Sheloil.ru

Шелл Оил
44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

S60 2006

S60 2006

В данном отчете описан процесс регулировки сход-развала на Вольво S60 2006 года выпуска после замены передних рычагов. Также, со слов клиента, еще до ремонта ему постоянно приходилось держать руль немного левее, чтобы машина ехала прямо.

Сход-развал Volvo S60 - 1

Загоняем автомобиль в мастерскую. Проверяем давление в шинах (при измерении углов установки колес важно, чтобы давление в колесах на одной оси было одинаковым). Желательно также убедиться, что в багажнике и салоне машины отсутствуют посторонние тяжелые предметы, которые могут создать неравномерную нагрузку на подвеску, что приведет к некорректному измерению.

Сход-развал Volvo S60 - 2

Закрепляем измерительные мишени и блок-камеры на колесных дисках. Сам процесс измерения состоит из нескольких этапов, в ходе которых выполняется компенсация биения колес (для учета стендом погрешностей, связанных с возможной кривизной колесных дисков или неплотно прилегающих к закраинам колесных дисков измерительных мишеней), измерение продольного наклона шкворня (кастера) и еще ряда углов при повороте колес.

Сход-развал Volvo S60 - 3

Результат наглядно показан на картинке. Все не так плохо. После выравнивания руля по уровню и его фиксации специальным упором – приступаем к регулировке.

Сход-развал Volvo S60 - 4

На задней оси регулируется только схождение (в нашем случае оно слишком положительное). Для этого ослабляем гайку (1) и вращаем эксцентриковый болт регулировки. Эту же операцию повторяем на соседнем рычаге.

Сход-развал Volvo S60 - 5

Спереди регулируются все основные углы. Несмотря на то, что производитель не регламентирует возможность регулировки продольного наклона шкворня (кастера), она выполняется смещением подрамника. Для этого необходимо раскрутить 4 болта крепления подрамника, 4 вспомогательных болта (находятся позади задних болтов), после чего с помощью монтажки смещать одну из его сторон вперед или назад. Для регулировки развала необходимо ослабить болты крепления (1) амортизатора к поворотному кулаку и далее с помощью специнструмента сдвигать их относительно друг друга. Схождение регулируется по классической схеме – ослабляется контргайка (2) и рулевая тяга вкручивается или выкручивается из рулевого наконечника (с последующей фиксацией контргайкой).

Сход-развал Volvo S60 - 6

Выполняем повторное измерение. Весьма неплохой результат (особенно если обратить внимание на начальное значение кастера). Печатаем отчет и отдаем машину клиенту. Регулировка сход-развала завершена.

Регулировка углов установки колёс

• Если углы развала колёс, в также углы продольного и поперечного наклона оси поворота, выходят за границы допустимых значений, проверить элементы передней подвески на наличие износа и повреждений и произвести необходимый ремонт с заменой соответствующих деталей. • Значение угла продольного наклона оси поворота приводится только для справки, проверка данного угла не требуется.

Измерение углов установки колес производится на снаряжённом автомобиле.

Снаряженное состояниесостояние автомобиля, при котором он полностью заправлен топливом, охлаждающей жидкостью и маслом и готов к поездке. Запасное колесо, домкрат, ручной инструмент и коврики находятся на своих местах.

Предварительная проверка

Необходимо проверить следующее:

• Проверить давление воздуха в шинах и их износ.

• Проверить биение колес.

• Проверить осевой люфт в подшипниках ступиц.

• Проверить осевые люфты шаровых шарниров стойки стабилизатора.

• Проверить работу амортизатора.

• Проверить надёжность крепления и состояние каждого элемента подвески.

• Проверить все рычаги, тяги и прочие элементы подвески на отсутствие трещин, деформации и других повреждений.

• Проверить высоту кузова автомобиля.

Проверка развала, углов продольного и поперечного наклона осей поворота колёс

Перед проверкой установить передние колеса на поворотный стенд. Установить задние колеса на подставки той же высоты, что и поворотный стенд, на котором находятся передние колеса, чтобы автомобиль находился в горизонтальном положении.

Использование прибора для измерения углов установки колес

Установить приспособление для крепления прибора (KV991040S1), как описано ниже, после чего произвести измерение углов установки колёс:

1. Отвернуть три гайки крепления колеса, после чего навинтить направляющие болты на болты ступицы.

