машина больше 110 не ехала никакими силами. Масляный радиатор снаружи чистый, внутри не знаю — лень. а как температура упала до +25 все ОК.

2.2. Проверка и регулировка зазоров клапанов ГРМ

Порядок выполнения работы
а) проверка зазоров:
· Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
· Отсоедините шланги вентиляции картера от крышки распредвалов;
· Отверните болты и снимите защиту жгута проводов с правой стороны крышки распредвалов;
· Освободите провода высокого напряжения из зажимов и отключите их от свечных наконечников;
· Освободите на правой стороне крышки распредвалов жгут проводов (отключив его от генератора и от датчика давления масла), отпустите все прочие держатели проводов и тросов;
· Отверните колпачковые гайки, удалите шайбы и снимите крышку распредвалов;
На шкиве коленчатого вала имеется вырез, а на нижней крышке привода газораспределения имеются метки, нанесенные с шагом 5 0 (рис. 2.2.1.). Совмещение выреза в шкиве с меткой «О 0 » указывает на то, что поршни в цилиндрах 1 и 4 находятся в ВМТ.

Рис.2.2.1 Установочные метки на шкиве коленчатого вала и нижней крышке механизма привода распределительных валов
· С помощью гаечного ключа или торцевой головки с рычагом вращайте коленчатый вал за гайку крепления шкива по часовой стрелке до совмещения выреза в шкиве с меткой «О 0 «.

Примечание: следует иметь в виду, что для доступа к шкиву придется демонтировать из-под двигателя брызговик. Кроме того, выверните все свечи — это облегчит проворачивание коленчатого вала двигателя;
В этом положении коленчатого вала два поршня — 1 и 4 находятся в верхней мертвой точке, причем только один из них — в такте сжатия.
· Проверьте, находится ли отверстие в ременном шкиве распределительного вала напротив метки на крышке подшипника (рис.2.2.2). Если нет, то нужно еще раз повернуть коленчатый вал на полный оборот (360°), только тогда поршень 1-го цилиндра будет в такте сжатия.
· Проверьте плоским щупом зазоры между регулировочной шайбой (дистанционный вкладыш) толкателя и кулачками соответствующих распределительных валов следующих клапанов:
впускные клапаны цилиндра №1, №2; выпускные клапаны цилиндра №1, №3.

Читайте так же:
Регулировки коробки урала мото


Рис.2.2.2 Проверка соответствия положения распредвала ВМТ с использованием металлического стержня

Примечание: щуп должен проходить с трением между поверхностями кулачка и толкателя.
· Запишите величину зазора, если она неправильна.
· Поверните распределительный вал снова на полный оборот (360°) и приведите канавку на шкиве распределительного вала так, чтобы она была напротив метки «О» на нижней крышке распределителя.
· Далее проверьте таким же образом зазоры между кулачками валов и толкателями следующих клапанов: впускные клапаны цилиндра №3, №4; выпускные клапаны цилиндра № 2, №4.
Запишите величину зазора, если она неправильна.

