Регулировка клапанов газ 69 двигатель м20
Система смазки двигателей—комбинированная : под давлением и разбрызгиванием. На рис. 25 и 26 показаны соответственно схемы смазки двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69.
Схема смазки двигателя ЗИМ-12 ничем не отличается от схемы смазки двигателя ГАЗ-51. Схема же смазки двигателя: М-20 отличается от схемы смазки двигателя ГАЗ-69 только лишь отсутствием в ней масляного радиатора.
Как видно из схем, под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов. Масло подается к ним по сверленым масляным каналам в блоках цилиндров им в коленчатых валах. Стенки цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительных валов и тарелки толкателей смазываются маслом, выбрасываемым из концов подшипников коленчатых и распределительных валов и из специально предназначенных для этого отверстий в нижних головках шатунов (когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным).
Масло, поступающее из указанных мест, увлекается вращающимся коленчатым валом, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя и в виде мельчайших капелек и тумана попадает на поверхности трения.
На двигателях М-20 и ГАЗ-69 стержни толкателей смазываются под давлением из продольных каналов, проходящих: через их направляющие (см. выше „Блок цилиндров»).
К стержням толкателей двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 смазка поступает самотеком из специальных колодцев в клапанной, коробке, в которых она скапливается из масляного тумана и брызг, попадающих в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия, имеющиеся в нижней стенке ее.
Стержни клапанов всех двигателей смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Шестерни распределения смазываются пульсирующей струей масла, поступающей через трубку 25 из переднего подшипника распределительного вала. Для этой цели на передней-шейке распределительного вала сделаны две канавки (рис. 27), которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку 25 с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
Упорный подшипник распределительного вала смазывается также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом в 90° друг к другу сверлениями (см. рис. 24).
Водяной насос и агрегаты электрооборудования смазываются отдельными масленками.
Как видно из рис . 25 и 26, масло засасывается шестеренчатым насосом 2 из масляного картера через маслоприемник 4, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц, из картера в масляную магистраль. Маслоприемник является таким образом первичным масляным фильтром двигателя. На
случай засорения сетки маслоприемника, его конструкцией предусмотрена возможность поступления масла в насос, минуя сетку, через специальное отверстие—клапан, расположенный в ее центре (рис. 28).
При незасоренной сетке это отверстие закрыто, так как упругостью сетки прижимается к поддону маслоприемника и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки. При засорении сетки и, следовательно, при увеличении сопротивления преходящему через нее маслу, сетка отжимается от поддона разряжением, создаваемым насосом, отверстие-клапан открывается, и масло свободно поступает через него в насос.
Наличие плавающего маслоприемника обеспечивает поступление в насос наиболее чистой части картерного масла из верхних его слоев.
Из насоса масло по перекидной трубке подается на леву ю- сторону двигателя в фильтр грубой очистки 8 и далее в продольный масляный канал 7 блока цилиндров. Таким образом, все масло, подаваемое насосом в масляную магистраль, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, который задерживает значительную часть крупных частиц грязи (величиной более 0,08 мм) и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Продольный масляный канал 7, расположенный с левой стороны блока, просверлен по всей его длине. Из продольного масляного канала производится питание коренных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала, с которыми он соединяется четырьмя поперечными масляными каналами 6 (также сверлеными).
К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подводится от коренных подшипников по каналам 5, просверленным в его теле.
Параллельно в масляную магистраль включен фильтр тонкой очистки, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состояния, и смолистые вещества, пропущенные фильтром грубой очистки.
Благодаря высокой производительности масляного насоса через фильтр тонкой очистки за короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
На двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 (см. рис. 25) масло поступает в фильтр тонкой очистки из продольного масляного канала 7 по трубке 13 и стекает из него по трубке 14 в маслоналивной патрубок 18, а оттуда— в картер двигателя.
На двигателях М-20 и ГАЗ-69 (см. рис. 26) масло поступает в фильтр тонкой очистки по шлангу 24 из масляного насоса 2 и вытекает из него по шлангу 26 непосредственно в картер двигателя.
Маслоналивные патрубки на всех двигателях закрываются герметичными крышками. На двигателе ЗИМ-12 маслоналивной патрубок, в отличие от двигателя ГАЗ-51, а также от двигателей М-20 и ГАЗ-69, снабжен воздушным фильтром вентиляции картера.