Читайте так же:
Вакуумметры для синхронизации карбюраторов своими руками

2. Ввинтить переходник в пластину до надежного контакта.

3. Ввинтить центральную пластину в пластину.

4. Вставить пластину в сборе на направляющие болты. Установить пружины и равномерно затянуть три гайки направляющих болтов. Затягивая гайки на направляющих болтах, не допускать полного сжатия пружин.

5. Установить датчик отверстием на выступ центральной пластины и надёжно закрепить его.

Значения углов установки колес приведены в разделе «Сервисные данные и спецификация» вконце главы.

• Если углы развала колёс, а также углы продольного и поперечного наклона оси поворота, выходят за границы допустимых значений, проверить элементы передней подвески на наличие износа и повреждений и произвести необходимый ремонт с заменой соответствующих деталей.

• Значение угла продольного наклона оси поворота приводится только для справки, проверка данного угла не требуется.

Проверка схождения колёс

Измерить схождение колес, как описано ниже.

• Проверку схождения колес необходимо производить исключительно на ровной поверхности.

• Перед тем, как толкать автомобиль, убедиться в том, что перед ним никто не находится.

1. Несколько раз качнуть переднюю часть автомобиля для стабилизации высоты кузова автомобиля.

2. Толкая, прокатить автомобиль вперед приблизительно на 5 м.

3. Нанести метку (А) на основной линии протектора шины (с задней стороны) на обоих колёсах на одной высоте, соответствующей центру колесной ступицы. Это измерительные точки.

4. Измерить расстояние (А) (с задней стороны).

Стрелка указывает перед автомобиля.

5. Медленно оттолкать автомобиль вперед так, чтобы провернуть колеса на 180̊ (пол-оборота).

Если колеса провернутся более, чем на 180′ (пол-оборота), необходимо начать процедуру сначала. Не откатывать автомобиль назад.

6. Измерить расстояние (В) (с передней стороны). Вычислить величину схождения колес по формуле:

Общее схождение = А — В.

Значение схождения колес приведено в разделе «Сервисные данные и спецификация» .

Если величина схождения превышает стандартное значение, произвести регулировку длин наконечников рулевых тяг.

Задняя подвеска

Измерение углов установки колес производится на снаряжённом автомобиле.

Снаряженное состояние — состояние автомобиля, при котором он полностью заправлен топливом, охлаждающей жидкостью и маслом и готов к поездке. Запасное колесо, домкрат, ручной инструмент и коврики находятся на своих местах.

Предварительная проверка

Необходимо проверить следующее:

• Проверить давление воздуха в шинах и их износ.

• Проверить биение колес.

• Проверить осевой люфт в подшипниках ступиц.

• Проверить работу амортизатора.

• Проверить надёжность крепления и состояние каждого элемента подвески.

• Проверить все рычаги, тяги и прочие элементы подвески на отсутствие трещин, деформации и других повреждений.

• Проверить высоту кузова автомобиля.

Проверка развала

Измерить развал правого и левого колес с помощью подходящего оборудования.

Если величина развала превышает установленное значение (см.раздел «Сервисные данные и спецификация» ), произвести замену балки задней подвески (версии с передним приводом) или отрегулировать при помощи регулировочного болта на нижней тяге (версии с полным приводом).

Проверка схождения колес

Измерить схождение колес, как описано ниже.

• Проверку схождения колес необходимо производить исключительно на ровной поверхности.

• Перед тем, как толкать автомобиль, убедиться в том, что перед ним никто не находится.

1. Несколько раз качнуть переднюю часть автомобиля для стабилизации высоты кузова автомобиля.

2. Толкая, прокатить автомобиль вперед приблизительно на 5 м.

3. Нанести метку (А) на основной линии протектора шины (с задней стороны) на обоих колесах на одной высоте, соответствующей центру колесной ступицы. Это измерительные точки.

4. Измерить расстояние (А) (с задней стороны).

5. Медленно оттолкать автомобиль вперед так, чтобы провернуть колеса на 180̊ (пол-оборота).

Если колеса провернутся более, чем на 180′ (пол-оборота), необходимо начать процедуру сначала. Не откатывать автомобиль назад.

