Как отрегулировать ручник на Киа Рио
Как отрегулировать ручник на Киа Рио
В автомобилях корейского производства Киа Рио 3 поколения применяется тросовый механизм стояночного тормоза вне зависимости от его разновидности (барабанный или дисковый).
Со временем ручник на Kia Rio ослабевает, что говорит об изношенности тормозных колодок, троса или увеличенном зазоре между трущимися поверхностями. Явными признаками ослабленного ручного тормоза машины становятся неудовлетворительное удерживание автомобиля, большой угол подъема рукоятки или люфт (она будет подниматься на 10-15 сантиметров от исходного положения без сопротивления). Присутствие одного из симптомов говорит о необходимости отладки ручника.
Регулировка ручного тормоза на барабанных тормозах
Перед тем как натягивать ручник на «корейце», следует учесть некоторые правила. Когда на машине установлена барабанная система тормозов, регулировка возможна на новом тросе и на слабо изношенном. В последнем случае подтягивать ручник можно и на отсоединенном тросе.
Как правильно подтянуть ручник на Киа Рио? Последовательность действий перечислена ниже:
- поднять автомобиль с помощью домкратов или подъемника;
- опустить рукоятку вниз;
- снять задние колеса;
- настроить соотношение колодок и барабана с помощью регулировочной шестеренки, расположенной в барабанном пространстве.
Степень затяжки – до момента, когда между барабаном и колодкой останется расстояние меньше миллиметра, но при этом детали не соприкасаются. В результате колеса должны крутиться с одинаковым сопротивлением.
Если наблюдается люфт рукоятки, то подтягивается центральный болт крепежного механизма тросов, который расположен под подлокотником. Размер гайки здесь 12 мм, поэтому понадобится соответствующий ключ. При регулировке ручника после установки нового троса расположенные под подлокотником крепления затягиваются с одинаковым усилием.
Регулировка ручного тормоза на дисковых тормозах
Затянуть ручник на подобном механизме так же просто, как и на барабанном, однако регулировка зазора отсутствует. Выставление правильного расстояния проводится после замены троса или изношенных дисков и выжимных механизмов тормозов.
При отладке удается как натянуть ручник, так и убрать люфт рукоятки. Процедура заключается в следующем:
- на каждом колесе ослабить по одному болту;
- вращать до появления в свободном отверстии шестеренки регулятора стояночного тормоза;
- крутить регулятор до блокировки колес.
Однако данную процедуру проще проводить на снятых колесах. На диске иногда устанавливается резиновая заглушка, которая закрывает шестеренку от попадания грязи. Её необходимо извлечь и с помощью плоской отвертки, цепляясь за зубцы, регулировать уровень затяжки ручного тормоза. При этом сила зажима колодок проверяется степенью вращения диска. Когда он уже полностью блокируется, необходимо сделать еще несколько вращений регулятора, чтобы увеличить уровень нагрузки. Затем колеса устанавливаются на автомобиль, затягиваются болты крепления. Стояночный тормоз отрегулирован.
Примечания
- Когда шестеренка регулятора проворачивается с большим трудом, тянуть её силой не следует. Это портит механизм. Правильным решением будет смазать регулятор. Для этого необходимо снять колесо и тормозной диск.
- Когда на автомобиль установлен новый или заранее снятый тормозной диск, необходимо три раза поднять и опустить рычаг, а затем поднять ручник вверх на пять щелчков. С помощью регулятора необходимо добиться одинаково уровня сопротивления вращения на обоих колесах.
- После того как все действия произведены, следует убедиться, что при опущенном ручнике колеса имеют свободный ход. Для этого по завершении работ требуется опустить рукоятку и покрутить оба колеса. Если вращение нормальное, то болты на колесах затягиваются, автомобиль опускается на землю, и они доводятся до установленного заводом-изготовителем момента.
Подводим итоги
Проанализировав все данные, можно сделать вывод, что провести подобные работы самостоятельно не так уж и сложно, главное придерживаться советов из данной статьи.
Как самостоятельно подтянуть стояночный тормоз
Обучение навыкам использования стояночного тормоза является неотъемлемой частью учебного процесса в автошколах. Но, когда дело доходит до практики, большинство водителей даже не вспоминают о существовании этого дополнительного средства безопасности, предпочитая фиксировать свой автомобиль с помощью включения первой передачи.
