Регулировка клапанов ямз 240 12 цилиндров
Регулировка клапанов ямз 240 12 цилиндров
Техническая литература
В нашей библиотеке Вы найдены разнообразные издания относящиеся к агротехнике
Обслуживание двигателя
При выполнении операций технического обслуживания до истечения гарантийного срока:
запрещается разбирать двигатель (снимать головки цилиндров, поддон, нарушать пломбы топливного насоса высокого давления и разбирать его);
допускается заменять: топливопроводы высокого и низкого давления, шланги, фильтры очистки масла, топлива и воздуха; водяной насос, вентилятор, выключатель гидромуфты, внешние крепежные детали; впускные, выпускные и водяные коллекторы, форсунки, штанги толкателей;
Регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения
Зазор между торцом стержня клапана и носиком коромысла следует регулировать на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после его остановки, при этом подача топлива должна быть выключена.
Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (или рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты.
Для регулировки зазоров коленчатый вал необходимо устанавливать последовательно в определенные положения: I, II, III, IV.
Последовательность операций при регулировке зазоров следующая:
Снять крышки головок цилиндров.
Проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров динамометрическим ключом в последовательности, указанной на рис. 161.
Оттянуть фиксатор, смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в нижнее положение.
Снять крышку люка в нижней части картера сцепления.
Поворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. При этом риски на торце корпуса муфты и фланце ведомой полумуфты привода топливного насоса высокого давления должны находиться в верхнем положении. Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре.
Если риски находятся внизу, необходимо вывести фиксатор из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком.
Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, характеризующий хорду (промежуток между двумя соседними отверстиями), соответствует повороту коленчатого вала на 30°.
Оттянуть фиксатор, повернуть его на 90° и установить в верхнее положение.
Повернуть коленчатый вал на угол 60° по ходу вращения, установив его тем самым в положение I. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).
Проверить динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров Он должен быть в пределах 4,2-5,4 кгс-м.
Проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать, для чего необходимо ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.
Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. Щупы толщиной 0,30 мм для впускного клапана и 0,40 мм для выпускного клапана должны входить свободно, а толщиной 0,35 мм для впускного и 0,45 мм для выпускного — с усилием. Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 4,2- 5,4 кгс-м.
Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), предварительно повернув коленчатый вал каждый раз на 180°.
Пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в .клапанном механизме быть не должно.
4.5. Проверка и регулирование зазоров в клапанном и
Для ориентировочной оценки величин зазоров клапанов без снятия крышки клапанного механизма используют автостетоскоп, наконечник которого прикладывают к клапанной коробке. При чрезмерно больших зазорах в клапанном механизме и малой частоте вращения коленчатого вала прослушиваются чёткие металлические стуки. При обнаружении стуков вскрывают клапанную коробку и проверяют зазоры.
Зазоры в клапанном механизме проверяют щупами (набор № 2) или устройством КИ-9918, которое состоит из корпуса с закреплённым на нём индикатором часового типа, подвижной каретки и отжимного кулачка.
Перед проверкой зазоров в определённой последовательности подтягивают гайки крепления головки цилиндров, используя динамометрический ключ. Момент затяжки гаек крепления головки приведён в таблице 9.4.
Таблица 9.4- Показатели, необходимые при подтяжке головки цилиндров и проверке зазоров между клапанами и коромыслами.
Момент затяжки гаек крепления
Номинальный зазор между клапанами и коромыслом у холодного двигателя, мм
Порядок работы цилиндров
МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л
ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ, ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ
Д-144-10, Д-144-32, Д-144-36
Т-25А1, Т-25А2, Т-25АЗ, Т-16М
Проверяют зазоры в клапанах в следующем порядке. Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ при такте сжатия. Способ установки поршня а ВМТ дан в таблице 9.3. Подвижную каретку устройства КИ-9918 отжимным кулачком переводят в нижнюю позицию. Устройство устанавливают на тарелку пружины клапана и кулачком перемещают каретку в верхнюю позицию. При этом устройство должно быть зажато тарелкой клапана и коромыслом. Проворачивая коленчатый вал на два оборота или нажимая на коромысло до упора бойка в торец клапана замечают показания индикатора и сравнивают их с данными таблицы 9.4. При несоответствии результата измерения со значением зазора, приведённого в таблице, его регулируют. У ЯМЗ-238Н одновременно регулируют клапаны первого и пятого цилиндров, у СМД-60 и СМД-62 -первого и четвёртого цилиндров.
После проверки и регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра регулируют зазоры у других цилиндров в соответствии с порядком их работы, каждый раз поворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота (у -тракторов Т-150, Т-150К, Т-4А — на 1/3 оборота).