6. Измерить расстояние (В) (с передней стороны). Вычислить величину схождения колес по формуле:

Читайте так же:
Регулировка карбюратора мопед альфа дельта

Общее схождение = А — В.

Если величина схождения превышает стандартное значение, произвести замену балки задней подвески (версии с передним приводом) или отрегулировать вращением регулировочного болта на рычаге подвески (версии с полным приводом).

Регулировка развала и схождения (версии с полным приводом)

Сначала необходимо произвести регулировку развала, а лишь после этого — схождения. Не менять последовательность регулировки.

Вели необходима регулировка развала, также нужно отрегулировать схождение колес.

Необходимо, чтобы разница схождения между левой и правой сторонами была минимальной.

1. Ослабить гайки крепления верхних и нижних рычагов подвески со стороны подрамника.

2. Отрегулировать развал и схождение вращением регулировочного болта (1) или регулировочного болта нижнего рычага (2).

А. Левая сторона. В. Правая сторона.

Регулировочный болт верхнего рычага подвески:

Положительное направление: верхний рычаг смещается внутрь автомобиля.

Отрицательное направление: верхний рычаг смещается наружу автомобиля.

Регулировочный болт нижнего рычага подвески:

Положительное направление: нижний рычаг смещается наружу автомобиля.

Отрицательное направление: нижний рычаг смещается внутрь автомобиля.

Для облегчения регулировки рекомендуется пользоваться приведенной ниже схемой.

Определить значения развала и схождения, вычислив разность между результатами измерения и стандартными значениями.

Определить необходимое значение регулировки по рисунку и соответствующим образом провернуть регулировочные болты.

3. После регулировки затянуть гайки крепления верхних и нижних рычагов подвески со стороны подрамника.

При затяжке гаек необходимым моментом нужно удерживать болты гаечным ключом.

Видео по теме «Nissan Juke. Регулировка углов установки колёс»

Как выставить схождение колес в гараже. развал схождение
Честный сход развал| Развал схождение колес правильно
Развал на Ниссан Кашкай

Нужно ли делать сход-развал после замены сайлентблоков

Нужно ли делать сход-развал после замены сайлентблоков

Ходовая часть автомобиля состоит из множества элементов, механизмов и узлов. На рынке сегодня представлено большое разнообразие видов подвески в самых разных исполнениях, но все они призваны выполнять одну главную задачу: обеспечивать прочную связь автомобильного кузова с колесами. В данной статье мы конкретно и подробно рассмотрим, нужно ли делать сход-развал после замены сайлентблоков.

Принцип работы сайлентблоков

Принцип работы сайлентблоков

Сайлентблоки — это резинометаллические шарниры, являющиеся связующим элементом ходовой системы. Они гасят возникающие колебания, препятствуя их распространению, а также дают определенную степень свободы соединяемым между собой деталям. Это один из самых важных элементов подвески автомобиля, требующий замены в случае своей неисправности. Сайлентблок состоит из трех частей: двух металлических втулок и резиновой либо полиуретановой прокладки между ними.

Точные места крепления сайлентблоков и их количество выбираются в зависимости от конструкции конкретной модели автомобиля. Размещаются эти элементы на передней и задней осях. На передней оси сайлентблоки устанавливаются в местах, где рычаг соединяется со ступицей и с кузовом, а также в точках крепления стабилизатора поперечной устойчивости. На задней оси местами размещения сайлентблоков служат рычаги и точки крепления торсионной балки и амортизаторов. Помимо этого сайлентблоки могут соединять рулевую рейку с тягами, а также кузов с коробкой передач и двигателем.

Срок службы сайлентблоков обычно составляет 100 тысяч км пробега, однако в условиях плохих дорог этот ресурс может значительно сократиться. После этого сайлентблок нуждается в замене. При появлении посторонних шумов в ходовой части во время движения, при заметном ухудшении управляемости машины, а также в случае характерного износа шин и обнаружения люфта колес, скорее всего, придется прибегнуть к ремонту. В связи с этим у многих возникает вопрос: необходима ли регулировка сход-развала после ремонта? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Рекомендуем

Что такое сход-развал и зачем он нужен

Что такое сход-развал и зачем он нужен

Колеса всегда крепятся к мостам под определенными углами к основным элементам подвески для обеспечения устойчивости и управляемости автомобиля. Данные углы называются сход-развалом (развал-схождением).

