Разработка технологического процесса проверки и регулировки углов установки колес автомобиля ВАЗ–2110
Разработка технологического процесса проверки и регулировки углов установки колес автомобиля ВАЗ–2110
Проверка и регулировка углов установки колес обязательна, если проводится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
У нового обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 3136 Н (320кгс), (4 человека и 392 Н (40кгс) груза в багажнике), углы установки колес должны иметь следующие значения:
Угол продольного наклона оси поворота 1°30ґ+30ґ
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
давление воздуха в шинах;
радиальное и осевое биение дисков колес: оно не должно превышать для осевого-1мм, для радиального-0,7мм;
свободный ход рулевого колеса;
свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески);
Замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в 392-490 Н (40-50кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом – на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
При проверке и регулировке углов установки колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь — схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота (рисунок 4). Если величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части растяжки, так как спереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.
Рисунок 4 — Угол продольного наклона оси поворота
При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении этих требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.
Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух штук спереди, четырех — сзади.
Для того, чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, то есть не допускает поворачивание растяжки от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19°.
Угол развала передних колес (рисунок 5). Если угол развала отличается от нормы, то отрегулируйте его. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 3 (рисунок 6), установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Нм (9 кгс).
Рисунок 5 — Угол развала передних колес
Схождение передних колес (рисунок 6). Если величина схождения не соответствует норме, ослабьте ключом стяжные болты наконечников рулевых тяг и, вращая тяги, установите необходимое схождение. Затем убедитесь, что плоскость С шарового шарнира 2 параллельна плоскости D опорной поверхности поворотного рычага 3, после чего затяните стяжные болты наконечников рулевых тяг моментом 19,1-30,9 Нм (1,95-3,15 кгс).
Проверка и корректировка углов установки колёс
При нормальных условиях эксплуатации обычно не требуется частая проверка и корректировка установки колес. Однако, если шины имеют неравномерный износ, если рулевое управление дефектное, или если подвеска нуждается в ремонте из-за дорожного происшествия, следует проверить и откорректировать установку колес.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Если колеса нужно правильно установить, то сам процесс установки следует проводить правильно и точно. Установка колес подразумевает несколько параметров, таких как развал, продольный наклон оси поворота, поперечный наклон оси поворота и т.д. и каждый параметр тесно взаимосвязан с другим параметром.
При проверке и корректировке необходимо учесть все параметры и их связь одного с другим.
2. ГДЕ ПРОВОДИТЬ ИЗМЕРЕНИЯ И ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИБОРОВ
За последние годы появилось множество новых приборов для проверки установки колес, поэтому естественно, что Вы захотите овладеть правильными методами работет с каждым типом прибора. Заметим, что приборы высокой точности могут быть довольно сложными и могут возникать погрешности, о которых Вы не знаете. Поэтому необходимо периодически обслуживать приборы, чтобы обеспечить их постоянную точность и надежность.
Всегда проводите измерения установки колес, когда автомобиль стоит на ровной горизонтальной площадке. Это необходимо потому, что несмотря на точную работу прибора, не могут быть получены правильные значения, если площадка, на которой выполняются измерения не горизонтальна.
3. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЯМИ УСТАНОВКИ КОЛЕС
Перед измерением установки колес следует проверить каждый параметр, влияющий на установку колес, и должны быть сделаны необходимые исправления. Правильное выполнение этой подготовительной операции обеспечит точность измерений. Параметры, которые следует проверить перед измерениями установки колес, следующие:
• Давление воздуха в шинах (при стандартных условиях)
• Заметный неравномерный износ шин или различия в размерах шин
• Биение шин (радиальное и торцовое)
• Зазор в шаровом шарнире из-за износа
• Зазор в подшипниках передних колес из-за износа
• Зазор в наконечниках рулевых тяг из-за износа
• Длины левой и правой штанг
• Разница между колесными базами левой и правой сторон
• Деформация или износ деталей рулевого привода
• Деформация или износ деталей, связанных с передней подвеской
• Боковой наклон кузова (расстояние от поверхности дороги до низшей точки шасси)
4. ВАЖНОСТЬ УСТАНОВКИ РАССТОЯНИЯ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГИ ДО НИЖНЕЙ ТОЧКИ ШАССИ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ УСТАНОВКИ КОЛЕС
На автомобиле с независимой передней подвеской такие параметры установки колес как развал и продольный наклон оси поворота изменяются в зависимости от нагрузки, потому что изменяется расстояние от поверхности дороги до нижней точки шасси. Поэтому в руководстве должны быть указаны параметры установки колес для определенного клиренса. Если нет специальных указаний, стандартными параметрами установки колес, приведенными в руководстве по ремонту и т.д., являются параметры для указанного клиренса, когда автомобиль не нагружен.
5. ДОРОЖНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
После регулировки передней оси, подвески, рулевого управления и/или установки передних колес проведите следующие дорожные испытания для проверки результатов регулировки:
1. Рулевое колесо должно находиться в правильном положении при прямолинейном движении.
2. При движении по ровной дороге автомобиль должен двигаться прямо без увода влево или вправо.
3. Не должно быть чрезмерного «шимми» или вибрации
Рулевое колесо должно легко поворачиваться в любом направлении и должно быстро и плавно возвращаться в исходное положение при его освобождении.
Рулевое колесо не должно поворачиваться в какую-либо сторону при торможении автомобиля на горизонтальной ровной дороге.
ПРОВЕРКА НА НЕОБЫЧНЫЙ ШУМ
Во время дорожного испытания не должно быть слышно никакого ненормального шума. Кроме того, при полном повороте рулевого колеса детали рулевого управления и подвески не должны касаться шасси или кузова.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Сравните результаты измерений каждого параметра со стандартными значениями, принятыми для каждой модели автомобиля, и оцените, являются ли результаты хорошими или плохими.
Если измеренные величины имеют отклонения от стандартных значений, необходима корректировка.
Проведите корректировку параметров, для которых имеются механизмы регулировки, используя эти механизмы.
В случае, когда для параметров, таких как поперечный наклон оси поворота, нет механизмов регулировки, найдите неисправную деталь, замените или отремонтируйте ее. Однако, даже когда имеется механизм для регулировки параметров, если отклонение превышает предел регулирования механизмом регулировки, следует также определить неисправную деталь, заменить или отремонтировать ее.
1. УСТАНОВКА ПЕРЕДНИХ КОЛЁС
Для регулировки сходимости измените длины поперечных рулевых тяг, соединяющих рычаги поворотных кулаков.
(1) Если поперечная рулевая тяга расположена позади цапф, увеличение длины поперечной рулевой тяги дает увеличение сходимости. Если поперечная рулевая тяга находится перед цапфами, увеличение длины тяги дает увеличение обратной сходимости.
(2) В случае, когда установлены две поперечные рулевые тяги, регулировка сходимости осуществляется путем одинакового изменения длин левой и правой рулевых тяг. Если длины левой и правой рулевых тяг будут разные, даже точная регулировка сходимости даст неправильную регулировку углов поворота.
2) Развал и продольный наклон оси поворота
Места и методы регулировки развала и продольного наклона оси поворота зависят от типов автомобилей и подвесок.
Регулировка развала и продольного наклона оси поворота осуществляется раздельно или одновременно, в зависимости от системы подвески.
Поскольку сходимость изменяется при регулировке развала и/или продольного наклона оси поворота, после этих регулировок следует всегда проверять сходимость. Процесс регулирования зависит от модели автомобиля, поэтому за подробностями обращайтесь к соответствующему руководству по ремонту.
Обзор методов регулировки для автомобилей, имеющих отдельные механизмы регулировки развала и продольного наклона оси поворота, приведен на следующих трех страницах.
ДЛЯ СПРАВОК
В настоящее время системы подвесок, у которых можно регулировать развал и продольный наклон оси поворота, ограничены несколькими типами.
(1) Раздельная регулировка развала
В соединении между амортизатором и поворотным кулаком предусмотрен эксцентриковый механизм. Развал регулируется изменением относительного угла между амортизатором и поворотным кулаком.