б) регулировка:
Внимание: Перед установкой регулировочных шайб впускных клапанов необходимо демонтировать впускной распределительный вал. Осевой зазор впускного распределительного вала очень мал, поэтому при снятии распределительный вал следует держать в точно горизонтальном положении. Установка регулировочных шайб выпускных клапанов производится без демонтажа выпускного распределительного вала.
Демонтаж впускного распределительного вала выполняется следующим образом:
· Поворачивайте коленчатый вал, пока отверстие во вспомогательном зубчатом колесе не окажется наверху, тогда впускные кулачки 1 и 3 вдавливают втулки толкателя одновременно на одинаковое расстояние.
· Удалите два болта и крышку подшипника №1.
Примечание: зубчатое колесо на впускном распределительном валу состоит из двух частей — ведущего зубчатого колеса, которое неподвижно соединено с распределительном валом, и так называемого вспомогательного зубчатого колеса. Между обоими зубчатыми колесами имеется пружинная шайба, обеспечивающая осевое напряжение. Чтобы разобрать распределительный вал нужно устранить это напряжение, прижав шпильками М6 длиной 20мм через технологические отверстия вспомогательное зубчатое колесо к ведущему зубчатому колесу, вследствие чего пружина будет зажата между ними.
· Ослабляйте болты крышек подшипников поочередно, удалите крышки подшипников № 1,2,4, при этом болты крышки №3 следует до конца не выворачивать, а оставить их на месте ввернутыми на несколько ниток.
· Затем отверните до конца болты крышки №3, снимите крышку и поднимите выпускной вал, следя за тем, чтобы он не повредил головку цилиндров;
Внимание: Очень важно отпускать болты постепенно, иначе из-за перекосов можно повредить посадочные поверхности вала или головки цилиндров!
· Удалите регулировочные пластины клапанов с отклонениями от нормативного клапанного зазора.
· Измерьте микрометром толщину удаляемой регулировочной пластины (шайбы);
· Определите толщину установочной пластины, необходимой для достижения предписанного клапанного зазора, с помощью следующей формулы: N=T+(A — 0,20 мм) , где:
Т — толщина использованной регулировочной пластины;
А — замеренный клапанный зазор;
N — толщина новой установочной пластины.
Внимание: Выбирайте установочную пластинку с толщиной, как можно более близкой к полученному значению. Установочные пластины имеются в 16 размерах, повышающихся на 0,05 мм от 2,55 до 3,30 мм.
· Поместите новую установочную пластинку на толкатель клапана.
· Установите распределительный вал после замены всех пластинок следующим образом:
поворачивайте шкив коленчатого вала, пока установочный штифт на шкиве ременной передачи выпускного распределительного вала не окажется выше края головки цилиндра;
· Нанесите универсальную смазку на все осевые соприкасающиеся поверхности впускного распределительного вала.
· Приведите установочные метки зубчатых колес на впускном и выпускном распределительных валах напротив друг друга и дайте зубчатым колесам зацепить друг друга.
Внимание: Не пользуйтесь метками нижней мертвой точки (Н.М.Т.).
В этом положении впускные кулачки №1 и №3 одновременно вдавливают втулки толкателя на одинаковое расстояние.
· Поместите четыре крышки подшипников в их первоначальное положение; стрелки должны быть обращены на зубчатые колеса, а поверхность прилегания крышки правого подшипника распределительного вала к головке цилиндра смажьте герметиком.
· Нанесите немного моторного масла на резьбу и под головку болтов крышек подшипников. Поставьте на место болты и затягивайте их равномерно в установленной последовательности с нормативным моментом (табл. 2.2.1).
· Удалите шпильку из вспомогательного зубчатого колеса и поставьте крышку подшипника №1 так, чтобы стрелка была направлена вперед к шестерне.
· Толкайте назад вспомогательное зубчатое колесо отверткой между зубчатым колесом и головкой блока цилиндров, если крышка подшипника плохо пригнана. Нанесите немного моторного масла на резьбу и под головки болтов и затяните их поочередно и равномерно.
· Снова проверьте клапанный зазор с выпускными клапанами, действуйте следующим образом:
· Поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока кулачок на распределительном валу регулируемого клапана не будет обращен вверх.
· Поверните паз на втулке толкателя к передней стороне автомобиля.
· Прижмите регулировочным инструментом SST09248-55020(А) толкатель вниз и поместите вспомогательную деталь инструмента (В) от впускной стороны (но при заднем клапане 3 — от выпускной стороны) под небольшим углом между толкателем и распределительным валом (рис.2.2.3).

Читайте так же:
Регулировка заднего замка на логане

Рис.2.2.3. Удалите регулировочные пластины (дистанционные шайбы) с помощью специального регулировочного инструмента SST09248-55020(А) и прилагаемой вспомогательной детали (В)
· Удалите регулировочную пластину с помощью небольшой отвертки и магнита;
· Определите толщину регулировочной пластины, необходимую для достижения требующегося клапанного зазора с помощью следующей формулы: N = Т+(А — 30 мм) , где:
Т — толщина использовавшейся установочной пластинки
А — замеренный клапанный зазор
N — толщина новой установочной пластинки
· Поставьте новую установочную пластинку на толкатель клапана.
· Прижмите толкатель клапана вниз и удалите вспомогательную деталь (В).
· Вновь проверьте клапанный зазор.
· Удалите все остатки уплотнений и поставьте на головку блока цилиндров силиконовое уплотнение
· Поместите уплотнение на крышку головки блока цилиндра и установите крышку головки блока цилиндров с уплотнительными кольцам и гайками на головку блока цилиндров.
· Присоедините шланг вентиляции картера двигателя и провода свечей зажигания.
· Поместите жгут электропроводки и предохранительный кожух на крышку головки блока цилиндров, подключите проводку генератора и подключите минусовую клемму аккумулятора.

