18 Точный и простой способ натяжения ремня генератора
#18 Точный и простой способ натяжения ремня генератора
В сырую погоду периодически начал проскальзывать ремень генератора. Свист, который появляется неожиданно и также неожиданно исчезает, ни с чем не спутать. Длительный поиск по интернету привел меня к видео-инструкции, где подобно показан весь процесс точной настройки натяжения ремня.
Дома не было внешнего микрофона, поэтому решил наступить на грабли и испробовал 9 разных приложений анализирующих спектр под ОС Android. Сразу скажу, что правильно настроить натяжение со смартфоном очень сложно и практически невозможно!
Ни одно приложение не фиксирует результаты измерений в виде графика и шкалой Hz, поэтому отлавливать частоту очень сложно. После 20-30 попыток "брынчания" пальцем об резиновый ремень стирается кожа и появляется больная мозоль. Проверено!
Вся сложность в том, что нужно смотреть на экран смартфона и одновременно дергать ремень. Программа фиксирует любые звуки, звук пальца об ремень, звук, когда палец соскальзывает с края ремня, звук самого ремня, звук руки, которая трется о корпус телефон и т.д. В итоге Hz пляшут и ничего толком не выходит. В общем очень трудно поймать момент, когда телефон отображает Hz именно ремня, а не какого-то постороннего возбудителя колебаний. Но! Как я уже и сказал, на 20-30 раз мне это удалось. Программа показала 192Hz, которые продержались на экране примерно секунду. При повторных попытках эта цифра всегда появлялась хотя бы на пол секунды.
Регулировать по такому методу неудобно, поэтому я попросил PC-микрофон у bamboocho73 . К слову сказать, микрофон оказался таким же, как у автора видео-ролика 🙂
Измерение натяжения с помощью Spectrum Lab существенно упрощает задачу:
— в программе есть график изменения Hz
— на графике ярким белым цветом выделена та частота, которая присутствовала чаще всего (дольше всего)
— микрофон проще держать в руке в процессе измерений
— и самое главное, проверка натяжения производится буквально за 5 секунд
Для начала проверил, что у меня выдала программа. В левую руку взял микрофон, а правой "брынькал ремень". Позже я заметил, что нет разницы как играть на ремне. Можно поддевать его край вверх, а можно давить на ремень и вести палец к краю, пока он не соскользнет с него. Частота звучания в обоих случаях одинаковая, а палец во втором случае натирает меньше.
190Hz — тот же самый результат, что я получил на смартфоне. Наличие свиста ремня в сырую погоду подтверждает точность полученных измерений прибора.
Технологическая документация АвтоВАЗа по ремонту климатической установки гласит следующее.
Т.е. в моем случае нужно поднять частоту до 240Hz. Для увеличения натяжения ремня ослабляется контргайка и ключом на 8 поворачивается болт натяжителя против часовой стрелки.
Натянул ремень до 230Hz и запустил двигатель, включив все потребители.
После глушения двигателя повторил замер, частота стала 210Hz, что в принципе и ожидалось. Повторно натянул до 230Hz и запустил двигатель.
Больше подтягивать не пришлось. Делать все лучше в полной тишине и без посторонних звуков. На моих графиках много лишних шумов, люди разговаривают, машины делают и т.д.
Вот так быстро и просто можно точно настроить натяжение ремня генератора.
Размер ремня генератора Калины
В автомобиле Лада Калина в качестве привода на генератор и дополнительное навесное оборудование используется поликлиновый ремень. Данный ремень предназначен для надежного контакта резиновой части ремня со шкивами коленчатого вала, генератора и кондиционера. Следует отметить, что длинна ремня напрямую зависит от типа устанавливаемого двигателя на автомобиле, а так же от наличия натяжителя или кондиционера.
Для того чтобы правильно подобрать ремень генератора на Ладу Калину необходимо знать номер двигателя установленного на Ваш автомобиль, а так же наличие натяжного ролика и кондиционера.