В принципе на небольших склонах это вполне действенный метод, не говоря о ровных горизонтальных площадках. Но вряд ли вы найдёте хотя бы одного водителя, который бы хотя бы единожды не забыл при включении зажигания, что его машина находится не на нейтральной передаче. И хорошо, если такие случаи заканчиваются просто неожиданным рывком. А что, если впереди всего в нескольких десятках сантиметров стоял другой автомобиль или, к примеру, столб освещения?
Заметим, что подобные ситуации вовсе не редки, поэтому привычка затягивать рычаг ручника – это вовсе не излишество. Но, к сожалению, слишком частое использование стояночного тормоза, а также ряд других причин, о которых мы сегодня расскажем, могут стать причиной снижения эффективности подтормаживания. В таких случаях вовсе не обязательно бежать за новым тросиком – скорее всего, вам просто нужно заняться регулировкой ручника, которая с большой вероятностью решит все возникшие проблемы.
Функции стояночного тормоза
Само название этого механизма говорит о его предназначении – блокировке колёс с целью обеспечения их фиксации касательно направления поступательного движения автомашины, включая случаи стоянки авто на поверхностях с градиентным уклоном.
Перечислим основные функции ручника:
- обеспечение неподвижности автомобиля во время его стоянки на горизонтальных и наклонных поверхностях;
- помощь основной тормозной системе автомашины во время экстренного торможения;
- осуществление манёвров во время движения ТС (при наличии соответствующих навыков);
- замена основному тормозу при его поломке.
Разумеется, злоупотребление ручным тормозом недопустимо (имеется в виду его использования в качестве замены или дополнения к основному тормозному механизму). Всё-таки его основная задача – это фиксация машины во время её стоянки. Отметим, что сильно натянутый тросик – далеко не всегда благо. Если во время движения автомашины попытаться затормозить ручником – скорее всего, она уйдёт в занос.
Рассмотрим устройство стояночного тормоза и принцип его функционирования. СТ состоит из трёх относительно самостоятельных блоков:
- механического привода;
- блока управления;
- исполнительного устройства.
Привод представляет собой металлический тросик, который тянется от рукоятки ручника до исполнительных механизмов. Именно тросик передаёт усилие от затягивания рычага на тормозные колодки. При этом регулировка ручного тормоза, вернее, степени его натяжения, осуществляется с помощью коромысла, которое также отвечает за разделение усилий на каждое из колёс.
В качестве исполнительного устройства выступают те же тормозные колодки, которые задействуются и при нажатии тормозной педали. Сделано это ради упрощения тормозной системы, для которой надёжность – один из первостепенных факторов. Да и обслуживать автомобиль намного легче при частично совмещённом тормозном механизме.
Стояночный тормоз активируется с помощью рычага, установленного в салоне в районе центрального тоннеля. Он оснащён храповиком, который и осуществляет натяжение тросика на нужную величину. При затягивании исправного ручника на панели приборов загорится отдельная лампочка, сигнализирующая о том, что автомобиль подторможен. На некоторых моделях авто при попытке начать движение с включенным стояночным тормозом водитель будет предупреждён звуковым сигналом, что практически исключает возможность растянуть тросик из-за забывчивости автовладельца.
Диагностика ручного тормоза
Осуществление проверки работоспособности стояночного тормоза следует производить с периодичностью раз/месяц (некоторые автопроизводители ориентируют на показатель пробега – каждые 20-30 тысяч километров). Если вы чувствуете, что эффективность фиксации автомобиля ручником снизилась, ждать рекомендованного срока проведения обслуживания ручника не нужно.
