Переключение передач и как отрегулировать тормоза на велосипеде с дисковой системой
Переключение передач и как отрегулировать тормоза на велосипеде с дисковой системой
Эффективные варианты: как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде любого уровня
- форму и усилие затяжки ротора;
- оси, на предмет наличия изгибов;
- качество установки колес на дропаутах и усилие зажатия эксцентриков;
- отсутствие люфта во втулках.
Процедура настройки дисковых тормозов производится с целью:
- достижения оптимального расположения колодок – они должны равномерно отстоять от тормозного диска на расстоянии безопасного зазора (0,5-1 мм), что исключает вероятность задевания ротора при повороте колеса в процессе движения;
- обеспечения строгой параллельности между колодками и ротором, что позволит сохранить форму диска плоской;
подбора оптимального момента срабатывания тормозов.
Методика вопроса, как отрегулировать дисковые тормоза с тросовым приводом на велосипеде, основывается на следующих принципах:
- отсоединить трос от тормозного узла;
- ослабить калипер;
- завернуть винт, регулирующий вылет неподвижной колодки, до упора;
- прижать машинку к тормозному диску проконтролировав, чтобы внутренняя фрикционная деталь полностью прилегала к ротору;
- затянуть винты крепления машинки;
- выставить зазор в 0,5-1 мм между тормозным диском и неподвижной колодкой;
- зафиксировать трос;
- вращая специальный барабан или перемещая трос в прорези калипера с последующим фиксированием винтом, подобрать оптимальный момент блокирования колеса.
Важно! В системе со статичной колодкой (только тросовый привод) важно отследить, чтобы диск отгибался равномерно в сторону неподвижного фрикционного элемента.
«Гидравлика» работает по более благоприятной силовой схеме – под воздействием давления жидкости обе колодки приближаются к ротору. Поэтому и технология, как отрегулировать гидравлические тормоза на велосипеде, проще:
- ослабить винты, фиксирующие тормозную машинку;
- зажать ручку тормоза;
- поочередно с малым шагом (по пол-оборота) затянуть крепежные элементы калипера.
Если при вращении ротор касается одной из фрикционных деталей, необходимо слегка ослабить тормозную машинку и сдвинуть ее, сохранив при этом параллельность расположения колодок и ротора.
К сведению. После любых манипуляций с гидравлической системой необходимо приблизить колодки к диску на рабочее расстояние, осуществив серию резких нажатий на рукоятку тормоза (около 20 раз).
Грамотная техника катания: как переключать скорости на велосипеде в различных условиях
- выбор подходящих звезд должен происходить при минимальной нагрузке на трансмиссионную систему;
- при полученном передаточном отношении перекос цепи должен быть минимальным (при использовании спереди 1-й, 2-й и 3-й передачи, сзади (к примеру, на 24-скоростной трансмиссии) следует выбирать позицию в соответствующем диапазоне: 1-3, 4-6, 7-8).
Исходя из этого, можно определить, как переключать скорости на велосипеде в различных условиях:
- при приближении к горному участку следует заранее выбрать подходящее передаточное отношение (перейти на пониженные передачи);
- заметив песчаный или грязевой участок, необходимо перейти на повышенные передачи;
- при приближении к любому препятствию необходимо понизить передачу;
- при активных поездках по оживленным улицам следует подбирать оптимальное соотношение, способное обеспечить динамичный разгон.
Выбор передаточного отношения определяет и физиология коленного сустава – самая уязвимая часть тела велосипедиста. Повышенные напряжения (малая частота вращения педалей) вызывают большое трение в коленном суставе, повышая риск выхода из строя «живого шарнира». Каденс в 90-110 об/мин является оптимальным как для нагруженного «шарнира», так и для сердечно-сосудистой системы велосипедиста.
Коротко о главном
Техника вопроса, как грамотно переключать скорости на велосипеде, базируется на трех основных правилах:
- перебирать звезды в наименее нагруженном темпе;
- исключать работу цепи в режиме сильного перекоса;
- поддерживать оптимальный для здоровья велосипедиста каденс: 90-110 об/мин.