Всего на Калину устанавливается 4 размера ремня, о них поподробнее ниже в статье.
Размеры ремней
Всего на Калину устанавливалось 4 размера ремней. Давайте рассмотрим каждый из ремней подробнее и на какой двигатель подобрать ремень нужного размера. Конечно, одним из лучших вариантов подбора ремня будет снятие старого и покупка нового по образцу, но зачастую при длительном использовании надписи на ремне стираются и увидеть его размер становится невозможно.
Двигатель без кондиционера и натяжителя
В таком двигателе, ремнем осуществляется только привод генератора, а натяжение происходит самим генератором с помощью натяжного болта. Размер такого ремня составляет 883мм.
На заводе устанавливаются ремни фирмы «Gates» они славятся своей надежностью и долговечностью. Артикул заводского ремня 6PK823.
Двигатель без кондиционера, но с натяжителем
Данный двигатель поставляется с ремнем размером 882мм. В таком ДВС генератор стоит статично, а натяжение происходит с помощью специального ролика. Заводским ремнем является ремешок фирмы «Gates» с артикулом 6PK822, так же при замене его можно сменить аналогом от российского производителя БРТ882.
Двигатель с кондиционером и натяжителем
В такой ДВС устанавливается самый длинный ремень генератора, так как данному приводу необходимо вращать не только генератор, но и кондиционер. Длинна ремня составляет 1018мм, а заводская фирма поставщик, как всегда, «Gates». Артикул заводского ремня 6PK1018.
Двигатель ВАЗ 21127 с 16-тью клапанами и кондиционером
Данный двигателей является более массивным, из-за увеличенной головки блока цилиндров, поэтому места для расположения множества деталей пришлось выкраивать. Размер ремня такого двигателя составляет 995мм, а артикул 6PK995, ну конечно же как всегда фирмы «Gates».
Теперь вы знаете все ремни генератора, устанавливаемые на Ладу Калину.
Ремни можно заменять на аналоги, но обязательным условием является соблюдение длинны ремня.
Замена ремня Лада Калина для версии с кондиционером
Замена ремня Лада Калина в начальных комплектациях с 8-клапанным мотором мы уже описали здесь. Для более дорогих комплектация Lada Kalina с кондиционером ремню привода вспомогательных агрегатов необходимо вращать не только генератор, но и шкив компрессора кондиционера. Замена ремня проводится раз в 90 тысяч километров. Для работы понадобится яма или эстакада, поскольку часть работ необходимо проводить снизу автомобиля.
Схема ремня привода вспомогательных агрегатов Лада Калина далее
- 1 — шкив привода вспомогательных агрегатов
- 2 — ролик натяжного устройства
- 3 — натяжное устройство
- 4 — шкив генератора
- 5 — шкив муфты компрессора кондиционера
- 6 — ремень привода вспомогательных агрегатов
- 7 — кронштейн правой опоры силового агрегата
Маркировка ремня привода вспомогательных агрегатов Lada Kalina 6РК 995 (шестиклиновой, длина — 995 мм).
Для замены ремня нам предстоит демонтировать правую опору силового агрегата, так как она проходит сквозь ремень. Снизу автомобиля снимаем средний и правый грязезащитные щитки моторного отсека. Далее нам следует снять подкрылок правого переднего колеса или освободив все крепления подкрылка в передней и средней его части, отогнуть подкрылок за тормозной диск колеса.
Вывешиваем и снимаем правое переднее колесо и освобождаем крепления подкрылка согласно схеме.
- Места крепления брызговика и подкрылка Лада Калина:
1 — саморез под ключ Torx T-27 общего крепления брызговика и подкрылка к арке колеса;
2 — два самореза под ключ Torx T-20 общего крепления брызговика и подкрылка к арке колеса и крылу;
3 — саморез под ключ Torx T-20 крепления подкрылка к крылу;
4 — четыре самореза под ключ «на 8» крепления подкрылка к арке колеса;
5 — четыре самореза под ключ Torx T-20 крепления подкрылка к переднему бамперу.
