Sheloil.ru

Шелл Оил
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция по установке сцепления RD ТАЯ на МТЗ-1221,1222,1523,2022 с Д-260

Инструкция по установке сцепления RD ТАЯ на МТЗ-1221,-1222,-1523,-2022 с Д-260

В настоящее время на тракторах Беларус -1221, -1222, -1523 с двигателями ММЗ Д-260.2 и Д-260.1 используется двухдисковая муфта сцепления рычажного типа, производства ОАО «БЗТДиА» (г.Бобруйск, РБ).

Рис 1

Рис. 1. Штатное сцепление тракторов МТЗ БЕЛАРУС -1221, -1222, -1523

1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск сцепления в сборе (корзина); 4 -диск ведомый;

5 — диск опорный; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — делительный механизм;

9 — отводка в сборе.

Порядок снятия муфты сцепления на МТЗ

  1. Установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной диск через технологические отверстия в опорном диске (5).
  2. Отверните гайки крепления опорного диска (5) к маховику (1) и снимите диск сцепления в сборе (3).
  1. Снимите первый ведомый диск (4).
  2. Снимите средний диск (2).
  3. Снимите второй ведомый диск (4).

Порядок установки дисков муфты сцепления

  1. Перед установкой демонтируйте делительный механизм, установленный в среднем диске (рис.1, поз.8, 3 места). Проведите очистку (обезжиривание) поверхностей трения маховика, среднего диска, диска сцепления. Проведите про-верку состояния подшипника (6), в случае необходимости замените.
  1. Установите технологическую оправку в подшипник маховика. Технические требования к оправке изложены в «Руководстве по эксплуатации…» на трактор.
  1. Установите первый ведомый диск (4) на оправку длинным концом ступицы к маховику (1).
  1. Установите средний диск (2) в пазы маховика (1), перемещение диска

в пазах должно быть свободным.

  1. Установите второй ведомый диск (4) на оправку коротким концом сту-пицы к маховику (1).
  1. Установите диск сцепления в сборе (3) на пальцы маховика с втулками

(5), закрепите гайками. Затяжку гаек производите перекрестно, момент затяжки от 70 до 100 Н·м. Снимите транспортировочные скобы.

Рис2

Рис. 2. Установка муфты сцепления диафрагменного типа

  1. После затяжки гаек крепления проконтролируйте положение лепестков диафрагменной пружины диска сцепления. Контактные с отводкой поверхности лепестков должны находиться приблизительно в одной плоскости. Этот показа-тель также определяет правильность установки дисков муфты сцепления.

Внимание! После установки муфта сцепления не требует дополнительных регулировок.

Регулировка свободного хода отводки муфты сцепления

Регулировку свободного хода отводки муфты сцепления производить соглас-но требованиям «Руководства по эксплуатации …» на трактор.

Особенности конструкции отводки RD (ТАЯ)

Благодаря применению высокотехнологичного необслуживаемого подшипника из конструкции отводки исключены масленка и каналы для введения смазки с гарантией обеспечения работоспособности отводки на весь срок (не менее) работы муфты сцепления. Данная инновация позволяет исключить операцию по обслу-живанию подшипника отводки из работ ТО и, тем самым, снизить эксплуатационные затраты.

Рис 3,4

Рис. 3. Рис. 4

Базовая отводка муфты сцепления. Отводка RD (ТАЯ)

Взаимозаменяемость дисков муфты сцепления диафрагменного типа RD (ТАЯ)

Внимание! Возможно применение диафрагменного диска сцепления и отводки.

Диски сцепления RD (ТАЯ) на тракторах Беларус -2022 с двигателями ММЗ Д-260.4 только совместно со штатными ведомыми дисками 2022-1601130-А ввиду конструктивных отличий.

Порядок установки дисков муфты сцепления – согласно данной инструкции.

Внимание! Возможно применение муфты сцепления диафрагменного типа и отводки RD (ТАЯ) на тракторах Беларус в комплектации с 4-х цилиндровыми двигателями ММЗ и однодисковым сцеплением.

Регулировка сцепления д 240 на снятом двигателе

Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Сцепление автомобиля ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко для дизельного двигателя

Сцепление автомобиля ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (дизельный двигатель Д-245) постоянно замкнутое, однодисковое, сухое, с центральной нажимной диафрагменной пружиной и демпферным устройством на ведомом диске. Нажимной диск 19 (рис. 1) соединен с кожухом 10 тремя группами пластин.

Сцепление и механизм выключения ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко расположены в картере 21 сцепления, который крепится к заднему листу двигателя десятью гайками 16 шпилек и болтом, под которые установлены конические пружинные шайбы 15 выпуклой стороной к гайкам и головке болта.

Центрирование картера сцепления относительно оси коленчатого вала двигателя осуществляется с помощью двух штифтов 20, запрессованных в картер сцепления. На картере сцепление установлены кронштейны 6 задних опор двигателя, которые крепятся болтами 5.

