УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ БУЛЬДОЗЕРА SHANTUI SD22
УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ БУЛЬДОЗЕРА SHANTUI SD22
В нижеприведенной таблице указываются не все случаи неисправностей, но большинство из них.
Способы устранения неисправности
Скорость вращения двигателя постоянна,
указатель амперметра достигает
— Неправильное натяжение ремня
— Проверить и произвести ремонт неисправной проводки
— Отрегулировать натяжение ремня
двигателя повышена, показания амперметра не меняются
— Неисправность генератора переменного тока
— Произвести замену амперметра
— Проверить и произвести ремонт
Пусковой выключатель включен, стартер не вращается
— Неисправность пускового выключателя
— Неполная зарядка аккумуляторных батарей
— Неисправность коммутатора аккумуляторных батарей
— Неполадки в гидравлической системе
— Проверить и произвести ремонт
— Произвести ремонт выключателя
— Произвести ремонт выключателя
— Переключиться на задний ход машины
Стартер работает только на очень низкой скорости
— Неполная зарядка аккумуляторных батарей
— Проверить и произвести ремонт
При пуске двигателя шестерни стартера не входят в зацепление (издается ненормальный шум)
— Неполная зарядка аккумуляторных батарей
— Проверить и произвести ремонт
При остановке работы двигателя указатель не возвращается в левую красную область
— Неисправность масляного манометра
— Заменить масляный манометр
Колебания показаний масляного манометра слишком велики, указатель находится в левой красной области
— Недостаточное количество масла
— Неплотное соединение масляной трубки и штуцера, либо течь масла вследствие повреждения маслопровода
— Неисправность масляного манометра
— Добавить масло до необходимого количества
— Проверить и произвести ремонт
— Произвести замену масляного манометра
Указатель масляного манометра находится в правой красной области
— Слишком высокая вязкость масла
— Неисправность масляного манометра
— Использовать масло, соответствующее спецификациям
— Произвести замену масляного манометра
Появление пара в верхней части радиатора
— Недостаточный уровень либо течь охлаждающей жидкости
— Ослабление ремня вентилятора
— Загрязнение охлаждающей жидкости
— Пластины радиатора забиты
— Проверить уровень воды охлаждения и долить до необходимого уровня
— Отрегулировать натяжение ремня
— Заменить воду охлаждения и прочистить внутренние детали системы охлаждения
— Прочистить либо произвести ремонт
— Произвести замену термометра
Указатель водяного термометра находится в правой красной области
— Неисправность уплотнения термометра
— Ослабление уплотнения радиатора
— Произвести замену термометра
Указатель водяного термометра находится в левой красной области
— Неисправность водяного термометра
— Повреждение контактной поверхности заглушки
— При низких температурах – длительное действие холодного воздуха окружающей среды на двигатель
— Произвести замену водяного термометра
— Проверить и произвести ремонт
— Произвести ремонт термометра
Стартер работает, двигатель не запускается
— Недостаточный уровень топлива
— Проникновение в топливную систему воздуха
— Неисправность топливного насоса или форсунок(ки)
— Низкая скорость вращения стартера
— Произвести заправку топлива
— Удалить воздух из топливной системы
— Произвести замену топливного насоса или форсунок(ки)
— Произвести проверку электрической системы
Двигатель выделяет выхлопные газы белого или голубого цвета
— Слишком большой объем масла в маслосборнике
— Течь масла из трубопровода турбонагнетателя
— Отрегулировать объем масла до необходимого уровня
— Заменить топливо на соответствующее спецификациям
— Проверить и произвести ремонт
Двигатель выделяет выхлопные газы черного цвета
— Прочистить или произвести замену
Неравномерная работа двигателя
— Утечка топлива из впускного топливопровода
Стук двигателя (механический или в результате горения)
— Использование неподходящего топлива
— Внутренние повреждения глушителя
— Заменить топливо на соответствующее спецификациям
— Произвести замену глушителя
— Ослабление ремня вентилятора
— Повышенная температура воды в двигателе
— Масляный радиатор забит