Этот способ регулировки развала используется в подвесках стоечного типа.
(2) Раздельная регулировка продольного наклона оси поворота
Продольный наклон оси поворота регулируется изменением расстояния между нижним рычагом и стойкой с помощью гайки или распорной детали штанги стойки. Этот способ регулировки используется для подвесок стоечного или двухрычажного типов, в которых штанга стойки расположена впереди или позади нижнего рычага.
(3) Одновременная регулировка развала и продольного наклона оси поворота
(а) На внутреннем конце нижнего рычага предусмотрен установочный болт с эксцентриком. Поворот этого болта сдвигает ось нижнего рычага влево или вправо. Это вызывает перемещение нижнего шарового шарнира по дуге, потому что нижний рычаг удерживается штангой стойки. Происходит одновременная регулировка развала и продольного наклона оси поворота. Этот способ регулировки используется для подвесок стоечного и двухрычажного типов.
ДЛЯ СПРАВОК
Развал и продольный наклон оси поворота автомобиля ’’Лексус» LS400 регулируются как указано выше в п.п. (2) и (3) (а).
(б). Между осью верхнего рычага и опорной поверхностью рамы предусмотрены регулировочные прокладки. Угол установки верхнего рычага, т.е., положение верхнего шарового шарнира, изменяется путем увеличения или уменьшения числа и/или толщины регулировочных прокладок. Поскольку ось верхнего рычага крепится к раме в двух точках (с регулировочными прокладками спереди и сзади), развал и продольный наклон оси поворота можно отрегулировать одновременно. Этот способ регулировки применяется в подвеске двухрычажного типа.
(в.) Спереди и сзади нижнего рычага используются установочные болты с эксцентриками. При повороте этих эксцентриков изменяется угол установки нижнего рычага, изменяя, тем самым, положение нижнего шарового шарнира. Этим способом, как и способом, приведенным в п. (б.) , где можно изменять угол установки верхнего рычага, используя упомянутые регулировочные прокладки, можно регулировать одновременно развал и продольный наклон оси поворота. Этот способ регулировки используется в подвеске двухрычажного типа.
(4) Пример регулировок развала и продольного наклона оси поворота
Здесь, используя пример регулировки развала и продольного наклона оси поворота путем вращения установочных болтов с эксцентриками, мы рассмотрим, насколько нужно поворачивать установочные болты.
Ниже показан пример стандартных величин:
Развал | Продольный наклон оси поворота | ||
Стандартная проверка | Стандартная регулировка | Стандартная проверка | Стандартная регулировка |
45’±45′ | 45’+30′ | 2°30’±45′ | 2°30’±30′ |
(а) Измерьте развал и продольный наклон оси поворота
Величины, полученные при измерении: Развал: 2°
Продольный наклон оси поворота: 3°
(б.) Проверьте, находятся ли полученные при измерении величины в пределах стандартных значений. В приведенном здесь примере развал имеет отклонение от стандартных значений, поэтому необходима регулировка.
(в) Найдите пересечение (А) линии развала 2° и линии продольного наклона оси поворота 3° на номограмме.
(г.) Проверьте по номограмме, насколько нужно повернуть передний и задний регулировочные эксцентрики.
Передний эксцентрик: +7,5 (поверните болт на 7,5 делений по шкале в направлении ’’плюс”).
Задний эксцентрик: +5 (поверните болт на 5 делений по шкале в направлении . «плюс”).
(д.) Снова измерьте развал и продольный наклон оси поворота, чтобы убедиться в соответствии полученных при измерении величин их стандартным значениям. (Если они не находятся в пределах стандартных значений, проверьте, не деформирован ли рычаг подвески и т.д.).
3) Угол поворота колеса Можно отрегулировать при наличии стопорного болта поворотного кулака, но нельзя отрегулировать, если такого болта нет.
2. УСТАНОВКА ЗАДНИХ КОЛЕС
Установка задних колес независимой задней подвески производится путем регулировки развала и сходимости. Способ регулировки развала и сходимости различен для различных типов подвески. Некоторые модели не имеют механизма регулировки развала.