Устанавливаем под поддон картера двигателя регулируемый по высоте упор так, чтобы он принял на себя вес двигателя.
Головкой Е-14 отворачиваем два винта крепления опоры к кронштейну блока цилиндров двигателя. Головкой «на 17» отворачиваем две гайки и болт крепления опоры к лонжерону кузова (показаны стрелками).
Если вы уже ослабили натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов, то теперь можем сняв со шкивов, вывести ремень из подкапотного пространства.
Новый ремень устанавливаем в обратной последовательности, обеспечивая требуемое натяжение ремня вращением ходового винта натяжного устройства.
Прогиб ремня на участке между шкивами двигателя и компрессора кондиционера при приложенном усилии 100 Н (10 кгс) должен быть в пределах 6–7 мм.
Внимание! Не перетягивайте ремень. Чрезмерное натяжение ремня приводит к преждевременному износу ремня и подшипников генератора.
Далее сборку осуществляем в обратной последовательности. При этом обратите внимание, что верхний винт крепления опоры к кронштейну короче нижнего — не перепутайте при сборке.
Для натяжения ремня Лада Калина существует специальное натяжное устройство.
Со стороны моторного отсека накидным ключом «на 19» ослабляем затяжку контргайки ходового винта натяжного устройства ремня, удерживая винт ключом или головкой «на 8» придерживая гайку, вращаем ходовой винт против часовой стрелки, натягивая ремень.
Признаки перетянутого ремня генератора
Современные и не очень автомобили с технической точки зрения представляют собой единый «организм». Его слаженная работа зависит от надёжности каждого узла и механизма в отдельности.
Если один из компонентов системы начинает «барахлить» это отрицательным образом сказывается на работе транспортного средства. Очень часто водители автомобилей слышали пронзительный писк из-под капота автомобиля.
Иногда он пропадал и через некоторое время возобновлялся с прежней силой, но в любом случае он стабильно действовал на нервы даже самых выдержанных автолюбителей.
В 90% случае писк издаёт при работе ремень генератора. Зачастую появление звука не имеет чёткой закономерности и последовательности. Очень часто наслушавшись советов от старших товарищей, водители кардинально подходили к решению этого вопроса, заменяя ремень генератора. Многие из них даже не пытались выяснить, почему свистит ремень генератора.
Зачем нужен генератор в автомобиле?
Генератор, несмотря на свои скромные размеры, очень важный элемент автомобильной системы электрического питания. Это связующее звено между аккумуляторной батареей и электрическими потребителями.
Он обеспечивает выработку электрической энергии, расходующейся на функционирование электронных систем и источников освещения транспортного средства. Именно генератор даёт возможность аккумуляторной батарее подзаряжаться во время движения автомобиля.
На одном аккумуляторе машина неспособна длительное время ехать и после его полного разряда она превращается просто в груду обездвиженного металлолома. Очень важно поддерживать работоспособность генератора и при первых признаках возникновения неисправностей устранять их в кратчайшие сроки.
Почему свистит ремень генератора?
При первом появлении свистящего звука под капотом транспортного средства водителю необходимо проявить осмотрительность и найти возможность оперативно устранить причины свиста генератора автомобиля.
Не нужно игнорировать проблему иначе она в будущем выльется в ещё большие проблемы в работе устройства и потребует дополнительных материальных вложений. Не стоит менять ремень генератора, это не решение проблемы. Через некоторое время звук снова проявится.
Требуется устранить причины появления звука и только если не останется больше вариантов менять ремень.