Рис. 1. Сцепление ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (дизельный двигатель Д-245)

1 маховик; 2, 5 — болты; 3 — вилка; 4 — задняя подушка; 6 — кронштейн задней опоры двигателя; 7 — защитное кольцо; 8 — муфта сцепления; 9 — заклепка фрикционной на¬кладки; 10 — кожух; 11 — опорное кольцо; 12, 20 — штифты; 13 — подшипник; 14 — первичный вал коробки передач; 15 — шайба; 16 — гайка; 17 — ведомый диск; 18 — тарельчатая нажимная пружина; 19 — нажимной диск; 21 — картер сцепления

Зазор между нажимной пружиной 18 и подшипником муфты 8 отсутствует, поэтому внутреннее кольцо подшипника вращается с частотой вращения коленчатого вала двигателя. В процессе эксплуатации сцепление не требует регулировок.

Привод управления сцеплением ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко — гидравлический. Главный цилиндр сцепления 15 (рис. 2), закрепленный на щитке передка кабины, приводится в действие подвесной педалью 20.

Главный цилиндр сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко соединен шлангом 2 с одной из секций трехсекционного питающего бачка 1, снабженного датчиком сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости (две другие секции бачка питая гидравлический привод двухконтурной рабочей тормозной системы).

Рис. 2. Привод сцепления автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

В — компенсационное отверстие; Г — перепускное отверстие; 1 — питающий бачок; 2 — питающий шланг; 3, 18 — штуцера; 4, 23 — защитные колпаки; 5, 24 — толкатели; 6,33 — втулки; 7,34 — поршни; 8 — клапан поршня; 9, 14, 35 — манжеты; 10,32, 37 — пружины; 11 -муфта; 12 — гайка; 13 — упорная шайба; 15 — главный цилиндр сцепления; 16 — клапан главного цилиндра сцепления; 17 — упорное кольцо; 19 — трубопровод; 20 — педаль; 21 — шланг; 22 — рабочий цилиндр сцепления; 25 — крышка; 26 — кольцо вилки; 27 — ось опоры вилки; 28, 30 — ролики; 29 -палец муфты; 31 — подшипник муфты; 36 — распорная втулка

Рабочий цилиндр 22, закрепленный на верхней части картера сцепления, соединен с главным цилиндром трубопроводом 19 и шлангом 21, снабжен клапаном для удаления воздуха из гидросистемы. При не нажатой педали полость под поршнем 7 главного цилиндра соединена с бачком через компенсационное отверстие В, что исключает повышение давления в гидросистеме и пробуксовку сцепления.

Читайте так же:
Клапан регулировки фаз astra h

Поджатие подшипника 31 муфты выключения сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко к нажимной пружине с усилием 70-100 Н (7-10 кгс) осуществляет с помощью пружины 32 через поршень 34, толкатель 24, вилку 3 (см. рис. 1) и муфту 8. При износе накладок сцепления под действием нажимной пружины система занимает новое положение, сжимая пружину 32 (рис. 2).

Избыток жидкости из рабочего цилиндра сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко через трубопровод в компенсационное отверстие в главном цилиндре попадает в бачок.

Имеющийся загиб длины рабочего цилиндра на перемещение поршня обеспечивает (без регулировки) расчетный износ накладок сцепления. Положение (ход) педали сцепления относительно пола регулируется изменением длины толкателя 5. Ремонтные работы со сцеплением можно проводить без снятия двигателя с автомобиля.

Снятие сцепления автомобиля ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

Для снятия сцепления необходимо снять коробку передач и картер сцепления.

Для снятия картера сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко необходимо выполнить следующее:

— отсоединить трубу системы выпуска газов от картера сцепления;
— отвернуть болты крепления и снять крышку рабочего цилиндра сцепления;
— отвернуть гайки шпилек крепления рабочего цилиндра сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр в сборе с толкателем, не отсоединяя шланг;

— используя домкрат и специальный упор, вывесить заднюю часть двигателя, разгрузив подушки задних опор, и установить подставку под заднюю часть двигателя;

— отвернуть болты крепления кронштейнов задних опор двигателя к картеру сцепления, при сборке момент затяжки 110-140 Нм (11-14 кг/см);
— отвернуть болт и десять гаек крепления картера сцепления к заднему листу двигателя, при сборке момент затяжки 44-62 Нм (4,4-6,2 кг/см). Снять шайбы, картер сцепления и вилку с муфтой выключения сцепления.

Установку картера сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко необходимо проводить в последовательности, обратной снятию, предварительно установив в рабочее положение на картер сцепления вилку с муфтой выключения сцепления, при этом верхняя бобышка вилки должна быть расположена над картером сцепления.

Зафиксировать вилку в этом положении установкой вильчатого фиксатора между бобышкой вилки и картером сцепления. После установки коробки передач на автомобиль фиксатор снять.

Допускается снимать коробку передач вместе с картером сцепления. Для этого необходимо отсоединить рабочий цилиндр сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко и трубу системы выпуска от картера сцепления, вывесить заднюю часть двигателя и отсоединить задние опоры двигателя.

Снять коробку передач вместе с картером сцепления. Установку картера сцепления проводить в сборе с коробкой передач в обратной последовательности.

Для снятия ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко необходимо выполнить следующее:

— нанести метки на кожух 10 (см. рис. 1) и маховик 1 у одного из болтов их крепления, чтобы при последующей сборке сохранить прежнее взаимное расположение кожуха и маховика;
— равномерно отвернуть болты крепления кожуха к маховику, снять нажимной и ведомый диски.

Замена подшипника муфты выключения сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

Для замены подшипника необходимо:

— выпрессовать подшипник из муфты (не допуская его перекоса) с помощью съемника или оправки, устанавливаемой в выборки отверстия муфты под крышку первичного вала коробки передач;
— установку нового подшипника необходимо проводить с помощью оправки, воздействуя на наружное кольцо подшипника и оберегая от повреждений уплотнители. Запрессовать подшипник до упора, не допуская его перекоса.

Установка ведомого и нажимного (корзины) диска на маховик ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

Установку надо проводить в следующем порядке:

— добавить при необходимости смазку в отверстие подшипника в маховике;
— очистить поверхности трения на маховике и нажимном диске;

— установить на маховик ведомый диск сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко надписью «ВПЕРЕД» к маховику, а нажимной диск (корзину) по ранее сделанным меткам, наживив болты крепления, и отцентрировать ведомый диск относительно оси коленчатого вала оправкой (или запасным первичным валом коробки передач), вставленной в шлицевое отверстие ведомого диска и подшипник первичного вала коробки передач (в маховике);

— равномерно затягивая противоположно расположенные болты крепления кожуха к маховику крутящим моментом 44-56 Нм (4,4-5,6 кг/см), закрепить нажимной диск. Извлечь оправку или первичный вал (должны выниматься свободно);

— перед установкой коробки передач смазать тонким слоем консистентной смазки шлицы первичного вала и концы нажимной пружины, соприкасающиеся с подшипником муфты выключения сцепления.

Заполнение гидравлического привода выключения сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко рабочей жидкостью

Заполнение рабочей жидкостью привода сцепления проводится в следующем порядке:

— отвернуть датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости и заполнить питающий бачок гидравлического привода рабочей тормозной системы рабочей жидкостью до метки «МАХ»;

— снять защитный колпачок с головки клапана прокачки рабочего цилиндра сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко и надеть шланг на головку клапана. Погрузить свободный конец шланга в рабочую жидкость, налитую в чистый стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, наполовину наполненный рабочей жидкостью;

— создать в гидроприводе давление, для чего резко нажать на педаль 4-5 раз с интервалом 3-5 с;

— удерживая педаль нажатой, отвернуть клапан прокачки на 0,5-оборот, при этом жидкость с пузырьками воздуха будет поступать в сосуд. После прекращения выхода жидкости завернуть клапан до отказа и отпустить педаль. Во время прокачки не допускать снижения уровня рабочей жидкости в бачке более чем на 2/3 его объема и добавлять жидкость по мере необходимости.

Повторить указанную выше прокачку до тех пор, пока из шланга не будет выходить жидкость без пузырьков воздуха;

— удерживая педаль нажатой, завернуть клапан прокачки до отказа и затем плавно отпустить педаль;

— снять с головки клапана прокачки шланг и надеть на головку клапана резиновый колпачок. Долить рабочую жидкость в питающий бачок до метки «МАХ» и плотно завернуть датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости.

Нельзя доливать в бачок жидкость, слитую при прокачке системы, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после отстаивания в течение суток и фильтрации.

После прокачки необходимо проверить величину перемещения толкателя рабочего цилиндра, которое должно быть не менее 13,5 мм.

Свободный ход педали сцепления ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко после прокачки должен быть 12-28 мм. В случае невыключения сцепления необходимо отрегулировать высоту педали сцепления, для чего ослабить стопорную гайку толкателя поршня главного цилиндра, вывернуть толкатель на необходимую длину, затем затянуть стопорную гайку до упора.

Читайте так же:
Регулировка балансировочного клапана для системы отопления

Регулировка сцепления д 240 на снятом двигателе

Разборка и ремонт сцепления и понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Какие характерные симптомы проявляются при проблемах со сцеплением трактора? Во-первых, стоит обратить внимание на незнакомые стуки и шумы. Само-собой непростое включение передач подскажет, что появились проблема со сцеплением. Ну а такое дело, как пробуксовка сцепления, да еще при увеличении тягового усилия, не убираемые регулировкой привода сцепления явно указывает на выход из строя деталей сцепления.