— Ограниченная подача смазочного масла вследствие износа шестеренчатого насоса
— Значительная внутренняя течь
— Произвести замену ремня
— См. пункты относительно устранения неисправностей в работе двигателя
— Прочистить или произвести замену
— Произвести замену шестеренчатого насоса
— Проверить и произвести ремонт
При перемещении рычага переключения машина не двигается с места
— Давление масла в гидротрансформаторе и картере трансмиссии не повышается
— Течь масла вследствие повреждений либо ослабления соединений трубопроводов
— Износ шестеренчатого насоса или образование задиров
— Недостаточный уровень масла в картере трансмиссии
— Фильтрующий элемент масляного фильтра забит
— Проверить и произвести ремонт
— Проверить и произвести замену
— Добавить масло до необходимого уровня
При перемещении рычага управления бортовым фрикционом в ту или иную сторону машина движется в направлении вперед
Гидравлическая система
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Система гидравлики обеспечивает работу навесного оборудования спецтехники. Под этим определением обычно понимается совокупность устройств, необходимых для передачи крутящего момента дизеля к рабочим органам машины. В результате оператор бульдозера Shantui SD16 получает возможность работы с навесным оборудованием и прицепными устройствами.
Устройство гидросистемы
Такие системы делятся на гидромеханические и электрогидравлические. Независимо от категории, гидросистема обычно состоит из одинаковых элементов:
- Гидробак – резервуар, куда заправляется и откуда раздаётся гидравлическая жидкость;
- Насос – обеспечивает необходимое давление в системе;
- Распределительные клапаны – регулируют подачу жидкости к рабочим точкам;
- Гидроцилиндры – приводят в действие подключенное к системе оборудование;
- Фильтры – грубой и тонкой очистки, предотвращающие загрязнение системы.
Для подачи гидравлической жидкости к точкам раздачи используются рукава высокого давления. Трубопроводная обвязка должна быть абсолютно герметичной, поэтому обязательно дополняется соединительными муфтами и уплотнительными кольцами.
Для какой техники подходит
Помимо бульдозера Shantui SD16, такие системы устанавливаются на все единицы спецтехники, которые используют для работы гидравлический привод. Сюда относятся:
- Фронтальные погрузчики;
- Бульдозеры;
- Экскаваторы;
- Мини-погрузчики;
- Экскаваторы-погрузчики;
- Грейдеры;
- Автобетоносмесители.
Однако при выборе нужно учитывать возможность совместимости.
Для сохранения функциональности машины, лучше использовать комплектующие, которые выпускаются заводом-изготовителем. В нашем каталоге представлены запчасти таких известных производителей, как KGZT, SHANTUI, DEUTZ, Hidromek, INDECO.
Все комплектующие есть в наличие на нашем складе, поэтому могут быть отправлены в любой регион России сразу после оформления заказа. Форма оплаты любая, больше информации по интересующим вопросам можно получить у наших консультантов.
Бульдозер Шантуй СД 16: технические характеристики
Бульдозеры
Сегодня бульдозеры уже предлагаются множеством производителей из разных стран, в России неплохим спросом в строительстве пользуются китайские бульдозеры Shantui. Техника отличается неплохой производительностью и отличным качеством, и все это уместилось в классическую модель SD16, которая считается наиболее популярной в ассортименте производителя. Бульдозеры с легкостью используются в российских условиях, выдерживают сильные нагрузки и представлены конкурентной стоимостью.
Указанные характеристики и конструктивные особенности позволяют считать модель Shantui СД 16 бюджетной версией известного Komatsu D65. Производитель старается идти в ногу со временем, поэтому бульдозер полностью соответствует нынешним экологическим нормам, имеет неплохую мощность и надежность. Основное предназначение модели — выполнение земляных работ различной сложности, причем особых требований к грунту и его состоянию нет. К основным работам, выполняемым бульдозером можно отнести:
- рыхление грунта;
- удаление территории от пней;
- перемещение грунта, создание насыпей;
- строительство и дорожные работы;
- транспортировка мусора и уборка снега;
- рытье котлованов, засыпание траншей.