Регулировка тепловых зазоров в клапанах двигателя 1MZ-FE

2. Проверните распределительный вал так, чтобы вершина кулачка была направлена вверх. Расположите толкатель клапана, как показано на рисунке.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Применяйте специальный инструмент 09248-05410 (А) и 09248-05420 (В).

3. Используя специальный инструмент (А), прижмите толкатель и разместите специальный инструмент (В) между распределительным валом и толкателем. Снимите специальный инструмент (А). Вставляйте специальный инструмент (В) под небольшим углом и следите за тем, чтобы маркировки на специальном инструменте располагались, как показано на рисунке.

Примечание:

Если специальный инструмент (В) вставлен слишком глубоко, регулировочная шайба может заклинить его. Для предотвращения этого вставляйте его со стороны впускных клапанов под небольшим углом.

4. Снимите регулировочную шайбу с помощью маленькой отвертки и магнитного стержня.

  • 1 – специальный инструмент (В);
  • 2 – магнитный стержень.

5. Используя микрометр, измерьте толщину снятой регулировочной шайбы и определите размер новой регулировочной шайбы.

6. Вычислите толщину новой регулировочной шайбы так, чтобы тепловой зазор в клапанах находился в пределах указанных значений:

  • толщина снятой регулировочной шайбы – Т;
  • измеренный тепловой зазор клапанах – А;
  • толщина новой регулировочной шайбы – N.

11MZ-FE:

  • впускной – N = Т + (А – 0,2 мм);
  • выпускной – N = Т + (А – 0,3 мм).

7. Подберите новую регулировочную шайбу с толщиной, макимально приближенной к расчетному значению.

8. Установите новую регулировочную шайбу в толкатель так, чтобы выбитый номер на шайбе был обращен вниз. Используя специальный инструмент (А), прижмите толкатель и снимите специальный инструмент (В).

9. Еще раз проверьте зазор в приводе клапанов. Удалите старый уплотнительный материал и нанесите герметик на головку блока цилиндров, в местах, показанных на рисунке.

Места нанесения герметика

10. Установите крышки головок блока цилиндров.

11. Установите и заверните свечи зажигания.

12. Установите катушки зажигания.

13. Установите верхнюю часть впускного коллектора в сборе.

Фотоотчет: Регулировка клапанов на китайском скутере (139QMB, 157QMJ)

Во время работы четырехтактного двигателя воздушного охлаждения (такие двигатели стоят на большинстве китайских скутеров и мотоциклов) головка блока цилиндров (далее ГБЦ) может нагреваться до 260 градусов. Это конечно не рабочая температура, но пиковая зачастую бывает именно такой.

Клапана, которые находятся непосредственно в самой ГБЦ нагреваются точно также как и головка с той лишь разницей, что впускной клапан греется чуть меньше так как он охлаждается рабочей смесью, а она представляет из-себя обычный атмосферный воздух насыщенный парами бензина, а выпускной клапан греется намного больше. Так как через выпускной клапан проходит поток отработанных газов температура которых может достигать 600 градусов.

Проблема в том, что металлические детали при нагревании расширяются. Клапана не исключение: во время работы клапан нагревается и становиться немного длиннее. А когда клапан становится длиннее он попросту упирается в механизм газораспределения и немного приоткрывается, вернее не закрывается до конца (зажат) из-за чего газы под большим давлением просачиваясь через неплотности оплавляют рабочие кромки клапана и его гнезда.

Кромки прогоревших клапанов выглядят примерно так.

Прогорают кстати не только клапана, но и гнезда в которых они сидят

А так выглядят рабочие кромки клапанов и седел после ремонта.

Как видите, регулировать то, что уже давно давно прогорело нет особого смысла. Прогоревший клапан держать компрессию уже не будет. И если вы обнаружите, что один из клапанов был зажат, то смело снимайте головку, притирайте клапана иначе толку не будет.

Зазоры

Перед вами камера сгорания двигателя обычного китайского скутера.

Читайте так же:
Регулировка клапанов мото 150

Во время работы двигателя клапана нагреваются до значительных величин. И чтобы компенсировать коэффициент расширения клапана и всего ГРМ в целом между клапаном и механизмом его открывания существует небольшой зазор. Именуемый тепловым.

В нашем случае зазор, который мы будем регулировать находится между клапаном и регулировочным болтом коромысла. Подкручивая регулировочный болт в нужных пределах мы сможем регулировать тепловой зазор на столько настолько это нам нужно.