Можно выделить следующие причины свиста генератора автомобиля:
1.Загрязнение ремня
Зачастую многие водители практически не уделяют внимания чистоте подкапотного пространства. Капли масла, антифриза, тормозной жидкости, попавшие на поверхность ремня генератора,очень часто становятся причиной появления противного писка. «Лечиться» подобная неисправность удалением загрязнения
2. Слабое натяжение ремня
В процессе работы ремень генератор имеет свойства растягиваться и как результат он провисает. Теряется первоначальное натяжение,и он начинает в процессе работы издавать звуки. Для устранения неисправности достаточно подтянуть ремень
3.Неправильно установленные шкивы
Шкивы, на которых вращается ремень генератора в результате неправильной установки, смещаются. Образующий в этом случае перекос приводит к нарушению вращения ремня и ведёт к появлению свиста. Для исправления ситуации достаточно выполнить правильную установку шкивов
4.Перетянутый ремень генератора
Чересчур зажатый ремень генератора вращается с трудом, преодолевая сопротивление натяжения. Шкивы просто не могут полноценно вращаться и работают с некоторым замедлением. Наиболее часто свист от перетяжки ремня генератора проявляется в холодное время суток при низкой температуре воздуха. Достаточно ослабить натяжение ремня и противный звук просто исчезнет
Когда необходима замена ремня генератора на авто?
Если вы используете качественные комплектующие, которые рекомендованы производителем, то менять ремень генератора стоит один раз на 60 тысяч километров. Лучше иногда посматривать на ремень, а замену производить при наличии микротрещин. Также замена этого узла может потребоваться, если из-под капота слышны специфические звуки вроде свиста или проскальзывания ремня на шкивах. Но в таком случае можно не сразу менять, а просто больше натянуть ремень.
Неприятные звуки возникают часто из-за того, что ремень плохо натянут. Он мог немного растянуться или крепление послабилось, что вызвало возможность проскальзывания. Если же ремень служит достаточно долго и начал показывать определенные неполадки, лучше выполнить замену этой детали. Выполняется процесс замены со следующими этапами:
- подбор нужного материала в автомобильном магазине с учетом рекомендация производителя;
- снятие старого ремня, аккуратное обращение со всеми креплениями генератора;
- проверка работоспособности шкивов и валов механизма;
- установка нового ремня и его правильная натяжка с соблюдением требований;
- проверка работоспособности оборудования.
Если натяжка ремня будет выполнена недостаточно сильная, шкив ведущего вала будет прокручиваться на ремне, генератор не будет эффективно вырабатывать электричество. Также при таких проблемах ремень генератора быстро нагревается и теряет свои нормальные свойства. Вскоре вам снова придется менять ремень, если вы не обеспечите его нормальную натяжку.
Если же при установке вы перестарались с натяжкой, тогда готовьтесь к замене или капитальному ремонту генератора. При слишком сильной натяжке из строя выходят подшипники генератора, что часто приводит к необходимости полноценной замены данного узла. Так что важно соблюдать правильную и полноценную натяжку ремня, что обеспечит долгую и правильную работу всего данного механизма.
Чем опасно игнорирование свиста ремня генератора автомобиля?
Если не разобраться, почему свистит ремень генератора автомобиля и пустить ситуацию на самотёк подобные действия могут больно «ударить» по карману водителя. Недостаточная выработка электрической энергии генератором приводит к хронической недозагрузке аккумуляторной батареи.
С течением времени аккумулятор теряет заряд и в одно «прекрасное» утро, когда нужно срочно попасть на работу машина просто не заведётся. В самых запущенных случаях частые зарядки аккумуляторной батареи приводят к её преждевременному износу. Рано или поздно она потребует замены. Срок её эксплуатации значительно сократиться.
Если причина писка ремня генератора заключается в его износе, то игнорирование проблемы приведёт к полной потере целостности ремня и его разрыву. Как известно на одной аккумуляторной батарее далеко не уедешь. Ещё повезёт, если порыв ремня случится в городе.
