Тахометр автомобиля Камаз
Тахометр автомобиля Камаз
Большегрузные автомобили Камаз прошли долгий путь различных модификаций. Статья содержит информацию о тахометре автомобиля Камаз.
Также будет дана информация о возможных неисправностях этого прибора, способах его подключения.
Принципы устройства КПП КамАЗ
Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.
устройство кпп (на примере модели КамАз 5320)
Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.
Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.
Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.
Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:
- усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
- усиление шлицов и удаление их крепежа;
- новый способ крепления шестерен коробки передач;
- увеличение высоты зубцов.
В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.
Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:
- картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
- блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
- верхняя крышка КПП;
- сборно-разборный механизм переключения скоростей;
- делитель, установленный на передней части картера.
Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.
Показатели, учитываемые при расчетах расхода топлива Камаза
При подсчете норм расхода ГСМ для грузовой техники учитывают:
- базовый коэффициент, позволяющий определить затраты горючего для имеющейся в автохозяйстве машины;
- поправочный индекс, учитывающий тип дороги и высоту над уровнем моря (по мере подъема в горы затраты топлива возрастают);
- коэффициент климатических условий эксплуатации (для зимних надбавок дополнительно устанавливаются сроки действия);
- показатель, учитывающий траекторию дороги (число и радиус поворотов, от которых зависит интенсивность разгонов);
- коэффициент технического состояния (он применяется для новой техники или грузовиков, прошедших капитальный ремонт);
- показатель, учитывающий износ автомобилей (он зависит от пробега и возраста).
Индикаторы могут как увеличивать нормативные затраты, так и снижать объем списываемого горючего. Владелец техники имеет право ввести дополнительные коэффициенты, позволяющие учесть расход топлива на маневрирование в гаражах или на территории автохозяйства.
Показатель компенсирует затраты ГСМ, возникающие в результате проведения плановых осмотров, регулировки агрегатов или обкатки узлов после ремонта.
Устранение неисправностей
При работе на сложных участках владельцам Камазов приходится оперативно решать вопросы замены вышедших из строя компонентов. В сети доступны видео материалы о замене своими руками ламп и предохранителей, однако не даются советы о мерах безопасности.
В частности, при работающем двигателе:
- Нельзя подсоединять или отсоединять штепсельные разъемы на генераторной установке;
- Нельзя отсоединять или подсоединять плюсовой вывод аккумуляторной батареи;
- Нельзя запускать двигатель при отсоединенном плюсовом выводе от генератора.
Совет: хотя цена на соединительные компоненты не велика, следует всячески беречь штекерные соединения во избежание их ослабления.
Не стоит без надобности их шевелить и тем более рассоединять без особой надобности. Это может привести к нарушению контактов.
При обслуживании разъемов следует использовать токопроводящую смазку Литол-24 (ГОСТ 21150-87). Она защитит соединения от влаги и пересыхания.
Также следует соблюдать меры безопасности и при поиске неисправностей:
- Категорически запрещается проверять исправность работы генератора путем замыкания выводов – «плюс», «О» и «В»;
- Запрещается устанавливать перемычку на массу на выводах и между собой;
- Запрещается замыкать вывод «Ш» щеткодержателя с плюсовыми выводами генератора через техническое окно в кожухе. Несоблюдение этого приведет к выходу из строя регулятора напряжения.
Все о майнинге на домашнем компьютере в 2021 году для чайников и не только
В конце 2020 года разразился очередной криптобум, который продолжается и по сей день. Совершенно не случайно он совпал с началом продаж новых видеокарт компаний AMD и NVIDIA. Это вызвало небывалый дефицит видеокарт. Те небольшие партии видеокарт, что попадают на полки магазинов, продаются по двухкратной и более цене. Миллионы геймеров по всему миру выражают своё негодование. Их гнев направлен, прежде всего, на самих майнеров, а затем и на производителей графических ускорителей, не обеспечивших нужные объёмы своей продукции. Потребители видеокарт разделились на два непримиримых лагеря и на форумах всего мира разыгрываются нешуточные баталии. Но практически каждому геймеру, умеющему считать свои деньги, нет-нет да и приходила в голову мысль — а почему бы не попробовать помайнить криптовалюту на своей недавно приобретенной за огромные деньги новой видеокарте, чтобы отбить хоть часть переплаты за неё или на старой, чтобы всё-таки суметь накопить на новый графический ускоритель.