При этом существует две распространённых методики диагностирования состояния ручного тормоза:
- первый способ требует постановки автомашины на достаточно крутой склон (с градиентом от 15 градусов и более) и затянуть рычаг на последнее деление храповика. Если автомобиль при этом удерживается от самопроизвольного движения под действием силы тяжести – всё в порядке. Если нет – очевидно, что он утратил ту эффективность торможения, которая от него требуется, и вам нужно немедленно устранить причину неполной работоспособности ручника с последующей регулировкой или ремонтом механизма;
- второй способ не требует наличия горки. Проверку можно и нужно осуществлять на горизонтальной поверхности. Для этого затягиваем рычаг на себя до упора, заводим мотор, включаем пониженную передачу (строго говоря – первую) и начинаем медленно и равномерно отпускать педаль сцепления. При полностью исправном ручном тормозе автомашина немного дёрнется, но заглохнет. В противном случае – начнёт движение, возможно, с меньшей скоростью, чем обычно. И тогда также придётся осуществлять натяжку тросика ручного тормоза.
Ощутимое снижение эффективности фиксации колёс ручником может быть вызвано следующими причинами:
- ослабление натяжения тормозного тросика (характерное при длительной эксплуатации автомобиля без проведения обслуживания СТ, а также при злоупотреблении использованием стояночного тормоза при движении автомобиля); изношены сверх нормы;
- зазор между колодками и барабаном увеличен.
Как видим, далеко не всегда ответственность за недостаточную эффективность торможения лежит на самом ручнике.
Перечислим, в каких случаях требуется проведение его регулировки:
- после каждой замены колодок;
- если выполнялись работы, связанные с регулировкой тормозных колодок;
- при выполнении операции замены дисков/барабанов;
- если свободный ход рычага СТ увеличился настолько, что захватывает все зубцы, вплоть до десятого;
- после замены тросика и/или других компонентов привода ручного тормоза.
В принципе операция регулировки натяжения тросика несложна, и если у вас нет ни времени, ни желания обращаться в автосервис, выполнить её можно и самостоятельно, даже при отсутствии навыков выполнения подобной работы.
Правда, есть здесь и объективные трудности. Связаны они с тем, что такая операция должна проводиться с соблюдением мер безопасности, поскольку нужен полный доступ к днищу машины. Нелишним будет перед выполнением регулировки заглянуть в руководство пользователя, чтобы изучить особенности конструкции стояночного тормоза в приводной его части.
Подготовительная часть
Перед тем, как приступать к осуществлению регулировки степени натяжения троса ручного тормоза, предстоит запастись следующими инструментами и материалами:
- трещоткой и рожковым ключом (обычно – на 13, но это зависит от конкретной конструкции);
- смазка типа WD-40;
- удлинитель с лампой, если освещенность днища автомобиля окажется недостаточной.
Работы следует выполнять на подъёмнике/эстакаде, подойдёт и смотровая яма, которой оборудованы многие гаражи. В крайнем случае, можно поддомкратить зад автомобиля и выставить его на колодки.
Отметим, что у некоторых моделей автомашин регулировка ручника производится непосредственно с салона, поэтому данный момент следует обязательно уточнить.
Если доступ к низу автомашины обеспечен, следует убедиться, что неработоспособность СТ вызвана не заклиниванием тросика из-за попадания на его поверхность грязи и других предметов. В этом случае достаточно просто очистить тросик и затем смазать его.
И ещё один нюанс: приступать к регулировке можно, только если техническое состояние тросика, колодок и приводного механизма находится в удовлетворительном (рабочем) состоянии.
Как самостоятельно подтянуть ручной тормоз
Если во время осмотра тросика вы заметили на нём повреждения (трещины, разрывы, другие заметные дефекты), такой приводной механизм подлежит полной замене. Но чаще всего недостаточная эффективность притормаживания стояночным тормозом вызвана ослаблением тросика. Любой опытный водитель хорошо знаком с технологией, как подтянуть тросик ручника, но и для тех, кто сталкивается с этой задачей впервые, объективных сложностей возникнуть не должно.
Отметим, что проверить результаты регулировки несложно, но лучше, чтобы у вас был помощник. Если рычаг СТ затягивается на 5-6 щелчков – это нормально. Если на большее число зубцов – очевидно, что он ослаблен. Если затянуть рукоятку удаётся только на 2-4 щелчка – это перенатяжение тросика, которое тоже чревато большими неприятностями. Так что, осуществляя эту процедуру, ориентируйтесь на оптимальное количество зубцов храповика.
Сущность регулировки натяжения троса, независимо от особенностей конструкции СТ, заключается в изменении величины зазора, имеющегося между тормозными дисками и накладками колодок. Сама регулировка осуществляется посредством изменения длины рабочей части тросика (его укорачивания или удлинения относительно места зажима).