Сфера применения техники очень широкая, большой и надежный отвал позволяет выполнять разной сложности работы с землей, строительным мусором, снегом.
Технические характеристики Шантуй 16
Бульдозер создан с максимальным комфортом для оператора и обеспечением полной безопасности. Каждая деталь продумана до мелочей, поэтому несмотря на позиционирование техники как китайская, отзывы от покупателей в основном положительные. Характеристики двигателя приравнивают технику к среднему тяговому классу, поэтому модель с легкостью конкурирует с более качественными аналогами. Бульдозер оборудован двигателем, который создается по лицензии Caterpillar и представлен двумя версиями — Shanghai C6121 и Steyr WD615TI. Первая модификация выдает мощность 160 лошадок или 120 кВт. Максимальное количество оборотов — 1850 об/мин, обеспечивается мощность благодаря 6 цилиндрам и работе в 4-тактном режиме. Работает от дизельного топлива, поэтому выдает неплохую производительность даже на низких оборотах. Присутствует современная система водяного охлаждения.
Еще одной особенностью двигателя можно назвать наличие системы прямого впрыска. Дизельный мотор можно назвать вполне экономичным, имеет расход примерно 216 г/кВт.ч. Маленьким бульдозер назвать нельзя, его длина насчитывает 6,37 метров, ширина 3,39 метра, а итоговый вес составил 17 тонн. Для разворота Shantui SD16 требуется 4,7 метра.
Подробный обзор
Характеристики бульдозера Шантуй 16 позволяют использовать его в разнообразных фермерских, строительных и коммунальных работах, техника способна двигаться с максимальной скоростью 9,63 км/час. Устанавливаются новые гусеницы, которые создают небольшое давление на грунт — 0,068 Мпа. Удобный отвал достаточной емкости способен копать одним движением на глубину до 0,57 метра.
Преимущества и недостатки
Разумеется, большинству потенциальных клиентов интересны основные преимущества и минусы данной модели. К плюсам можно отнести:
- Отличная маневренность, которая возможна благодаря широким устойчивым гусеницам;
- В стандартном исполнении комплектуется отвалом и рыхлителем, идеально подходят для твердых сложных почв;
- Отлично работает при любой погоде, показывает отличную проходимость;
- Стоимость одна из лучших в России, без ущерба качеству;
- В обслуживании бульдозер простой и неприхотливый;
- В основе конструкции лежат износостойкие детали с высокой степенью нагрузки.
- Для оператора предусмотрено удобное рабочее место с простым современным управлением.
К сожалению, дешевая цена позволила выделить пару незначительных, но все же недостатков, которые можно найти даже в дорогой японской технике. У бульдозера Shantui SD16 к минусам можно отнести:
- Сильная шумность при интенсивной работе;
- Сложность в поиске некоторых запчастей;
- Не рекомендуется использовать бульдозер на максимум долгое время, некоторые детали быстро изнашиваются, а двигатель может барахлить.
Управление бульдозером Шантуй позволит даже неопытному водителю буквально за день освоить технику, в кабине имеется понятная приборная панель со всеми указателями и датчиками.
Трансмиссия Shantui SD16
Трансмиссионная часть бульдозера имеет следующие элементы и особенности:
- многодисковая муфта закрытого типа, располагается в масляной ванне;
- бортовая передача сделана в виде редуктора с цилиндрическим типом и двумя скоростями, также присутствует барботажная технология смазки;
- на 3 скорости назад развивает скорость до 12,53 км/час;
- легкое управление благодаря отсутствию ступеней в коробке передач, переключение передач происходит без сцепления.
Ходовая система
Даже по фото можно определить, что Shantui SD16 это гусеничная модель. На заводе бульдозер комплектуют шестикатковой гусеничной лентой, с обеих сторон присутствует по два катка для поддержки. Дабы упростить обслуживание и увеличить срок работы, гусеничная подвеска создается модульного типа. Теперь вы можете достаточно быстро заменить нужные детали ходовой части.
Если вы покупаете стандартную модель Shantui SD16, вам предоставят гусеницу с шириной 510 мм и шагом в 203,2 мм. При желании можно выбрать другие модели гусениц, которые подойдут для разнообразной сложности грунта. Например, можно выбрать суженную и широкую гусеницы, предлагаются гусеницы с отличными грунтозацепами. Удивительно, но при правильной эксплуатации бульдозер пройдет даже по болотистой почве.
Кабина оператора
Уже по фото можно увидеть необычную кабину, а именно ее форму в виде шестигранника. И как ни странно, такое решение довольно правильное, ведь 6 сторон позволяют максимально увеличить угол обзора и создать максимально жесткий каркас. Результатом этому станет отличная безопасность для оператора и эффективное выполнение работы.
Комфорт для водителя на высшем уровне, применяются современные материалы, которые создают правильную шумоизоляцию и теплоизоляцию. Также создается минимальный уровень вибрации при работе. В базовом исполнении производитель предлагает в кабине кондиционер и систему обогрева. Поэтому можно смело работать как зимой, так и жарким летом.
Доступные модификации
За несколько лет производства модели Shantui SD 16 появилось несколько интересных модификаций, которые подойдут для выполнения определенных работ.
- Shantui SD 16C – получила увеличенный отвал, сам бульдозер угольной формы. Размеры бульдозера увеличены, при этом нагрузка на грунт стала меньше. К другим особенностям модификации можно отнести наличие плоского башмака и всего 1 реборду.
- Shantui SD 16F – также оборудована плоским башмаком и имеет 1 реборду. Обвал наоборот уменьшен, но к дополнительному оборудованию можно отнести установку лебедки.
- Shantui SD 16L – специальные гусеницы позволяют эксплуатировать бульдозер в болотистой местности. Для работы на мягкой поверхности модификация комплектуется небольшим отвалом и большой кузовной частью.
Также для выполнения определенных работ производитель дает возможность купить дополнительно навесное оборудование. Например, предлагаются поворотные, прямые и U-образные отвалы, кусторезный нож, рыхлитель, грузовые вилы. К оснащению бульдозера можно прибавить такие опции как осветительные приборы и специальная система против взлома.
Цена Shantui SD 16
Учитывая что техника китайская, ее стоимость вполне доступна для жителей Европы. Но качество на отличном уровне, ведь все бульдозеры сертифицированы и соответствуют стандартам качества. За базовую комплектацию Shantui SD 16 придется отдать в пределах 7-8 млн. рублей. Можно найти и подержанные экземпляры в хорошем состоянии, цена которых находиться в пределах 5 млн. рублей.
Видео
Ремонт системы охлаждения бульдозера Shantui SD-16
При ремонте или замене элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично слить охлаждающую жидкость. Для этого следует отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку радиатора или расширительного бачка. Для того чтобы можно было после ремонта вновь использовать жидкость, сливать ее следует в чистую посуду.
Необходимо ежедневно проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора, а также контролировать уровень охлаждающей жидкости и ее протекание. Во время работы двигателя, а также после его остановки уровень жидкости повышен из-за ее температурного расширения. Поэтому контроль уровня жидкости осуществляется на холодном двигателе. В качестве охлаждающей жидкости чаще всего применяют «Тосол-А40» и «Тосол-А65». Не допускается попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов, потому что это приводит к резкому вспениванию охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, приводит к перегреву двигателя. Кроме этого из-за вспенивания может произойти выброс жидкости из радиатора или расширительного бака.
Через каждые 1250 м/ч пробега или через два года эксплуатации необходимо производить замену тосола на новый. Замена охлаждающей жидкости осуществляется в следующем порядке:
1. снимается пробка заливной горловины расширительного бачка;
2. открывается кран отопителя салона кузова;
3. выворачиваются сливные пробки радиатора и блока цилиндров;
4. сливают охлаждающую жидкость в посуду.
После того как старый тосол слить необходимо залить в систему охлаждения воду и дать двигателю поработать 3-4 минуты, после этого воду сливают и заливают новый тосол. При снижении уровня жидкости за счет её испарения в систему охлаждения необходимо долить охлаждающую жидкость.
3.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
24 |
Техника безопасности |
Техника безопасности
1. Перед началом работы машинисты обязаны:
— предъявить руководителю удостоверение на право управления экскаватором и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
— надеть спецодежду, спецобувь;
— получить задание на выполнение работы у непосредственного руководителя и вместе с ним осмотреть место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками.
2. После получения задания машинисты обязаны:
— произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации экскаватора, осмотреть экскаваторное и погрузочное оборудование, крепление сборочных единиц и приступить к работе только убедившись в их полной исправности;
— перед запуском двигателя убрать все посторонние предметы на платформе машины и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, а также убедиться, что рычаги управления в выключенном (нейтральном положении);
— после запуска двигателя опробовать работу механизмов на холостом ходу;
— проверить предстоящее место проведения работ, исключить возможность нахождения на этой территории подземных коммуникаций: газопроводов, силовых и телефонных кабелей, труб центрального отопления и водоснабжения;
— перед установкой экскаватора на место работы убедиться, что грунт спланирован, экскаватор расположен за пределами призмы обрушения, имеется достаточное место для маневрирования, уклон местности не превышает допустимый по паспорту экскаватора.
3. Машинисты не должны приступать к работе при следующих нарушениях:
— неисправностях механизмов, а также дефектах металлоконструкций, канатов гидросистемы экскаватора, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя, запрещается его эксплуатация;
— несоответствии места работы экскаватора требованиям безопасности;
— наличии в зоне работы экскаватора посторонних людей.
4. Обнаруженные нарушения требований охраны труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за техническое состояние экскаватора, и руководителю работ.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
25 |
Техника безопасности |
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
5. Перед началом маневрирования в процессе работы экскаватора-погрузчика машинисты обязаны убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора и подать звуковой сигнал.
6. Любые работы экскаватора необходимо проводить только на ровной поверхности, исключая возможность его использования под большими углами.
7. Новые работы следует начинать только после очистки ковша от налипшей грязи и посторонних предметов.
8. Во время работы машинистам экскаватора-погрузчика запрещается:
— производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;
— планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукояти;
— очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;
— производить какие-либо работы при нахождении людей между забоем и экскаватором;
— покидать рабочее место при поднятом ковше
— поручать запуск и работу на экскаваторе посторонним лицам;
— работать на неисправном экскаваторе-погрузчике;
— поднимать груз над людьми, находиться под поднятой стрелой и ковшом, а также впереди движущейся машины во время её работы;
— находиться на штабеле материала, разрабатываемого экскаватором-погрузчиком;
— выполнять работы, несоответствующие назначению машины;
— понимать груз, масса которого превышает указанный в технической характеристике;
— перевозить на экскаваторе-погрузчике людей;
— покидать кабину при движении;
— делать резкие рывки при работе, особенно с полным ковшом;
— по окончании работы оставлять рабочие органы поднятыми;
— переоборудовать экскаватор-погрузчик для работ с другими навесками.
9. Выполнять работы экскаватором в охранной зоне подземных коммуникаций допускается только при наличии письменного разрешения владельца этих коммуникаций и под непосредственным надзором руководителя работ, а в охранной зоне газопроводов или кабелей, находящихся под электрическим напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового или электрического хозяйства.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
26 |
Техника безопасности |
10. Выполнять работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.
11. Работы на участках с патогенным заражением почвы (свалках, скотомогильниках, кладбищах) допускается выполнять при наличии разрешения органов государственного санитарного надзора.
12. Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения. Не допускается разработка грунта методом «подкопа». При разработке грунта экскаватором с прямой лопатой высоту забоя следует определять с таким расчетом, чтобы в процессе работы не образовались «козырьки» из грунта.
13. Погрузку грунта в автосамосвалы следует осуществлять со стороны заднего бокового борта. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине шофера или других людей.
14. При необходимости очистки ковша машинисты экскаватора обязаны опустить его на землю и выключить двигатель.
15. При транспортировании экскаватора с одного объекта на другой на трейлере или платформе нахождение машиниста в кабине экскаватора не допускается.
16. При транспортировании экскаватора своим ходом или на буксире машинист обязан находиться в кабине экскаватора и выполнять при этом Правила дорожного движения.
17. При необходимости выхода из кабины экскаватора машинист обязан поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и затормозить движение.
18. При техническом обслуживании экскаватора машинисты обязаны остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.
19. Во время заправки экскаватора горючим машинистам и другим лицам, находящимся вблизи экскаватора, запрещается курить и пользоваться огнем. Разведение огня ближе 50 м от места работы или стоянки экскаватора не допускается.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
27 |
Сокращения и условные обозначения |
5. Сокращения и условные обозначения, принятые в техническом описании
ВМТ – верхняя мёртвая точка
ВОМ – вал отбора мощности
ЕТО – ежесменное техническое обслуживание
ЗИП – запасные части, инструмент и принадлежности
КП – коробка передач
МЗН – маслозакачивающий насос
Моточас – условная единица наработки, численно равная одному часу работы дизеля при частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин
МТ – механическая трансмиссия
НМТ – нижняя мёртвая точка
ОЖ – охлаждающая жидкость
ТО-1 – первое техническое обслуживание
ТО-2 – второе техническое обслуживание
ТО-3 – третье техническое обслуживание
ТО-ВЛ – сезонное техническое обслуживание при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации
ТО-ОЗ – сезонное техническое обслуживание при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации
ТКЦ – технико-коммерческие центры
ЭССП – электростартерная система пуска
ЭФУ – электрофакельное устройство
ЭФ – элементы фильтрующие
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
28 |
Список литературы |
6. Список использованной литературы
1. Алексеев А.В. Машинист экскаватора-погрузчика: Учебник для учреждений начального профессионального образования. – Ярославль: Хистори оф Пилл, 2014 г. – 166 с.
2. Забегалов Г.В., Ронинсон Э.Г. Бульдозеры, скреперы, грейдеры: Учебник для ПТУ, «Высшая школа», 1991. — 176 с.
3. Замышляев В.Ф., Сандалов В.Ф., Хромой М.Р. Обслуживание и эксплуатация экскаватора-погрузчика: Учебник профессионального модуля для начального профессионального образования. Пособие для подготовки специалистов по профессии «Машинист на открытых горных работах» – М: Академия, 2-е издание, стереотипное, 2014 г. – 272 с.
4. Машины для земляных работ. Гаркави Н.Г., Аринченков Н.И., Карпов В.В. и др., М.: Высшая школа, 1982г. -335с.
5. Разработка грунта в котлованах и траншеях. С.В. Коробков, учебное пособие, г. Томск, Издательство ТГАСУ, 2010
6. Ронинсон Э.Г., Полосин М.Д. Машинист экскаватора-погрузчика: Учебное пособие для подготовки и переподготовки специалистов по профессии «Машинист бульдозера» – М.: Академия, 2014 г. – 64 с.
7. Справочник молодого машиниста экскаватора. А.А. Изаксон, В.М. Донской, А.И. Филатов, Высшая школа, Год:1979, 272стр.
8. Струков С.А. Капитальный ремонт двигателей. – М: Алфамер, 2-е издание, доп. и перераб., 2009 г. – 160 с.
9. Траншейные роторные экскаваторы Давидович П.Я., Крикун В.Я., М.: «Недра», 1974. — 320 с.
10. Экскаваторы непрерывного действия. Гарбузов З.Е., Донской В.М. Учебное издание. — М.: «Высшая школа», 1987. — 286 с.