У тракторов К-700А, К-701 и автомобилей КАМАЗ и ГАЗ-3307 зазоры проверяют попарно: у второго и четвёртого, третьего и шестого, седьмого и восьмого, первого и пятого цилиндров; у тракторов Т-150 и Т-150К — у второго и пятого, третьего и шестого, первого и четвёртого цилиндров (в соответствии с обозначениями на маховике).
У дизелей А-01М, А-41, Д-65Н, Д-65М проверяют и при необходимости регулируют зазор в декомпрессионном механизме. Для этого поворачивают валики декомпрессора в положение выключенной компрессии, отпуская контргайку регулировочного винта и выворачивают винт до упора головки в валик, а затем вворачивают его до момента соприкосновения коромысла с торцом стержня клапана. После этого вворачивают винт ещё на один оборот и затягивают контргайкой.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Характеристика двигателя ЯМЗ 240
ЯМЗ 240 – первый 12-цилиндровый ДВС, производство которого с успехом освоили инженеры города Ярославля. Двигатель ЯМЗ 240 был выпущен почти 60 лет назад – в 1962 г. Изначальное предназначение данной модели состояло в решении узких задач.
В круг выполняемых функций изделия входило оснащение специальной мощной тяжелой техники с большой и постоянной тягой. К таким техническим единицам относились трактора с внушительным весом, снегоболотоходы, специализированные путевые машины.
Вся перечисленная механика функционировала в состоянии непрекращающегося испытания на выносливость и под нещадными нагрузками. Сюда следует добавить и то, что климатические условия не оставляли желать лучшего. Машины работали в сибирской местности и на Крайнем Севере.
Технические характеристики
Устройство ЯМЗ 240 обладает длинным поршневым ходом и внушительной мощнейшей тягой. Представляет собой 4-х тактный дизельный двигатель, состоящий из 12 цилиндров. Последние располагаются в форме буквы V. Угол развала – 75 гр. Вес ЯМЗ 240 ДВС — 1670 кг. Мощностные показатели варьируются в пределах 300-800 ЛС.
Итак, технические характеристики ЯМЗ-240 в числовых параметрах:
- Объем – 22,3 л.
- Цилиндрический диаметр – 130 мм.
- Поршневой ход – 140 мм.
- Крутящийся момент в диапазоне 1275-1818 об/мин.
- Частота вращательных движений коленвала – 1600 об/мин.
Размеры ЯМЗ 240:
- Длина – 1577- 1860.
- Ширина – 1014-1098.
- Высота – 1190.
- Смазочная емкость – 39 л.
- Емкость охладительной системы – 35 л.
Схема ЯМЗ 240 состоит из вентилятора, центробежного насоса, радиатора, расширительного бака, термометра, системы охлаждения. Необходимо производить своевременную регулировку клапанов ЯМЗ 240 (зажигания) в определённом порядке, дабы избежать перегрева клапанов, износа и уменьшения двигательной мощности.
Преимущества и недостатки
Рассмотрим, какими положительными и отрицательными качествами обладает изделие. Плюсы:
- Высокая грузоподъёмность.
- Высокая мощность.
- Мощная тяга.
- Большой.
- Внушительные габариты.
- Сложность с подбором комплектующих и ремонтом ЯМЗ 240.
- Недостаточная надежность.
- Необходимость установки насоса для закачки масла в него.
- Отсутствие гидромуфты.
Какие детали и запчасти требуются для замены чаще всего
Наиболее распространенные запчасти ЯМЗ 240 для ремонта техники:
- Стартеры.
- Кольца.
- Масляные фильтры.
- Прокладки ГБЦ.
- Подшипники.
- Форсунки.
- Насосы высокого давления (ТНВД).
- Маховики.
Запасные части можно купить для двигателя ЯМЗ 240 у нас в магазине. На сайте также представлен каталог ЯМЗ 240, в котором можно детально рассмотреть товары. Цена ЯМЗ 240 и запчастей разумна и доступна для покупателей.
Области применения
Узлы и блоки применяют на транспортных средствах и промышленном оборудовании в тяжелых условиях и устанавливают на следующие типы техники:
- Карьерные грузоподъёмные самосвалы.
- Гусеничные тягачи.
- Трактора марки «Кировец».
- Шасси.
- Шахтные самосвалы.
Данные изделия применяют на дизельных электростанциях, генераторах, спецтехнике, грузовых авто УРАЛ, КамАЗ, МАЗ и пр.
Регулировка клапанов дизеля ЯМЗ-238
Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.
При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей газораспределительного механизма, что является допустимым.
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.
Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.
Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:
• на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;
• на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.
Последовательность регулировки:
1. Выключить подачу топлива.
2. Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
3. Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кгс·м).
4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади воротком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 1), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).
Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на ⅓ оборота (≈120º).
Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.
5. Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.
6. Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 3), установить зазор 0,25…0,30 мм.
Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора.
При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.
7. Для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на ⅓ оборота.
Зазоры регулировать как указано выше (см. п.6).
Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы.
Порядок работы двигателя по цилиндрам и схема нумерации цилиндров приведена в разделе Основные параметры и характеристики двигателей ЯМЗ-238
8. После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу.
Стуков в клапанном механизме не должно быть.
В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.
9. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок.
Регулировка клапанов ямз 240 12 цилиндров
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
1.Краткая характеристика деталей ГРМ.
Головки цилиндров тракторных двигателей изготавливаются литьем из чугуна. Крепится головка к блоку цилиндров при помощи шпилек или болтов. Уплотнение между головкой и блоком достигается при помощи прокладки из жаростойкого материала (металлоасбест). В головке цилиндров выполнены отверстия для установки форсунок, полости для циркуляции охлаждающей жидкости. На верхней плоскости головки смонтирован клапанный механизм и детали его привода. Внутри головки выполнены газоходы для впуска в цилиндр воздуха и выпуска выхлопных газов. В посадочных местах клапанов установлены гнезда из жаростойкого чугуна.
Распределительный вал изготавливают штамповкой из углеродистой стали. Он состоит из кулачков, управляющих движением клапанов и опорных шеек. Поверхности опорных шеек и кулачков закаливают и полируют. Число кулачков соответствует удвоенному числу цилиндров, а их профили – принятым фазам газораспределения и кинематике механизма привода. Взаимное расположение кулачков определяется расположением цилиндров и порядком их работы.
Распределительный вал устанавливают на втулках в расточках блока у двигателей Д-65Н. Д-240, А – 41 или в развале блока – у двигателей СМД-60, СМД-62.
Толкатели передают движение от кулачков распределительного вала на штанги. Их изготавливают из стали. Они могут быть цилиндрическими с возвратно-поступательным движением (Д-65Н, Д-240, СМД-60) или консольными качающимися (А-41). Цилиндрические толкатели изготавливают с плоским (СМД-60) или сферическим (Д-240) днищем, которым они опираются на поверхность кулачка. При сферическом днище толкателя кулачки распределительного вала выполняют с наклоном и точка касания толкателя и кулачка смещена относительно оси толкателя, что при работе вызывает вращение толкателя и равномерный износ по кольцу его днища. При плоском днище ось толкателя смещают относительно середины кулачка, что вызывает его вращение, и обеспечивает равномерный износ. Трущиеся поверхности толкателя цементируют и закаливают до высокой твердости.
Штанги передают движение от толкателя на коромысла. Изготавливают их из стальных трубок или прутков (Д-240) со сферическими наконечниками, которые термически обработаны до высокой твердости. Наконечники выполняют с выпуклой (СМД-60) или вогнутой (Д-240) сферической поверхностью.
Коромысла клапанов представляют собой двуплечий рычаг с коротким плечом, обращенным к штанге. Соотношение плеч коромысла 1 : (1,5…1,8), что уменьшает действие сил инерции и при установленных размерах кулачков позволяет получить достаточное опускание клапанов (13,0…13,5 мм). Коромысла изготавливают из легированной стали точной отливкой.
На коротком плече коромысла установлен регулировочный винт со сферической поверхностью, куда входит наконечник штанги.
Длинное плечо коромысла заканчивается бойком с цилиндрической поверхностью, что обеспечивает минимальные радиальные нагрузки на стержень клапана. Коромысла устанавливают во втулках на полой оси, которую изготавливают из стальных трубок.
Клапаны состоят из тарелки и стержня. С учетом нагрева до 600оС клапаны изготавливают из легированных жаропрочных сталей: впускной – из хромистых, выпускной – из специальных сплавов. Поверхности фасок выпускных клапанов наплавляют сплавом на основе кобальта (СМД-60, СМД-62). Фаски клапанов для уплотнения притирают к поверхности седел, запрессованных в гнезда клапанов в головке цилиндров.
Клапаны перемещаются в направляющих втулках, установленных с натягом в отверстиях головки цилиндров. С учетом работы втулок в условиях высоких температур и недостаточного смазывания их изготавливают из стали с покрытием из фосфористой бронзы (Д-240), чугуна (А-41), металлокерамики (СМД-60).
Пружины служат для закрытия клапанов и плотного удержания их в таком положении. Обычно применяют по две пружины на один клапан, что уменьшает возможность резонанса и повышает надежность работы. В верхней части пружина упирается в тарелку, которая с помощью сухариков закреплена на стержне клапана. Между сухариками и тарелкой (А-41,СМД-60) устанавливают конусную каленую втулку, которая дает возможность при работе поворачиваться клапанам относительно оси при посадке на фаску. Этим достигается равномерный износ торца стержня клапана и лучшая герметичность уплотнения клапанов. Внизу пружина опирается на опорную шайбу.
Таблица 1. Основные показатели технической характеристики газораспределительного механизма.