Регулировка дисковых тормозов заключается в поиске положения калипера, при котором колодки отстоят от диска на равном расстоянии и строго параллельны его рабочим плоскостям.
Настройка дисковых механических тормозов
Механические тормоза состоят из тормоного диска (ротора), адаптера, которым тормозная машинка прикручивается к штанам вилки или перьям заднего треугольника и самой тормозной машинки (калипера).
Общий смысл настройки заключается в нескольких шагах:
- закреплении адаптера
- выравнивании и закреплении положения калипера относительно ротора двумя регулировочными болтами положения
- закрепления тормозного троса с регулировкой хода тормозной ручки.
После установки ротора на втулку и колеса на место, затягиваем болтами (эксцентриком) ось. Так как механика более чувствительна к смещению оси колеса, я рекомендую затягивать эксцентрик, непосредственно сидя на байке или прижимая вилку велосипеда, чтобы после дропчика не появился звук трения ротора о колодку. По сути дела, положение калипера на дисковой механике приходится регулировать при каждом снятии-установке колеса. Не наоборот! Иногда, чтобы не регулировать положение тормоза, пытаются отрегулировать положение колеса с помощью затягивания эксцентрика с разной силой. Это в корне неверно!
Со временем, затяжение эксцентрика меняется, что быстро приведет к тому, что придется все настраивать заново. К тому же, положение колеса без нагрузки (при перевернутом байке) и с байкером сверху — разное. Прикручиваем крепко адаптер (переходник; использование фиксатора резьбы приветствуется), прикручиваем к нему калипер (машинку), но шестигранники положения машинки не затягиваем (калипер должен «плавать»).
Неподвижную колодку выдвигаем на пол оборота винта, который регулирует её положение.
! У Хаесов (Hayes) перед тем как крутить регулировочный болт, надо вывернуть блокирующий шестигранник, а по окончании настройки всего тормоза закрутить его обратно. !
Слегка прижимаем пальцем калипер со стороны неподвижной (внутренней колодки), так чтобы плоскость внутренней колодки точно совпала с плоскостью ротора. Аккуратно поочерёдно постепенно прикручиваем болты крепления калипера. Плоскость колодки не должна сместится относительно плоскости ротора! Операцию, описанную в данном абзаце, лучше проводить с полностью отсоединенными рубашкой и тросиком.
Затянув оба шестигранника положения, отворачиваем запасённые пол оборота регулировочного болта, крутим колесо и проверяем взаиморасположение ротора и колодки на просвет или по звуку. Если ротор не трёт, то можно немножко придвинуть колодку рег. болтом и наоборот, если трёт — отодвинуть, посредством этих проверок регулировочным болтом выбираем положение статичной колодки ближайшее к ротору, но без чирканья о ротор. Крутим рычаг (к которому тросик прикручивается), тем самым, прижимая подвижную колодку, при этом ротор должен слегка смещаться к статичной колодке, но ни в коем случае не перегибаться.
Устанавливаем рубашку и тросик на место в рычаге так, чтобы внешняя колодка была прижата, и слегка притягиваем болтиком, плавно нажимаем на ручку до момента, в который тормоз должен начинать схватывать, таким образом, трос проскользнет в креплении рычага, и у вас будет меньше мороки с регулировками хода ручки.
Затягиваем крепление троса, вращаем колесо, если колодка трёт, придётся немного закрутить регулировку на ручке, или наоборот выкрутить при слишком большом ходе. Рекомендую настраивать тормоз так, чтоб регулировка на ручке была минимально выкручена, лучше перезакрепить тросик в рычаге калипера, это сохранит резьбу ручки от повреждений. Если необходимый ход ручки не настроить, из-за того что ротор постоянно трёт, а точнее чиркает, значит, он погнут и придётся ротор ровнять. Об этом читайте отдельную статью на этом сайте.