Читайте так же:
Регулировка угла наклона фар матиз

Главным признаком неправильно настроенного развала является неравномерный износ шин, ускоряющий их замену. Проявлением неправильного схождения служит увод машины в сторону при прямолинейном движении (если кратковременно отпустить руль).

На углы сход-развала влияют любые изменения в ходовой части автомобиля (включая замены сайлентблоков), а также степень износа шин, давление в шинах, зазоры между элементами ходовой части и прочее. Углы со временем нарушаются даже в автомобилях без ремонтов и ДТП. Причины такого нарушения:

  • Зависимость углов сход-развала от клиренса, меняющегося по мере эксплуатации машины. Дорожный просвет со временем изменяется из-за просадки сайлентблоков, пружин и других упругих деталей ходовой части.
  • Появление мельчайших зазоров и рост их количества в сайлентблоках и прочих шарнирных соединениях подвески. Суммарно эти зазоры заметно влияют на углы сход-развала.
  • Естественное старение кузова.

На кузов постоянно действуют изгибающие и крутящие усилия, в результате чего постепенно изменяется геометрия кузова и, соответственно, нарушаются углы сход-развала. Возможно, некоторые детали будут нуждаться в замене.

Развал-схождение

Необходимость в сход-развале не нужно объяснять тому, кто хотя бы один раз пробовал проехать на машине с правильно отрегулированными углами установки колес и сайлентблоками. Автомобиль становится максимально отзывчивым, можно буквально прочувствовать его поведение с малейшими отклонениями от нормы. Именно для безопасности и комфортной езды и были внедрены углы сход-развала.

Итак, грамотно настроенный сход-развал дает:

  • идеальную управляемость автомобиля;
  • минимальные отклонения от прямолинейной езды (курсовая устойчивость);
  • высокую маневренность;
  • малый риск опрокидывания и заноса в случае опасных ситуаций;
  • комфорт во время движения;
  • экономию топлива;
  • улучшенный накат;
  • минимальный износ шин, длительное время не требующий их замены.

Минимальный износ шин

Нарушенные углы сход-развала могут привести к неожиданным неприятностям (и к последующему ремонту с заменой сайлентблоков). Например, если на сухой асфальтированной дороге автомобиль движется прямо, то на скользком или влажном участке при прямолинейном движении машину может повести в сторону.

Характер езды автомобиля приходится в процессе постоянно корректировать, подвергая при этом повышенному риску окружающих участников движения и пешеходов. В европейских странах по этой причине периодический техосмотр обязательно включает в себя проверку сход-развала.

Прежде чем выяснить, нужен ли сход развал после замены сайлентблоков передних рычагов, опор двигателя и задней балки, разберем более подробно основные параметры для настройки.

1. Схождение

Схождением (сходом) называется угол, образованный продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Данный параметр сход-развала отвечает за положение колес при поворотах руля и при движении на различных скоростях. Регулировка этого угла осуществляется обычно изменением длины боковых рулевых тяг.

Признаки отклонения схождения от нормы:

  • шины начинают «визжать» на поворотах;
  • повышенный износ резины (даже в случае незначительных отклонений), требующий скорой замены шин;
  • увеличенное сопротивление передних колес качению и, как результат, повышенный расход топлива.

2. Развал

Развал

Развалом называют угол, образованный вертикальной линией и плоскостью вращения колес в положении прямолинейной езды. Этим параметром определяется расположение колеса для правильной работы подвески во время движения.

При сход-развале после замены сайлентблоков данный угол может быть положительным (при отклонении верха колеса от центра), отрицательным (при отклонении верха колеса к центру) и нулевым. В последнем случае износ покрышек минимален — шины дольше не требуют замены. В свою очередь, отрицательный развал повышает устойчивость машины на поворотах.

Значительное отклонение этого угла от нормы может повлечь за собой односторонний износ шинного протектора. В результате этого на прямом участке машина будет уходить в сторону. Максимально допустимая разница между развалом правого и левого колеса составляет 30 минут.

3. Кастер

Кастер (или кастор) — это угол, образованный в продольной плоскости автомобиля вертикалью и проекцией линии, соединяющей центры шаровых опор.