Приводим типовую последовательность действий при самостоятельном выполнении этой процедуры:
Проверим "ручничок".
Разве не случалось, что эти слова из уст инспектора ГАИ бросали вас в дрожь? И по вполне понятной причине: столь необходимый во многих случаях стояночный тормоз очень часто оказывается неработающим, а установить это инспектору ничего не стоит. Как вернуть «ручник» к жизни? Об этом ведет речь Валентин ГРИГОРЬЕВ.
Как-то один из читателей журнала предлагал подумать над устройством, фиксирующим в нажатом положении педаль рабочей тормозной системы (гидравлической), тогда привычный «ручник» не понадобится! В конце концов, разве нельзя использовать в этом качестве подходящую палку, упруго вставив ее враспор между педалью и сиденьем?
Оказывается, можно. если вы оставляете автомобиль ненадолго — на минуты, но никак не на часы! Дело в том, что при вполне нормальном состоянии деталей гидропривода тормозов (главного цилиндра и рабочих цилиндров, поршней, уплотнительных колец) обеспечить стопроцентную герметичность не удается — жидкость, пусть очень медленно, но просочится через уплотнение, и педаль, если ее оставить надолго нажатой, в конце концов упрется в пол. Вот почему рабочая тормозная система, действующая на принципах гидростатики, для применения в качестве стояночной не годится. Кстати, опытные автолюбители знают, что порой в неплохо, казалось бы, работающем гидроприводе тормозов утечка жидкости бывает вполне ощутимой: автомобиль нормально тормозит, педаль не «мягкая», воздуха в системе нет, но если нажать на педаль покрепче и держать минуту-другую, жидкость «уходит». Заглянув в бачок, вы в этом легко убеждаетесь: уровень ее понизился, пора добавить.
Стояночный привод тормоза — как правило, простейший, тросовый — действует обычно на задние колеса с барабанными тормозами. А если у автомобиля они дисковые, то механизм тормоза размещается в. ступице диска (этакие ма-аленькие колодочки). Таковы тормоза большинства «мерседесов». Кстати, на некоторых из них стояночный тормоз приводится в действие. ногой, а отключается рукой (подробнее см. ЗР, 1997, № 2).
«Болезни» «ручника» чисто механические: реже связанные с износом (вытяжка троса, обрыв проволочек, осадка оболочки, срыв резьбы на регулировочной тяге), а чаще — с коррозией. Особенно если машина используется на зимних, обработанных солью улицах и дорогах. Последнее важно запомнить тем, кто редко пользуется «ручником». Отмечалось и такое (в основном на «жигулях»): вечером вам пришлось преодолевать вброд глубокие лужи, а наутро ударил крепкий мороз. В этом случае «ручник» может застыть намертво (внутрь оболочки троса проникла вода) и. порой навсегда! Талая вода обладает повышенной коррозионной активностью. Последствия здесь те же, что и при коррозии большинства автомобильных узлов. Зазоры между тросом и оболочкой минимальные, и если затронута ее внутренняя сторона, то продуктам коррозии (достаточно большого объема) некуда деваться — они намертво защемляют трос, лишая его подвижности. Если вовремя не расшевелить трос и не подать смазку внутрь оболочки, то к весне вам, скорее всего, придется заменять привод новым. Но беда в том, что большинство водителей даже погожими летними днями не любят заглядывать под машину, а что уж тут говорить о зиме.
Иногда «закисают» гайки на регулировочной тяге: при попытке отвернуть их срезают сам резьбовой стержень. Правда, спасти этот узел несложно, если у вас под рукой паяльная лампа, горелка или промышленный фен. С их помощью можно сильно нагреть схваченные коррозией гайки, и металл, испытывающий большие напряжения от продуктов коррозии, несколько осаживается — после остывания гайки можно отвернуть. Но учтите, что для самого троса сильный нагрев недопустим.
Проверить работоспособность «ручника» более чем просто — при том или ином (оговоренном в инструкции) количестве щелчков храповика тормоз должен удерживать автомобиль на определенном уклоне (каком — об этом несколько ниже). Как правило, на новой машине это получается. А на неновой — не всегда. В чем причины?
Во-первых, в этом все-таки может быть виноват привод троса. Если последний в оболочке перемещается туго, вполне вероятно, что приложенное вами к рычагу усилие расходуется в основном на деформацию троса и оболочки и лишь некоторая его часть передается на колодки. Полностью заблокированный в оболочке трос, о чем шла речь выше, усилий на колодки вообще не передает. Итак, трос в оболочке должен перемещаться свободно. (Кстати, уплотнение троса на входе в оболочку у «жигулей» весьма примитивно — здесь впору объявить конкурс для «бывалых» на лучшее решение!)
Во-вторых, плохая работа стояночного тормоза — часто следствие банальных причин — износа тормозных колодок и барабанов, замасливания их (в том числе тормозной жидкостью, если рабочие цилиндры недостаточно герметичны). Плачевное состояние задних тормозов нередко остается вне поле зрения автовладельца; передние очень эффективны, а потому общее состояние тормозной системы кажется вполне благополучным. На самом же деле, если вы, заменив трос «ручника» и нормально его отрегулировав, не смогли добиться нужной эффективности торможения задних колес, будьте уверены: там что-то не в порядке.
Какова должна быть эффективность ручного тормоза? По ныне действующим в России нормам он обязан обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на дороге с уклоном 23%, а грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне 31%.
На наиболее распространенных у нас автомобилях ВАЗ исправный «ручник» способен удерживать машину на уклоне 30% (или 16,7°) при четырех-пяти щелчках храповика. Для «Москвича-2141» — 25% при пяти-шести щелчках.
Где найти необходимый для проверки уклон? Проще всего — это подъем на эстакаду в любом гаражном кооперативе — здесь очень часто делают уклон пандуса в пределах 30%. Эстакады, встречающиеся возле крупных автомагистралей, обычно тоже имеют близкий к этому уклон въезда.
Здесь, кстати, не вредно помнить, что максимальный угол подъема, преодолеваемый легковым автомобилем с полной нагрузкой на первой передаче без разгона, обычно составляет 30–36% (16,7–19,8°). Найдя где-нибудь на горной тропе интересующий вас подъем, его можно оценить с помощью двигателя или. «ручника».
Иногда можно видеть, как работник ГАИ, не имея возможности проверить ручной тормоз автомобиля, как положено, на уклоне, делает это на горизонтальной площадке. При этом считается, что если машину нельзя сдвинуть вперед или назад, то все в порядке. Насколько это объективно, судите сами: при 23-процентном уклоне на автомобиль действует скатывающая сила, равная произведению веса автомобиля G на синус угла уклона, то есть G.0,224 (см. рис.). Иными словами, для автомобиля весом 1200 кгс эта сила достигает 269 кгс! Думаем, что и силу 100 кгс способен приложить не каждый инспектор ГАИ, а ведь соответствующий этому случаю «ручник» фактически уже неисправен! В этом легко убедиться, пытаясь с его помощью удержать этот автомобиль даже на небольшом уклоне — скатывающая сила 100 кгс достигается уже на уклоне около 8,4%, то есть при угле меньше 5°.
Кстати, на горизонтальной площадке «ручник» можно проверять с помощью двигателя: заднеприводной машине на I передаче он не должен позволить провернуть ведущие колеса, а на переднеприводной — вызовет их пробуксовку.
Вообще же, при долгой стоянке на уклоне даже на вполне исправный ручной тормоз полагаться не следует: в конце концов, каких только случаев не бывало в подобных ситуациях! Поэтому непременно принимайте дополнительные меры страховки. Включайте низшую (или заднюю) передачу: даже при самой слабой компрессии в изношенном двигателе машина катастрофически быстро вниз не скатится. Управляемые колеса желательно правильно (в нужную сторону) повернуть, чтобы при скатывании они уперлись в расположенное рядом препятствие, например в бордюрный камень тротуара. Наконец, многоопытный автомобилист не погнушается в опасном месте подложить под колеса кирпичи.
Регулировка и замена ручного тормоза на ВАЗ 2109
Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.
Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.
Вид из салона
Конструкция
Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:
- Тормозные устройства для задних колес;
- Механический привод.
Привод, в свою очередь, состоит из:
- Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
- Передних и задних тросов привода.
Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:
- Уравнитель;
- Регулирующая гайка;
- Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.
Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.
Демонтированная ручка РТ
Регулировка или замена
В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.
Способ ремонта
Причины
Регулировка тросов РТ
- Ручник не держит на склонах;
- Обнаружено ослабление натяжения в результате планового техосмотра.
- Ослабились наконечники троса ручника;
- Нити тросика начали постепенно рваться, разрушаться;
- Тросик с трудностями перемещается внутри оболочки даже после смазки элемента
Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.
Проверка состояния
Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.
Для проведения проверки выполните несколько простых операций:
- Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
- Включите ручник в необходимое положение;
- Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
- При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
- Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
- Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
- Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
- Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.
Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.
Вид снизу
Регулировка
Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.
- Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
- Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
- Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
- Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
- Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
- Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
- Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.
Процесс регулировки
Замена
В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.
Процедура замены тросика
Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.
- Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
- Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
- Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
- Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
- Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
- Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
- Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
- Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
- Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
- Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
- Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
- Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.
Меньше работы — дольше эксплуатация?
Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.
Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.
Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.
Простая регулировка ручного тормоза своими руками: видео инструкция
Всем привет! Думаю, вы все прекрасно знаете, насколько большую роль играет хорошо работающая тормозная система. Помимо торможения и остановки во время движения, в состав узла входит еще и стояночный тормоз. Он же ручник. Потому темой для нашего разговора станет регулировка ручного тормоза, которую вполне можно выполнить своими руками.
Далеко не все автомобилисты могут почувствовать, что ручник ослабил хватку и начал плохо держать машину на неровных участках, склонах и холмах. Есть и те, кто вовсе не пользуется стояночным тормозом, отдавая предпочтение включенной передаче. Но это уже отдельная тема для разговора.
В любой момент ручник может пригодиться. И если он окажется в неисправном состоянии, быть беде. В лучшем случае машина покатится, и вы успеете в нее сесть и остановить движение. В худшем неисправность узла приведет к ДТП, повреждению транспортного средства и многим другим неприятным последствиям.
В действительности настройка стояночного тормоза, который именуется обычно просто ручник, не сложнее, чем настройка зеркал или же регулировка веерных форсунок стеклоомывателя.
Почему ручник должен быть исправен
Ручным тормозом называют элемент, входящий в состав тормозной системы автотранспортного средства. Его основной задачей является блокировка колес. Тем самым машина становится неподвижной, и сохраняет такое состояние даже на поверхности, имеющей уклон.
Всего можно выделить несколько функций и задач, которые выполняет этот узел:
- Обеспечивается устойчивость транспортного средства на дороге при стоянках и остановках на склонах;
- Способствует выполнению маневров, связанных с необходимостью экстренно затормозить;
- При наличии определенных навыков помогает во входе в контролируемые заносы;
- Если ломается основной тормоз, временно выступает в качестве его замены.
Ни в коем случае не используйте ручки как замену ножной педали тормоза на постоянной основе. Есть главная задача, от которой отходить не рекомендуется.
Также не стоит резко дергать рычаг при движении, поскольку быстрое поднятие ручника приведет к тому, что машину занесет. Только опытные водители и гонщики владеют навыками управляемого заноса.
Конструктивные особенности
Инструкция по регулировке теряет всякий смысл, если вы не знакомы с устройством стояночного тормоза.
Зачастую при самостоятельной регулировке речь идет именно об узлах, в основе которых лежит трос и механический привод. С электронным ручником лучше обратиться за помощью в автосервис.
Классический ручник встречается на множестве автомобилей, включая:
- Лада Гранта;
- Газель;
- Опель Зафира;
- Лада Калина;
- Рено Логан;
- Лада Веста;
- Шевроле Лачетти;
- Рено Дастер;
- ВАЗ 2110;
- ВАЗ 2107;
- Опель Вектра и пр.
Каждый автопроизводитель использует свои комплектующие составляющие для создания узла, отвечающего за ручной тормоз.
При этом конструктивные элементы везде примерно одинаковые. Это позволяет подвески определенную черту под основной массой автотранспортных средств в вопросе регулировки ручника.
Что же касается этих самых элементов конструкции стояночного тормоза, то тут хочется выделить 3 главных компонента.
- Рычаг. Служит для включения и отключения ручника. Располагается в салоне транспортного средства, обычно в непосредственной близости от водителя, под правой рукой;
- Регулировочный узел. В него входят тяги, уравнитель, фиксирующая и регулировочная гайка, а также резиновый чехол;
- Трос привода. Это стальной тросик, расположенный внутри гибкой витой обмотки. Соединяет регулировочный узел и задние тормоза на авто.
В задних колесах также предусмотрены некоторые тормозные элементы, обеспечивающие работоспособность стояночного ручного тормоза.
Когда требуется регулировка
Бывалые автомобилисты советуют проводить диагностику текущего состояния ручника раз в месяц, либо после каждых 30 тысяч пройденных километров.
Если же есть подозрения на неисправность, откладывать проверку ни в коем случае нельзя. Тем более, провести диагностику довольно легко. Ехать в сервис не нужно.
Предлагаемая инструкция предусматривает 2 способа диагностики ручника, которая проводится своими руками.
- Первый метод. Заедьте на машине на достаточно крутой склон и выжмите ручник не до упора. Если машина стоит и не скатывается, система работает нормально. Если авто начинает движение, затяните трос до конца и наблюдайте за поведение. Если все равно машина едет, ручник нужно регулировать или даже менять;
- Второй метод. Натяните полностью ручник, включите 1 передачу, аккуратно и медленно отпустите педаль сцепления. Тут будет логично вспомнить о принципе работы сцепления на авто. Если с ручником все хорошо, мотор должен заглохнуть. Если же с ручником проблема, авто будет двигаться. Тут нужно ремонтировать или регулировать узел.
Чаще всего стояночный тормоз перестает нормально выполнять свои задачи из-за ослабшего натяжения, износа тормозных колодок или по причине увеличения зазора между колодкой и барабаном.
Необходимость регулировки ручника
Хочется акцентировать внимание на нескольких ситуациях, когда настоятельно рекомендуется самому или даже с помощью специалистов отрегулировать стояночный тормоз.
Также делается в таких случаях:
Чем закрыть решетку радиатора на зиму и когда нужно это делать
- менялись тормозные колодки;
- менялись тормозные диски или барабаны;
- регулировались тормозные колодки;
- ремонтировался тросик;
- менялся трос ручника;
- устанавливался регулировочный узел;
- увеличился ход рычага;
- диагностика показала неисправность.
Справиться с регулировкой механического стояночного тормоза может каждый. Это куда легче, нежели самостоятельное выполнение развал-схождения , а также заметно проще на фоне регулировки ближнего света фар на автомобиле.
Как отрегулировать узел
Подогрев зеркал своими руками: альтернативный вариант для лентяев
Прицеп с бортами и днищем из ламинированной фанеры
Ремонт обычно предусматривает смену тросика. Но зачастую водители сталкиваются с тем, что натяжение ослабло, и трос следует немного подтянуть.
При правильной настройке во время затяжки ручника должно быть не более 5-6 щелчков. Если их больше или меньше, настройка нужна обязательно. Суть регулировки заключается в том, чтобы поменять зазор между колодками и барабанами (или дисками). Меняется расстояние за счет изменения длины тросика.
Как на видео, так и в предлагаемой мной инструкции работа выполняется в такой последовательности:
- автомобиль поднимается и устанавливается на опоры, если нет эстакады, ямы или подъемника;
- рычаг тормоза выжимается на 1-3 щелчка;
- отыскать контргайку регулировочного узла и ослабить ее;
- прокрутить гайку регулировки и следить за натяжением;
- после этого рычаг полностью вытягивается;
- заднее колесо следует попробовать прокрутить;
- если колесо вращается с большим усилием, натяжка выполнена;
- затягивается контргайка, опускается рычаг;
- проводится повторный тест.
Помимо тестов в момент нахождения автомобиля в подвешенном состоянии, машину обязательно проверяют в реальных условиях. Как это сделать, вы уже знаете.
Сами наглядно видите, что ничего сложного в такой работе нет. Она выполняется буквально за 1 час.
Если у вас есть какие-то замечания, рекомендации или интересные истории, связанные с ручным тормозом, обязательно оставляйте отзывы.
Спасибо всем! Подписывайтесь, пишите комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!