Кстати, у Avid и Tektro есть полезная фича, именуемая регулировкой натяга возвратной пружины. При ухоженных рубашках и тросах, ослабляя натяг (выкручиванием шестигранника) можно получить ощущение тормоза близкое к дешевой гидравлике, или наоборот, закрутив при загаженных или не очень грамотно проложенных рубашках, тем самым заставить ручку возвращаться в исходное положение.
Рассмотрим настройку дисковой механики на прмиере Tektro IO.
Это механика славится своим часто гнущимся ротором и достаточно часто сбивающими настрйоками, но зато она достаточно проста в регулировке.
Ремонт тормозов велосипеда своими руками
Каким бы крутым ни был ваш байк, полностью избежать проблем, связанных с ним, практически невозможно. Это следует понимать, и учитывать, ведь безупречная работа ротора и всей системы ободных тормозов, вращения колес и переключателей во многом зависит от того, насколько бережно владелец велосипеда относится к своему транспортному средству. Колодки и тросы, соединяющие все их составляющие между собой, должны быть в надлежащем состоянии, в противном случае, капитальный ремонт всей системы попросту неизбежен.
Избежать всех проблем невозможно. Однако можно обезопасить себя от большинства из них. Для этого нужно знать, что из себя представляет работа всей системы, что из себя представляет ротор, калипер, каждый рычаг и все имеющиеся ручки. Также следует разобраться в том, за что отвечают все болты, которые есть на велосипеде, и понять, что, в целом, из себя представляют тормоза.
Некоторые работают исправно, и в регулировке не нуждаются вовсе. Однако такое везение – редкость, и зачастую приходится отвечать на вопрос, как отрегулировать тормоза на велосипеде, в ускоренном порядке. Не все привыкли следить за состоянием как ободных тормозов, так и дисковых, поэтому чаще всего, проблемы «появляются» внезапно, и требуют к себе немедленного внимания.
Для того чтобы избежать подобных непредвиденных проблем, и отдалить ремонт своих колес и дисков, лучше лишний раз их проверить, и убедиться в том, что все в порядке. Если же это не было сделано своевременно, важно помнить о том, что из себя представляет регулировка тормозов на велосипеде, и как ее правильно производить.
Проверка и регулировка: с чего начать?
Отвечая на этот вопрос, следует отметить, в первую очередь, то, что не все детали нуждаются в регулировке. Если тормоза реагируют быстро и срабатывают сразу после зажатия ручки, резко и без задержек то, скорее всего, таким деталям ремонт не нужен, и не будет трудно их правильно настроить на велосипеде своими руками. Этот процесс займет несколько минут и не требует к себе никакого особого подхода или навыков.
Гораздо сложнее дело обстоит с теми системами, в которых произошли какие-то сбои. В качестве примера можно привести увеличенный зазор между цепью и сердцевиной дисковых тормозов, выпадающие болты, залипающие ручки или неисправный ротор. Чаще всего проблема заключается в том, что рычаг, отвечающий за подтяжку троса, работает медленно, из-за того, что тормоза отрегулированы неправильно. Такой вид поломки наиболее распространенный и наиболее прост в своем ремонте.
Зачастую для того, чтобы настроить тормоза с такой поломкой, достаточно просто подтянуть тросы и этим «заставить» их работать правильно. Иногда нужно зажать болты, смазать ротор или тормозные колодки. В некоторых случаях этого недостаточно и нужно полностью заменить одну или сразу несколько составляющих системы.
Проще говоря, иногда бывает достаточно просто заняться поочередной прокруткой колес, и убедиться в том, что тормозные системы работают исправно. Но бывает и такое, что тросы или ротор нужно настроить. К подобным проблема не стоит относиться халатно, ведь и от того, насколько правильно работают все детали велосипеда зависит как комфорт, так и безопасность велосипедиста.
Как настроить тормоза?
Для того чтобы настроить их правильно, и не допустить часто встречающихся ошибок, важно понимать, какие они бывают и чем они отличаются. Ремонт дисковых тормозов несколько отличен от работы по настройке ободных тормозов, и об этом забывать не стоит.
