Настройка карбюратора микуни снегоход буран
Настройка карбюратора микуни снегоход буран
В отличие от черырёхтактных двигателей, где давно уже перешли на инжекторную электронную систему впрыска, двухтактные двигатели в большинстве своём остаются карбюраторными. Это происходит из-за того, что двухтактный двигатель даже без инжектора сам по себе достаточно экономичен. Поэтому при настройке большинства устройств с ними, начиная от бензопил и заканчивая снегоходами, требуется знать, как работает их карбюратор.
Перед тем, как регулировать карбюратор К65ж «Пекар» на снегоходе Буран, лучше всего ознакомиться с его базовым устройством и принципами работы. Его устройство намного проще, чем, например, у жигулёвских «Озонов». К65ж состоит из четырёх основных систем:
- Поплавковой камеры;
- Системы пуска;
- Системы холостого хода;
- Системы рабочего хода.
Какой-то отдельной системы пуска в различных условиях у него не предусмотрено. Пуск в холодных условиях у него осуществляется при помощи системы отпуска поплавков, при помощи регулировки поплавковой камеры, и для снегохода «Буран» данная опция обязательна, так как он, как правило, запускается в мороз.
Карбюратор Микуни устройство и регулировка
В этой статье речь пойдет о карбюраторе Mikuni (Микуни), его устройстве и регулировке, а если быть точным о его распространенной модификации VM.
В отличие от многих моделей карбюраторов выпускаемых для мотоциклов, карбюраторы Микуни VM могут быть совместимы как с двухтактными так и с четырехтактными двигателями.
Это наиболее популярные и высокопроизводительные модели карбюраторов для обычных и спортивных мотоциклов.
Бренд принадлежит японской компании Mikuni Corporation, основанной еще 1 октября 1923 года. За годы своего существования компания успела не только завоевать рынок родной страны, но и прославилась добротной продукцией по всему миру. Кстати сказать, этот производитель получил популярность не только у владельцев «двухколесной» техники.
Устройство и функционирование
Важно отметить, что согласно руководству производителя угол установки и угол наклона карбюратор Микуни не должен превышать 20 градусов от горизонтали.
Для начала посмотрим из каких деталей состоит карбюратор Микуни:
Детали карбюратора Микуни
Двигатель транспортного средства эксплуатируется в разных режимах работы: от холостого хода с почти полностью закрытой дроссельной заслонкой (1), до полной нагрузки при полностью открытой дроссельной заслонке. Для удовлетворения требований к необходимому соотношению воздуха и топлива в смеси, в карбюраторах Mikuni VM-типа предусмотрены низкоскоростная топливная система (пилотная система — в иностранной литературе, или более привычная для нас система холостого хода) и основная топливная система (главная дозирующая система).
Система холостого хода (пилотная система)
На карбюраторах Mikuni VM-типа система холостого хода и главная система имеют независимую конструкцию.
В режиме работы двигателя на холостом ходу (рис. слева), либо когда двигатель работает на низких оборотах без нагрузки, дроссельная заслонка почти опущена, скорость потока воздуха через игольчатый клапан главной системы мала. Следовательно, давление, достаточно велико, чтобы вызвать поступление топлива из распылителя главной системы. Подача топливной смеси во время работы на холостом ходу осуществляется через выходное отверстия (3), а при дальнейшем открытии дросселя, еще и через переходное отверстия (4). Топливо, поступая через топливный жиклер холостого хода (5), смешивается в необходимой пропорции с воздухом, количество которого можно отрегулировать с помощью винта (6), и в виде эмульсии поступает в двигатель.
Работа системы холостого хода Карбюратора Микуни
Поступающее через жиклер холостого хода топливо также смешивается с воздухом поступающим через переходное отверстие, и через распылитель холостого хода попадает в выпускное отверстие (7), а далее в двигатель.
При открытии дроссельной заслонки поток воздуха увеличивается и топлива, поступающего из распылителя системы холостого хода (пилотной системы), становится недостаточно. Компенсирует этот недостаток переходное отверстие, из которого начинает поступать уже не воздух, а дополнительное топливо (рис. справа)
Регулировка соотношения смеси на этом этапе производится жиклером холостого хода и воздушным винтом.
Основная система
Основная система Карбюратора Mikuni
Когда дроссельный заслонка (1) открывается на 1/4 или более, скорость потока воздуха, проходящего в области дозирующей иглы, увеличивается, а давление падает до точки, в которой топливо уже может всасываться из главной системы. Дроссельная заслонка и дозирующая игла двигаются одновременно. Так как дозирующее игла (11) имеет разное сечении по своей длине, ее положение определяет количество поступающего из главной системы топлива для образования горючей смеси. Таким образом получается необходимое соотношение топлива и воздуха.
Топливо поступая через главный жиклер (9) в смесительную трубку (10) смешивается с воздухом поступающим через воздушный отверстие (12), и через распылитель попадает в диффузор (2).
Принцип действия карбюратора
Он основан на смешивании топливной смеси с воздухом при распылении в рабочей камере карбюратора. Этот принцип работает на основе изменения давления при изменении объёма. При рабочем цикле топливная смесь затягивается под действием вакуума в камеру карбюратора, где, попав в т. н. «воронку», то есть расширяющуюся камеру, разбрызгивается и образует эмульсию, в состав которой входит бензин и воздух. В некоторых случаях в воронку также поступает и масло, но в этом карбюраторе это не предусмотрено.