Подводим итоги
Чтобы избежать любых проблем в эксплуатации генератора, необходимо правильно настроить работу ремня и прочих узлов. В таком случае вы сможете получить хорошую работу электрической системы автомобиля, избежать чрезмерной натяжки или недостаточной силы натяжения ремня и гарантировать его качественную и длительную работу. В ином случае вам придется смириться с необходимостью постоянного ремонта и регулярного исправления проблем с натяжкой ремня генератора.
Если процедура оказалась достаточно сложной, лучше обратиться к профессионалам — услуга натяжки ремня генератора не будет стоить слишком дорого. Возможно, в вашем автомобиле присутствует специфическая конструкция для регулировки ремня. И в таком случае лучше также доверить работу специалистам. Приходилось ли вам самостоятельно регулировать натяжку ремня генератора или устанавливать ремень в экстренных условиях?
Признаки и последствия неполадки
Ремень – слабое звено любой передачи. Постоянно вращаясь между шкивами и передавая крутящий момент, элемент постепенно изнашивается и его натяжение начинает ослабевать. С течением времени возникает проскальзывание и ускоренное истирание резинотехнического изделия, приближающее его обрыв. Преждевременно ослабить ремень может попавшее на рабочую поверхность моторное масло либо охлаждающая жидкость (или все вместе).
Справка. В различных марках легковых автомобилей применяется 3 разновидности ремней генератора – стандартный клиновидный, многоручьевой и зубчатый.
Когда необходима проверка и подтяжка ременной передачи:
- Проверять ремень стоит при каждом удобном случае, когда вы открываете капот автомобиля. На подавляющем большинстве машин это не составит труда – достаточно протянуть руку и надавить сверху на резинотехническое изделие.
- Если при работе двигателя, особенно после нажатия педали акселератора, из-под капота доносится громкий неприятный писк. Звук однозначно указывает на проскальзывание ременной передачи на шкивах.
- Следует проверить натяжение ремня генератора, когда на приборной панели периодически зажигается красный индикатор зарядки аккумулятора.
- После разборки и ремонта силового агрегата, предполагающего снятие данного узла.
Проскальзывание или обрыв ремня не несет фатальных последствий, но заметно снижает ресурс аккумуляторной батареи. Когда вал генератора крутится с перебоями либо не вращается вовсе, бортовая сеть получает напряжение от аккумулятора. Поскольку для искрообразования и питания систем необходима приличная мощность, он довольно быстро разряжается «в ноль». Восстановить заряд полностью севшего кислотного аккумулятора довольно трудно, а зачастую – невозможно.
На некоторых моделях авто ременная передача задействована для вращения нескольких шкивов одновременно – генератора, насоса гидроусилителя руля, компрессора кондиционера и помпы. Следовательно, ее проскальзывание или обрыв повлияет на работу указанных агрегатов. Опасность представляет остановка помпы (возможен перегрев двигателя) и насоса ГУР – водитель не успеет приноровиться к резкому увеличению нагрузки на руле и может попасть в ДТП. Поэтому лучше своевременно проверить и подтянуть ремень генератора.
Инструкция по подтяжке
Чтобы подтянуть ремень генератора на большинстве легковых авто, понадобится буквально 2 рожковых либо накидных ключа плюс монтажная лопатка. Предварительно снимите пластиковый кожух и другие элементы, перекрывающие свободный доступ к узлу. Ради удобства прогретому двигателю дайте полчаса на остывание и наденьте матерчатые перчатки.
Натяжение ремня переднеприводных автомобилей ВАЗ и импортных машин подобной конструкции лучше производить на смотровой канаве. Из нее удобнее добираться до болта крепления генератора. При отсутствии ямы придется снимать правое переднее колесо или ложиться на землю под авто.
Подтяжка выполняется в следующем порядке:
- Зафиксируйте машину ручным тормозом и поставьте на первую скорость, чтобы шкив коленчатого вала не поворачивался в процессе ведения работ.
- Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой поддона картера, то этот кожух придется демонтировать.
- Дальше надо ослабить гайку на болте нижнего кронштейна крепления генератора. Открутите ее на 2–3 оборота.
- Ослабьте вторую гайку на верхней регулировочной скобе (операция выполняется со стороны капота).
- Уперев монтажную лопатку в корпус генератора, аккуратно отодвиньте агрегат дальше от коленчатого вала и сразу затяните гайку на скобе.
- Если конструкцией автомобиля предусмотрен натяжной болт, лопатка не понадобится. Закручивание этого болта натягивает ремень, откручивание – ослабляет.
Прежде чем окончательно затянуть нижнее крепление, проверьте натяжение ременной передачи. Если вы перестарались и элемент слишком натянут, нужно снова ослабить верхнюю гайку и откорректировать положение генератора.
Совет. Обратите внимание на состояние ремня – не образовались ли трещины и не полезли по бокам нитки. Обнаружив признаки критического износа, поторопитесь купить запасной элемент и положить в багажник, а лучше – сразу поменять.
Натяжка ремня генератора, вращающего 3–4 шкива одновременно, производится в зависимости от конкретной марки машины. Например, в автомобилях «Шевроле – Нива» генератор не откручивается вовсе, поскольку конструкцией предусмотрен натяжной ролик, установленный на пластине. Вначале ослабляется крепление этой пластины, потом закручивается натягивающий болт. Поскольку ролик находится в узком проеме между радиатором и двигателем, для его отвинчивания потребуется короткий торцевой ключ с воротком.
Как натянуть ремень генератора
Производители автомобилей в выпускаемых моделях предусмотрели один из трех методов настройки силы натяжения:
- Перемещением генератора вместе с направляющей планкой;
- Вращением регулировочного болта;
- Фиксацией натяжным роликом.
Способы принципиально отличаются подходом к исполнению, но каждый по-своему хорош и соответствует назначению.
Регулировка направляющей планкой
Крепление генератора на дугообразной пластине с направляющими прорезями свойственно устаревшим моделям.
После ослабления фиксирующей гайки конструкция отжимается от корпуса двигателя, придавая ремню требуемое натяжение, и вновь закрепляется в выбранной позиции обратной затяжкой ключом или головкой.
Натяжение отжимным болтом
Усовершенствованные разновидности подобного способа распространены в современных марках машин. Отличаются плавным натяжением, без резких рывков и нежелательных нагрузок на резиновое изделие. Регулировка потребует больше усилий, чем предыдущий вариант, но прогиб ветвей при педантичном исполнении выдерживается до миллиметра. Последовательность действий:
- Дать свободу передвижению генератора по раме, для чего уменьшить затяжку гаек крепления корпуса к станине.
- Вращая головку специального болта, добиться желаемого свободного провиса кольцевого соединения.
- Вновь жестко закрепить электрогенератор.
Подтягивание роликом
Способ фундаментально отличается от рассмотренных схем. Если ранее натяжка выполнялась смещением генератора, то здесь ремень направляется особым цилиндрическим роликом. Увесистое электрическое устройство остается неподвижным, упрощая труд ремонтника.
Катушка вращающейся корректирующей детали крепится непосредственно на силовой агрегат или через подвижный кронштейн.
Оттяжной каток эксцентриковой конструкции напрямую крепится на корпусе ДВС. Для натяжки достаточно провернуть ролик вокруг смещенной оси.
Автоматическая правильная натяжка ремня генератора обеспечивается консолью для ролика, оборудованной пружиной. Человек участвует только в замене изношенной запчасти.
При закреплении ролика на держателе с направляющими прорезями, регулировка делается также, как в случае с направляющей планкой.
Для окончательной проверки положения передачи ключом на 3 оборота проворачивается коленчатый вал и делается контрольный замер. Нелишними станут короткая поездка и еще одна проверка.