Определение типа тормозов – не единственная часть их настройки. Она включает в себя целый ряд шагов, которые помогут привести в нормальное состояние даже самые расстроенные тормозные колодки. Ниже вы можете ознакомиться с последовательностью процесса настройки:
- Первым делом нужно правильно проверить тип тормозов. Как уже было упомянуто выше, от этого зависит и то, какие действия нужно будет предпринять дальше;
- Следующий этап – прокрутка колес и последовательное зажатие правой и левой ручки. Это поможет обнаружить проблему как дисковых, так и ободных тормозов, если она вообще имеет место быть;
- Далее нужно проверить состояние каждого троса, и выяснить, насколько быстро они реагируют на сигналы о торможении;
- Болты, которые расположены на каждой из ручек, помогут вам подтянуть трос так, чтобы он своевременно реагировал на подаваемые сигналы;
- В случаях, когда руками настроить трос не удается, можно использовать калипер. С его помощью вы сможете без труда подтянуть нужный трос, и настроить его до нужного состояния. Болт на конце троса, как правило, подтягивается до упора;
- Следующее, что нужно проверить – тормозные колодки. Ремонт этой части системы – дело затруднительное, поэтому запускать ее не стоит. Как правило, регулярная смазка колодок способствует увеличению срока их службы, и значительно упрощает настройку и ремонт всей системы ободных или дисковых тормозов;
- Когда смазки мало для поддержания ходового состояния колодок, стоит проверить состояние колес велосипеда. Возможно, их регулировка поможет избежать затратной замены дисковых тормозов. В случае если речь идет о настройке ободных тормозов, такой проблемы не возникает – колодки в них можно без труда заменить на новые или подтянуть.
В целом, этих советов будет вполне достаточно для того, чтобы понять, что из себя представляют тормоза на велосипеде, и их работа. Однако у ободных, и у дисковых тормозов есть свои коренные отличия, не учитывать которые было бы неблагоразумно.
Первое, что стоит отметить – ободные системы встречаются куда чаще дисковых. Последние сравнительно недавно вышли на рынок, и потому еще не пользуются таким широким спросом среди покупателей.
Проблем с дисковыми системами значительно меньше, чем с ободными – при правильном отношении к велосипеду и бережному использованию каждой ручки, рычага и колес, проблем не возникнет вовсе. При должном отношении к своему велосипеду, ремонт ему не понадобится, а несложная настройка не вызовет никаких затруднений.
Настройка механического дискового тормоза велосипеда
Данная инструкция так-же доступна в приложении для android «Ремонт велосипеда» в его бесплатной и платной версии без рекламы
На схеме:
- Направляющая троса
- Калиппер
- Фиксатор троса
- Адаптер
- Ротор
1. Установите калиппер на место крепления тормоза, в нашем случае на вилку с креплением post mount.
2. Закрутите винты крепления не до конца!
3. Протяните трос через направляющую и винт крепления троса — для него имеется специальный желобок.
4. Торксом на 25 выкрутите винт регулировки правой колодки.
5. Выкрутите винт регулировки левой колодки (прижимной колодки).
6. Установите колесо.
7. Поставьте калиппер максимально близко и параллельно левой (прижимной) колодке.
8. Слегка натяните трос.
9. Закрутите правую колодку максимально близко к ротору. Вращая колесо, проверьте, чтобы ротор не притирал колодки.
10. Вкручивая левый винт регулировки подвижной колодки, подведите её максимально близко к ротору.
11. Нажимая ручку тормоза, проверьте её ход, он не должен превышать половины всего хода ручки.
Как отрегулировать тормоза на велосипеде
Независимо от настраиваемого тормозного модуля начинать всегда следует с ручки управления. В её корпусе находятся регулировочные винты. Целью данного этапа настройки является выбор наиболее подходящего при нажатии усилия сопротивления, а также удобного расположения ручки по отношению к рулю.