Но не стоит забывать, что зазор не должен быть очень большим — иначе механизм будет работать с ударной нагрузкой и быстро выйдет из строя. И очень маленьким: клапан нагреется, упрется в коромысло и прогорит.

Подготовка

Из вышесказанного вы наверное уяснили, что тепловой зазор существует для того, чтобы скомпенсировать тепловое расширение деталей ГРМ. Из этого следует самое главное правило: регулировать тепловой зазор можно только на холодном двигателе. Если вы начнете регулировать тепловой на горячею, то попросту увеличите его так как изначальный зазор уйдет на расширение. И когда двигатель остынет — зазор отрегулированный таким образом увеличится вдвое. Надеюсь это понятно.

Инструменты

  • Маленькие плоскогубцы или специальный ключ
  • Рожковый ключ на 9
  • Торцовый ключ на 14 или головка
  • Торцовый ключ на 8
  • Набор измерительных щупов желательно с шагом 0,02 мм

Освобождаем доступ к ГБЦ: в зависимости от модели скутера снимаем капот либо подседельную емкость. Отыскиваем там крышку клапанов, отворачиваем четыре болтика на 8 и снимаем ее с двигателя.

Крышка клапанов выглядит вот так. В моем случае, чтобы к ней добраться пришлось снять капот, седло и подседельную емкость.

С правой стороны двигателя есть кожух генератора — снимаем его. Если лень снимать — вынимаем из него только заглушку. Заглушка находится в верхней части корпуса и снимается при помощи обычной отвертки. Через заглушку мы будем контролировать положение меток на роторе.

Вставляем в центр кожуха генератора торцовый ключ на 14 и крутим двигатель (по часовой стрелке) покуда метка «Т» (от английского «Top» — значит верх, в нашем случае положение поршня в ВМТ) на роторе генератора не станет ровно напротив уступа.

После того как метка на генераторе совпадет с уступом на картере двигателя — проверяем в каком положении стал распределительный вал. Распределительный вал должен стать в положение, когда оба клапана будут закрыты. И становится он в это положение каждый второй оборот коленчатого вала так как вращается он в два раза медленнее.

Правильное положение распределительного вала определяется по его звездочке. Звездочка должна стать большим отверстием вверх, а маленькие отверстия и риски, которые возле них выбиты должны стать параллельно плоскости разъема крышки клапанов.

Это если в идеале, а на практике звездочка редко когда становится так как нам это нужно. И в этом зачастую виновата цепь — она растягивается и распределительный вал начинает немного не догонять коленчатый вал. Если у вас звездочка стала немного криво, то по-большому счету — это ерунда. А вот, если она у вас стала ни пойми как, то эту проблему нужно очень быстро решить — иначе рано или поздно загнет клапана.

Еще раз контролируем, чтобы метка «Т» на роторе генератора стала напротив выступа, а звездочка распределительного вала заняла правильное положение. Отворачиваем на регулировочных болтах контргайки.

Выкручиваем немного регулировочные болты, просовываем между клапаном и регулировочным болтом измерительный щуп и не вынимая его — пальцами подтягиваем регулировочный болт, зажимаем регулировочный болт плоскогубцами и фиксируем его контргайкой.

После того как затяните контргайку — проверьте насколько легко ходит щуп. В идеале, щуп между клапаном и болтом должен перемещаться с едва ощутимым усилием.

  • Если щуп перемещается без усилия — ослабьте контргайку и подтяните немного болт.
  • Если щуп перемещается с трудом или окажется зажатым — ослабьте болт.

Величина зазоров

Что мне не нравится в китайских скутерах так это то, что на них нет никаких регулировочных данных. В интернете есть инфа по этому поводу, но она не везде достоверная.

Ваше право — верить мне или нет, но своим клиентам я регулирую зазоры в таких пределах:

  • На двигателях серий 139QMB (обычные китайские восьмидесятки) ставлю зазор 0,05 мм — как на впускной так и на выпускной клапан — одинаково.
  • На двигателях серий 157 QMJ (обычные китайские стопятидесятки) на впускной ставлю 0,05 мм, а на выпускной 0,07 мм

Периодичность

Первую регулировку желательно сделать сразу после покупки скутера, причем как нового так и бывшего в употреблении. Остальные регулировки производить через 3000 — 4000 км пробега.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector