Электрическая Схема Зил 130
Электрическая Схема Зил 130
Данный каталог охватывает запасные части автомобилей.
Генератор переменного тока можно контролировать на холостом ходу двигателя, подключая поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора! Контрольно-регулировочные работы по двигателю [] Основные.
По таблице предохранителей находим, что нить ближнего света этой фары защищена предохранителем Пр При выборе защиты цепей была учтена нецелесообразность введения предохранителей в цепи зажигания, питания и пуска двигателя, поскольку этим снижается надежность систем.
Учимся читать электросхему автомобиля. Часть 1. Автоэлектрика.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора. Для определения замыкания провода на корпус автомобиля необходимо отсоединить концы проверяемого провода от выводов и присоединить один его конец последовательно с лампой или вольтметром к плюсовому выводу аккумуляторной батареи.
Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный пурпурный. Оборванные провода нужно заменить целыми.
Общее устройство грузовика Возможные неполадки проводки Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Полная схема электрооборудования автомобиля дается в каждой инструкции руководстве по эксплуатации данного автомобиля.
Также приведены электрические схемы автомобилей различной комплектации и Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает зарядку, то генератор исправен; 2 пустить двигатель; включить все лампы сети; отъединить провода В, Ш и Я реле-регулятора от зажимов; наконечники этих проводов Соединить вместе.
РС 502 подключаем к стартеру
Зил самосвал
Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автобусе. Детальная проверка различных реле описана в соответствующих разделах книги. Обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии возникает вследствие расплавления плавкого предохранителя, размыкания контактов в термобиметаллическом предохранителе, разрыва проводов, непрочного крепления наконечников проводов на выводах, нарушения контакта в штекерном соединении проводов, нарушения контакта в выключателях и переключателях, обрыва цепи в потребителях перегорание нити накаливания в лампе, перегорание дополнительного резистора или обмотки электродвигателя и т.
Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы можно подпаять параллельно ему проводник или заменить печатные платы. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к массе, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Для передачи электрической энергии от источника к потребителям используют провода, которые по изоляции разделяются на провода низкого и высокого напряжения.
Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы можно подпаять параллельно ему проводник или заменить печатные платы.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора.
Включают предохранитель замыкают контакты нажатием кнопки.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ.
Торговые марки
В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света.
Схема электрооборудования зил цветная. Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд. Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Руководство по ремонту и эксплуатации, каталог деталей, цветные. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. По схеме монтажного блока рис.
Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно. Оборванные провода нужно заменить целыми.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора. Оборванный провод надо заменить.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 Ш10—5. Схемы электрооборудования электросхемы.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель за исключением приборов системы электропуска может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее.
Быстрая проверка генератора вне автомобиля
Схема ЗИЛ-131
С возрастанием нагрузки показания амперметра сначала также увеличиваются, а затем возрастание прекращается.
Недопустимое падение напряжения в цепях потребителей создается вследствие увеличения сопротивления в местах крепления наконечников проводов на клеммах источников и потребителей электрической энергии, приборов, соединительных панелей, а также в штекерном соединении проводников.
Инструкция по эксплуатации автомобиля ЗИЛ Бычок..
Схема электрооборудования ЗИЛ При включении зажигания контрольная лампочка должна загораться. Неполадки проводки могут возникнуть по причине: обрыва цепи;повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;плохого контакта в местах соединения;окисление клемм и контактов;повреждения изоляции;отсутствия питания. Для этого надо цветную схему зил
Часть 2. Общее устройство грузовика Возможные неполадки проводки Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях. Если у кого есть цветная схема эл.
При замене плавкой вставки используют проволоку только соответствующего сечения. В отдельные разделы издания входят инструкция по эксплуатации ЗИЛ Бычок и цветные схемы электрооборудования. Представляем полный заводской каталог запчастей ЗИЛ и его.
Комментарии и отзывы
На грузовых автомобилях ЗИЛ провода сечением менее 1 мм2, как правило, не устанавливаются, что обусловлено требованиями механической прочности. При исправном генераторе нить лампы светится полным накалом, а вольтметр показывает напряжение 12 в или больше. При выборе защиты цепей была учтена нецелесообразность введения предохранителей в цепи зажигания, питания и пуска двигателя, поскольку этим снижается надежность систем. Основные неисправности генераторов следующие: обрыв обмотки возбуждения, витковое замыкание в катушках обмотки, замыкание обмотки на корпус генератора, витковое замыкание обмотки якоря или замыкание ее на массу, обрыв обмотки якоря, замыкание изолированной щетки на массу, замыкание двух смежных пластин коллектора угольной пылью у генераторов постоянного тока , У реле-регуляторов наблюдаются обрывы обмоток и сопротивлений, нарушение контактов на зажимах, нарушение регулировки приборов, искренне между контактами и окисление их. Цветная схема УАЗ с радиоприемником!
При неработающем двигателе и работе его с малой частотой вращения коленчатого вала, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи, все потребители питаются от аккумуляторной батареи. На автомобилях применяют однопроводную систему электрооборудования, при которой второй провод заменяют металлические части самого автомобиля масса автомобиля. Если нет запасной вставки, можно к контактам вставки припаять медный провод диаметром 0,18 мм на силу тока 6 А, 0,23 мм — на 8 А; 0,26 мм — на 10 А, 0,34 мм — на 16 А, 0,36 мм — на 20 А. Знание схемы и путей тока необходимо для быстрого обнаружения и устранения неисправностей в электрооборудовании, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля. На примере несложной схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ-бЗА рассмотрим поиск обрыва проводов и других неисправностей бортовой сети рис.
Установка бесконтактного зажигания на ЗИЛ
Зил 130 / 131 — электросхема, предохранители, реле
ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131 грузовые автомобили выпускавшиеся с 1966 по 2002 год с различными модификациями и изменениями. Основное отличие в том что ЗИЛ 130 двуосный грузовик, с ведущей задней осью, а ЗИЛ 131 — полноприводный трёхосный грузовик, оснащённый системой подкачки шин, выпускавшийся преимущественно для военных. Во многом их электронные схемы схожи, но не одинаковы. В данном публикации мы покажем схемы электрооборудования, описание предохранителей и реле Зил 130 131, места их расположения.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Предохранители
В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:
- биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
- предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
- блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).
Более подробно смотрите на схема.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Электросхема ЗИЛ 130
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
p, blockquote 6,1,0,0,0 —>
Описание
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле — прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Электросхема ЗИЛ 131
p, blockquote 9,0,0,1,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Обозначение
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
1 — Фара головного света; 2 — Передний фонарь; 3 — Боковой повторитель указателя поворота; 4 — Генератор; 5 — Подкапотная лампа ПД308А; 6 — Аварийный вибратор РС 331; 7 — Свеча зажигания; 8 — Датчик контрольной лампы аварийного перегрева ТМ102; 9 — Прерыватель распределитель; 10 — Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100В; 11 — Электрический сигнал С311-01; 12 — Реле стартера РС502; 13 — Стартер СТ2А; 14 — Регулятор напряжения РР132К; 15 — Транзисторный коммутатор ТК200-01; 16 — Катушка зажигания Б118; 17 — Добавочный резистор СЕ326; 13 — Фильтр радиопомех ФР82Ф; 19 — Конденсаторный фильтр ФР132Т; 20 — Реле включения переднего моста РС523; 21 — Зуммер РС 508; 22 — Розетка рации В47К; 23 — Электродвигатель отопителя 192.3730; 24 — Конденсатор электродвигателя отопителя КБП-С125-40-1,0; 25 — Резистор электродвигателя отопителя СЭ300; 26 — Выключатель 46.3710 принудительного выключения переднего моста; 27 — Переключатель управляемой фары П20-А2; 28 — Переключатель отопителя П20-А2; 29 — Выключатель управляемой фары ВК38-Б; 30 — Электродвигатель вентилятора МЭ11; 31 — Выключатель вентилятора ВК26-А2; 32 -Датчики ММ 124-Д аварийного падения воздуха в тормозной системе; 33 — Выключатель сигнала торможения ВК13-В; 34 — Реле указателей поворота РС57; 35 — Предохранитель 20А ПР2Б; 36 — Предохранитель 6А ПР119-01; 37 — Переключатель указателей поворота П105А-01; 38 — Переключатель света фар П53Б; 39 — Предохранители (2х7,5А) 13.3722; 40 — Прожектор искатель 17.3711; 41 — Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМ; 42 — Фонарь освещения кабины ФП12-Б (дополнительный); 43 — Выключатель дополнительного фоноря освещения кабины ВК26-А2; 44 — Выключение опозновательных фонарей автопоезда ВК26-А2; 45 — Переключатель датчиков уровня указателей топлива П20-А2; 46 — Выключатель плафона ВК26-А2; 47 — Центральный переключатель света П44-А; 48 — Щиток приборов; 49 — Манометр тормозной системы МД213; 50 — Лампа подсветки приборов; 51 — Контрольная лампа включение привода переднего моста ПП6-Б; 52 — Указатель температуры охлождающей жидкости; 53 — Комбинация приборов КП205; 54 — Амперметр; 55 — Контрольная лампа дальнего света фар ПД20-Д1; 56 — Спидометр СП201А; 57 — Манометр системы регулирования давления воздуха в шинах МД223-Б; 58 — Замок зажигания ВК350; 59 — Кнопка сигнала; 60 — Контактное устройство электрического сигнала; 61 — Датчик указателя уровня топлива БМ117Д; 62 — Плафон ПК201А; 63 — Опозновательные фонари автопоезда УП101-01; 64 — Контрольная лампа ПД20-Е аварийного падения давление воздуха в системе тормозов; 65 — Контрольная лампа ПД20-Е1 аварийного падения давления масла; 66 — Указатель давления масла в двигателе; 67 — Указатель уровня топлива в баке; 68 — Розетка переносной лампы В47К; 69 — Контрольная лампа указателей поворота ПД20-Д1; 70 — Контрольная лампа аварийного перегрева жидкости в системе охлаждения двигателя ПД20-Д1; 71 — Электромагнит 1402.3747 клапана системы включения переднего моста; 72 — Выключатель переднего моста ВК403; 73 — Выключатель контрольной лампы включения переднего моста ВК403; 74 — Выключатель сигнала водителю ВК38-Б; 75 — Выключатель аккумуляторной батареи ВК138Б; 76 — Задний фонарь ФП133А; 77 — Розетка переносной лампы ПС400; 78 — Розетка прицепа ПС3ООА-ЮО; 79 — Фонарь освещения номерного знака ФП134;
p, blockquote 12,0,0,0,0 —> p, blockquote 13,0,0,0,1 —>
Будем рады если Вы поделитесь своим опытом ремонта ЗиЛ (замены предохранителей и реле) в комментариях.
Устройство обслуживания стартера ЗИЛ-130
Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и вВооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Легковой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма и работы.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ
2. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СТАРТЕРОВ СТ130АЗ И СТ2А
3. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА ЗИЛ-130
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Прикрепленные файлы: 1 файл
Фидан 1 работа.docx
- ВВЕДЕНИЕ
- УСТРОЙСТВО И РАБОТА СТАРТЕРОВ СТ130АЗ И СТ2А
3. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА ЗИЛ-130
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Роль автомобильного транспорта:
Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и вВооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Легковой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма и работы.
Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники. От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнение боевой задачи. На автомобилях устанавливаются ракетные установки, радиолокационные станции, специальное оборудование; автомобильные тягачи используются для буксировки ракет, артиллерийских систем, минометов, самолетов, специальных прицепов. Созданы специальные машины обеспечения: автотопливозаправщики, кислородозаправщики, пусковые агрегаты, краны, штабные автобусы, ремонтные мастерские, машины химических войск, инженерные, санитарные, пожарные и др. Без участия автомобильной техники ни один самолет не может подняться в воздух. Проверка электрических, гидравлических, пневматических и других систем, заправка горючим, маслом, кислородом, воздухом, боеприпасами, буксировка самолетов, очистка взлетно-посадочных полос все это выполняют автомобили.
Таким образом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельности Вооруженных Сил и народного хозяйства.
- классификация автомобильного транспорта:
Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.
По назначению они делятся на транспортные и специальные:
-транспортные автомобили служат для перевозки различного рода грузов и личного состава (пассажиров); они подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые из них различаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские в зависимости от конструкции и вместимости кузова делятся на автобусы и легковые автомобили.
-специальные автомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособлены для перевозки определенного вида грузов. На них монтируются оборудование, вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др. В армии к специальным автомобилям относятся также тактические транспортеры, предназначенные для подвоза боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых в районе переднего края; колесные тягачи для буксировки тяжелых прицепов и полуприцепов; многоосные шасси, применяемые для транспортировки длинномерных неделимых грузов большой массы.
К специальным относятся и спортивные автомобили, предназначенные для тренировки и соревнований.