Мы не будем сейчас вас учить как майнить. Информация о майнинге в избытке в сети. Мы постараемся ответить на вопрос нужно ли это делать в принципе на домашнем компьютере с одной-единственной видеокартой! Прежде чем майнить на своей видеокарте необходимо с холодной головой взвесить все за и против. Давайте сейчас этим и займёмся! Для начала необходимо трезво оценить свой уровень компьютерной грамотности. Это касается как знания софта, так и «железа». Они вам понадобятся! Затем перейдем к шагу первому.
реклама
1. Видеокарта
Конечно же, вы знаете модель своей видеокарты. Если нет, то она указана на коробке от неё, на ярлыке, который наклеен на саму видеокарту, в личном кабинете онлайн-магазина, где совершалась покупка. Также это можно сделать с помощью диспетчера задач Windows, утилиты GPU-Z и других программ. Но всё же лучше знать не только модель, но и полное название видеокарты.
Самая популярная криптовалюта для майнига на сегодня это Ethereum (Биткоин давно нельзя добывать с помощью видеокарты). Если объём вашей видеокарты менее 6GB, то вы «пролетаете», поскольку это необходимый минимум на сегодня. После, необходимо установить на что она способна в добыче криптовалюты. Для этого переходим в любой известный калькулятор прибыльности. К примеру, можно использовать калькулятор nicehash. В нём есть автоопределение и ручной выбор. Если с учётом затрат на электроэнергию и потерь при выводе в фиатные деньги (рубли) ваша видеокарта способна приносить хоть сколько-нибудь значительную для вас прибыль, то идём дальше.
Приблизительный расчёт прибыльности GPU от известного майнера ПроТОН.
реклама
Теперь оцениваем уровень качества нашей видеокарты. Для этого вам необходимо найти и прочитать обзор на вашу модель (вот где нужно точно название модели). Есть модели с качественной элементной базой и системой охлаждения, а есть карты с откровенной экономией производителем. И бренд здесь не помощник. К примеру, в MSI RX 5700 evoke первой ревизии пользователи жаловались на перегрев чипов памяти уже в играх. Страшно представить её в майнинге. А некоторые видеокарты ASUS и вовсе остались без должного охлаждения чипов памяти. Если ваша видеокарта обладает достаточным «запасом прочности» системы питания и системы охлаждения, то будем считать, что вы условно готовы попробовать её в деле. Не всё же вам одному зарабатывать в доме!
Далее оцениваем риски. При майнинге Ethereum значительная нагрузка ложится на чипы памяти видеокарты. Поэтому память будет греться. При её разгоне нагрев будет значительно увеличиваться. Самый сильный нагрев у чипов памяти GDDR6X. Но стоит знать, что не на всех видеокартах есть датчики температуры чипов памяти. К примеру, они есть на видеокартах RX 5700 и RTX 3080, но их нет на RTX 3060ti и большинстве остальных видеокарт среднего ценового диапазона. А это значит, что вы не сможете точно знать, насколько сильно будут прогреваться чипы памяти вашей карты при майнинге. Во избежание перегрева вам придётся установить обороты вентиляторов видеокарты на уровень близкий к максимальному. Это вызовет, в свою очередь, высокий уровень шума, с которым вам придётся уживаться большую часть времени, находясь дома. Также перегрев памяти влечет за собой проблемы с термопрокладками, которые стоят на чипах. Если их конструктивно нет, то считайте, что память охлаждается минимально. Термопрокладки от избыточных температур могут начать «течь» и терять свои теплопроводящие свойства. Многое зависит от их качества. Поэтому после окончания криптобума, если вы решите продолжить использовать видеокарту по её прямому назначению, то существует вероятность, что вам потребуется их заменить. При наличии гарантийной пломбы, замена термопрокладок лишит вас гарантии на устройство. Следующим компонентом, страдающим от износа, являются вентиляторы видеокарты. Срок их службы также зависит от их качества и наработки. На дорогие модели, как правило, устанавливают вентиляторы с шарикоподшипниками или гидродинамическими подшипниками. На более дешевые стоят обычные втулки. Вот такие вентиляторы