На спортивных и горных велосипедах устанавливается три типа тормозных систем:
- ободной тормоз V-brake;
- дисковые механические;
- дисковые гидравлические
Общей особенность при настройке данных типов тормозных модулей является тщательная проверка ведущей магистрали (троса или гидролинии). Например, в случае с гидравлическим тормозом — это осмотр гидролинии на возможные дефекты, при наличии которых происходит соответствующая замена линии и последующая прокачка всей системы. В случае же с тормозами, где управляющей магистралью является трос. Необходимо осмотреть его на возможные места разрыва и перетирания, а также осмотреть тормозную «рубашку». В случае видимых дефектов, произвести замену того или иного элемента.
Регулировка тормозов системы V-brake
Перед регулировкой тормоза отсоедините подведённую рубашку на переднем и заднем тормозе. Делать это можно одновременно оттягивая металлическую направляющую на тросе, параллельно притягивая тормозной рычаг к ободу колеса. Далее, необходимо выполнить следующие действия в точной последовательности:
- для определения сбалансированности и симметричности колодок на ободе необходимо ослабить винт, с помощью которого они крепятся к рычагу и выставить их, притягивая постепенно к ободу;
- необходимо выставить рабочую плоскость колодки таким образом, чтобы передняя её часть соприкасалась с ободом раньше задней. Для этого под заднюю часть нужно подложить тоненький предмет, прижать колодку к ободу и зафиксировать гайку окончательно;
- произвести центрирование рычагов. Это важно поскольку для одновременного соприкосновения колодок с ободом рычаги на колодках должны быть отцентрированы;
- выставить колодки в разжатом положении относительно обода колеса. Этот этап производится с целью налаживания остроты и плавности работы тормозных колодок, путём оптимальной регулировки натяжения троса.
Регулировка дисковых механических тормозов
Механические дисковые тормоза, так же как и колодковые состоят из ручки, «рубашки», приводного тросика, но вместо колодок на них установлен тормозной диск (ротор) и машинка, которая имеет название калипер. Для того чтобы настроить дисковые тормоза необходимо:
- выставить все регулировки на ноль;
- открутить крепёж тросика, после чего выбрать оптимальную его слабину;
- разжать болты, удерживающие калипер, поскольку настройка возможна только в разжатом положении калипера;
- выставить машинку таким образом, чтобы зазор между тормозными колодками и ротором был одинаковый;
- закрутить болты и жёстко зафиксировать машинку.
Регулировка дисковых гидравлических тормозов
В большинстве случаев гидравлический тормоз обладает функцией автоматической подстройки колодок. Но бывают ситуации когда необходимо произвести настройку тормозов вручную.
Что же необходимо сделать:
- разжать два фиксирующих болта, которые удерживают калипер;
- прижать плотно калипер к вилке и выжать тормозную ручку на руле до упора;
- удерживая её закрепить болты на калипере в положении закрытого тормоза.
Это позволит обхватить тормозной диск колодками равномерно с двух сторон и отрегулировать тормозной модуль.
Если же было произведено техническое обслуживание некоторых элементов системы или замена их на новые, то для регулировки необходимо нажать ручку управления около 20 раз. Это даст возможность выставить колодки относительно ротора в рабочее положение.
При настройке могут возникнуть определённые проблемы, чаще всего — это проседание тормозной ручки. Нормализовать её положение можно путём прокачки системы (в том случае если есть воздушные пузырьки), если же проблема в протечках тормозной жидкости, то необходимо произвести замену гидролинии.
Заключение
Конечно же, настройка велосипедных тормозов не всегда может получиться с первого раза. Немного практики и этот процесс для вас перестанет быть проблемой. Тем более специалистом быть в регулировке всех типов тормозных систем совсем необязательно. Вам будет достаточно понять процесс регулировки той системы, которую вы используете и которая стоит на вашем велосипеде. В умении самостоятельно исправить поломку или отрегулировать тормоза есть большие плюсы.
- во-первых, это то, что тормоза не подведут вас в нужный момент,
- во-вторых, экономия денежных средств.
Даже несмотря на частую и тщательную регулировку тормозных систем, помните, что изношенные элементы лучше сразу заменить. Ведь отрегулированность и исправность тормозов это залог вашего здоровья и безопасности.