Читайте так же:
При регулировке трп с потележечным торможением необходимо упорный рычаг

Это важный параметр сход-развала после замены сайлентблоков, отвечающий за выравнивание колес при прямолинейном движении. Для повышения устойчивости, чтобы дать автомобилю стремление двигаться по прямой, многие любители быстрой езды устанавливают данный угол с превышением паспортного значения на несколько градусов.

Кастер

Отклонение кастера от нормы может привести к:

  • уводу машины в сторону на прямолинейном участке;
  • необходимости прикладывать разное усилие при поворотах руля вправо и влево;
  • появлению «визга» покрышек на поворотах;
  • одностороннему износу шинного протектора с последующей заменой шин.

Превышение разницы кастера на правом и левом колесах более чем на 30 минут будет приводить к уводу автомобиля в сторону при меньшем значении угла.

4. Поперечный наклон оси поворота

Данный параметр, не включаемый в сход-развал, создается конструкцией поворотного кулака и никак не регулируется. Поперечный наклон стабилизирует передние колеса по весу.

5. Включённый угол

Параметр вычисляется как сумма значений развала и угла поперечного наклона оси поворота.

6. Плечо обкатки

Плечо обкатки

Плечом обкатки называется расстояние между точками пересечения с проезжей частью двух осей: осевой плоскости вращения колеса и оси поворота колеса.

Значение этого расстояния зависит от параметров колес (в том числе, сход-развала после замены сайлентблоков) и от конструкции подвески. Плечо обкатки называется отрицательным, если ось поворота колеса пересекает проезжую часть с внешней стороны от плоскости вращения колеса. Наоборот, положительным плечо обкатки является в случае, когда пересечение находится с внутренней стороны.

Если данное значение не равно нулю, колесо действует на подвеску и рулевой механизм как рычаг. Это воздействие приходится гасить рулем.

Положительное плечо обкатки при случайном увеличении сопротивления одного из колес способно привести к нарушению курсовой устойчивости — руль самопроизвольно повернется в сторону колеса.

В результате замены имеющегося диска колеса на диск с минимальным выступом или без такового плоскость вращения колеса сместится наружу, увеличится положительное плечо обкатки и, как следствие, ухудшится управляемость. Рулевое колесо будет выбивать из рук на малейшей неровности, и придется прикладывать больше сил для управления. Также увеличится износ ступичных подшипников и сайлентблоков, потребуется скорая их замена.

7. Плечо стабилизации

Плечо стабилизации

Под данным параметром подразумевается расстояние между точкой контакта колеса с проезжей частью и точкой пересечения оси поворота колеса с дорогой при виде сбоку. От плеча стабилизации зависят усилия в рулевом управлении и курсовая устойчивость на поворотах.

8. Смещение передней оси

Передней осью является линия, соединяющая центры вращения двух передних колес. Симметрию передних колес относительно продольной оси автомобиля определяет смещение передней оси.

Данный угловой параметр сход-развала очень важен, и он должен стремиться к нулю (то есть к полной симметрии). Положительное смещение означает, что правые два колеса находятся дальше друг от друга, чем левые. Соответственно, если дальше находятся левые, говорят об отрицательном смещении.

9. Угол движения

Угол движения

Угол движения (направления тяги) характеризуется степенью поворота заднего моста относительно продольной оси симметрии автомобиля. В идеале этот параметр сход-развала должен быть равен нулю. При отрицательном значении угла задняя ось повернута влево, если смотреть по ходу движения. В случае повернутости оси вправо говорят о положительном значении угла. При нулевом значении задняя ось строго перпендикулярна продольной оси машины.

Максимальное значение этого параметра, при котором допускается эксплуатация, равно 20 минутам. Но даже в этом случае автомобиль начинает двигаться немного боком, хотя со стороны это и не заметно. Управляемость ухудшается, особенно на скользком покрытии. При отклонениях выше этого значения требуется срочный ремонт с возможной заменой сайлентблоков.

Качественно отрегулированная задняя ось должна иметь угол движения, равный нулю. Если же это значение превышает 20 минут, то, возможно, нарушена геометрия кузова.

Читайте так же:
Порядок регулировки клапанов на портере

При любом ненулевом значении данного параметра передняя ось стремится двигаться в направлении поворота задней оси, выпрямляя, таким образом, траекторию движения. Как результат, машина будет двигаться под углом к её оси симметрии.