могут начать трещать, шуметь или вовсе остановиться. Заменить их также не всегда возможно без снятия гарантийной пломбы. Остальные компоненты видеокарты, работающие в режиме 24/7, также подвершены уменьшению ресурса. Охлаждению GPU и VRM большинство производителей уделяет больше внимания. Все GPU имеют датчик температуры. Для того чтобы создать видеокарте максимально возможные при майнинге комфортные условия, необходимо также провести её программную настройку: напряжений, частот, настройку таймингов памяти и настройку скорости оборотов вентиляторов. Для этого нужны определенные знания, упомянутые мной в начале. Почерпнуть их можно из различных источников. Но лучше всего это делать на тематических форумах. Вам необходимо быть уверенным на 100%, что ваша видеокарта способна справиться с майнинговой нагрузкой без существенного вреда для неё. Если вышеупомянутые моменты вас не смутили, и вы уверены в себе и видеокарте, то перед тем, как вы начнете изучать непосредственно сам процесс майнинга, необходимо обратить внимание ещё на несколько моментов.
Неисправности коробок переключения передач Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ
При эксплуатации грузовых автомобилей КАМАЗ могут встречаться определенные дефекты в конструкции деталей коробок переключения передач:
1. Передний роликовый подшипник первичного вала разрушен.
2. Во время переключения на заднюю передачу при движении КАМАЗа вперед возникли трещины в картере, и поломка картера.
3. Нарушена регулировка в положении упоры клапана выключения двигателя автомобиля.
4. Износ фиксатора механизма переключающего передачи.
5. Диафрагма редукционного клапана разорвана.
Согласно опыту ведущих автомобильных транспортных предприятий стало известно, что после пробега автомобилем КАМАЗ — 300 тыc/км и более, в механизме коробки передач выходят из строя: детали синхронизатора в четвертой и пятой передачах, первичный вал делителя, и внутренний венец шестерни первичного вала основной коробки. Что касается остальных деталей, то они при проведении капитального ремонта грузовика КАМАЗ пригодны для повторной эксплуатации. Число годных деталей при проведении анализа коробки передач больше всего зависит от организации и технологии разборки коробок передач, а также от следования нормам и требованиям технических условий разборки механизмов.
Неисправности коробок переключения передач:
1.Затрудненное включение передач, задний ход и 1-я передача переключаются со скрежетом.
неисправность: способ устранения:
Повреждение и износ синхронизатора заменить синхронизатор
Повредились зубья зубчатых муфт произвести замену повреждённых деталей.
Неполное выключение механизма сцепления отрегулировать свободный муфтовый ход
выключения сцепления коробки передач.
2.Самовольное выключение коробки передач при движении грузовика.
неисправность: способ устранения:
Зубья зубчатых муфт неравномерно изношены заменить неисправные механизмы.
Замок шлицев вторичного вала не работает поменять синхронизатор и вторичный вал.
Подшипники вала коробки переключения заменить подшипники.
передач изношены,
Передачи выключаются не полностью по причине Детали крепления подтянуть.
неисправности фиксатора механизма переключения,
лапки или сухари вилок изношены.
3.Не включение передач в коробке.
неисправность: способ устранения:
Подшипники шестерен вторичного вала разрушены поменять неисправные детали.
Детали привода управления КПП заменить детали, и
изношены, подтянуть детали крепления.
4.Из коробки переключения передач подтекает масло.
неисправность: способ устранения:
Нарушена герметичность уплотняющих поверхностей, детали крепления подтянуть, или поменять
прокладки.
Потеря эластичности или изношенность манжет заменить манжеты.
Высокое давление в картере КПП предохранительный клапан КПП промыть.
5.Повышены показатели уровня шума при работе коробки передач.
неисправность: способ устранения:
Подшипники вала разрушены заменить подшипники.
Мало масла в КПП залить масло на уровне контрольного отверстия.
Изношены зубья шестерен заменить изношенные детали.
Изношены подшипники валов КПП заменить подшипники.
6.Латунные кольца синхронизатораКПП изношены.
неисправность: способ устранения:
При включении передач сцепление выключено проверить, как работает привод и сцепление,
не полностью, произвести замену синхронизатора.
7.Блокировка перемещения троса.
неисправность: способ устранения:
Бронь троса подвержена коррозии, отгородить от вредных воздействий
оболочку и металлические детали.
Синхронизаторы КПП разрушены привести в рабочее состояние КП.
Влага под оболочкой троса. При темпер. Произвести герметизацию гофрированного чехла.
ниже нуля — замерзание.
Сборка коробки передач на КАМАЗе, руководство
Первичный вал коробки передач КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.5)
1 -гайка кольцевая; 2 — маслоотражатель; 3 — кольцо стопорное; 4 — подшипник; 5 — вал первичный; 6 — втулка маслоперепускная; 7 — шарик стопорный
На вторичный вал 17 (см. рис. 8.6) устанавливают шестерню 12 третьей передачи в сборе с роликовым подшипником 13, предварительно смазав роликоподшипник маслом ТСп-15к. Затем устанавливают пружину 16 и замковую шпонку 15. Совместив отверстие втулки 11 шестерни четвертой передачи с масляным каналом вала, напрессовывают с помощью оправки втулку на вал. На втулку 11 устанавливают первый ряд роликов 9, промежуточную втулку 10 и второй ряд роликов.
Валы и шестерни коробки передач КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.6)
1 — шестерня третьей передачи; 2 — вал промежуточный; 3 — шпонка сегментная; 4 — кольцо; 5,13,18,22,26, 32 — роликоподшипники; 6 — синхронизатор четвертой и пятой передач в сборе; 7, 20 — шайбы упорные; 8 — шестерня четвертой передачи; 9 — ролик; 10 — втулка промежуточная; 11 — втулка шестерни четвертой передачи; 12 — шестерня третьей передачи в сборе; 14 — синхронизатор второй и третьей передач в сборе; 15 — шпонка замковая; 16 — пружина; 17 — вал вторичный; 19 — шестерня второй передачи; 21 — шестерня первой передачи; 23 — втулка; 24 — муфта включения первой передачи и заднего хода; 25 — шестерня заднего хода; 27 — втулка; 28 — шестерня четвертой передачи; 29 — втулка распорная; 30 — шестерня привода промежуточного вала; 31 — кольцо
Ролики предварительно подбирают из одной сортировочной группы (табл. 8.1) и смазывают смазкой Литол-24.
Сортировочные группы роликов КАМАЗ (табл. 8.1).
Номер группы | Размер ролика, мм | ||
минимальный | максимальный | ||
1 | 5,493 | 5,495 | |
2 | 5,496 | 5,497 | |
3 | 5,498 | 5,500 |
Затем устанавливают шестерню 8 четвертой передачи и упорную шайбу 7. Повернув упорную шайбу, фиксируют ее замковой шпонкой 15. Смазав шлицы синхронизатора 6 четвертой и пятой передач маслом ТСп-15к, монтируют синхронизатор на вал. Затем с помощью оправки напрессовывают на вал передний роликовый подшипник 5 и устанавливают кольцо 4.
С другого конца вала устанавливают синхронизатор 14 второй и третьей передач в сборе и шестерню 19 второй передачи в сборе с роликоподшипником 18, предварительно смазав пальцы синхронизатора и подшипник маслом ТСп-15к. Затем устанавливают втулку 27 шестерни заднего хода, совместив отверстие во втулке с масляным каналом вала, шестерню 25 заднего хода в сборе с роликовым подшипником 26, муфту 24 включения первой передачи и заднего хода в сборе с втулкой 23, шестерню 21 первой передачи в сборе с роликовым подшипником 22 и упорную шайбу 20. Перед установкой шестерен и муфты роликоподшипники и шлицы муфты и втулки смазывают маслом ТСп-15к. Затем проверяют качество сборки вторичного вала. Шестерни должны вращаться от руки плавно, без заеданий. Перемещение кареток синхронизатора и муфты по шлицам также должно быть свободным и без заеданий. Осевой люфт шестерен на валу должен быть в пределах 0,27. 0,40 мм.
В паз промежуточного вала 2 коробки передач запрессовывают шпонку 3 и на прессе напрессовывают шестерню 1 третьей передачи до упора в бурт вала. Аналогично, запрессовав шпонку, напрессовывают шестерню 28 четвертой передачи до упора в ступицу шестерни третьей передачи. На вал устанавливают распорную втулку 29 и запрессовывают в паз вала третью шпонку. Шестерню 30 привода промежуточного вала нагревают в масляной ванне до температуры 90 °С и напрессовывают на вал с помощью пресса. Установив кольцо 31, напрессовывают на вал с помощью оправки передний роликовый подшипник 32.
Перед сборкой механизма переключения передач шлицевые соединения, трущиеся поверхности валов и втулок смазывают тонким слоем моторного масла, а сквозные резьбовые отверстиями уплотнительные прокладки — пастой УН-25.
В верхнюю крышку 17 (см. рис. 8.7) коробки передач с помощью оправки запрессовывают втулки 5, чашечную заглушку 8 и втулку 12 до упора в бурт.
Механизм переключения передач КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.7)
1 — опора переключения передач; 2 — гайка; 3 — прокладка; 4 — шток вилки включения первой передачи и заднего хода; 5 — втулка; 6, 14 — шарики; 7 — штифт замка штоков; 8, 28 — чашечные заглушки; 9, 16 — стаканы пружин; 10, 15 — пружины; 11 — предохранитель; 12 — втулка; 13 — сапун коробки передач в сборе; 17 — передняя часть крышки; 18, 19, 20 — вилки; 21 — установочный винт крепления вилки переключения четвертой и пятой передач; 22 — установочный винт крепления вилки переключения второй и третьей передач; 23, 25 — головки; 24 — установочный винт крепления вилки переключения первой передачи и заднего хода; 26 — шток вилки включения четвертой и пятой передач; 27 — шток вилки включения второй и третьей передач
В отверстие передней части крышки вставляют шток 4 вилки включения первой передачи и заднего хода, устанавливают головку 25, продвигают шток в отверстие прилива в задней части крышки и устанавливают вилку 18. Установочные винты 24 головки штока и вилки переключения первой передачи и заднего хода затягивают с моментом 24,0 . 29,4 Н*м (2,45. 3,0 кгс*м) и зашплинтовывают шплинт-проволокой. Аналогично устанавливают шток 26 вилки включения четвертой и пятой передач, вилку 20, затягивают и шплинтуют установочный винт 21. Так же устанавливают шток вилки 27 включения второй и третьей передач, головку 23 и вилку 19, предварительно вставив во втулки 5 шариков замка шарики 6, а в шток 27 — штифт 7. Качание вилок и головок на штоках и повторное применение шплинт-проволоки не допускаются. Запрессовав с помощью оправки заглушки 28, вставляют предохранитель 11, пружину 10 и закручивают стакан 9. Установив стаканы 16, шарики 14 и пружины 15, вкручивают сапун 13. Установив прокладку 3 и опору 1 рычага на шпильки крышки 17 и надев на шпильки пружинные шайбы, затягивают гайки 2.
Картер 1 (см. рис. 8.1) коробки передач устанавливают на стенд, смазывают подшипники 26 блока шестерен заднего хода тонким слоем масла ТСп-15к и вставляют в блок 24 шестерен первый подшипник 26, промежуточную втулку 25 и второй подшипник 26. Смазав упорные шайбы 27 блока шестерен заднего хода и штифты смазкой 158, устанавливают шайбы со штифтами в сборе в картер коробки передач. Установив в картер блок 24 шестерен с подшипниками, закрепляют его оправкой и запрессовывают ось 28 блока шестерен. На болт 29 надевают стопорную и пружинную шайбы, ввертывают и затягивают болт с моментом 22,6. 52,0 Н*м (2,3. 5,3 кгс*м).
Коробка передач КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 8.1):
1 —картер коробки передач; 2 — прокладка картера сцепления; 3 — картер сцепления; 4, 12, 15, 22, 35, 46, 47, 52 — прокладки; 5 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 6,9 — шайбы замковые; 7, 8, 17, 29, 33, 41, 50, 54 — болты; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала; 11, 40 — манжеты; 13, 36 — прокладки регулировочные; 14 — магнитная пробка сливного отверстия; 16 — верхняя крышка коробки передач; 18 — первичный вал в сборе; 19 — вторичный вал в сборе; 20 — болт заглушки резьбовых отверстий; 21 — маслоуказатель; 23 — промежуточный вал в сборе; 24 — блок шестерен заднего хода; 25 — втулка промежуточная; 26 — подшипник блока шестерен; 27, 43 — шайбы упорные; 28 — ось блока шестерен; 30 — фланец крепления карданного вала; 31, 49 — шайбы; 32 — гайка крепления фланца; 34 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 37 — втулка распорная; 38 — кольцо упорное; 39 — задний подшипник вторичного вала; 42 — планка стопорная; 44 — задний подшипник промежуточного вала; 45 — стакан подшипника; 48 — крышка люка отбора мощности; 51 — пробка сливного отверстия; 53 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 55 — гайка
В стакан 45 заднего подшипника промежуточного вала запрессовывают на прессе подшипник 44 и надевают на стакан прокладку 46. В картер коробки передач с помощью оправки запрессовывают промежуточный вал 23 в сборе и напрессовывают на вал подсобранный стакан 45. Затем в картер монтируют вторичный вал в сборе и запрессовывают подшипник 39, предварительно установив на него кольцо 38. Отверстия крепления крышек задних подшипников вторичного 34 и промежуточного 53 валов смазывают уплотнительной пастой УН-25 и измеряют с точностью 0,05 мм размер а (рис. 8.12) от торца наружного кольца подшипника 6 вторичного вала до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике. Установив на крышку 34 (см. рис. 8.1) заднего подшипника вторичного вала уплотнительную прокладку 35, измеряют размер с (см. рис. 8.12).
Схема измерения для регулирования осевых зазоров в подшипниках вторичного и первичного валов КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 8.12):
1 — прокладки регулировочные; 2 — крышка подшипника; 3 — прокладка уплотнительная; 4 — картер; 5 — кольцо упорное; 6 — подшипник
Необходимо подобрать регулировочные прокладки 36 (см. рис. 8.1) и установить их в крышку так, чтобы суммарная толщина прокладок b (см. рис. 8.12) была меньше разности с — а на 0,2. 0,4 мм. После этого на вал 19 (см. рис. 8.1) устанавливают распорную втулку 37, а на картер — крышку 34 в сборе с прокладками 36 и закрепляют ее болтами 33 с плоскими и пружинными шайбами, затянув болты с моментом 53. 93 Н*м (5,5. 9,5 кгс*м).
Крышку первичного вала основной коробки передач модели 15 устанавливают без уплотнительных прокладок. При этом подбором числа регулировочных прокладок добиваются такого положения, чтобы размер f от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок был в пределах от а до а ±0,1 мм.
Зафиксировав вторичный вал 19 от проворачивания монтажной лопаткой, устанавливают на промежуточный вал 23 упорную шайбу 43, стопорную планку 42, закручивают болты 41 [момент затяжки 58,8. 88,3 Н*м (6,0. 9,0 кгс*м)] и стопорят их, отогнув стопорную планку 42. После этого со вторичного вала снимают фиксатор. Установив крышку 53 заднего подшипника промежуточного вала с картонной прокладкой 52, закрепляют ее болтами 54 с плоскими и пружинными шайбами [момент затяжки 53,2. 93,2 Н*м (5,5. 9,5 кгс*м)]. На вторичный вал 19 напрессовывают по шлицам фланец 30, надевают пружинную шайбу 31, закручивают гайку 32 [момент затяжки 196,2. 235,4 Н*м (20,0. 24,0 кгс*м) и вдавливают край гайки в паз вала.