Устройство карбюратора Микуни на буране
Этот карбюратор тем и хорош, что крепится непосредственно к патрубку двигателя двумя болтами М6. Регулировать зазоры не надо, крепление жесткое, классическое, через две прямоугольные прокладки, изготовленные из бензостойкой резины. Сечение прокладочного материала — 1 мм, прокладки наклеиваются на прямоугольные патрубки в специальные пазы для крепления к двигателю.
От ручек управления снегоходом «Буран» протянуты два тросика. Один тросик управляет подачей топлива, его называют газ, второй тросик управляет обогатителем — воздушной заслонкой. Оба тросика оснащены бобышками, которые легко вставляются в рабочие узлы крепления и управления.
- расстояние между болтами М6 для крепления карбюратора — 48 мм;
- диаметр проходного отверстия для топливной смеси, поступающей в камеру сгорания — 26 мм;
- общая высота корпуса — 138 мм.
⇓ Первое положение — флажок опущен вниз. Топливный канал в этом положении закрыт.
Характеристики карбюраторов модели К65ж
Диффузор | 28 мм |
Камера | 30 мм |
Распылитель | 2.65мм |
Мощность главного жиклера, куб. см/мин | 190 |
Мощность пуска | 55 |
Отверстие холостого хода | 0.7 мм |
Переходник | 1.2 мм |
Дроссель | Плоский |
Обычному человеку данные характеристики ничего особо не скажут, разве что будут полезны при поиске запчастей. Тем не менее, для поиска лучше всего говорить продавцу конкретную модель карбюратора — К65ж.
Устройство карбюраторов модели К65ж
Как уже было сказано, сам карбюратор состоит из четырёх систем: поплавковой камеры, системы рабочего хода, холостого хода и системы пуска. Однако здесь будет рассмотрено устройство некоторых систем подробнее.
Устройство дозации
Она состоит из иглы, главного жиклёра топливной системы, канала подвода воздуха и распылителя. Всё это входит в состав системы рабочего хода. Топливо через главный топливный жиклёр попадает из поплавковой камеры в распылитель. Количество топлива при этом регулируется иглой, которая ставится в одно из пяти положений. Топливо поступает в распылитель по зазору между каналом и иглой под действием силы разрежения, которая образуется в ходе работы цилиндров. Один из главных элементов регулировки карбюратора К65ж на снегоходе «Буран» — игла.
Регулировка снегоход буран
Снегоходы «Буран» оснащаются несколькими типами карбюраторов. Одним из самых популярных топливных устройств является карбюратор микуни на буран. Это экономичный безотказный механизм. Благодаря несложной конструкции, простоте в обслуживании, он завоевал массу поклонников во всем мире. Все отзывы владельцев о данном типе карбюраторов неизменно положительные.
Эксплуатация технических средств в зимний период требует особого подхода к качеству главных узлов и механизмов. Приготовление топливной смеси осуществляется при постоянных минусовых температурах. Поэтому в снегоходе «Буран» изготовителем практикуется установка карбюратора микуни на снегоход буран.
Система холостого хода
Работа системы холостого хода отвечает за то, чтобы двигатель не глох при выключенном сцеплении и отпущенном газе. В то же время требуется отрегулировать её так, чтобы потребление топлива на морозе при этом было минимальным. Регулировка осуществляется при помощи двух винтов — количества и качества смеси.
Хорошим признаком является то, что двигатель уверенно заводится из холодного состояния и не глохнет, при разогреве мотора обороты чуть возрастают, а когда дают газ — они быстро подскакивают до максимального значения. При этом, как и везде, есть золотая середина. Приходится выбрать — либо быстро газовать с места, либо расходовать меньше топлива.
Роль флажка в карбюраторе
Если поставить флажок вверх, двигатель начинает получать значительно большее количество горючего. В этот момент снегоход работает на повышенных оборотах коленчатого вала. Применение флажка намного облегчает работу всего механизма в холодное время года: осенью, зимой, ранней весной, в мороз и стужу.
После пуска холодного мотора следует хорошенько прогреть остывший на морозе за ночь механизм. Поднятый флажок позволяет это сделать намного быстрее, чем стандартный режим. Снегоход поработает некоторое время на подсосе, быстро разогреется и можно отправляться в путь.
Регулировка карбюратора К65ж
Перед тем, как отрегулировать карбюратор К65ж на снегоходе «Буран», необходимо его установить, подключить тросик газа к рычажку карбюратора, тросик магнето — к пусковому плунжеру. Ручка газа должна полностью поднимать дроссель, но у неё должен быть холостой ход примерно полоборота. Это нужно для того, чтобы при повороте руля при естественном смещении руки это не влияло на газ. Кроме того, регулировка карбюратора К65ж на снегоходе «Буран-640» может и не потребоваться, так как на него ставится немного другой, японский карбюратор «Микуни».
Регулировка карбюратора микуни на буране
- мгновенный пуск без затруднений;
- устойчивую работу в процессе эксплуатации;
- значительную экономию топлива;
- лучшую сохранность запчастей, комплектующих, деталей.
- Перед пуском холодного мотора вращением винта 5 производится установка дросселя в положение, чтобы между нижней образующей корпуса карбюратора и основанием дросселя была щель размером 2…2,5 мм.
Топливная смесь обогатится. В случае, когда мотор глохнет и останавливается в момент резкого закрытия дросселя — необходимо вывернуть винт 4 на столько же оборотов. Топливная смесь обеднится. Если карбюратор отрегулирован качественно — винт 4 у него отвернут на величину не более двух оборотов от полного завернутого положения.
Карбюратор микуни на буран — прекрасное техническое решение для снегохода. Его установка и эксплуатация во многом упрощает зимние хлопоты владельца. Регулировка механизма несложная. Лучше один раз грамотно настроить, чтобы потом всю зиму не заглядывать. Владельцы дают об этом карбюраторе только хвалебные отзывы.
Из статьи видно, что описанный тип карбюратора надежный, долговечный, неприхотливый. Механизм простой, без технических излишеств, поэтому все отзывы о нем только положительные. Широкая унификация, стабильная работа на любом морозе. Автор рекомендует устанавливать карбюраторы Микуни на снегоходы, мотоциклы, все легкие транспортные средства без сомнения. Эта техника не подведет.
Регулировка уровня топлива
Осуществляется при помощи регулировки поплавков в поплавковой камере. Откручивают днище поплавковой камеры и снимают поплавок. В первую очередь требуется проверить герметичность поплавка. Его погружают в воду и смотрят, не пошли ли пузырьки. Затем смотрят, на каком примерно уровне находится поплавок. В норме это 13 мм от низа поплавка, примерно посередине. Размер измеряют штангенциркулем. В случае, когда эта цифра отличается, осуществляют отгибание язычка поплавка в ту или иную сторону.
Карбюраторы которые чаще всего стоят на снегоходе буран и их характеристики
Карбюраторы К-65 стояли и на данный момент тоже стоят на разной технике отечественного производства, в основном разница в комплектующих, диаметрах диффузора, ГТЖ,ЖХХ и распылителе вместе с иглой.
Техническое обслуживание трансмиссии
Техническое обслуживание трансмиссии снегохода заключается в проведении регулировок, проверке состояния ремня вариатора, подтяжке резьбовых соединений, очистке наружных поверхностей от загрязнений и проведении смазочных работ.
Для надежной работы вариатора и увеличения долговечности вариаторного ремня важное значение имеет взаимное расположение ведущего и ведомого шкивов.
Указанный на рисунке 4 размер (55±0,5 мм) от торца неподвижного ведущего диска до торца неподвижного ведомого диска проверяйте с помощью двух линеек. В случае необходимости произведите регулировку следующим образом:
Вариатор Сафари на «Буран», «Тайгу» и мотобуксировщики
Снегоходы являются отдельной категорией техники, которой присуща своя специфика работы и оригинальное устройство многих узлов, в том числе и коробки передач. Вариатор Сафари разработан именно для снегоходов Буран Тайга или мотобуксировщиков.
Что такое вариатор Сафари
Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.
Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.
Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:
- Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
- Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
- Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
- Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.
Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.
Устройство в собранном виде на фото.
Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари
В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:
- максимальная тяговая масса буксируемого веса у Сафари пусть и не намного, но все же выше – 150 кг (в отличие от 140 кг);
- максимальное количество оборотов также выше у Сафари, что позволяет развить большую скорость;
- в плане ремонтопригодности оба изделия заслуженно приобрели хорошую репутацию среди владельцев как надежные устройства и довольно доступные для самостоятельного ремонта;
- по стоимости оба конкурента также примерно равны – вариатор Сафари в сборе или Альпину можно приобрести в пределах 4-6 тысяч рублей.
С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.
Технические характеристики вариатора Сафари
Технические данные агрегата довольно типичны для своего класса, хотя по сравнению со своими ближайшими конкурентами и разнятся:
- Диаметр устройства, учитывая его специфику работы в паре с двигателем снегохода, составляет 210 мм. Для данного класса этот параметр является стандартным в пределах допуска в 10-20 мм. Благодаря таким размерам данная система оптимально устанавливается в штатное посадочное место снегоходов Буран и Тайга, а также в абсолютное большинство мотобуксировщиков.
- Длина составляет 167 мм, что также обусловлено спецификой устройства. Именно на такую длину рассчитано штатное посадочное место снегоходов с небольшими допусками. Это означает, что при установке владельцу не придется вносить какие-либо изменения в конструкцию и прилагать дополнительные усилия.
- Максимальная буксируемая масса составляет 150 кг. Для снегохода это означает перевозку водителя и пассажира, для буксировщика перевозку груза в 1-2 полных тележках. Однако на практике нередки случаи, когда вариатор выдерживает и большие нагрузки без вреда для своего состояния.
- Масса устройства составляет 3,8 кг, что облегчает его установку или демонтаж в случае неисправности. Также благодаря габаритам и штатным размерам установки вариатора Сафари позволяет без труда проводить ремонтные работы по замене вышедших из строя частей, а также регулировке ремней и шкивов.
Устройство и чертеж вариатора Сафари
Устройство данного клиноременного механизма не представляет каких-либо сложных механизмов, именно за счет простоты конструкции достигается высокая надежность.
Данное устройство состоит из нескольких основных частей:
- упор;
- нажимной механизм, который состоит из пружины;
- два основных шкива, которые в процессе работы сочетаются в отношении как ведущий и ведомый шкив вариатора Сафари;
- крышки корпуса самого устройства;
- ремень на вариатор Сафари;
- вал вариатора;
- грузики конуса.
Устройство вариатора представлено на схеме.
Принцип работы вариатора Сафари
Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.
Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.
Как установить вариатор Сафари
Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.
В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.
Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.
Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»
Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:
- перед производством установки необходимо демонтировать старый аппарат и проверить работоспособность остальных систем буксировщика или снегохода, а также расчистить пазы для монтажа;
- конус устройства должен быть подсоединен к коленчатому валу двигателя снегохода одной частью, другой при помощи резьбы соединяется с упором;
- шкивы устанавливают при помощи крепежа в штатные посадочные места, между ними должен быть закреплен ремень (в последующем должна быть проведена регулировка холостого хода и установлены);
- после установки корпуса необходимо произвести настройку работы системы с данным двигателем, помимо холостого хода ей подлежат зазоры между шкивами и прижимная сила пружины.
Как настроить вариатор Сафари
Настройка вариатора Сафари должна осуществляться строго по инструкциям завода изготовителя. Данная процедура проходит в несколько этапов:
- После установки нового агрегата в штатное посадочное место регулируют зазоры между шкивами.
- При этом также необходимо отрегулировать силу натяжения при помощи динамометрического ключа. От силы натяжения будет зависеть эффективность передачи крутящего момента.
Данную процедуру необходимо проводить при установке мотора в нейтральной передаче.
Регулировка вариатора Сафари на мотобуксировщиках
Регулировка данного аппарата происходит также при помощи специальных ключей и в соответствии с регламентом работы. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Необходимо при помощи ключей выставить расстояние между ремнем и конусом. Такое расстояние предусмотрено производителем в 33 мм. При увеличении расстояния ремень будет находиться в ослабленном положении, что негативно скажется на тяговых свойствах. При перетягивании и уменьшении расстояния, воздействие на деталь станет чрезмерным.
- Выставление прогиба приводного ремня. Данное расстояние должно составлять 32 мм. Этот параметр позволяет правильно выставить натяжение детали.
Трансмиссия на снегоходе на фото.
Регулировка вариатора Сафари на «Буране» и «Тайге»
Регулировка аппарата на снегоходах моделей Буран и Тайга аналогична по своей процедуре таковой на буксировщиках. Все процедуры выполняются такой же последовательности. При установке новых элементов необходимо также проводить смазку предусмотренными средствами. Также владельцу помимо обычных ключей понадобится специальный динамометрический ключ для выставления зазоров и установки усилия натяжения ремня.
Чем смазывать вариатор Сафари
Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:
- ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
- Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.
Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.
Как смазать вариатор Сафари
Для того чтобы смазать отдельные узлы системы, необходимо демонтировать корпус, шкивы (при необходимости), отсоединить валы и ослабить пружину. После проведения данных операций владелец получит доступ ко всем необходимым для смазки элементам. Для смазки применяют специальные вещества, рекомендованные производителем (ЦИАТИМ, Литол).
Как разобрать вариатор Сафари
Для того чтобы разобрать вариатор, владельцу потребуется набор ключей с различными головками. Процедура проходит в несколько этапов:
- снятие корпуса заглушки, где располагается само устройство (при этом снегоход должен быть заглушен);
- отсоединить ведомые части вариатора от силового агрегата снегохода;
- ослабить воздействие шкивов и отсоединить ремень;
- отсоединить пружину перед этим ослабив натяжение.
После этого можно снять корпус, открутив его с посадочных мест.
Неисправности вариатора Сафари
К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:
- Некорректный монтаж устройства, что может привести к механическим повреждениям, работе с неверным передаточным числом вариатора Сафари, а также выходу из строя самого двигателя из-за перегрузок.
- Заклинивание шкивов при больших перегрузках или отсутствии постоянной профилактической смазки. Такая неисправность ведет к полной замене всего аппарата.
- Стирание вкладышей от отсутствия смазки, или из-за потери своих свойств в связи с перегрузкой или от старости.
Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.
Ремонт вариатора Сафари своими руками
Ремонт данного устройства можно производить в специализированном сервисе или же своими руками. При проявлении первых неисправностей необходимо заглушить работу мотора и при наличии ключей произвести частичную или полную разборку аппарата. При выявлении неисправности произвести замену на новую деталь или попытаться отремонтировать элемент. Однако в силу конструкции редко удается придать поврежденному механизму былые свойства, так как работа вариатора предполагает целостность устройства и отличную подгонку деталей.
Правила эксплуатации и ухода
Правила эксплуатации продиктованы экстремальными условиями работы коробки, а также рекомендациями производителя. Для сохранения работоспособности вариатора на протяжении десятков тысяч километров пробега владельцу необходимо:
- проводить смазку закрепленного вала специальными средствами типа циатим или литол, такую процедуру необходимо осуществлять каждые 3 000 км пробега;
- через 5 тысяч пробега следует профилактически произвести частичный разбор коробки на предмет изношенности втулок и вкладышей.
Важно избегать перегрузок при эксплуатации.
Заключение
Вариатор Сафари выступает надежным и недорогим элементом систем снегоходов Буран и Тайга и заслуженно пользуется популярностью среди потребителей. При правильной эксплуатации данный элемент может без проблем прослужить своему владельцу на протяжении нескольких лет, не требуя больших ремонтов или полной замены.
Обзор вариатора Сафари для снегохода Буран
Данный тип вариатора чаще всего устанавливается на отечественные снегоходы Буран. Продается почти в каждом магазине запчастей мототехники и знаком почти всем, кто сталкивался с эксплуатацией или ремонтом данного типа снегоходов.
Вариатор Сафари для снегохода Буран представляет собой автоматическую бесступенчатую клиноременную передачу. Вариатор состоит из двух шкивов – ведущего и ведомого. Ведомый шкив в комплект поставки не входит.
Вариатор осуществляет регулирование передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров при движении снегохода автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи.
Кроме того, ведущий шкив вариатора выполняет функцию муфты сцепления – при падении оборотов двигателя ниже 2200 об/мин происходит разобщение вала двигателя и коробки реверса.
- диаметр, 210 мм
- длина,167 мм
- масса, 3.8 кг
Устройство и работа регулятора
Центробежный регулятор состоит из неподвижного конуса 1 с валом 12; подвижного конуса 3 с грузиками 2, вращающимися на осях; упора 4 с роликами 9, по которым перемещаются грузики; крышки 5 и пружины 6, установленной между упором и крышкой. Неподвижный конус и упор соединены с валом правой резьбой. На коленчатый вал неподвижный конус наворачивается с помощью воротка (момент затяжки 8…10 кГм).
Пружина обеспечивает холостой ход вариатора, так как разводит конуса шкива при уменьшении оборотов двигателя или его остановке. На режиме холостого хода между ремнем и конусной поверхностью подвижного конуса должен быть зазор 1…3 мм, который регулируется кольцами 13, устанавливаемыми между упором и выступом вала.
Центробежный регулятор работает следующим образом: при вращении регулятора центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их таким образом, чтобы отодвинуть подвижный конус от упора и сжать ремень в канавке шкива.
Центробежным силам противодействует возвратная пружина, действие которой грузики преодолевают, начиная с 2200 об/мин.
Дальнейший рост оборотов двигателя приводит к захвату конусами ремня и увеличению силы его сжатия и натяжения от нуля до рабочей величины, достаточной для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению снегохода.
Монтаж и демонтаж шкива.
Для установки шкива наверните его на хвостовик коленчатого вала двигателя, сдвиньте подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и выполните затяжку воротком за вал. Момент затяжки 8…10 кГм. Установите ремень и кожух вариатора в соответствии с руководством по эксплуатации снегохода.
Демонтаж шкива с хвостовика коленчатого вала производится в следующей последовательности:
- снять кожух вариатора;
- снять вариаторный ремень;
- сдвинуть подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и застопорить конус от обратного перемещения с помощью распорки между подвижным конусом и упором;
- застопорить коленчатый вал двигателя от проворачивания с помощью металлического предмета, установленного под зуб шестерни электрозапуска;
- отвернуть вал, пользуясь воротком.
Регулировка вариатора сафари Safari
Приобретенный Вами шкив вариатора отрегулирован под ремень 33х14х1120La фирм Optibelt, Dayco или Rubena. Допускается применение ремня 34,5х14х1120 без дополнительных регулировок.
После установки шкива на снегоход Вам необходимо произвести следующие регулировки:
- Проверьте расстояние Б между кромками конусов15 и 14 ведомого шкива. Для ремня 33х14х1118 оно должно быть 33±0,5 мм (см. рисунок). Правильность этой регулировки можно проверить, вложив ремень в канавку ведомого шкива, — ремень не должен выступать из канавки более чем на 2мм. Если ремень выступает из канавки больше, чем на 2мм, то отверните болт 18 и с помощью съемника демонтируйте неподвижный ведомый конус, снимите с вала шпонку 17, затем установите на вал одно или два кольца 16 из комплекта ЗИП.
- Произведите сборку в обратной последовательности. Установка одного кольца уменьшает выступ ремня из канавки на 2мм.
- Проверьте расстояние А между торцами неподвижных конусов шкивов, оно должно быть 55±0,5 мм. При необходимости отрегулируйте это расстояние перемещением двигателя в пазах подмоторного основания.
- Установите ремень на снегоход, включите нейтраль и поверните ведомый шкив несколько раз, чтобы ремень вышел на внешний диаметр шкива.
- Проверьте натяжение ремня. Для этого приложите прямую планку к верхней ветви ремня и нажмите примерно в центре ветви с силой 10…11 кгс, при этом прогиб ветви ремня должен быть в пределах 32 ± 5 мм. Отрегулировать натяжение ремня можно можно тремя винтами 20 из комплекта ЗИП, ввернув их в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.
- При использовании ремня 35х14х1118 прежде всего проверьте, что ремень не заклинивает между конусами регулятора на холостом ходу. Ремень должен опираться на вал шкива при наличии зазора между ремнем и конусами. Для увеличения этого зазора допускается установка регулировочных колец Ø40хØ33х1 между упором и выступом вала.
Техническое обслуживание вариатора Safari
- Через каждые 3000 км пробега смажьте вал под разрезной втулкой. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.
- Через каждые 6000 км проверьте состояние втулок на осях грузиков и состояние вкладышей 8.
- Износ втулок грузиков можно оценить по величине радиального люфта грузиков ( см. рис. 2). Величина допустимого люфта не более 1 мм. Износ вкладышей можно оценить по величине зазора между вкладышами и направляющими ребрами подвижного конуса. Величина допустимого зазора не более 1,5 мм.
Предупреждение !
Для исключения наволакивания резины на вал прогревайте двигатель только на нейтрали.
При появлении налета резины на валу регулятора удалите этот налет ветошью, смоченной в бензине.
Разборка регулятора вариатора Сафари.
- Снимите регулятор со снегохода
- Закрепите неподвижный конус в шпинделе токарного станка или другим способом.
- Вставьте деревянный брусок или дюралевый пруток между бобышками подвижного конуса и отверните конус вместе с упором и крышкой. Для облегчения отворачивания допускается произвести легкие удары в районе ребер конуса, по которым скользят вкладыши 8.
- Отвинтите шесть болтов, крепящих крышку к подвижному конусу. При отворачивании двух последних болтов крышку необходимо придерживать, чтобы сжатая пружина не «выстрелила».
- При разборке упора снимите только вкладыши, промойте оси и ролики в керосине и соберите упор с новыми вкладышами.
- Соберите регулятор в обратной последовательности. Момент затяжки упора на валу 7…8 кГм.
Предупреждение !
Не допускайте попадания смазки на конусные поверхности дисков.
СНЕГОХОД "Буран" РЕГУЛИРОВКА И НАТЯЖКА ГУСЕНИЦ от А до Я
Центровать, если гусянка завалена вправо, то ослабляем левый а правый болт натягивается всё верно.
можно левый не трогать,если натяжка нормальная,а просто натянуть правый) хорошо можно увидеть,как это работает,когда берете в руки палку и начинаете левую толкать вперед,а правую тянуть на себя-так более понятнее
Приветствую! Купил (новый буран) годов 80,перебрал всё! Гуски старые, звезды новые,набегают заразы! Как бороться, есть варианты победить болячку? Вершины звёзд срезал,толку нет! Или только новые гуски?
Скорее всего шаг другой у звезд,можно их поменять,в Ютубе есть ролики про эту проблему,так и назывался,вроде- «набегание звезд на гусеницы Буран»
Буранист ты может и нормальный,но оператор так себе:))) лайк
Привет Ром, а ты не разу Хай Джек в лесу не использовал. Когда Буран застрянет. Нужен этот Джек в лесу , как думаешь.
@Альберт SAB лебедка рычажная)
@Таёжный Роман А чё за рычажка?
Привет! Вага была,лебедка была,лопата была,а вот Хай Джек не использовал. У меня он для другого в хозяйстве,а в лесу возить его тяжко,в основном используешь свои силы или рычажку,которую удобно возить под сидухой.
Лайк поставил, но вот так и не увидел натяжек из-за шапки
Ага, шапка заебательская, а черту на огрызке деревяшки не видно ни хуя.
@Evgenkovxxx шапка от дедушки осталась,так что не продам) Спасибо большое за пожелания! Удачи и вам!
Роман! Желаю удачи и здоровья, так держать, шапку не вздумай продать
@Evgenkovxxx да ниче,оператора нет,поэтому все так получилось) Рад,что вы нашли то,что искали)
@Таёжный Роман ну да потом в самом кончике видно было, прошу прощения
Все видно,смотрите внимательнее!
Я на два пальца отмеряю, от балансиров до корпуса,и всё чётко.
@Таёжный Роман ну-да,согласен.
Шапку твою ништяк видно
ну хоть что-то видно)
Прекрасно, шапка ушанка, пипец сам то посмотри жованный крот.
там есть момент,где видно. шапка жила своей жизнью)
Всё понятно, спасибо ?
Можно по спичечному коробку еще натягивать
@Александр Фомин так я же все разбирал полностью в первой части-это продолжение)
@Таёжный Роман надо новичкам тоже об этом говорить чтоб ослаблять эти пружины
@Александр Фомин я тоже
@Таёжный Роман а раскручивал болты пружин чтоб раслабить
в тайге да,что есть,даже на глаз можно,чтоб доехать-не принципиально)
Привет Ромка! Болты фиксирующие забыл затянуть.
Привет! Все затянул и протянул
Ишто постоянно собой возиш.
спрашивается,зачем,когда все делается линейкой или щепкой?? Если ни чего нет под рукой,есть куча вещей,размеры которых известны (коробок,пачка сигарет,патрон) А вообще,каждый делает так,как ему удобно,но за идею спасибо!
На среднем котке в перед ,сверлил дырочку 55 м открая нижнего уголка второе отверстие от первой 55 милеметров вниз к заднему балансиру прорезает болгаркой получается 55 65 м илегулируеш. Все это делаю втаежных условиях .
Много разговора толку ноль
с дивана виднее)
Непровельно говориш, если незнаеш лучше неговори .
и что я не правильно сказал??))
да я объясняю тем,кто не понимает,поэтому и говорю..
Карбюраторы ненастраиваются на холостые потому что сал ники коленвала подсасывают.поверь мне.
какрб уже старенький,что с ним только не было)) верю,может и так,но я капиталил все,сальники все менял.
Выхлоп выведи в бок пока гуски льдом непорвал
Шумно,мне не нравится.. место выхлопа всегда отбиваю ото льда и все. Спасибо за предложение)
Антон, местный ДПС права на буранчик показать ???
Спасибо за информацию. Езжу на буране длинный третий год брал с рук. Весной заменил гусеницы разбивало окна с боков сейчас проверил опять тоже самое оказывается у меня правые тележки стоят на левых. На днях всё буду менять. До этого на буранах не ездил. Под рамочную плиту ещё разверну. Я писал тебе, спасибо за ответ.
Замерил у товарища и у меня зазор на 10мм меньше между вариаторами.
Привет! Вот и нашлась неисправность_) А кто так их поставил?? А что с плитой не так?
край верхнего катка палкой 6 самниметров чет не понят тут не хера
см с начала,там все ясно
Хороший мохнатый шлем
шлемофон,как у танкиста))
Книгу же читали блин
гайки осей то затянули?
конечно,я же ездил после этого)
Средний каток прям вижу
Нахрена не видно
книжку читайте,шапка в кадр залезла((
От верхней гусянки до Нижний рамы 6см должна быть или как?
@Таёжный Роман да нет. Также все как и на коротком. Вообще никаких проблем потом нет.
@Северный Урал понятно,я думал там разница есть в сантиметрах) Гусли длиннее же
@Таёжный Роман одинаково, как и на коротком. Все по книжке, так делаешь и на длинном
@Северный Урал и сколько нужно см. на длинном ?
Одинаково. Что длинный, что короткий. Все по второму катку
Молодец мужик четко показывает
Завтра послезавтра собираюсь тоже этим заниматься, хороший урок для меня. Первый раз
рад,если видео пригодится!)
Привет Роман. Все подробно рассказал, я завтра поеду в гараж на своем проверять натяжку гуслей. Лайк подписка. Давай дружить.
Привет! Рад,если мое видео пригодится,спасибо! Обязательно зайду в гости
ТОЕСТЬ КНИШКУ Я И САМ ОГУ ПОЧИТАТЬ ТИ ПЕРЕСКАЗАТЬ.
это специально для умников показал,читать или нет-ваше дело
Когда мерите зазор 60 мм полностью загораживаете собой место где мерить не чего не видно , что делали так и не понятно.
а вы и не увидели бы,так как мешает рама еще,просто от передней части вала катка (вдоль),упираете в верхнюю ветвь и смотрите на уголок рамы. с 23 минуты повторяю,там видно
Брызговики мешают, может подвязать проще?
Нормально,кому мешают-пусть подвяжут)
Для новичкам хороший совет просмотр молодец? Роман делишся опытом своим.
@Алик Прозревший я рад)
@Таёжный Роман мне пригодилось ???
Да,кому-нибудь пригодится) Спасибо!
Крайними натягивать, по центру регулировать, так проще)
четко показал шапку свою
бывает,но можете верить на слово)
Привет. Если честно не понял как ты мериш натяжки гусинец с верху уперая в гусинецу? Она ж что слабая что натянутая будет лежать на катках. Подписался . лайк
@Охота — Рыбалка Сибирь ну нет у меня оператора,что сделаешь.. 0,30сек и 11мин видно нормально,как проверяется
@Таёжный Роман это надо было показать где вы мерите а так в кадре одна шапка
@Охота — Рыбалка Сибирь от среднего переднего края среднего кронштейна до верхнего края гусеницы. да-на весу
@Таёжный Роман это когда буран на весу? И мерить от куда?
Привет! Не совсем так) Если слабая-лежит на катках сильнее (4-5см),а если перетянута будет (7-8см) Спасибо!)
Все по уму. Даже более чем. И шапка хорошая 🙂 🙂 молодец!
— Вот видите?
— Видим Рома, хорошая шапка ))
Паспорт для бурана иногда четай .
Тоже поменял на своём бурке гусянки, натянул, по центрам выставил, выезжал только один раз(погода не даёт) и столкнулся с проблемой: на каждой гусенице перевернуло по одной тележке, хотя проехал от силы километров 5.
Кто-нибудь сталкивался с чем-то подобным?
Если нормально натянуты гусеницы. Никогда не перевернёт каток. Только если быстро ездишь по пням, валежнику и.п.
@Removal of the brain да,погляди пружины и переверни,гусеницу так не порвешь) Ну не знаю-у меня за столько лет не получилось ни разу))
@Таёжный Роман Перевернуть обратно никакого труда не составляет, только боюсь, если «прощелкать», можно и гусеницу порвать об какое-нибудь препятствие
@Removal of the brain думаю из-за этого,у меня тоже переворачивает,если неаккуратно по пням или через поваленные деревья переезжаешь) Знаю,что люди натягивают тросик или веревку внутри гусеницы,поверх катков,чтоб не переворачивало,но я так не делал)
@Таёжный Роман Ну да, снега было немного, а муравейников много?
Вкладыши на вариаторе поменяй бренчит
Альпина так и работает,за вкладышами слежу)
15:10 если не настраивается холостой ход-проверь подсос воздуха. Было такое на Буране-то-высокие обороты, то-глохнет. Проверили-был подсос воздуха по шпильке картера. Посадили шпильку на холодную сварку-подсос ушел, холостые нормально выставил. Если есть подсос воздуха мимо карбюратора-невозможно отрегулировать нормальное качество смеси, смесь будет обедненная-можно спалить поршневую.
Большое спасибо за совет!) Кстати,до этого поменял бензонасос-сосал воздух-надо попробовать перенастроить)
Роман привет подскажи пожалуйста на длинном буране размер такой же 50-60мм
@Mihail O Не за что,удачи в регулировке
@Таёжный Роман спасибо Роман надо у себя проверить,я начинающий буранист
Привет! Для снегоходов БУРАН А, АЕ, АТЕ
расстояние между внутренней поверхностью верхней ветви гусеницы и нижней поверхностью угольника рамы у второго кронштейна крепления катков балансиров впереди по ходу снегохода должно быть 55. 65 мм, а
для снегоходов БУРАН АД, АДЕ, АДТЕ ― 60. 70 мм.
Привет РОМА вот мы и отрегулировали с тобой гусянки на твоем буранке я думаю что получилось ОК теперь только в бой
Привет!
В бой уже скоро! Спасибо за помощь)
Спасибо Рома, всё понятно обязательно лайк!?
@Жили- были. имы адрес на главной странице канала.
@Таёжный Роман а как тебя в контакте найти можно?
@Жили- были. имы напиши мне лучше вк-там будем общаться
@Таёжный Роман Всё понятно, спасибо буду ждать.
узнаю-отпишусь-в деревне не был,а он не с нашей-номера нет(
Привет Роман. На старых буранах и гусеницы помнишь какие были? В половину,наверное, тяжелее.
Ага,штыри вроде металлические были
Подскажите порволась с наружнего краю гусеница торчит суть чуть спица сколько ещё пройдет или хана уже
если окна целые-походит еще,а вот сколько-не знаю) Раньше сшивали проволокой и болтами-долго ездили
благодарю Роман за учебу, пуутин сказал что зимы не будет, ему не с руки качать нашу нефть зимой
Вот на буране взади и спереди на каждой гусиницы есть по 2 больших звезды, а это нормально еслев они стираются
@I’m Slavix смотри подвеску и натяжку
@Таёжный Роман мне кажется что гусиница не натянута хотя натягивали недели 2- 3 назад
@Таёжный Роман вот я тоже на это грешил
@I’m Slavix гусеницы отрегулированы?
@Таёжный Роман у меня на стелсе 1167 пробег и задняя правая гусиница правая звезда вот острый угол там стерлась
Так и не показал. ? Шапка нормальная. ?. На своем перебрал балансиры, как раз буду натягивать, встал вопрос на весу или нет. Перечитал азбуку- на весу, всё верно. Хорошее видео, лайк тёзка.
Шапка пушистая и теплая) Но можете верить на слово) Спасибо!
Хороший урок для новичка. Пригодится.
Да,помню искал как-то сам)
Сегодня тоже регулировал гусянку,прошёл после обкатки 500 км. Все делал, как и вы. Вопрос на засыпку. Если разогнаться 35-40 км/ч, и отпустить газ. Сколько буран должен проехать по инерции? Ведь если неправильно натянул, должно тормозить.
Да нисколько. Он же не на колёсах. Сразу и остановится.
@Gena Krokodilov вот тут есть информация) Если на улице тепло-будет и не так греться.. snowmotors.ru/forum/viewtopic.php?f=104&t=2072
@Таёжный Роман В смысле он не должен так греться? Ведь критическая температура 195. А у моего 120 и больше не поднимается, ну разве на один, два градуса.
@Gena Krokodilov У меня нет датчиков) поэтому ответить точно не могу-привык ладошкой смотреть.. Ну то,что ему тяжелее-это 100%
@Таёжный Роман У меня буран при скорости в 35-40 км/ч ,и при подъеме на сопку или холмы греется в районе85-97 градусов. Стоят датчики. При затяжных подъёмах в районе 110-120 гр. Это норм?
Рома,отцентровал правильно на весу,а натягивать надо опустить буран на ровную площадку,а так у тебя гуся низ висит а верх меряешь.Проверь натяжку когда опустишь.ИМХО,мне так кажется по логике.
@Михалыч Красноярский А вот в старых книжках (первых) там написано по другому регулировать.. Ну вот-озадачил своим видео)) Теперь руки черные будут)) Надо масло самому в коробасе заменить,а то водичка была..
@Таёжный Роман Залез в инет,всё перечитал с картинками,ты прав на 100 %,у меня длинный,но метод такой же.Только вчера ТО закончил,гуски по центрам отлично,натяжка теперь не знаю.Пойду вывешивать и проверять.Но на охоте всё ок было.А так при ТО всё отлично,чуть подтянул цепочку да затяжку гаек с болтами и стекло трещину зашил леской.На лето поменяю масло и в двух катках подшипники болтаются и всё за 1300 км.пробега по ебеням.
Привет! Нет,все так см 23 сек.) Специально кадр с книжкой сделал. Да и на земле не натянешь-гусеницы будут упираться в нее