По проходимости автомобили делятся на три группы:
— обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости. Первые из них (ЗИЛ-130) используются главным образом на дорогах.
— повышенной проходимости — ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 — могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости — по дорогам и вне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.
По типу двигателя автомобили делятся на автомобили с:
Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине, дизели — на тяжелом (дизельном) топливе, газобаллонные — на сжатом или сжиженном газе, газогенераторные — на твердом топливе (древесина, уголь).
- общее устройство автомобиля:
Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электро- и специальное оборудование.
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Сейчас применяются в основном поршневые двигатели внутреннего сгорания, реже электрические (в качестве экспериментальных) и другие.
Шасси, состоящее из трансмиссии, ходовой части и систем управления, образуют агрегаты и механизмы, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения.
Кузов служит для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения
Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов.
К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, подъемник запасного колеса.
2. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СТАРТЕРОВ СТ130АЗ И СТ2А.
Стартер является основным прибором системы пуска двигателя и представляет собой четырехнолюсный электродвигатель для преобразования электрической энергии аккумуляторной батареи в механическую и передачи ее на маховик с целью прокрутки коленчатого вала двигателя.
На автомобилях КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ-130, 4331, ГАЗ-53-12, -66-11, Урал-4320, ЗИЛ-131 и др. в систему пуска также входит устройство для предпускового подогрева двигателя, а на дизельных автомобилях еще и устройство для подогрева воздуха во впускном трубопроводе двигателя.
Исправная система пуска двигателя должна обеспечить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой происходит нормальное протекание процессов смесеобразования, воспламенения и горения рабочей смеси (пусковая частота вращения карбюраторных двигателей составляет 40-50 об/мин, дизелей – 100-250 об/мин). При медленном вращении коленчатого вала дизеля сжимаемый воздух не нагревается до необходимой температуры и топливо, впрыснутое в камеру сгорания, не воспламеняется.
Механизм привода стартера служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика, передачи крутящего момента от якоря стартера на венец маховика и быстрого отключения якоря от маховика после пуска двигателя. Механизм привода смонтирован на валу якоря. Механизм привода стартера CT130-A3, устанавливаемого на автомобилях ЗИЛ-130, состоит из шестерни, муфты свободного хода, муфты, рычага с эксцентриковой осью и буферной пружины. Муфта свободного хода служит дчя передачи крутящего момента от вала якоря на маховик и предотвращения вращения якоря от маховика после пуска двигателя — предохранение якоря от “разноса”.
Механизм управления стертером служит для создания усилия на рычаге привода и замыкания цепи “аккумулятор—стартер”. Механизм управления дистанционный, включается при включении замка зажигания. Состоит из электромагнитного тягового реле, которое установлено на корпусе стартера. В него входят защитный кожух в, регулировочный винт, катушка (обмотка) реле, контакты – подвижный, неподвижный, якорь-реле с возвратной пружиной.
При каждом ТО-2 следует проверить и при необходимости подтянуть болты крепления стартера к двигателю, плотность присоединения наконечников проводов к выводам стартера и аккумуляторной батареи.
Рис. 85. Стартер CT130-A3:
1 – неподвижный контакт реле; 2 – подвижный контакт реле; 3 – катушка реле; 4 – якорь реле; 5 – регулировочный винт; 6 – защитный кожух; 7 — рычаг; 8 — винт регулировки хода шестерни привода; 9 – крышка стартера со стороны привода; 10 — упорное кольцо; 11 — шестерня привода; 12 — муфта свободного хода; 13 — вал привода; 14 — муфта привода; 15 — корпус стартера; 16 — якорь стартера; 17 — коллектор; 18 — крышка стартера со стороны коллектора; 19 — обмотка возбуждения; 20 — полюс; 21 – щеткодержатель; 22 — пружина щеткодержателя; 23 – канатик щетки; 24 – щетка
При каждом четвертом ТО-2 следует снять стартер с двигателя для проверки и устранения дефектов, для чего необходимо выполнить следующие операции: – очистить стартер и продуть его сжатым воздухом для удаления имеющейся в нем пыли; – при сильной загрязненности внутренней полости стартера разобрать его для очистки, для чего отвернуть два стяжных болта и снять крышку со стороны коллектора; осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой, без подгорания; – поверхность коллектора при загрязнении или незначительном подгорании протереть тряпкой, смоченной в бензине; – при значительном подгорании или царапинах на поверхности коллектора зачистить его шлифовальной стеклянной шкуркой зернистостью С100; – если подгорание не устраняется стеклянной шкуркой и шероховатость поверхности не менее 1,25 мм, следует разобрать стартер и проточить коллектор на станке до допустимого минимального диаметра (СТ130 – 38,2 мм; СТ230-43 мм; СТ142В – 53 мм); – проверить перемещение щеток в щеткодержателях, они должны перемещаться свободно, без заедания; – замерить высоту щеток от места касания пружин до рабочей поверхности и при износе их до предельных размеров (у СТ130А (А2, М), СТ230А (Б), СТ2 – 6 – 7 мм; СТ142Б (В) – 13 мм; СТ103 – 14 мм; СТ117А – 10 мм; СТ221 – 12 – 13 мм) заменить новыми; – проверить усилие пружин, которыми щетки прижимаются к коллектору. Допустимые значения усилия пружин: у СТ130А (М), СТ230Б (Б2) – 9,8 – 13,7 Н» СТ2, СТ130А2 – 8,3 – 13,7 Н; СТ103 – 11,8 – 16,7 Н; СТ117А – 14,7 Н; СТ221-9,8 Н; – проверить и при необходимости подтянуть гайки, выводные болты стартера и реле, а также винты, крепящие наконечники щеточных контактов к щеткодержателям; – проверить состояние контактов реле стартера, очистить контактную коробку от пыли, в случае значительного подгара контактов зачистить их сначала надфилем, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. Если контактные болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с контактным диском, их следует повернуть на 180°; – проверить легкость перемещения привода по валу якоря, при недостаточно свободном перемещении привода следует вал якоря очистить от грязи тряпкой, смоченной в бензине, а затем слегка смазать маслом, применяемым для двигателя; – проверить зазор между шестерней привода и упорным кольцом, который должен быть в пределах 2,5 ± 1 мм (у СТ142В – 0,5-2,0 мм) при полностью втянутом якоре реле. Для проверки указанного зазора следует плюсовой вывод аккумуляторной батареи соединить «с выводом обмотки реле стартера, подсоединив предварительно лампочку, а минусовый вывод – с корпусом стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню привода колес. После этого следует исключить зазор у шестерни привода легким отжатием ее в сторону коллектора и замерить зазор между торцом шестерни и упорным кольцом металлической линейкой; – отрегулировать зазор, при необходимости пользуясь регулировочным винтом. Для уменьшения зазора регулировочный винт ввертывают, для увеличения – вывертывают. Перед тем как регулировать зазор, необходимо отвернуть четыре винта, снять защитный кожух рычага, расшплинтовать штифт серьги и вынуть его, затем отсоединить регулировочный винт якоря от рычага. После регулировки все собрать в обратном порядке; – проверить регулировку при включенном положении шестерни привода. Для этого следует сдвинуть привод в сторону якоря до упора и ввернуть регулировочный винт рычага до момента, пока начнет двигаться привод, затем вывернуть регулировочный винт до остановки привода и дополнительно вывернуть винт еще на 1/2 оборота; – проверить затяжку болтов крепления тягового реле к корпусу стартера, при необходимости подтянуть. С целью увеличения срока службы стартера необходимо: не допускать непрерывного включения стартера более чем на 10 с, так как это вызывает перегрев стартера и может привести к его поломке; – разбирать стартер следует в мастерской, которая располагает необходимыми инструментами и измерительными приборами; – не допускать включения стартера при работающем двигателе; не допускать движение автомобиля путем прокручивания трансмиссии стартером; – закончив пуск двигателя, немедленно отключить стартер, так как механизм свободного хода привода стартера не рассчитан на длительную работу; – не допускать промывки бензином узлов стартера, имеющих пористые бронзографитные подшипники скольжения, так как это приводит к вымыванию смазки из пор подшипников.
Подключение электрооборудования и средств облегчения пуска дизельного двигателя
В связи с тем, что стартер дизельного двигателя потребляет больший ток (по сравнению со стартером карбюраторного двигателя)
для снижения падения напряжения на проводах и обеспечения более высоких оборотов прокручивания стартером при пуске необходимы провода, соединяющие аккумуляторные батареи со стартером и включателем «массы» заменить на более толстые (сечением 50 мм2).
Кроме того, должны быть заменены провода, подсоединяющие реле стартера «К7» со стартером, эти провода должны иметь сечение 4 мм2.
Общий вид электрической схемы подключения двигателя (рис.12а, 12б).
Подключение средств облегчения пуска дизельного двигателя.
При комплектации двигателей свечами накаливания и блоком управления свечами накаливания БУСН 251.3763 (12В, производства ОАО «ЭЛАРА» г. Чебоксары) рекомендуемая схема подключения рис. 12 а.
При комплектации двигателей свечами накаливания и блоком управления свечами накаливания МУСН -01 (12В, производства ООО «БЕЛКАРПРОМ» г. Минск) рекомендуемая схема подключения рис. 12б.
Принцип работы блока управления свечами накаливания (БУСН):
При установке ключа зажигания в положение ЗАЖИГАНИЕ блок должен обеспечивать подключение к аккумуляторной батарее четырех свечей накаливания (блок должен замкнуть контакты «12В»), а также контрольной лампы СВЕЧИ, мощностью не более 1,3Вт.
Одновременно с установкой ключа зажигания в положение ЗАЖИГАНИЕ блок должен начать отсчет времени предварительного подогрева tпп и времени надежного отключения tно=(tпп+tсо).
По окончании tпп контрольная лампа СВЕЧИ должна погаснуть.
При переводе ключа зажигания в положение СТАРТЕР во время отработки tпп свечи накаливания должны оставаться подключенными.
При обратном переводе ключа зажигания в положение ЗАЖИГАНИЕ свечи накаливания должны отключиться через tсо=(120±20) с.
При этом:
-если ключ зажигания не переводится в положение СТАРТЕР, должно произойти отключение свечей зажигания по окончании времени tно;
-новое включение свечей накаливания должно происходить после перевода ключа зажигания в положение «0» и повторной установки в положение ЗАЖИГАНИЕ.
Принцип работы модуля упраления свечами накаливания (МУСН-01):
Запуск без подогрева.
Блоки не должны включать реле и лампу при переводе замка-выключателя зажигания из положение «0» в положение «I» на время менее 2±0,5с и далее в положение «II» и обратно в положение «I» (произведен быстрый запуск двигателя).
Предпусковой подогрев.
По прошествии 2±0,5с с момента подачи напряжения питания на клемму 5 (при переводе замка-выключателя зажигания из положения «0» в положение «I») модули должны производить включение реле свечей накаливания и контрольной лампы на время предпускового подогрева, равное 20±2с.
Ожидание запуска.
После времени предпускового подогрева 20±2с модули должны оставлять включенным реле свечей накаливания и переходить в режим ожидания запуска, переводить контрольную лампу в прерывистый режим с частотой 1±0,5Гц и ждать 30±2с запуска двигателя
Запуск двигателя.
После запуска двигателя в период ожидания запуска, при поступлении напряжения «+СТ» на клемму 4 модули должны отключать контрольную лампу и отрабатывать фиксированное время накала свечей, равное 180±5с с момента снятия напряжения «+СТ» с клеммы 4.
Модули должны оставлять реле включенным на протяжении наличия напряжения «+СТ» на клемме 4 и в течение 180±5с с момента снятия напряжения «+СТ» с клеммы 4.
Ранний запуск.
При поступлении напряжения «+СТ» на клемму 4 в период предпускового подогрева модули должны выключать контрольную лампу и отрабатывать фиксированное время накала свечей, равное 180±5с, затем отключать реле.
Отсутствие запуска.
Если в период ожидания запуска не поступило напряжение «+СТ» на клемму 4 (запуск не был произведен), то модули должны выключать контрольную лампу и реле свечей накаливания.
Неразмыкание контактов реле.
Если после отработки полного цикла работы напряжение на клемме 7 присутствует (наличие напряжения свидетельствует о не размыкании контактов реле), то модули должны включать контрольную лампу в прерывистом режиме с частотой 2±1 Гц при наличии напряжения на клемме 5.
Незамыкание контактов реле.
Если при подаче напряжения на клемму 5 и работе по заданному алгоритму напряжение на клемме 7 отсутствует (не замыкаются контакты реле), то модули должны на весь цикл работы подавать напряжение на клемму 2 в соответствии с алгоритмом и включать контрольную лампу в прерывистом режиме: одно включение с длительностью 0,5с на периоде 3с до конца цикла.