Обычно предусматривается рычаг с эксцентриком, который определяет положение колеса относительно кузова. Путем поворота этого эксцентрика рычаг можно сдвинуть влево или вправо, изменяя направление колеса и, тем самым, регулируя сходимость.
Подвеска двухзвенного типа со стойкой
Как и при регулировке сходимости передних колес, если длина задних рычагов (правого и левого) неодинакова при раздельной регулировке сходимости задних колес, углы левого и правого колес будут различными независимо от правильности установки сходимости. По этой причине, прежде всего, откорректируйте углы левого и правого колес, а затем отрегулируйте сходимость.
В двухрычажной подвеске одновременно регулируются развал и сходимость. Причина того, что развал и сходимость изменяются одновременно, состоит в том, что на нижних рычагах № 1 и № 2 установлены эксцентрики ниже оси колеса, поэтому если один из рычагов сдвинуть влево или вправо, то изменяется и сходимость.- Если сдвинуть на одинаковую величину оба рычага влево или вправо, изменится развал.
Регулировки можно производить таким же способом, как и для регулировки развала и продольного наклона оси поворота передних колес, используя подобную номограмму.
ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ СУММАРНЫЙ УГОЛ
Суммарный угол рассматривается как сумма углов развала (а) и поперечного наклона оси поворота (b).
Если измерение развала и/или поперечного наклона оси поворота выходит за пределы стандартных значений, причину дефекта зачастую можно отыскать путем проверки суммарного угла, как показано ниже:
У некоторых передних подвесок стоечного типа, используемых в переднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя, допускается раздельная регулировка развала. В таких случаях определить причину неправильного развала и поперечного наклона оси поворота с помощью суммарного угла становится невозможным.
Проверка и регулировка углов установки передних колес Лада Приора / ВАЗ 2170 / 2171 / 2172 / 2173 с 2005 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
ремонт ходовой части LADA 2172 , ходовая часть автомобиля LADA 2172 , передняя подвеска LADA 2172 , задняя подвеска LADA 2172 , ремонт передней подвески LADA 2172 , ремонт задней подвески LADA 2172 , ремонт ходовой части LADA 2171 , ходовая часть автомобиля LADA 2171 , передняя подвеска LADA 2171 , задняя подвеска LADA 2171 , ремонт передней подвески LADA 2171 , ремонт задней подвески LADA 2171 , ремонт ходовой части LADA 2170 , ходовая часть автомобиля LADA 2170 , передняя подвеска LADA 2170 , задняя подвеска LADA 2170 , ремонт передней подвески LADA 2170 , ремонт задней подвески LADA 2170 , ремонт ходовой части LADA Приора , ходовая часть автомобиля LADA Приора , передняя подвеска LADA Приора , задняя подвеска LADA Приора , ремонт передней подвески LADA Приора , ремонт задней подвески LADA Приора , ремонт ходовой части ВАЗ 2173 , ходовая часть автомобиля ВАЗ 2173 , передняя подвеска ВАЗ 2173 , задняя подвеска ВАЗ 2173 , ремонт передней подвески ВАЗ 2173 , ремонт задней подвески ВАЗ 2173 , ремонт ходовой части ВАЗ 2172 , ходовая часть автомобиля ВАЗ 2172 , передняя подвеска ВАЗ 2172 , задняя подвеска ВАЗ 2172 , ремонт передней подвески ВАЗ 2172 , ремонт задней подвески ВАЗ 2172 , ремонт ходовой части ВАЗ 2171 , ходовая часть автомобиля ВАЗ 2171 , передняя подвеска ВАЗ 2171 , задняя подвеска ВАЗ 2171 , ремонт передней подвески ВАЗ 2171 , ремонт задней подвески ВАЗ 2171 , ремонт ходовой части ВАЗ 2170 , ходовая часть автомобиля ВАЗ 2170 , передняя подвеска ВАЗ 2170 , задняя подвеска ВАЗ 2170 , ремонт передней подвески ВАЗ 2170 , ремонт задней подвески ВАЗ 2170 , ремонт ходовой части ВАЗ Приора , ходовая часть автомобиля ВАЗ Приора , передняя подвеска ВАЗ Приора , задняя подвеска ВАЗ Приора , ремонт передней подвески ВАЗ Приора , ремонт задней подвески ВАЗ Приора
Проверка и регулировка углов установки передних колес
Проверка и регулировка углов установки колес необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, а также равномерного износа шин при его эксплуатации. Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.
Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным ниже, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
Замена или ремонт деталей подвески может повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому проверка углов установки колес после проведения этих работ обязательна.
Углы установки колес проверяйте на автомобиле с заполненным наполовину топливным баком, с балластом массой 70 кг на каждом переднем сиденье.
Углы установки колес автомобиля в снаряженном состоянии
Развал | 0°±30’ |
Схождение | (0±1,0) мм |
Угол продольного наклона оси поворота | 1°30’±30’ |
Разница углов продольного наклона оси поворота между правым и левым колесом не должна превышать 1°.
Перед регулировкой углов установки колес необходимо проверить:
- давление воздуха в шинах;
- радиальное и осевое биение дисков колес, которое не должно превышать соответственно 0,7 и 1 мм;
- свободный ход (люфт) рулевого колеса;
- свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
- техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).
Замеченные неисправности устранить.
После установки автомобиля на стенд (непосредственно перед контролем углов) необходимо «прожать» подвеску автомобиля, прикладывая два-три раза усилие 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом — на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
При регулировке углов установки колес сначала отрегулируйте угол продольного наклона оси поворота, а затем угол развала и схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота
Если угол не соответствует данным, приведенным выше, необходимо изменить количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота необходимо уменьшить количество шайб на растяжке в передней или задней ее части. И наоборот, для уменьшения угла необходимо добавить количество шайб, но только в задней части растяжки, так как впереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.
При изменении количества шайб на растяжке следить за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это правило нужно соблюдать и при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении указанных требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.
Число регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух впереди и четырех сзади.
Для того чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, необходимо использовать специальное приспособление, которое фиксирует растяжку относительно рычага, тем самым не позволяет поворачиваться растяжке от воздействия усилий при затяжке гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19’.
Угол развала передних колес
Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его.
Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт, установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Н·м (9 кгс·м).
Схождение передних колес
Если схождение не соответствует норме, ослабить ключом 13 мм стяжные болты наконечников рулевых тяг и, вращая ключом 22 мм регулировочные тяги, установить необходимое схождение. Затем убедиться, что плоскость шарового шарнира параллельна плоскости опорной поверхности поворотного рычага, после чего затянуть стяжные болты наконечников рулевых тяг моментом 19,1–30,9 Н·м (1,95–3,15 кгс·м).
Каковы допустимые отклонения сход-развала и как его настроить
В данной статье мы разберём самые часто задаваемые вопросы о сходе-развале колес. Поговорим о теории: что это такое, когда регулировать, какие параметры выставлять. Затем уже перейдём к практической части: какие преимущества и недостатки имеют различные вариации установки, как не попасть на развод в сервисе и многое другое.
Что такое сход-развал колес?
Понятие включает в себя схождение и развал колес относительно дороги и кузова автомобиля. Схождение — это определенный угол, который образуется между плоскостью колеса и осью симметрии или тяги.
Обратите внимание на рисунок! На нём изображено положительное схождение, т. е. по направлению движения колеса смотрят друг на друга. Также существует отрицательное схождение, когда ситуация противоположная.
Развал — это определенный угол, который образуется между плоскостью колеса и асфальтом.
Если верхняя часть колеса наклонена в сторону кузова, параметр считается отрицательным, если от кузова — положительным.
Также важен ещё один термин — «кастор» или «наклон оси поворота».
Это угол между осью поворота колеса и вертикалью, если смотреть сбоку.
Иными словами, когда мы полностью выкручиваем руль, колесо наклоняется в сторону поворота (заваливается на бок).
Зачем нужен сход-развал?
Самая главная задача — это безопасное движение по дорогам: чтобы машину не уводило в сторону на прямой и не сжирало резину. Второстепенная задача — увеличение устойчивости или манёвренности в зависимости от потребностей водителя.
Допустимые значения (погрешности) при сходе-развале
Существуют определенные границы, значения которых нельзя превышать. Иными словами, как настроено по левую ось автомобиля, так должно быть и по правую ось. Но выставить параметр с точностью до 0′ не получится, поэтому допускаются определённые погрешности, при которых управляемость и езда по прямой не пострадают.
- Разность развалов (например: левое колесо 39′ — правое колесо 33′ = 6′ допустимая разница развалов) не должна превышать 30′ минут, в противном случае автомобиль будет уносить в сторону при езде.
- Аналогично и с углом кастора: разница углов (из большего угла вычесть меньший угол) не должна превышать 30′.
- Смещение передний оси — если данное значение положительное, то левое переднее колесо стоит ближе к заднему, чем правое, если отрицательное, наоборот. Данный параметр очень важен, т. к. он характеризует состояние геометрии кузова, и чем ближе этот показатель к нулю, тем лучше. Допустимое отклонение — 20-30 минут.
На какие параметры настроить сход-развал?
Мы уже поговорили о допустимых погрешностях, теперь давайте перейдем непосредственно к выбору параметров под наш стиль езды.
Передняя ось
Одно дело настраивать сход-развал для гонок: дрифта, драга, кольца, ралли; другое — настроить его под ежедневное комфортное использование автомобиля.
Кастор
АвтоВАЗ рекомендует заводское положение кастора со значением +1 градус. Но если пойти другим путем, и настроить его на +3 градуса, то автомобиль будет уверенно и ровно держать прямую на больших скоростях. Кстати, +3 градуса — предел положительного кастора для наших машин, если сделать выше, то уже нужно менять крепление двигателя, КПП, придется регулярно покупать новые гранаты.
Развал
АвтоВАЗ с завода устанавливает развал в 0 градусов. Чтобы повысить управляемость в поворотах, можно сдвинуть развал в отрицательную сторону на 45 минут.
Схождение
Опять же, заводской параметр соответствует «0» с допустимыми отклонениями.
Но если мы изменили развал в отрицательную сторону, то нам обязательно нужно будет установить схождение на +0,5 – +1 мм.
Задняя ось
Развал
На задней оси можно установить развал от -1 до -2 градусов. При этом желательно использовать специальные проставки отрицательного развала.
Кастор
Схождение нужно будет сделать от +2 до +4 мм.
Как часто делать сход-развал?
Если вы установили параметры, которые приведены выше, повторную процедуру нужно делать каждые 8-10 тыс. км. Если же вы оставили все как есть и так, как установлено на заводе, повторный сход-развал нужно делать каждые 15-20 тыс. км.
Также его нужно делать всегда, когда вы меняете какой-либо элемент подвески или ставите новую резину, если вы наехали на яму, стукнулись колесом об бордюр и т. д.
Условия, при которых выставляется правильный сход-развал
- Все покрышки автомобиля должны быть одинакового размера с одинаковым рисунком.
- Колеса должны быть отбалансированы.
- Диски (штамповки) должны полностью соответствовать заводским параметрам автомобиля (радиус, вылет, ширина, посадочный диаметр).
- Одинаковое давление во всех шинах.
- Все элементы подвески и геометрия кузова должны быть полностью исправными.
- Заранее узнайте, что входит в стоимость услуг автосервиса.
Какой стенд схода-развала выбрать: оптический или компьютерный?
Сразу скажу, если у «мастера» кривые руки, оптический или 3D развал — не имеет разницы.
Первые метод — применение старых надежных инструментов техником, которые имеют относительно большие погрешности измерения в сравнении с компьютерными.
Также существенным недостатком является отсутствие возможности регулировки сразу двух осей.
Компьютерный стенд — помимо правильной расстановки схождения и развала колес, возможность сразу оценить состояние геометрии кузова, участие в ДТП и т. д.
Вывод
Лучше всего пользоваться услугами современного компьютерного 3D стенда и заранее знать, к какому мастеру ехать, т. к. от прямолинейности рук зависит все!