Уровень масла в картере проверяется по меткам стержневого указателя, расположенного с левой стороны двигателей.
На указателе имеются две метки: „П» (верхний предел) и „О » (нижний предел). Уровень масла необходимо всегда поддерживать вблизи метки „П «. Снижение уровня масла ниже метки „О » опасно для двигателя и ни в коем случае не должно допускаться. Чрезмерное повышение уровня также недопустимо, так как приводит к забрасыванию маслом свечей, ускорению закоксовывания маслосъемных колец и повышению расхода смазки.
Емкость масляной системы (включая и фильтры) составляет:
для двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 —7л, двигателя М-20 —6 л, ГАЗ-69 —5,5 л.
Для охлаждения масла в жаркую погоду (при температуре воздуха выше +20 С) и при работе автомобиля в тяжелых условиях (независимо от времени года) в масляную систему двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12 и ГАЗ-69, параллельно ей, включен трубчато-пластинчатый масляный радиатор, расположенный перед водяным радиатором,
На двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 масло поступает в радиатор из напорного канала масляного насоса в блоке цилиндров. Пройдя через радиатор, охлажденное масло сливается обратно в картер двигателя.
На двигателе ГАЗ-69 масло поступает в радиатор из фильтра грубой очистки, а сливается из него в картер двигателя через маслоналивной патрубок.
Подвод масла к радиатору и отвод масла из него осуществляются гибкими шлангами.
Включение и выключение масляного радиатора производятся с помощью специального краника, расположенного на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 на блоке рядом с масляным насосом, а на двигателе ГАЗ-69— на корпусе фильтра грубой очистки. Масляный радиатор изображен на рис. 29.
Масляная система двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 имеет два клапана: редукционный 1 на крышке масляного насоса и перепускной 12 на крышке фильтра грубой очистки, В масляной системе двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 имеется еще третий предохранительный клапан 20 на присоединительном штуцере масляного радиатора. Все три клапана имеют регулировку, осуществляемую на заводе, за счет применения определенных по усилию пружин. Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) в эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ограничивает давление масла в системе смазки за счет перепуска его излишков из нагнетательной полости масляного насоса во всасывающую, не позволяя ему подняться выше 4 кг/см 2 . Без него давление масла в системе могло бы подняться значительно выше, так как производительность насоса больше, чем это нужно для смазки нового или малоизношенного двигателя.
По мере износа двигателя количество масла, прокачиваемого через масляные зазоры, увеличивается, а перепускаемого редукционным клапаном— ум еньшается. В результате давление масла в системе смазки длительное время поддерживается на достаточно высоком уровне независимо от возрастания износов двигателя.
Редукционный клапан ограничивает давление масла в системе смазки также и во время пуска двигателя, когда масло в нем еще не прогрелось и обладает повышенной вязкостью, вследствие чего оно труднее проникает в масляные зазоры и прокачивается через них в значительно меньшем количестве, чем на прогретом двигателе. Если бы при этом не происходило перепуска масла внутри самого насоса, то в масляной магистрали создавалось бы недопустимо высокое давление, которое неизбежно приводило бы к ее повреждениям.
Направляющий колпачок 4 пружины введен в конструкцию редукционного клапана (рис. 30) двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12 и М-20 со второй половины 1952 года—с целью уменьшения воя пружины во время работы. При всякого рода разборках этого клапана, связанных с промывкой его деталей, необходимо тщательно следить за правильной постановкой деталей на их места, а именно: сначала ставить шарик, а затем направляющий колпачок. Последний должен быть обращен при этом вогнутой поверхностью к шарику.
Перепускной клапан пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки продольный масляный канал в случаях увеличения сопротивления фильтра, что может быть при его засорении, а также при работе на густом, холодном масле, медленно проходящем через фильтр. Этот клапан отрегулирован на давление в 0,7—0,9 кг/см 2 .
Конструкция перепускного клапана показана на рис. 37.
Предохранительный клапан 20 двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 открывается при давлении около 1 кг/см 2 , благодаря чему масло циркулирует через радиатор только при наличии давления в масляной магистрали, превышающего 1 кг/см2. Конструкция и работа этого клапана показаны на рис. 31.