В картер коробки передач запрессовывают первичный вал 18 в сборе и измеряют размер а (см. рис. 8.12) от заднего подшипника первичного вала до картера. Установив на крышку 10 (см. рис. 8.1) картонную прокладку толщиной 0,5+0,05 мм, измеряют размер с (см. рис 8.12). Необходимо подобрать регулировочные прокладки 13 (см. рис. 8.1) и установить их в крышку 10 так, чтобы суммарная толщина прокладок b (см. рис. 8.12) была меньше разности с — а на 0,2. 0,4 мм. На картер устанавливают крышку 10 (см. рис. 8.1) в сборе с прокладками и закрепляют ее болтами 8 с замковыми шайбами 9, а также крышку 5 в сборе с паронитовой прокладкой 4, которую закрепляют болтами 7 с замковыми шайбами 6. Болты затягивают с моментом 22,6. 52,0 Н*м (2,3. 5,3 кгс*м) и стопорят, загнув замковые шайбы.
На картер устанавливают прокладку 15, крышку 16 в сборе с механизмом переключения передач и закрепляют ее болтами 17 с плоскими и пружинными шайбами 6, затянув болты с моментом 22,6. 52,0 Н*м (2,3. 5,3 кгс*м). Послеэтого проверяют качество сборки. Валы должны вращаться от руки свободно, без заеданий.
Установив на картер 3 сцепления уплотнительную прокладку 2, состыковывают картер сцепления с картером коробки передач, надевают на шпильки крепления пружинные шайбы, накручивают гайки 55 и затягивают их с моментом 137,0. 147,0 Н*м (14,0. 15,0 кгс*м). Затем вкручивают в картер коробки передач маслоуказатель 21 с уплотнительной прокладкой 22 и пробки 14, 51 сливных отверстий. Проверив правильность сборки, коробку передач направляют на испытание.
КПП на Камаз с делителем — ремонт и обслуживание
Коробка переключения передач (КПП) является необходимым для любого автомобиля устройством. С его помощью осуществляются изменения в крутящем моменте мотора и последующая передача этого момента на рабочие мосты. КПП с делителем на автомобилях марки КАМАЗ способствует проведению в довольно широком диапазоне регулировок как тяговых характеристик, так и скоростных, тем самым использовать силовой агрегат машины с наибольшей эффективностью.
Устройство коробки на КАМАЗах
Устройство КПП, которая используется на моделях КАМАЗа, не имеет значительных отличий от аналогов, используемых иными производителями тягачей. Однако некоторые конструктивные особенности у нее имеются.
Самые распространенные конструкции КПП, устанавливаемые на КАМАЗы, называются модель 14 и модель 15. Они сконструированы по следующему принципу. В картере монтируются сразу несколько валов: промежуточный, ведомый и ведущий. Все они оснащены шестеренками и синхронизаторами. Обособленным блоком устанавливаются лишь шестеренки передачи, отвечающей за движение назад. Кроме того, верхняя часть коробки оснащается отдельным блоком, в котором находится механизм изменения скоростей.
Как обслуживать КПП на КАМАЗе
Для того чтобы КПП автомобиля служила как можно дольше необходимо периодически проводить техническое обслуживание этого устройства. Заключаются эти нехитрые мероприятия в регулировке привода переключения скоростей, величины зазора в клапане активации делителя, а также в периодическом обновлении масла.
Замена масла в КПП КАМАЗ с делителем должна производиться не менее раза за период года. Это при условии, что автомобиль не должен между двумя заменами проезжать более девяноста тысяч километров. В моделях, которые задействованы при строительстве крупных объектов, для перевозки груза в карьерах или работают в иных сложных условиях, менять масло придется в несколько раз чаще. Таким образом, продолжительность периода работы масла может разниться от рекомендуемой производителем. Это напрямую зависит от тех условий, в которых автомобиль эксплуатируется, а также от модели коробки, установленной на машине.
Произвести проверку того, насколько соответствует уровень масляной жидкости в коробке рекомендуемым параметрам можно при помощи специального указателя, который располагается на пробке горловины. Этот вариант используется для проверки моделей 14 и 15. КПП с индексом 161 и ZF проверить уровень масла можно при помощи контрольных отверстий, которые располагаются на корпусе коробки.
Замену масла необходимо производить при прогретом до рабочей температуры двигателе, так как в этот момент масло имеет низкую вязкость. Удалить отработанное масло можно через специальные отверстия для слива, располагающиеся в нижней части коробки. В модели 161 придется дополнительно вывернуть масляный фильтр.
Поломки КПП на КАМАЗах
Наиболее частой поломкой КПП КАМАЗов является износ деталей. Решить такую проблему можно только заменой старого элемента конструкции.
Иногда возникают проблемы, к примеру, автоматическое выключение передачи или же трудности при ее включении, причина которых кроется в нарушении регулировок механизмов и узлов коробки. В таком случае стоит просто вернуть техническое значение регулировок в исходное положение и проблема будет решена.
Почему и как часто нужно промывать систему охлаждения автомобиля, а также какие лучше всего использовать очистители смотрите здесь. Какое масло следует заливать в двигатель и на что необходимо обратить внимание при выборе читайте тут.
Устройство делителя КПП автомобилей КАМАЗ
Чтобы произвести ремонт необходимо хорошо знать, как устроена конструкция либо под рукой должна быть схема КПП КАМАЗ с делителем. Непосредственно делитель передач является механическим редуктором, главная задача которого повышать передаточные отношения основной коробки передач. Конструкция делителя состоит из следующих компонентов:
- две шестерни;
- блокирующие синхронизаторные кольца обеих сторон;
- синхронизаторная муфта с зубчиками;
- два типа валов;
- корпус устройства;
- вилка, предназначенная для переключения скоростей, а также рычаг для этих целей и вилочный валик.
Ремонт делителя КПП автомобилей КАМАЗ
Перечень ремонтных работ делителя КПП состоит из разборки конструкции устройства, затем идет процесс дефектовки и замена изношенных элементов, далее процесс сборки и проведении испытаний.
Разборка конструкции делителя производится по следующему алгоритму:
- сперва демонтируется вилка включения скоростей, чтобы это сделать, необходимо снять воздушный переключатель, раскрутить и расстопорить крепежные болты и вынуть валик;
- демонтируется синхронизатор;
- выполняется единовременное снятие вала и вилки, расположенной на выжимном;
- раскручиваются элементы крепежа, которые удерживают на первичном валу крышку заднего подшипника. Далее эту крышку надо снять;
- вместе с подшипником надо демонтировать сам вал, при этом нужно совместить зубчики второго вала и вырез, располагающийся на ведущей шестеренке;
- благодаря наличию резьбовых отверстий, которые сделаны специально на промежуточном валу для легкого снятия, демонтируется крышка подшипника;
- далее нужно раскрутить и расстопорить несколько элементов крепежа, чтобы снять опорную подшипниковую шайбу, а также на ведомом валу демонтировать роликовый подшипник. Для непосредственного снятия подшипника придется удалить стакан, где он располагается. Для этого достаточно раскрутить болты крепежа;
- снятие подшипника производится в совокупности со стаканом;
- затем нужно выбить вал и вынуть подшипник из корпуса делителя. Для этих целей лучше использовать деревянный брус. Ни в коем случае нельзя выбивать вал при помощи молотка. Это может повредить детали;
- остается лишь разобрать первичный вал. Для решения этой задачи потребуются тиски, так как конструкцией предусмотрена стяжная гайка, имеющая резьбу на левую сторону. В тиски зажимают шлицевую часть вала, после чего можно снять маслонагнетательную шайбу, а также роликовый и подшипник с втулкой и ведущую шестерню.
После того как дефекты деталей конструкции будут выявлены, необходимо либо их устранить, либо заменить изношенные детали на новые. Для того чтобы в дальнейшем не прибегать к ежемесячному ремонту коробки использовать лучше всего только оригинальные запчасти от производителя. Благо приобрести детали для делителя КПП на марку отечественного автомобиля не такая большая проблема. Да и качество сборки «родных» запчастей всегда выше, нежели у китайских аналогов.
Сборка делителя производится в обратной последовательности.
Последний, но немаловажный этап ремонта, заключается в проверке исправностей всех деталей и механизмов устройства после сборки. Также уделить внимание стоит и проверки комплексной работы самого делителя, неисправности в котором появляются не только в процессе его работы, но и после ремонта.