Еще один симптом по этой теме — возросший шум либо свист при выжимании сцепления говорят нам, что произошло разрушение опорного подшипника выключения.

Если регулировка привода сцепления произведена неграмотно, без зазора между опорным подшипником и нажимными рычагами, подшипник постоянно крутится. Затем он перегревается, смазка вытекает и он ломается. Очень часто заклинивание сломанного подшипника идет в паре с обгоранием концов нажимных рычагов.

Ослабление прижима пружин нажимного диска приводят к пробуксовке сцепления, уменьшению тяги трактора, снижению частоты вращения ВОМ.

При работе на тракторе ведомые диски сцепления корежатся, накладки стачиваются, а заклепки расцарапывают поверхности нажимного диска. Из-за увеличенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска возникают окисные пленки радужных оттенков и трещины.

Иной раз, пробуксовка сцепления бывает так же из-за затекания масла на поверхность дисков через уплотнения коленвала двигателя или валов коробки передач.

При искривлении ведомых дисков или некорректной настройке отжимных рычагов (если концы рычагов находятся на разных уровнях) проблемно устанавливаются передачи. Мы имеем перекос нажимного диска при выключении сцепления. Крайняя поверхность ведомого диска сдавливается между нажимным диском и маховиком. Вот от этого сцепление говорят «ведет».

Если толщина ведомого диска не соответствует по минимальным размерам, фрикционные накладки меняют на новые, либо кардинально и проще заменить диск в сборе. Проблемное переключение передач может быть из-за подклинивания шлицев ступицы на шлицах вала сцепления по причине их неравномерного износа.

Напоминаем, что при проведении работ по разборке сцепления параллельно с ликвидацией обнаруженной неисправности диагностируют детали на предмет их замены на новые.

До снятия сцепления необходимо в маховик закрутить технологические болты, тем самым гарантируя начальное сжатие нажимных пружин (см. рис. 2.5.1). Далее выкручивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

До начала разборки сцепления на корпус и нажимные диски маркером или обычной краской наносят метки, для того, чтобы при сборке максимально точно сохранить взаимное расположение деталей. Тем самым первоначальная балансировка сцепления будет восстановлена. Для разборки сцепления применяют специальный инструмент (рис. 2.5.2).

Рис. 2.5.1. Как снять муфту сцепления трактора МТЗ:
1 — муфта сцепления;
2 — технологический болт;
3 — болт крепления опорного диска

Рис. 2.5.2. Как разобрать опорный и нажимной диск трактора МТЗ:
1 — двухлапчатый съемник;
2 — опорный диск;
3 — технологический болт

Допустимые значения контролируемых данных сцепления двигателя Д-240, мм

Толщина ведомого диска8,0
Коробление ведомого диска0,6
Толщина нажимного диска21,0
Толщина шлицев вала3,5
Высота кулачка отжимного рычага10,9

Если вы заменили фрикционные накладки, проверьте, головки заклепок должны утопать не менее 2,0 мм. Накладки, разумеется, плотно прилегают к диску. Небольшой зазор до 0,1 мм не критичен и радиальные трещины накладок в районе заклепок не выходя на край или в другое отверстие под заклепку.

При толщине ведомого диска не меньше разрешенного показателя, и если головки заклепок проседают ниже плоскости накладки на 0,1 мм или еще меньше, в таком случае эти фрикционные накладки заменяют вместе.

Далее диагностируют нажимной диск. Его опорная плоскость не должна иметь кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, а так же отметки от прожога и следов растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую плоскость нажимного диска вышлифовывают или протачиванием до сведения на нет следов износа. Затем аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой до готового состояния.

Сцепление собирают специальным инструментом (см. рис. 2.5.2). Предварительно, как отмечалось выше, вкручивают технологические болты для сжатия пружины нажимного диска и фиксации в этом положении. Во внутреннюю часть подшипника маховика помещают специальный вал (рис. 2.5.3), который требуется для выверенной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и гарантирования их соосности с маховиком.

Затем выкручивают технологические болты из корпуса и извлекают технологический шлицевый вал.

Рис. 2.5.4. Регулировка сцепления и тормозка трактора МТЗ:
1 — опорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 — кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 — тяга; 10 — болт крепления кронштейна

Рис. 2.5.3. Центровка ведомого диска трактора МТЗ:
1 — технологический вал;
2 — опорный диск

Рис. 2.5.5. Регулировка отжимных рычагов сцепления трактора МТЗ:
1 — отжимной рычаг;
2 — технологический вал

Свободный ход педали сцепления (рис. 2.5.4) настраивают вращая тягу 9. В отпущенном положении рычаг 3 педали упирается в пол кабины. Если этого не происходит, плавно выкручивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Если и этого недостаточно, отпускают болт 10 фиксации кронштейна и крутят кронштейн к пружине(по часовой стрелке).

Если вы все сделали верно при регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12±0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и опорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм (как отрегулировать отжимные рычаги сцепления показан на рис. 2.5.5).

Настройку отводки тормозка осуществляют следующим образом (см. рис. 2.5.4). Вначале отделяют тягу 5 от кронштейна 4, прокручивают кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до отказа; поворачивая вилку 6, добиваются увеличения тяги 5 до легкого соединения вилки 6 и кронштейна 4. Далее, поворачивают вилку 6 до того момента, пока общая длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм. В получившемся состоянии стыкуют вилку с кронштейном. По результатам настройки вилку фиксируют контргайкой.

Чаще всего поломка механизмов переключения понижающего редуктора появляется из-за самопроизвольного выключения и тяжелого переключением передач, возникновения шумов и стуков.

Беспричинно передачи выключаются при выработке и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, поломке фиксаторов и выемок под них на валиках механизма переключения передач. Бывает, что теряется упругость пружин фиксаторов, изнашивается плоскость трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Читайте так же:
Как быстро отрегулировать клапана на 402 двигателе

Тяжелое включение передач, скрежет вызваны (наряду с неполным выключением сцепления) нарушением регулировки тормозка, неверной работой механизма блокировки.

Громкие шумы и стуки в коробке передач возникают в следствии следующих основных причин: из-за выходя из строя подшипников валов, выработке посадочных мест подшипников в корпусе, при изменении соосности валов, малого объема масла в картере коробки, трещин и поломок деталей.

Приведенные выше поломки появляются не только из-за обычного износа механизмов, но и при неверной эксплуатации трактора, игнорирования технических условий при починке трактора.

Например, преждевременный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может образоваться из присутствия абразивных частиц в масле, которое заливают в картер коробки передач. Они могут проникнуть в смазку и через неплотности. Поломки зубьев шестерен со стороны включения возникают из-за ошибочной регулировки сцепления, неверного переключения передач и неточной юстировки тормозка вала сцепления. Поломка зубьев шестерен из-за усталости металла ускоряется при некорректном вхождении пар шестерен, недостаточном их включении, нечеткой настройке зацепления конических пар. При работе на тракторе кучу неисправностей вполне можно ликвидировать непосредственно на нем.

Если при работе трактора слышен

Скрежет шестерен, появляющийся при переключении передач, подсказывает нам неправильную регулировку механизма управления сцеплением и выходу из строя его дисков. Еще возможен износ фрикционных дисков и тормозка, износ покрытий в месте сочленения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 2.5.6).


Рис. 2.5.6. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей;
1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — опорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники; 13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника

При работе трактора вполне вероятно возникновение других поломок и отказов механизмов переключения передач. Чтобы их ликвидировать снимают корпус сцепления и разбирают в том порядке, как на рис. 2.5.11—2.5.28.

Увеличившийся свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора объясняется износом вилки переключения и паза зубчатой муфты.

Чтобы проверить эту догадку, откидывают вилку, просовывают в паз зубчатой муфты и определяют зазор. При зазоре более 3 мм, муфта и вилка подлежит замене. Для замены зубчатой муфты, раскатывают остов и разделяют корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 2.5.7. Как снять механизм управления понижающим редуктором и зубчатой муфтой трактора МТЗ:
1 — механизм управления;
2 — вал сцепления

Рис. 2.5.8. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка трактора МТЗ:
1 — технологический болт;
2 — вал сцепления

Рис. 2.5.9. Как снять опорный подшипник, отводки, вилки включения и вал вилок сцепления трактора МТЗ:
1 — отводка;
2 — вилка;
3 — вал вилок сцепления

Рис. 2.5.10. Снятие отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — отводка тормозка;
2 — вилка включения;
3 — вал вилок включения

Рис. 2.5.11. Снятие стопорного кольца подшипника вала сцепления трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — вал сцепления;
3 — опорная крышка

Рис. 2.5.12. Спрессовка опорной крышки с вала сцепления трактора МТЗ:
1 — опорная крышка;
2 — вал сцепления;
3 — съемник

Рис. 2.5,13. Снятие промежуточной шестерни привода гидронасоса трактора МТЗ:
1 — промежуточная шестерня;
2 — стопорный винт

Рис. 2.5.14. Выпрессовка подшипника из промежуточной шестерни привода гидронасоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — наставка;
3 — шестерня

Рис. 2.5.15. Спрессовка кронштейна отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — кронштейн отводки тормозка;
2 — технологический болт;
3 — болт

Рис. 2.5.16. Выпрессовка подшипника из кронштейна отводки тормозка трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — кронштейн;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник

Рис. 2.5.17. Спрессовка кронштейна отводки трактора МТЗ:
1 — кронштейн отводки;
2 — технологический болт

Рис. 2.5.18. Выпрессовка подшипника ведущего вала привода ВОМ из кронштейна отводки трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — кронштейн отводки;
3 — съемник

Рис. 2.5.19. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 2.5.20. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 2.5.21. Отворачивание болта крепления ведомого вала привода BOM трактора МТЗ:
1 — болт крепления

Рис. 2.5.22. Выпрессовка ведомого вала привада ВОМ, снятие шестерен I и II ступеней, снятие соединительной муфты трактора МТЗ:
1 — наставка;
2 — корпус сцепления

Рис. 2.5.23. Выпрессовка подшипника из корпуса сцепления трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — корпус сцепления;
3 — инерционный съемник

Рис. 2.5.24. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода BOM трактора МТЗ:
1 — шестерня II ступени;
2 — шестерня I ступени;
3 — стопорное кольцо

Рис. 2.5.25. Распрессовка шестерен I и II ступеней привода BOM трактора МТЗ:
1 — шестерня I ступени;
2 — шестерня II ступени;
3 — съемник

Рис. 2.5.26. Спрессовка подшипника с шестерни I ступени привода BOM трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — шестерня I ступени;
3 — съемник

Рис. 2.5.27. Выпрессовка игольчатого подшипника ведомого вала привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — игольчатый подшипник;
2 — корпус сцепления;
3 — инерционный съемник

Рис. 2.5.28. Выпрессовка подшипника из ведомой шестерни II ступени привода ВОМ трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — шестерня II ступени;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник

Читайте так же:
Регулировка карбюратора минкуй на буране

Муфта сцепления 1221Т.2 / 1221.2 / 1221В.2/ 1221.3 / 1221.4

На маховике 1 (рисунок 1) двигателя установлена сухая двухдисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1, нажимной диск 3 и средний диск 2, имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика 1. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска 24 с гасителями крутильных колебаний 9, установленные на силовом валу 7. Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 22. Между втулкой 8, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 12 установлен эластичный элемент.

Средний диск 2 имеет рычажные механизмы 11, обеспечивающие при выключения сцепления установку среднего диска 2 на равном расстоянии от поверхностей трения маховика 1 и нажимного диска 3. Опорами отжимных рычагов 10 служат вилки 13, закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек 15, фиксируемых шайбами 14.

Включение и выключение сцепления производится отводкой 17 с выжимным подшипником 16, перемещающейся по кронштейну 18. Вилка 19 отводки с валиком 20 связаны с педалью сцепления через механический привод.

Смазка выжимного подшипника 16 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки. Масленка находится с левой стороны корпуса сцепления. Для доступа к ней необходимо отвернуть пробку.

Муфта сцепления МТЗ 1221.3

1 – маховик; 2 – диск средний; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – подшипник; 7 – вал силовой; 8 – втулка; 9 – гаситель крутильных колебаний; 10 – рычаг отжимной; 11 – механизм рычажный; 12 – диск опорный; 13 – вилка; 14 – шайба; 15 – гайка регулировочная; 16 – подшипник выжимной; 17 – отводка; 18 – кронштейн отводки; 19 – вилка выключения; 20 – валик управления; 21 – стакан; 22 – пружина нажимная; 23 – шайба изолирующая; 24 – диск ведомый.

Рисунок 1 – Муфта сцепления МТЗ 1221.3

Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления МТЗ 1221.3

Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления МТЗ 1221.3

1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск средний; 4 – диск нажимной; 5 – втулка; 6 – отжимной рычаг; 7 – диск опорный; 8 – вилка; 9 – регулировочная гайка; 10 – стопорная пластина; 11 – стакан; 12 – пружина нажимная; 13 – шайба изолирующая; 14 – втулка.

Рисунок 2 – Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления МТЗ 1221.3

Технологическая шлицевая оправка

Рисунок 3 – Технологическая шлицевая оправка

Демонтаж муфты сцепления МТЗ 1221.3

Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:

— установите три технологических болта (М12×40), завернув их в нажимной диск 4 (рисунок 2) через технологические отверстия опорного диска 7;

— отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 4);

— снимите первый ведомый диск 2;

— снимите средний диск 3;

— снимите второй ведомый диск 2.

ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАЗБОРКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕКОМЕН-

ДУЕТСЯ НАНЕСТИ МЕТКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МА-

ХОВИКА 1, СРЕДНЕГО ДИСКА 3 И ДИСКОВ СЦЕПЛЕНИЯ В СБОРЕ (ОПОРНОГО 7

С НАЖИМНЫМ 4). СБОРКУ СЦЕПЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СОГЛАСНО МЕТКАМ!

Установка муфты сцепления МТЗ 1221.3

Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:

— установите технологическую шлицевую оправку в подшипник маховика;

— установите первый ведомый диск 2 (рисунок 3.3.2) на оправку длинным концом ступицы к маховику 1;

— установите средний диск 3 в пазы маховика;

— установите второй ведомый диск 2 на оправку коротким концом ступицы к маховику;

— установите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 4) на пальцы

маховика со втулками 14, закрепите гайками и выверните технологические болты;

— отрегулируйте положение отжимных рычагов 6.

Регулировка положения отжимных рычагов муфты сцепления МТЗ 1221.3

— вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 9 (рисунок 2) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 14±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм;

— после регулировки рычагов установите стопорные пластины 10;

Управление сцеплением тракторов «БЕЛАРУС-1221Т.2/1221.2/1221.3/1221.4»

Управление сцеплением осуществляется следующим образом:

При нажатии на подушку педали 6 (рисунок 4) перемещается тяга 5 и поворачивает рычаг 1, связанный через валик управления 20 (рисунок 1) с отводкой муфты сцепления. Сцепление при этом выключается. При отпускании педали 6 (рисунок 4) сцепление включается.

Регулировка свободного хода педали муфты сцепления МТЗ 1221.3

ВНИМАНИЕ: СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ СВОБОДНЫЙ ХОД ПЕДАЛИ НЕ ПОЗВОЛИТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И ЗАТРУДНИТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ. ОТСУТСТВИЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ ВЫЗОВЕТ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ДИСКОВ МУФТЫ, БЫСТРЫЙ ИЗНОС ДИСКОВ И ПЕРЕГРЕВ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ!

Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, необходимо выполнить регулировку свободного хода педали сцепления.

Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ 1221.3

1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4, 9 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – сервоустройство; 8 – болт; 10 – кронштейн.

Рисунок 4 – Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ 1221.3

Для регулировки свободного хода необходимо выполнить следующее:

— ослабить контргайку 4 (рисунок 3.3.4) вилки 3, расшплинтовать и извлечь палец 2, отсоединить тягу 5 от рычага 1;

— ослабить контргайку 9, отворачивать регулировочный болт 8 до тех пор, пока педаль 6 не коснется пола кабины, затянуть контргайку 9;

— повернуть рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным подшипников отжимных рычагов МС;

— отрегулировать длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем ввернуть вилку 3 на пять – пять с половиной оборотов (укоротить тягу 5);

— соединить вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2,затянуть контргайку 4, зашплинтовать палец 2.

ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ НАДЕЖНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДО УПОРА В ПОЛИК НА УЧАСТКЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ОТРЕГУЛИРУЙТЕ УСИЛИЕ ПРУЖИНЫ СЕРВОУСТРОЙСТВА 7 (РИСУНОК 4) С ПОМОЩЬЮ БОЛТА 8 ИЛИ ИЗМЕНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРОНШТЕЙНА 10, ПОВЕРНУВ ЕГО ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ БОЛТА КРЕПЛЕНИЯ!

Управление сцеплением трактора «БЕЛАРУС-1221В.2»

На тракторе «БЕЛАРУС-1221В.2» привод сцепления предназначен для управления муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода сцепления на прямом ходу – механический с напольной педалью и гидроусилителем, на реверсе – гидростатический с подвесной педалью и гидроусилителем, как показано на рисунке 5.

Читайте так же:
Как регулировать сцепление мотокультиватора

Привод состоит из напольной педали 2 (рисунок 5) (для прямого хода),стержня 1, подвесной педали 6 (для работы в режиме реверса), главного цилиндра 14 (для работы в режиме реверса), угольника 23, рабочего цилиндра 18, гидроусилителя 26, рычага 34, тяги 30, рукава гибкого 24, трубопроводов 15, 25, рукава 28.

Гидроусилитель 26 проточного типа предназначен для снижения усилия на педалях 2 и 6 в процессе выключения муфты сцепления. Он соединен трубопрово дом 25 со сливом из насоса-дозатора ГОРУ, а рукавом 28 – со сливом в бак ГОРУ.

В режиме прямого хода во время нажатия на стержень 1 педали 2 перемещается рабочий цилиндр 18. Шток 21 рабочего цилиндра воздействует на толкатель 22 гидроусилителя 26, в результате чего происходит срабатывание гидроусилителя и выдвижение поршня и тяги 30, поворачивающей рычаг 34, связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.

В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль 6 тормозная жидкость из главного цилиндра 14 поступает через трубопровод 15, угольник 23, рукав гибкий 24 в рабочий цилиндр 18, перемещая шток 21. Шток 21 воздействует на толкатель 22 гидроусилителя 26, совершая действия, аналогичные описанным ранее.

Регулировка управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

Регулировки управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

Регулировки управления сцеплением проводятся в следующей последовательности:

  1. Выполнение регулировки зазора «Ж» (рисунок 5) между штоком 21 рабочего цилиндра 18 и толкателем 22 гидроусилителя 26:

— расконтрить вилку 4, расшплинтовать палец 5. Снять рабочий цилиндр 18 с педали 2, вынув палец 5;

— в цилиндре 18 установить шток 21 в крайнее правое положение до упора в крышку 17;

— установить рабочий цилиндр 18 в гидроусилитель 26 до касания штоком 21 толкателя 22. Вращая вилку 4, совместить отверстия вилки и рычага педали 2.