Давление масла в системе смазки двигателя при движении автомобиля со скоростью 50 км/час должно быть от 2 до 4 кг/см 2 . Оно может повыситься при холодном, непрогретом двигателе до 4,5 кг/см 2 и упасть в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. На малых оборотах холостого хода давление должно быть приблизительно 1 кг/см 2 . Падение давления масла на средних оборотах ниже I кг/см 2 (при исправных масляном манометре и его датчике) указывает на наличие неисправности двигателя или масляного насоса. Дальнейшая работа двигателя при этом должна быть прекращена.
Следует, однако, иметь в виду, что резкое падение давления масла в масляной системе на средних оборотах до нуля, обнаруживаемое иногда на щитке приборов, может быть следствием как порчи самого масляного манометра и его датчика, заедания в верхнем положении или ослабления крепления поплавка маслоприемника, так и заедания редукционного клапана масляного насоса, в результате чего его шарик находится постоянно в приоткрытом состоянии.
В этом случае необходимо, убедившись предварительно в исправности масляного манометра и его датчика с помощью контрольного манометра или приборов с другого автомобиля (исправность работы которых не вызывает сомнений), снять крышку масляного насоса, разобрать редукционный клапан и тщательно промыть все его детали в чистом бензине. Кроме того, необходимо промыть и продуть сжатым воздухом полость Клапана в крышке. Затем собрать редукционный клапан (ни в коем случае не нарушая при этом его регулировки) и поставить крышку на место.
Так как сухие шестерни не в состоянии засосать масло из картера двигателя, необходимо перед сборкой насоса смазать их зубья и торцы солидолом, а полость крышки заполнить чартерным маслом.
Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ГАЗ
Горьковский автомобильный завод успешно работает с 1932 года, и за это время создал немало легковых авто и грузовиков, некоторые модели машин стали легендами российской автомобильной промышленности. Двигатели этих автомобилей еще двадцать назад не имели гидравлических компенсаторов в газораспределительном механизме, и регулировка клапанов ГАЗ выполнялась вручную.
- 1 Регулировка клапанов на автомобилях ГАЗ
- 2 Порядок регулировки клапанов ГАЗ
- 3 Регулировка клапанов ГАЗ 402
- 4 Регулировка клапанов ГАЗ 53
- 5 Регулировка клапанов ГАЗ 3307
- 6 Нюансы при регулировке клапанов на автомобилях ГАЗ
Первые три десятилетия на Горьковском автозаводе разрабатывались собственные моторы, но на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия был построен завод по производству моторов в Заволжье, на котором до сих пор выпускаются двигатели и моторные детали для «газовских» машин. Чтобы двигатель ЗМЗ мог работать бесперебойно, он нуждается в техническом обслуживании, в том числе и в регулировке клапанов.
Регулировка клапанов на автомобилях ГАЗ
В регулировке клапанов нуждаются двигатели легковых автомобилей «Волга» ГАЗ 21, ГАЗ 24 (или 2410), ГАЗ 3110, а также грузовиков ГАЗ 53 и ГАЗ 3307. Если вовремя не регулировать клапана, они будут стучать, а при слишком больших или маленьких зазорах мотор не сможет работать стабильно и выдавать положенную мощность.
В клапанах должны быть определенные зазоры, если зазоры слишком маленькие или их нет совсем:
- клапана не будут герметично прилегать к седлам в головке блока (ГБЦ), в результате в цилиндрах не будет создаваться необходимого сжатия топливной смеси, мотор потеряет мощность;
- от неплотного прилегания к седлам клапана прогорают.
Если зазор слишком большой, в газораспределительном механизме возникает стук, клапана открываются в недостаточном объеме, и так же теряется мощность ДВС.
На всех моторов ЗМЗ клапана регулируются с помощью регулировочных винтов, для того чтобы винты не раскручивались, сверху они фиксируются контргайками. В различных руководствах и инструкциях по эксплуатации указаны разные зазоры в клапанах, но считается, что они должны быть в пределах от 0,25 до 0,45 мм. Как регулировать зазоры, на горячем или холодном двигателе, давно ведутся споры, хотя во всех книжных руководствах рекомендуется регулировку клапанов на автомобилях ГАЗ делать на холодную.