Рекомендуем

Нужен ли сход-развал после замены сайлентблоков

Замена сайлентблоков

Резинометаллические сайлентблоки в процессе эксплуатации машины испытывают на себе агрессивное влияние химических реагентов и значительных температурных перепадов. Резиновая часть сайлентблока из-за этого теряет свою эластичность и требует замены всего сайлентблока. Будучи под значительными нагрузками, резина изнашивается, трескается и деформируется.

Замена подушек двигателя и коробки передач, а также замена стоек стабилизатора не обязывают производить регулировку сход-развала. Но нужен ли сход развал после замены сайлентблоков, например, задней балки?

В случае замены сайлентблоков передней оси, задней или рулевой реек регулировка необходима, поскольку параметры сход-развала обязательно нарушатся. К тому же предшествующий сход-развал выполнялся с учетом данных деформаций.

Для замены сайлентблоков необходим специальный инструментарий. Это достаточно трудоемкая операция, и вряд ли её можно произвести в дворовых условиях. Предварительной задачей является выявление источника обнаруженной неисправности. Оборудованием для замены сайлентблоков обладают специализированные сервис-центры. Опыт их сотрудников, как правило, позволяет автовладельцам избежать лишних трат денег, времени и нервов при самостоятельной замене сайлентблоков.

Рекомендуем

Итоговые советы о том, когда ещё нужно делать сход-развал

  1. В случае, если изменился клиренс автомобиля. При этом в процессе сход-развала:

— устанавливаются проставки либо толстые резиновые прокладки под пружины в подвеске;

— производится замена имеющихся пружин подвески на пружины других размеров или прочности;

Регулировка развала передних колес

1. Поддомкратьте автомобиль и сни­мите переднее колесо.

2. Отверните две гайки с нижней сто­роны стойки. Нанесите на резьбу бол­тов и гаек моторное масло.

Внимание : моторное масло наносит­ся в случае повторного использова­ния болтов и гаек.

Регулировка развала передних колес

3. Временно затяните гайки.

4. Отрегулируйте величину развала, перемещая нижнюю часть стойки.

Развал при регулировке:

Модели 2WD………………….0°30’± 30′

Модели 4WD.…………………0° 25′ ± 30′

Разница развала и продольного наклона оси поворота правого и левого колес………менее 45′

Внимание :

– Проверка производится при нена­груженном автомобиле.

Примечание : при использовании бол­та крепления (без метки) регулиров­ка величины развала возможна в диа­пазоне 0,1° – 0,5°.

Регулировка развала передних колес

5. Затяните гайки.

Момент затяжки………… 153 Нм

6. Установите переднее колесо и опустите автомобиль.

Момент затяжки……………..103 Нм

7. Покачайте автомобиль вверх и вниз, чтобы стабилизировать подвеску.

8. Проверьте развал. Если развал со­ответствует номинальному значению, проверьте схождение.

9. Если развал отличается от номи­нального, поддомкратьте автомобиль, снимите переднее колесо, отсоедините тормозной шланг и провод датчика частоты вращения от стойки и произ­ведите процедуру, описанную ниже.

а) Отверните две гайки с нижней сто­роны стойки и снимите два болта,

Внимание :

– В случае, когда развал отличает­ся от номинального на величину менее 45′, верхний болт крепления можно не заменять.

– В случае, когда развал отличает­ся от заданного на величину более 45′, регулировочный болт меньше­го диаметра устанавливается с нижней стороны.

б) С помощью таблицы, подберите регулировочные болты и произведи­те регулировку.

Величина регулировки = номинальное значение развала – величина развала после регулировки при помощи бол­тов крепления.

Регулировка развала передних колес

10. Затяните две гайки с нижней стороны стойки.

Момент затяжки.……..153 Нм

Внимание :

– Очистите нижний кронштейн крепления стойки от загрязнений.

– При повторном использовании гаек перед затяжкой нанесите моторное масло на ихрезьбу и резьбу болтов.

Регулировка развала передних колес

11. Установите переднее колесо.

Момент затяжки…….. 103 Нм

12. Опустите автомобиль. Покачайте автомобиль вверх и вниз, чтобы ста­билизировать подвеску.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector