Регулировка клапанов ВАЗ 2109, 2108
Регулировка клапанов ВАЗ 2109, 2108
Регулировка размеров зазоров клапанов автомобиля ВАЗ 2109, 2108 производится в обязательном порядке. Связана потребность выполнения данной операции с целью обеспечения корректной работы механизма газораспределения.
Предусмотрен строго определенный порядок выполнения работ по регулировке клапанов. Но в отдельных книгах можно встретить упоминание о том, что соответствующий порядок не имеет никакого значения. Ниже предлагается рассмотреть процесс, дать важные рекомендации относительно его выполнения.
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108
Для выполнения регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108 потребуется:
- Наличие специального комплекта щупов, значениями 0.10-0.50 миллиметров.
- Инструмент, предназначенный для выполнения работ по замене комплекта шайб.
- Непосредственно сам комплект сменных шайб, в соответствии с конфигурацией двигателя, регламентированного паспортными данными.
Изначально необходимо отметить, что двигатель модели автомобиля имеет 8 клапанов. Согласно регламенту эксплуатации транспортного средства, операция выполняется спустя каждые 20000-30000 километров.
Делается все предельно просто, необходимо всего лишь:
- Установить специальное ВМТ или же провести метки.
- Проверить положение в двигателе первого цилиндра, что выполняется посредством проворота распределительного вала на 90 градусов по часовой стрелке.
- В дальнейшем необходимо аналогичным образом выполнить проверку третьего цилиндра, после четвертого и наконец, второго.
Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108
Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108.
На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом. Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.
В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.
В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.
В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.
Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом. Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время.
Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.
Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21083, 21099. Видео
Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108
Работы с коленчатым валом по регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108 выполняются без проблем. Чтобы было удобно работать, необходимо выкрутить свечи зажигания. Это позволит легче манипулировать валами и другими механизмами, задействованными в процессе. Воспользуйтесь рисунком ниже, что бы понять суть процесса.
А последовательность такова:
- Проворачивать коленчатый вал нужно таким образом, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпадала с меткой на крышке зубчатого вала. Другие метки должны располагаться строго на своих местах. Ориентироваться нужно на то, что поршень цилиндра №1 должен стать в положении верхней мертвой точки.
- После этого, осуществляется проворот коленвала на 40-50 градусов, что бы отвести кулачки от толкателей. Мастером осуществляется замер зазоров в 1, 2, 3, 5 клапанов. Зазоры на клапане 2 и 3 должны быть 0,2+-0,05мм. А на клапанах 1 и 5 зазор соответственно 0,35+-0,05мм. В случае, когда зазоры не соответствуют требуемым значениям, их необходимо отрегулировать.
- После этого, проворачивается коленвал на 360 градусов, и проверяются аналогичные значения зазоров, только в отношении 4, 6, 7, 8 клапанов. В том случае, когда имеются отклонения в зазорах, их также требуется отрегулировать с использованием сменного комплекта шайб.
Как показывает практика, нет необходимости выполнять самостоятельно ремонт. В таком случае, это может привести к тому, что даже при экономии нет вероятности, что установка шайб приведет к положительному результату. Будет затрачено значительное количество усилий и времени.
Специалисты сервисного центра выполнят все работы в оперативном режиме. Это позволит сэкономить свое время и ресурсы, обеспечить себе идеальные условия для эксплуатации транспортного средства.
ВАЖНО! Обязательно учтите, что предварительно проводится диагностировка оборудования, после чего устанавливается потребность в регулировании зазоров. Воспользуйтесь данным предложением, что позволит гарантированно получить лучшие условия для работы.
Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей ВАЗ, порядок и последовательность, регулировка зазоров установкой под регулировочную шайбу дополнительной шайбы.
Тепловые зазоры в клапанном механизме двигателей ВАЗ увеличиваются по причине износа кулачков распределительного вала, регулировочных шайб, рычагов или торцов клапанов. Уменьшаются тепловые зазоры в клапанном механизме при сильном износе седел и фасок клапанов. Клапаны глубже садятся в седла и зазор уменьшается. Возможно даже зависание клапана при перегреве. Зависший клапан может перегреться и разрушиться.
Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей ВАЗ, порядок и последовательность, регулировка зазоров установкой под регулировочную шайбу дополнительной шайбы.
Отсутствие стука клапанов в клапанном механизме двигателей ВАЗ не означает нормального состояния зазоров. Стук клапанов при несколько увеличенных зазорах не так опасен, как тихая работа при недостаточных зазорах. Риск разрушения зависших клапанов больше, когда температура двигателя повышается в уличных пробках или в тяжелых дорожных условиях. Зазоры в клапанном механизме двигателей ВАЗ регулируют на холодном двигателе. Предварительно отрегулировав натяжение цепи или ремня.
Проверка щупом зазора в клапанном механизме двигателей ВАЗ.
Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей заднеприводных автомобилей ВАЗ.
Для двигателей ВАЗ-2101, 21011, 2103, 2105, 2106, ВАЗ-2121 нормальным считается зазор 0,14-0,17 мм. Для двигателя ВАЗ-21213 — 0,18-0,22 мм.
Порядок регулировки в клапанном механизме зазора следующий.
1. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки на звездочке или шкиве распределительного вала с меткой на корпусе подшипников. Это положение соответствует концу такта сжатия в четвертом цилиндре. При нем регулируется зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра и впускного клапана третьего цилиндра.
2. Ослабить контргайку регулировочного болта.
3. Вставить между рычагом и кулачком распределительного вала щуп толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завертывать или отвертывать болт. Пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким натягом.
4. Отрегулировав зазоры у выпускного клапана четвертого цилиндра и впускного клапана третьего цилиндра, последовательно поворачивать коленчатый вал на 180 градусов и регулировать зазоры, соблюдая очередность.
Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме двигателей заднеприводных автомобилей ВАЗ.
Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.
В гнездах толкателей двигателей ВАЗ-1111, 11113, 2108, 21081, 21083, 2110, 2111 находятся специальные шайбы для регулировки зазора в клапанном механизме. Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть 0,15-0,25 мм для впускных клапанов и 0,30-0,40 мм — для выпускных.
Зазор в клапанном механизме регулируется подбором толщины регулировочной шайбы. В запасные части подставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности.
При первой регулировке неясно, какие шайбы были установлены изначально. Даже когда толщина установленных шайб известна, не всегда понятно, какие именно понадобятся. Зазоры в клапанном механизме в ходе эксплуатации могут не только увеличиваться, но и уменьшаться.
Зазор в клапанном механизме двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ регулируется в следующем порядке.
1. Установить на шпильки крепления крышки головки цилиндров приспособление для утапливания толкателей клапанов.
2. Повернуть коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня. А затем довернуть его еще на 40-50 градусов (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом в первом цилиндре будет фаза сгорания.
Освобождение доступа к регулировочным шайбам в клапанном механизме двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Поворачивать коленчатый вал следует только по часовой стрелке за болт крепления шкива привода генератора или за шкив распределительного вала с помощью приспособления. Нельзя поворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить головку болта.
3. Проверить набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.
4. Если зазор отличается от нормы, то другим приспособлением утопить толкатель и зафиксировать его в нижнем положении. Установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор.
5. Удалить регулировочную шайбу и микрометром измерить ее толщину.
6. Определить толщину новой шайбы по формуле:
Н = В + (А — С)
Где А — замеренный зазор, мм; В — толщина снятой шайбы, мм; С — номинальный зазор, мм; Н — толщина новой шайбы, мм.
Пример.
Если А = 0,26 мм, В = 3,75 мм, С = 0,2 мм (для впускного клапана), то Н = 3,75 + (0,26 — 0,2) = 3,81 мм. В пределах допуска на зазор ±0,05 мм принимаем Н = 3,8 мм.
7. Установить в толкатель новую шайбу маркировкой в сторону толкателя, убрать фиксатор и еще раз проверить зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,2 или 0,35 мм должен входить с легким защемлением.
8. Последовательно поворачивая коленчатый вал на полоборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90 градусов, отрегулировать зазоры у остальных клапанов, соблюдая рекомендуемую очередность
Порядок регулировки зазоров в механизме привода клапанов двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.
* — Номер кулачка соответствующий клапану указан по порядку от шкива распределительного вала.
Выполняя регулировку, целесообразно записать фактическую толщину установленных комплектов шайб для каждого клапана, чтобы в будущем покупать только те шайбы, которые с большой вероятностью понадобятся для последующих регулировок в клапанном механизме.
Фактическую толщину извлеченных регулировочных шайб нужно обязательно измерить микрометром и сравнить с маркировкой на них. Если шайбы сильно изношены, их лучше заменить. Но в некоторых случаях можно перевернуть, установив менее изношенной (маркированной) стороной к распределительному валу.
Не следует вращать коленчатый вал, когда регулировочная шайба извлечена из гнезда толкателя. Это может привести к задиру поверхности соответствующего кулачка. Вращать вал бывает необходимо при замене шайб с одного толкателя на другой. В этом случае в пустое гнездо толкателя нужно временно вставить любую регулировочную шайбу.
Регулировка зазоров в клапанном механизме установкой под имеющуюся регулировочную шайбу дополнительной самодельной шайбы.
Зазор между кулачком и толкателем можно уменьшить не только установкой шайбы увеличенной толщины, что рекомендуется заводом, но и установкой под имеющуюся регулировочную шайбу дополнительной самодельной шайбы. Толщина которой равна разности между фактическим зазором и его требуемой величиной.
Разумеется, использование самодельных дополнительных шайб — временная мера, так как практически нереально найти подходящий износостойкий материал. При первой возможности следует установить стандартные шайбы.
Толщину дополнительной шайбы выбирают равной допуску на номинальный тепловой зазор, то есть 0,1 мм. Если, например, фактическая величина теплового зазора находится в пределах 0,25-0,35 мм для впускных клапанов и 0,4-0,5 мм для выпускных, то устранить излишек зазора можно дополнительной шайбой, сделанной из металлической ленты или фольги толщиной 0,1 мм.
Если стук клапанов возобновляется вскоре после регулировки, возможно, виной этому ослабевающее крепление корпуса подшипников распределительного вала по причине вытяжки старых шпилек. При серьезном отношении к ремонту все не закаленные болты, шпильки и гайки следует заменять новыми.
По материалам книги «Ремонт двигателя своими руками».
Волгин В.В.
Регулировка клапанов ВАЗ 2101 своими руками
Регулировка клапанов — весьма ответственная процедура, от которой зависит очень много, например: стабильная работа мотора, расход топлива, мощность и нормальный запуск двигателя. О том, как отрегулировать клапана знают далеко не все автомобилисты, подавляющее большинство доверяют выполнение этой работы специалистам СТО, другие обращаются за помощью к знакомым и друзьям, а есть те, кто знает порядок регулировки и производит ее самостоятельно.
Сегодня я расскажу о том, как отрегулировать клапана на ВАЗ 2101 своими руками.
Перед тем как начнется регулировка клапанов ВАЗ 2101 необходимо обзавестись всем необходимым инструментом, чтобы потом не отвлекаться, для этой работы вам понадобится следующий набор:
- Плоский щуп А.95111, его толщина 0,15 мм или спецприбор для регулировки зазора между кулачками распредвала и рычагами.
- Запасная прокладка крышки клапанов (мало ли что может произойти, порвете случайно. )
- Набор отверток.
- Набор ключей торцовых и рожковых.
Если все необходимое есть в наличии — можно начинать
- Перед тем как приступать к работе дайте мотору остыть, его температура не должен быть выше 20°.
- Снимите крышку воздухоочистителя и достаньте воздушный фильтр.
- Открутите 4 гайки ключом на «8», затем необходимо снять идущие к нему шланги (снизу большой, маленький со стороны карбюратора)
- Снимите корпус воздухоочистителя.
- Трос подсоса отключите, в этом вам поможет отвертка и ключ на «8».
- Отключите тягу газа, снимите пружину и шайбу.
- Торцовым ключом на «10» открутите 8 гаек, которыми крепится крышка клапанов.
- Теперь можно снять крышку.
- Возьмите подготовленный щуп на 0.15 или спец приспособление, если оно у вас имеется, и рожковые ключи на «17» и «13».
- Проверните движок до момента совпадения меток на коленвале (передней крышке двигателя и шкиве), а также на звездочке распределительного вала.
- В данном положении нужно проверить зазор в 6 и 8 кулачках (руководствуйтесь приведенной таблицей)
- Посчитайте кулачки от звездочки распредвала.
- Установите щуп над рокером под распредвал, если смотреть с правой стороны — отчетливо видно место установки щупа. Если щуп устанавливается свободно — отпустите гайку на «17» у соответствующего рокера, придерживая другой рукой гайку на «13» от прокручивания.
- Далее гайку на «13» немного поверните и застопорите ее гайкой на «17», после снова проверьте зазор, используя щуп. Ваша задача — добиться тугого хода щупа с небольшим задеванием.
- Если вам удалось достичь необходимого зазора произведите финальную дотяжку ключом на «17». После этого можете приступать к регулировке следующего кулачка.
- Проверните вал мотора по часовой стрелке на 180°, при этом метка на звездочке должна указывать на «9 часов» если смотреть со стороны распредвала). Здесь большая точность не особо важна, поэтому все приблизительно.
- Следующие два кулачка 4 и 7 необходимо регулировать по приведенной выше таблице.
- Далее проверните вал двигателя на 180°, метка на звездочке внизу (на «6 часов»), а на шкиве к. в. должна совпадать.
- Отрегулируйте кулачки 1 и 3 по таблице.
- И в завершение — снова поворот на 180° на звездочке «3 часа». Кулачки 2 и 5. Как правило, после того как снимали и устанавливали распредвал, есть необходимость покрутить стартером, затем по новой проверить зазоры и в случае необходимости произвести корректировку.
- Прежде чем закрыть крышку убедитесь, что все гайки на «17» хорошо затянуты, если прокладка имеет повреждения или вы повредили ее во время снятия — замените ее.
Затяжка гаек крышки производится от центра к краям (все так же как и при замене распредвала или ГБЦ) и главное сильно не тянуть. Благо крышка клапанов не капризная и никаких правил затяжки в принципе соблюдать не надо.
Соберите все в обратном порядке и произведите тестовый запуск. На этом у меня все, теперь вы знаете как отрегулировать клапана на ВАЗ 2101, надеюсь, у вас все получится. Как видите, регулировка клапанов — без особого труда делается в домашних условиях и для этого совсем не обязательно ехать на СТО и платить кучу денег, достаточно лишь иметь свободное время и «прямые руки».
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Проворачивайте коленчатый вал только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).
Рекомендация
Проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива неудобно, поэтому, чтобы установить кулачки распределительного вала в верхнее положение, включите любую передачу (лучше четвертую) и медленно прокатите автомобиль до момента, когда кулачки займут нужное положение. Если нет возможности катать автомобиль, вывесите любое переднее колесо и, включив любую передачу, выставите кулачки, поворачивая вывешенное колесо.
Порядок регулировки зазоров не имеет значения.
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном – полностью закрываться.
Зазор измеряется щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.
Считая от ремня привода распределительного вала : 1, 4, 5 и 8-й клапаны выпускные, 2, 3, 6 и 7-й – впускные.
10. Нажав вниз рычаг приспособления, утопите толкатель, на котором заменяется регулировочная шайба, и вставьте фиксатор под распределительный вал таким образом, чтобы.
где A – значение измеренного зазора;
B – толщина старой шайбы;
C – номинальный зазор;
H – толщина новой шайбы.
Например (для впускного клапана):
A=0,26 мм, B=3,75 мм, C=0,2 мм, тогда H=3,75+0,26–0,2=3,81 мм.
В пределах допуска зазора (±0,05 мм) подбираем ближайшую по толщине шайбу 3,8 мм.
15. Установите в толкатель новую шайбу рассчитанной по формуле толщиной надписью вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор.
Видео про «Регулировка зазоров в приводе клапанов» для ВАЗ 2110
Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108Регулировка клапанов ВАЗ 2110, ВАЗ 2108, ВАЗ 2111 (8 кл.)
Регулировка клапанов на 8 клапанных двигателях ВАЗ