Порядок регулировки клапанов ГАЗ
К двигателям Заволжского завода, которые нуждаются в регулировке клапанов, относятся ДВС ЗМЗ-402 (устанавливались на «Волгах») и ЗМЗ-53 (ЗМЗ-511) для грузовиков в различных модификациях. ЗМЗ-402 является четырехцилиндровым мотором, порядок работы цилиндров этого двигателя – 1-2-4-3. Двигатели типа ЗМЗ-53 – восьмицилиндровые, цилиндры работают в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8. Клапана на ДВС всегда регулируют, руководствуясь порядком работы, и стараются начинать регулировку с первого цилиндра, когда его поршень находится в верхней мертвой точке.
Так как 8-ми и 4-х цилиндровые моторы имеет разную конструкцию, то и порядок регулировки клапанных зазоров у них разный. Ниже в статье мы рассмотрим, как выполнить регулировку для того и другого типа двигателя.
Регулировка клапанов ГАЗ 402
Мотор ЗМЗ-402 производится с 1985 года, впервые он появился на переходных моделях ГАЗ 24М. Восьмиклапанный двигатель имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов, в его газораспределительном механизме присутствуют следующие детали:
- распределительный вал, он вращается в пяти опорах блока цилиндров;
- распредшестерня, передает движение от коленвала распределительному валу;
- 8 толкателей, приводятся в движение кулачками распредвала;
- 8 алюминиевых штанг;
- ось коромысел, на которой находится сами коромысла (8 шт.) с регулировочными винтами;
- выпускные и впускные клапана, расположенные в головке блока цилиндров.
Когда распределительный вал вращается, происходит поднятие и опускание клапанов в головке блока. Точно так же, как и все другие современные двигатели, ЗМЗ-402 работает по четырехтактной схеме:
- сначала в ДВС происходит впуск, топливовоздушная смесь заполняет цилиндр;
- затем в цилиндре совершается сжатие смеси, и она поджигается искрой от свечи зажигания;
- происходит рабочий ход;
- последний этап в процессе – выпуск отработанных газов.
Когда совершается сжатие, оба клапана закрыты и герметичны – регулировку клапанов выполняют именно в таком положении. Чтобы камера сгорания была герметичной в момент сжатия, между штоком клапана и коромыслом должен быть тепловой зазор – если его не будет, при расширении металла на горячем двигателе клапан не будет герметично прилегать к посадочному месту (седлу), мотор может потерять мощность, а в некоторых случаях и вовсе не будет запускаться.
Клапана на ЗМЗ-402 можно регулировать двумя способами. В первом варианте регулировка производится следующим образом (в качестве примера возьмем автомобиль ГАЗ 24):
Газ 66 регулировка клапанов
Здравствуйте Уважаемые друзья! Сегодня мы научимся регулировать клапана. Вернее будет сказать правильно научимся регулировать клапана. Я буду описывать как сам делаю регулировку клапанов на двигателях Змз 511. Вообще то, регулировка клапанов: где они регулируются обычным способом ( я имею ввиду под понятием «обычный способ» ключ, отвертку и щуп) будь то Газончик, будь то Зил или двигатель л/а, да хоть дизельный двигатель.
Клапана регулируются примерно одинаково, надо просто соблюсти на сколько градусов крутить коленвал или распредвал. И обязательно величину зазора, для каждого двигателя свои параметры. (Есть разница даже между впускными и выпускными клапанами, но это не так критично).
Не могу еще не сказать что есть еще двигателя где зазоры клапанов регулируются не щупом, а так называемыми пятаками:
то есть величина нужного размера зазора подгоняется толщиной подходящего пятаки. Пятаки, как я думаю Вы догадались, бывают разной толщины и толщина у них меряется с помощью микрометра-микронами. Так то на них размеры выжжены лазером, но бывает такое что размер не видно, протерт, вот тут и приходит на помощь микрометр.
Такой способ регулировки пока на наших отечественных грузовиках не встречается (про иномарки не берусь говорить не знаю). А вот на л/а такой способ уже давнооо применяется как первые переднеприводные ВАЗы начели выпускать с тех пор и посей день применяется.
Еще есть один вид двигателей, где вмешательство наше не требуется, то есть клапана регулировать не нужно. Зазоры на клапанах регулирует специальный гидрокомпенсатор, вернее зазора нет он компенсируется специальным гидрокомпенсатором.
Правильная работа гидрокомпенсаторов зависит непосредственно от давления масла в двигателе. Но это отдельная тема как нибудь про это напишу, но не сегодня и так не много отвлекся от темы.
Регулировка клапанов на двигателе ЗМЗ 511!
Первый способ!
И так как я уже говорил буду описывать как сам регулирую. Пока не каких проблем и жалоб не было.
В первую очередь нужно вскрыть клапанную крышку и снять коромысла.
А зачем снимать спросите Вы, затем что бы проверить нет ли выработки на коромыслах. Если у двигателя уже много моточасов то выработки на коромыслах не избежать. На каком месте появляется выработка я указал стрелочкой на картинке
Плоскость которая указана на картинке должна быть именно такой. Если же есть выработка то нужно от нее избавится. Нужно коромысла зажать на тиски и плоским напильником (рашпилем) довести до такого состояния чтобы не было не каких выработок. Иначе удачи не видать :). И так с каждым коромыслом. При этом не обязательно снимать коромысла с оси коромысел, как показано на картинке, можно выровнять, то есть избавится от выработки и в собранном виде.
И так мы выровняли коромысла избавились от выработки теперь установите на место коромысла и продолжим.
Теперь снимаем крышку распределителя зажигания (трамблера). Можно вообще, крышку трамблера со свечными проводами, убрать в сторону чтобы не путались под ногами:). Если Вы вдруг боитесь запутаться, с порядком присоединения проводов высокого напряжения от трамблера к свечам, то можете почитать, тут все есть. Так что убирайте, провода с крышкой трамблера, смело в сторону, мешаться только будут.
Установка в ВМТ поршень первого цилиндра.
А теперь нам нужно выставить на ВМТ (Верхнюю Мертвую Точку) поршень первого цилиндра и именно в такте сжатия. А как нам быстренько узнать именно такт сжатия или нет. Вставляем рукоятку для ручного пуска, или как он там по научному называется (где то он горбач , а где то кривой, думаю Вы поняли о чем я ). И крутим до того момента пока не совпадут метки на шкиве коленчатого вала и в передней крышке двигателя:
А-это метка на передней крышке двигателя, В-соответственно это метка на шкиве коленчатого вала. Тем самым мы с Вами выставили поршень первого цилиндра ВМТ.
И так когда совпали эти метки это еще не значит что можно приступать к регулировке, нам еще нужно убедиться что в первом цилиндре именно такт сжатия. Есть простых два способа:
- Нужно открутить свечу с первого цилиндра вставить вместо свечи какой нибудь пыж желательно резиновый. И крутить ручкой до совпадения меток и именно в момент совпадения меток в такте сжатие пыж вылетит, то есть сжатием его просто выдует. И это будет именно такт сжатия.
- Можно еще вторым способом, более быстрый чем вышеуказанный, проверить такт сжатия. После совпадение меток на шкиве и передней крышке, бегунок трамблера должен смотреть назад по ходу автомобиля. Это будет соответствовать тому что подается искра на первый цилиндр двигателя. А искра подается именно в такт сжатия(Если бегунок смотрит вперед это будет сжатие в 6 цилиндре). ТО есть повторю еще раз: когда крутите рукояткой двигатель бегунок тоже крутится. При совпадении меток А и В бегунок должен смотреть назад своей контактной, медной пластиной (назад по ходу авто).
Вот теперь мы с Вами определили ВМТ и такт сжатия в первом цилиндре и можно смело регулировать клапана. Зазоры в клапанах ставьте 0.30 мм и не ошибетесь. 0.30 щуп должен ходить с небольшим усилием , а 0.25 проходить легко вот тогда у Вас будет отличный зазор поверьте всегда так делаю и Вам рекомендую. И так после регулировки в первом цилиндре крутим двигатель на 90° то есть на четверть оборота и регулируем в пятом цилиндре и так далее и т.п. Вот порядок: 1-5-4-2-6-3-7-8 .
Регулировка клапанов на двигателе ЗМЗ 511!
Второй способ!
Еще не могу Вам сказать, что есть еще один способ регулировки клапанов. Это «регулировка в два оборота» как это понять? Да очень просто:
1. Сначала все также выставляете поршень первого цилиндра в ВМТ и именно в такте сжатия. Потом регулируете следующие клапана:
- Впускные клапана 1,3,7 и 8 цилиндра;
- Выпускные клапана 1, 2, 4 и 5 цилиндра.
2. Остальные клапана регулируете после того как повернете коленчатый вал на 360 гpaдycoв, то есть на один оборот. И на этом все.
Главное помните: клапана нужно регулировать на холодном двигателе или не раньше трех часов после того как заглушили. А в летние и жаркие дни и того больше. Но если Ваш автомобиль стоит на улице и Вы регулируете в зимний период, надо завести двигатель и дать поработать, некоторое время, минут 4-5 вполне будет достаточно, но не более.
Абсолютно на холодном двигателе делать регулировку клапанов тоже не рекомендуется особенно в зимний период.
Регулировка клапанов Газ-66 на двигателе ЗМЗ 511!
При регулировке клапанов Газ-66 с двигателем Змз-511, не какой разницы нет, все также как и при регулировка клапанов на Газ-3307 и Газ-53 с двигателем ЗМЗ 511.
Но есть один момент. Просто есть разница в расположений меток на шкиве и передней крышке двигателе. Вот на Газ-66 как раз таки метки расположены не на шкиве и крышке, а сзади на маховике и кожухе (задней балке) двигателя. Все остальное точно так же как на Газ-3307 и Газ-53. Вот тут я сделал кое какой снимок, вдруг если кто не знает. Откроете соответствующий лючок, на задней балке двигателя, и увидите метку и стрелку на снимке все видно.
Порядок работы цилиндров можете посмотреть вот тут вдруг если боитесь ошибиться.
Ну что же я на этом заканчивая мы с Вами сегодня отрегулировали клапана на ЗМЗ 511.
Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
О двигателе ЗМЗ-53
Как и сам автомобиль, его двигатель является не менее легендарным. Этот движок выполнен по схеме V8. Его рабочий объём составляет 4.25 литров, а максимальная мощность 115 л. с. Конечно, по современным меркам соотношение мощности и объёма далеко не выдающееся, однако, для начала 60-х, а также для карбюраторного силового агрегата вполне приличное.
Этих моторов было выпущено намного больше, чем грузовиков ГАЗ-53, кроме Газонов они устанавливались ещё на ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 и ПАЗ-3205. А ЗМЗ-66, которым оснащались легендарные «Шишиги» — ГАЗ-66, это всё тот же ЗМЗ-53, адаптированный для полноприводного армейского грузовика.
Истоки данного силового агрегата уходят в 50-е годы, когда в Заволжске для первой Волги ГАЗ-21 и для Чайки был разработан двигатель ЗМЗ-13. В своё время двигатель произвёл фурор в мире из-за широкого применения алюминия в его конструкции. В то время он считался самым современным.
Используя наработки по ЗМЗ-13, путём уменьшения объёма, был получен ЗМЗ-53. Другими словами, ЗМЗ-53 по конструкции был точно таким же, как ЗМЗ-13, только меньшего объёма. И многие детали у обоих моторов абсолютно идентичны и взаимозаменяемы. У движка ЗМЗ-53 стали меньше поршни, их диаметр уменьшили со 100 до 92 мм, также стал меньше ход поршня — с 88 до 80 мм.
На протяжении всей своей истории происходила модернизация двигателя ЗМЗ-53, направленная на увеличение надёжности и снижение расхода топлива. И автомобилисты это оценили. Несмотря на то, что стандартом для грузовых машин считаются дизельные моторы, до сих пор Газоны с этими силовыми агрегатами являются популярными. А повышенные эксплуатационные расходы сумели нивелировать установкой газового оборудования.
ГРМ ГАЗ-52
Распределительный вал стальной, кованый, имеет четыре шейки, которые работают в сталебаббитовых втулках, запрессованных в блок. Для удобства сборки шейки выполнены различного диаметра: первая — 52 мм, вторая — 51 мм, третья — 50 мм и четвертая — 48 мм.
Рис. 7. Распределительный механизм (ГРМ) ГАЗ-52
1 — вставное седло выпускного клапана; 2 — направляющая втулка клапана; 3 — выпускной клапан; 4 — пружина; 5 — тарелка пружины; 6 — сухарик; 7 — регулировочный болт толкателя; 8 — контргайка; 9 — толкатель; 10 — распределительный вал; 11 — впускной клапан.
Профиль впускных и выпускных кулачков одинаков. Кулачки шлифуются по ширине на конус (половина угла при вершине конуса равна 7,5—12,5).
Вследствие того, что кулачки конусные, а торец толкателя сферический, обеспечивается вращение толкателя при работе двигателя.
Эксцентрик привода топливного насоса и шестерня привода масляного насоса выполнены как одно целое с распределительным валом. Кулачки, эксцентрик и шестерня для увеличения износоустойчивости подвергнуты поверхностной закалке.
Распредвал ГАЗ-52 приводится во вращение двумя шестернями со спиральным зубом от коленчатого вала двигателя. Шестерня, расположенная на коленчатом валу, — стальная, на распределительном — текстолитовая со стальной или чугунной ступицей.
Обе шестерни имеют резьбовые отверстия для съемника. Для обеспечения правильности фаз газораспределения шестерни должны устанавливаться по меткам.
Между торцами шейки вала и ступицы шестерни зажато распорное кольцо 4, толщина которого на 0,1—0,2 мм больше толщины упорного фланца, что обеспечивает необходимый осевой зазор вала.
Толкатели клапанов ГАЗ-52
Толкатели тарельчатые, стальные. Для повышения износоустойчивости рабочая поверхность толкателя имеет наплавку из отбеленного чугуна и отшлифована по сфере.
В верхней части толкателя сделано резьбовое отверстие, в которое ввернут регулировочный болт 7 (рис. 7), стопорящийся контргайкой 8.
При помощи этого болта регулируется зазор между толкателем и клапаном. Торцовая поверхность головки регулировочного болта закалена и отшлифована по сфере.
Для равномерного износа толкатели во время работы вращаются за счет сферической поверхности тарелки и небольшого наклона кулачков распределительного вала. Толкатели вращаются против часовой стрелки и поэтому затяжка контргаек болтов не ослабевает.
Клапаны ГАЗ-52
Впускной клапан двс ГАЗ-52 изготовлен из хромистой стали, выпускной — из жаростойкой хромоникельмарганцовистой стали с присадкой азота.
Наружный диаметр тарелки впускного клапана равен 39 мм, выпускного — 36 мм.
Оба клапана 51-1007010 / 51-1007015-01 имеют угол седла 45° и высоту подъема 9,2 мм. В нижней части стержня клапана 3 (рис. 7) сделана выточка, в которую входят своими буртиками два сухарика 6 тарелки 5 пружины.
Стержни клапанов работают в направляющих втулках, которые изготовлены из закаленного чугуна и окончательно обработаны после их запрессовки в блок. Зазор между клапанами и толкателями у впускных клапанов равен 0,23 мм, у выпускных — 0,28 мм.
Пружины 4 клапанов изготовлены из специальной, термически обработанной пружинной проволоки диаметром 4,1 мм. Чтобы увеличить усталостную прочность пружины, ее подвергают дробеструйной обработке.
Регулировка клапанов ГАЗ-52
Следует иметь в виду, что при увеличенных зазорах затрудняется пуск двигателя ГАЗ-52, а работа его на всех режимах сопровождается стукам и клапанов и толкателей. При уменьшенных зазорах двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности.
Признаком малого зазора у впускных клапанов является чихание в карбюраторе, а у выпускных — звуки стрельбы в глушителе. Указанные явления особенно заметны при работе двигателя на больших оборотах.
Продолжительная работа двигателя с уменьшенными зазорами приводит к обгоранию головок клапанов 51-1007010 / 51-1007015-01 и их седел, а с увеличенными зазорами — к разбиванию их.
Чтобы обеспечить указанные зазоры, нужно провести регулировку клапанов ГАЗ-52 в следующем порядке:
— поставить распределительный вал (вращая заводной рукояткой коленчатый вал) в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт.
— установить зазоры во втором, третьем и шестом выпускных, а также в первом, третьем и пятом впускных клапанах;
— повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный вал при этом займет положение, при котором шестой выпускной клапан будет полностью открыт)
— установить зазоры в первом, четвертом и пятом выпускных, а также во втором, четвертом и шестом впускных клапанах.
— для регулировки клапанов ГАЗ-52 необходимо ослабить контргайку болта толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от проворачивания.
— затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу.
после окончания регулировки следует возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта.
При установке в двигатель конец пружины с меньшим шагом навивки должен быть обращен вверх. Нижним концом пружина упирается в тарелку 5, имеющую коническое гнездо. Тарелка под действием пружины плотно садится на коническую поверхность сухариков.
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.
Технические операции по замене и регулировкам сборочных узлов и компонентов автопогрузчиков ЛЗА