Ввернуть вилку на 1.5…2 оборота, что соответствует перемещению стержня 1 педали 2 на величину А. Установить палец 5;

— затянуть гайку 3 моментом от 50 до 70 Н·м и зашплинтовать палец 5.

  1. Выполнение регулировки зазора «Е» (рисунок 5) между толкателем 12 и поршнем 13 главного цилиндра 14:

— расконтрить вилку 8. Вращая толкатель 12 добиться того, чтобы перемещение педали 6 от исходного положения до момента касания толкателя 12 в поршень 13, измеренное по центру чехла педали составило размер В;

— затянуть гайку 9 моментом от 30 до 50 Н·м.

  1. Выполнение регулировки зазора между выжимным подшипником и отжимными рычагами муфты сцепления:

— расконтрить вилку 32 (рисунок 5), расшплинтовать палец 33;

— отсоединить тягу 30 от рычага 34, вынув палец 33;

— повернуть рычаг 34 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 32, совместить отверстия рычага и вилки, после чего завернуть ее на 5. 5,5 оборотов и соединить с рычагом при помощи пальца 33;

— затянуть гайку 31 моментом от 50 до 70 Н·м, не допуская проворачивания тяги 30, зашплинтовать палец 33.

  1. Прокачать гидравлическую систему управления сцеплением в соответствиис пунктом 2.2.
  1. Произвести проверку чистоты выключения сцепления в соответствие спунктом 2.3.

Схема управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

1 – стержень; 2 – педаль сцепления для прямого хода; 3, 9, 31 – гайка; 4, 8, 32 – вилка; 5, 7, 33 – палец; 6 – педаль сцепления реверса; 10 – чехол; 11, 27 – кронштейн; 12 – толкатель; 13 – поршень; 14 – цилиндр главный; 15, 25 – трубопровод; 16, 29 – пружина; 17 – крышка; 18 – цилиндр рабочий; 19 — защитный колпачок; 20 — перепускной клапан; 21 – шток; 22 – толкатель; 23 – угольник; 24 – рукав гибкий; 26 — гидроусилитель; 28 – рукав; 30 – тяга; 34 – рычаг.

Рисунок 5 – Схема управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

2.2 Прокачка гидравлической системы управления сцеплением БЕЛАРУС-1221В.2

Прокачку гидравлической системы управления сцеплением производить в следующей последовательности:

— снять чехол 10 (рисунок 3.3.5) главного цилиндра 14;

— заполнить тормозной жидкостью компенсационную камеру главного цилиндра 14 до требуемого уровня (размер «Д»);

— снять защитный колпачок 19 и на головку перепускного клапана 20 рабочего цилиндра 18 надеть шланг, свободный конец которого опустить в сосуд с тормозной жидкостью;

— произвести несколько нажатий на педаль сцепления 6. Удерживая ее в выжатом положении, отвернуть перепускной клапан 20 на ¼ оборота, выпуская пузырьки воздуха в сосуд с тормозной жидкостью. Завернуть перепускной клапан 20, отпустить педаль сцепления. Прокачивать систему до полного исчезновения пузырьков воздуха в сосуде с тормозной жидкостью. По необходимости добавлять тормозную жидкость в компенсационную камеру главного цилиндра 14 до требуемого уровня.

ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА 14 (РИСУНОК 5) НЕ НИЖЕ РАЗМЕРА «Д» ОТ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЫ!

Снять шланг и надеть защитный колпачок 19, завернуть перепускной клапан 20 моментом от 20 до 30 Н/м, надеть чехол 10 главного цилиндра 14. Проверить уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного цилиндра 14 и, при необходимости, долить.

2.3 Проверка чистоты выключения сцепления БЕЛАРУС-1221В.2

После выполнения вышеперечисленных регулировок управления сцеплением следует произвести проверку чистоты выключения сцепления, для чего необходимо выполнить следующее:

— включить стояночный тормоз;

— запустить двигатель и установить частоту вращения дизеля (1400) мин-1;

— полностью выжать педаль муфты сцепления и не менее через пять секунд произвести включение диапазонов КП, которое должно быть «чистым» – без посторонних шумов и скрежета.

При наличии шумов или скрежета необходимо произвести проверку и, при необходимости, повторные регулировки, перечисленные в подпункте 2.1.

После прокачки гидравлической системы при неработающем двигателе суммарный свободный ход педали 2 (рисунок 5) должен составлять размер «Б», педали 6 – размер «Г», что соответствует перемещению рычага 34 на радиусе «Л» на величину «И». При полном выжиме педали перемещение рычага 34 на радиусе «Л» должно быть не менее размера «К».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector