Цель работы
Цель работы
Изучить технологию регулировки тепловых зазоров клапанов газораспределительного механизма и приобрести навыки по ее проведению.
Оснащение рабочего места
Двигатели ЗМЗ-53 и КамАЗ-740, набор щупов, пусковая рукоятка, отвертка, комплект ключей.
Общие сведения
Тепловой зазор обеспечивает герметичную посадку клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя.
Для каждой модели двигателя установлена оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах (таблица 1).
Таблица 1 Тепловые зазоры в клапанных механизмах
Впускной клапан
Выпускной клапан
ВАЗ-2101 — ВАЗ-2107, 412Э
0,35-0,4 – для выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров; 0,4-0,45 – для остальных
ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
В процессе эксплуатации вследствие износа или нарушения регулировки величина теплового зазора может изменяться, отклоняясь от оптимальных значений. Как увеличение, так и уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе газораспределительного механизма и двигателя в целом. При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности, клапаны перегреваются, что может привести к прогару фасок. Таким образом, регулировка тепловых зазоров клапанов устраняет преждевременный износ деталей газораспределительного механизма, позволяет восстановить фазы газораспределения, повысить наполнение цилиндров, их компрессию и в итоге мощность двигателя.
Зазоры проверяют и при необходимости регулируют периодически во время выполнения технического обслуживания. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме регулируют на холодном (15 – 25 ͦС) двигателе при полностью закрытых впускных и выпускных клапанах. Зазор измеряют плоским щупом. Пластинки щупа, по толщине равные требуемому зазору, должны проходить в зазор при легком нажатии. Если зазор задан допускаемым пределом, щуп, толщина которого равна нижнему значению предела, должен входить в зазор легко, а равный верхнему значению предела – с легким усилием. Перед регулировкой клапанов необходимо проверить крепление головки блока и гаек крепления стоек коромысел.
Рисунок 1 – Механизм газораспределения двигателя КамАЗ-740:
а – устройство механизма: А – тепловой зазор; 1 – распределительный вал; 2 – толкатель;
3 – направляющая толкателя; 4 – штанга; 5 – прокладка крышки; 6 – коромысло; 7 – гайка;
8 – регулировочный винт; 9 – болт крепления крышки головки; 10 – сухарь; 11 – втулка тарелки;
12 – тарелка пружины; 13 и 14 — клапанные пружины; 15 – направляющая клапана; 16 – упорная
шайба; 17 – клапан; б – регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме.
Рисунок 2 – Механизм газораспределения двигателя ВАЗ-2101
а – устройство механизма: 1 – клапан; 2 – направляющая втулка клапана; 3 – уплотнительный
колпачок; 4 и 5 – клапанные пружины; 6 – сухарь; 7 – тарелка пружины; 8 – шпилечная пружина
рычага; 9 – рычаг; 10 – корпус распределительного вала; 11 – кулачок; 12 – крышка клапанного
механизма; 13 – сферическая опора рычага; 14 – регулировочный болт; 15 – контргайка
регулировочного болта; 16 – стальная втулка; 17 – нижняя опорная шайба; 18 – стопорное кольцо;
б – последовательность регулировки тепловых зазоров клапанов: А и Б – метки, при совмещении
которых поршень в четвертом цилиндре достигает в.м.т. в такте сжатия; В – регулировочный болт;
Проверка и регулировка зазоров клапанов на Нива 2121
В процессе работы двигателя происходит естественный износ его трущихся, соприкасающихся частей, в том числе клапанов, рокеров, распредвала. Зазор в приводе “кулачок распредвала-рокер-клапан” увеличивается, появляется стук, цоканье. Называют его “стук клапанов”.
Он хорошо различим на фоне остальных шумов, слышен с равномерными интервалами, частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе. Иногда этот стук клапанов пропадает полностью после прогрева двигателя. При наличии этого цоканья пора подумать о регулировке теплового зазора (далее регулировке клапанов) между рокером и кулачком распредвала. Регулировку клапанов лучше приурочить к замене масла в двигателе.
Почему? Пыль, грязь, песок, который случайно попадёт в двигатель при регулировке, будут удалены вместе со старым маслом и масляным фильтром.
Тепловые зазоры проверяют и регулируют на холодном двигателе. Для впускных клапанов (2, 3, 6, 7) зазор устанавливаем 0,15 мм, а для выпускных (1, 4, 5,
– 0,2 мм.
Наизусть запоминать какие впускные, а какие выпускные клапаны совсем не обязательно, достаточно взглянуть на впускной и выпускной коллекторы. Напротив труб впускного коллектора будут расположены впускные клапаны, а напротив труб выпускного коллектора – выпускные.
Зазор постарайтесь выставить с максимальной точностью. При большом зазоре происходит сильный износ рокера, кулачка распредвала и торца клапана, а при маленьком – прогорают тарелки клапанов.
Перед регулировкой клапанов необходимо сначала проверить крепление корпуса подшипников распредвала, совмещение меток на шкиве коленвала и звёздочке распредвала, натянуть цепь.
Регулировать можно двумя способами, щупами или с помощью специального приспособления с микрометром. Регулировка щупами долгая и неточная операция. Не учитываются неровные поверхности между рокером и кулачком распредвала, соответственно зазор будет плюс-минус километр. Поэтому предпочтение лучше отдать планке с микрометром. Легко, точно и быстро в течение 18-22 минут можно отрегулировать все восемь клапанов. Ошибиться в порядке регулировки невозможно, т. к. на планке обозначен номер клапана и на какой угол нужно повернуть коленвал для его регулировки. С процедурой легко справиться даже новичок.
Признаки неисправности клапанов на Нива 2121
Производитель регламентирует проводить данные работы через каждые 45 тыс. пробега.
Но довольно часто возникает необходимость в их регулировке значительно раньше, ввиду множества причин. Многие специалисты рекомендуют регулировать клапана с интервалом не реже пробега в 20 тыс. километров в случае частой максимальной нагрузки на двигатель. Данный показатель обусловлен в первую очередь качеством отечественных запчастей, которые и в идеальных условиях эксплуатации довольно быстро изнашиваются.
Появление металлического стука в верхней части работающего двигателя, очень схожим со звуком швейной машинки будет означать повышенный зазор между кулачком распредвала и толкателя клапана. К данной причине приводит повышенный износ установленной регулировочной шайбы или кулачка распредвала. При проявлении такого звука необходимо провести регулировку клапанов в скором порядке, что позволит избежать больших проблем.
Многое зависит и от качества моторного масла, которое оказывает существенное влияние на степень износа деталей силового агрегата.
Использование качественного масла, гарантирует хорошую смазываемость деталей, чем существенно продлит срок службы распределительного вала и других узлов двигателя.
В этом случае необходимость в регулировке клапанов наступает при пробеге в 30-35 тыс. километров, и вполне возможно, что потребуется провести только замер показателей зазоров толкателей клапанов.
Видео: ВАЗ 2121 НИВА Регулировка клапанов
Для того, чтобы измерить тепловые зазоры клапанов на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Снимите крышку головки блока цилиндров.
- Проворачиваем коленчатый вал по ходу его вращения до совмещения меток на звездочке привода распределительного вала и корпусе подшипников.
- При этом метка на шкиве коленчатого вала должна располагаться напротив длинной метки, расположенной на крышке привода газораспределительного механизма. Что соответствует положению верхней мертвой точки в четвертом цилиндре (конец такта сжатия) — необходимо отрегулировать впускной клапан 3-го цилиндра и выпускной клапан 4-го, то есть 6-ой и 8-ой кулачки. Отчет ведется от звездочки распределительного вала.
Проворачиваем коленчатый вал на 180°, что так же соответствует перемещению бегунка распределителя зажигания на 90° и производим регулировку следующей пары, указанной в таблице выше.
Для проверки и регулировки зазоров, проделайте следующее:
- Вставляем нужный щуп в зазор между рычагом клапана и кулачком распределительного вала. Щуп должен передвигаться с небольшим усилием. Если он не входит, или ходит через чур свободно, производим регулировку.
- Рожковым ключом на семнадцать ослабляем затяжку контргайки, а ключом на тринадцать вращаем регулировочный болт и добиваемся необходимого зазора. При затягивание контр гайки, зазор может слегка сбиться, поэтому стоит проверить его снова.
- После проведения полного цикла регулировки, еще раз проворачивания коленчатый вал, выполняем проверку и при необходимости доводим зазор до нужного.
Инструменты и подготовительные работы
Необходимый инструмент для настройки.
Несмотря на важность регулировки, для этой процедуры требуется минимальное количество инструментов и материалов:
- набор щупов. Если его нет, то купите щуп с толщиной 0,2 мм (для выпускного клапана) и 0,15 мм (для впускного);
- рожковые ключи на 13 и 17;
- ветошь и щетка для очистки.
ВАЖНО! Регулировку зазора можно проводить только на холодном моторе. Примерная температура силовой установки должна быть в пределах 20-25 градусов.
Как отрегулировать зазоры клапанов на Нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция
И так, теперь перейдем к пошаговой инструкции регулировки зазоров клапанов на Нива 2121:
- Снимите крышку головки блока цилиндров.
- Проворачиваем коленчатый вал по ходу его вращения до совмещения меток на звездочке привода распределительного вала и корпусе подшипников.
- При этом метка на шкиве коленчатого вала должна располагаться напротив длинной метки, расположенной на крышке привода газораспределительного механизма. Что соответствует положению верхней мертвой точки в четвертом цилиндре (конец такта сжатия) — необходимо отрегулировать впускной клапан 3-го цилиндра и выпускной клапан 4-го, то есть 6-ой и 8-ой кулачки. Отчет ведется от звездочки распределительного вала.
Заключительная проверка зазоров
Запомните, что для впускных клапанов используется щуп на 0,15 мм, а для выпускных – на 0,20 мм. Помещаем инструмент между кулачком распредвала и рычагом. Если вам нужно прикладывать усилие, чтобы перемещать щуп между деталями, значит зазоры выставлены правильно.
Полезный совет! Не во всех моделях Нива коленчатый вал разбит на градусы. В этом случае его необходимо разделить меткой, чтобы не сбиваться со счета и соблюдать порядок. Проведите по центру черту и разделите шкив на четыре части. Еще один вариант – это счет по оборотам бегунка трамблера. Перемещение бегунка зажигания на 90 градусов равняется повороту коленчатого вала на 180 градусов.
Повторную регулировку следует проводить в том случае, если инструмент перемещается чересчур свободно или вообще не входит в отверстие. При затягивании контргайки зазор немного сбивается, поэтому в идеале следует провести наладку два раза, соблюдая порядок, указанный в таблице.
Распространенные ошибки при регулировки клапанов на Ниве 2121
При повороте ключа зажигания раздался громкий удар – забыли снять храповичный ключ. Затяните храповичную гайку моментом 101,3-125,6 Н.м.
Двигатель запустился, но глохнет при утапливании кнопки подсоса – забыли вставить шланг вакуумного усилителя тормозов в вакуумный усилитель. Включаете передачу, а машина не едет – снимите машину с домкрата:-)
Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара
поршень
Неотрегулированные зазоры клапанов на ВАЗ 2108 способны доставить массу неприятностей. Маленький зазор ведет к:
- неизбежному прогару клапанов;
- потере давления в камере сгорания;
- падению мощностных показателей.
При увеличенном зазоре отчетливо прослушивается шелест клапанов и резко снижается ресурс распредвала. Инструкция по эксплуатации предусматривает проведение регулировки через каждые 20-30 тыс. км. Опытные владельцы рекомендуют подналаживать узел через 15-20 тыс. км, особенно если мотор работает преимущественно на газу.
Начальный этап: открываем доступ к распредвалу
Надлежащие условия, при которых проводится регулировка клапанного узла, формируются после демонтажа крышки ГБЦ. Беспрепятственно снять верхний корпус головки блока цилиндров с прокладкой можно после проведения следующих процедур:
- ослабить трос путем вращения двух гаек на «13» возле кронштейна и снять его, предварительно удалив возвратную пружину на пластиковом секторе привода заслонки;
- отвернуть при помощи ключа «на 10» две гайки, фиксирующие кронштейн троса дроссельного узла, и снять его;
- ослабить отверткой хомуты крепления и снять подводящий (расположен с лицевой стороны возле маслозаливной горловины) и два отводящих патрубка вентиляции картера (закреплены сзади клапанной крышки);
- выкрутить две гайки крепления корпуса к головке блока цилиндров (используется ключ «на 10»);
- демонтировать две резиновые заглушки, расположенные под уже снятыми в предыдущем переходе гайками.
В завершение этапа подготовки к регулировке зазоров клапанов мотора ВАЗ 2108 проводится операция по удалению крышки газораспределительного механизма, крепящейся тремя болтами «на 10». Также формируется набор необходимых принадлежностей:
- приспособление для утапливания толкателя;
- специальный фиксатор, закрепляющий толкатель в нижнем положении;
- пинцет;
- фиксатор толкателя клапана;
- комплект измерительных щупов;
- набор регулировочных шайб.
Стоит также подготовить новую прокладку ГБЦ и герметик.
Регулировка зазоров клапанов на двигателе ВАЗ 2108: порядок действий
блок
Проверка и подналадка клапанного механизма производится попарно в 4 подхода. Каждый подход выполняется при различном положении распредвала. Перед первым подходом следует совместить метки на шкиве распределительного вала и кожухе ремня ГРМ, провернув шкив накидным гаечным ключом по часовой стрелке.
Процедура проверки действительного зазора на примере первого подхода выглядит следующим образом:
- провернуть распредвал на 40-50 градусов по часовой стрелке (2-3 зуба);
- снять действительные величины зазоров у 1 (выпускной) и 3 (впускной) клапанов с помощью щупов (счет ведется от ремня ГРМ).
Этапы проверки зазоров в оставшихся парах клапанов ВАЗ 2108 производятся при повороте распредвала с интервалом 180 градусов:
- 220-230: 5 (впускной), 2 (выпускной);
- 400-410: 8 (впускной), 6 (выпускной);
- 580-590: 4 (впускной), 7 (выпускной).
Процесс регулировки клапанов производится при наличии недопустимых отклонений от нормы. Последовательность действий такова:
- установить приспособление для регулировки на шпильки корпусов подшипников, расположенные по торцам;
- ввести изогнутый рычаг между одним из исследуемых толкателей клапанов и кулачком (ручка приспособления должна быть обращена к переднему бамперу автомобиля);
- нажимая на ручку утопить толкатель и установить между краем торца толкателя и распредвалом фиксатор, предотвращающий возврат детали в исходное положение;
- вывести рычаг приспособления и передвинуть его в сторону;
- извлечь с помощью пинцета шайбу;
- установить новую шайбу вычисленной толщины маркировкой вниз;
- убрать фиксатор;
- замерить полученный зазор.
Подбор новой шайбы производится из таких соображений:
- определяется толщина снятой шайбы (если надпись стерта, операция осуществляется с применением микрометра);
- вычисляется необходимая толщина исходя из произведенного ранее замера в формате: размер новой шайбы = толщина старой детали + (замеренный – номинальный зазоры).
Если приспособление для регулировки клапанов отсутствует
Возложить функции специального оборудования можно на две мощные плоские отвертки с шириной плоской рабочей поверхности не менее 10 мм. В этом случае настройка зазоров определенных клапанов на ВАЗ 2108 осуществляется так:
- отжать толкатель вниз, опираясь на кулачок;
- установить ребро отвертки между распредвалом и толкателем;
- убрать первую отвертку;
- достать пинцетом шайбу;
- установить новую деталь;
- убрать вторую отвертку, выполняющую роль фиксатора.
Процесс регулировки клапанного механизма, осуществляемый через каждые 20-30 тыс. км и производится при снятой крышке ГБЦ. При определенном угле поворота распредвала щупом проверяется зазор между двумя парами толкателей клапанов и кулачков.
К регулировке зазоров следует прибегать в случае существенных отклонений от нормы: 0,15…0,25 мм – для впускных и 0,30…0,40 мм – для выпускных. С помощью специального приспособления или двух отверток толкатель отгибается и фиксируется, изымается старая шайба, устанавливается шайба новой толщины, снимается фиксатор и осуществляется проверка полученной величины зазора.
Регулировка клапанов. Зачем нужна регулировка клапанов.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, в принципе, штука достаточно простая и понятная. Воздушно-топливная смесь из впускного коллектора через впускные клапаны попадают в камеру сгорания. Затем, клапаны закрываются, и начинается процесс сжатия смеси, который происходит благодаря движению поршня вверх.
Далее, в определенный момент, примерно рядом с верхней мертвой точкой цилиндра, происходит поджиг смеси, который осуществляется свечой зажигания. Повинуясь законам физики, смесь расширяется под воздействием температуры, и толкает поршень обратно вниз, преобразуя тепловую энергию в механическую. Последним тактом работы поршня является выброс отработанных газов в выпускную систему, через открывшиеся выпускные клапаны.
Как видите, все просто.
В этом описании дважды присутствовало упоминание клапанов, впускных и выпускных, которые требуют периодической настройки, так называемых, тепловых зазоров. Давайте вместе посмотрим, что это такое, для чего это надо.
Итак, тепловой зазор, это специальный зазор, оставляемый между кулачком распредвала (или коромыслом) и стеблем клапана. Необходимость его очень проста, — когда двигатель нагревается, металл, подчиняясь все той же физике, начинает расширяться, и клапан (точнее его стебель), удлиняется. Зазор призван нивелировать это расширение.
Вроде бы опять все просто и понятно. Однако, со временем, примерно, каждые 40 000 км, зазоры клапанов “уходят” и становятся (как правило) больше требуемых. В этом случае требуется их регулировка и возврат к исходному значению, потому что образовавшийся излишний зазор приведет к износу коромысла или кулачка распредвала, поскольку появится ударная нагрузка на них.
Поясним. В обычной ситуации, когда тепловой зазор находится в пределах нормы, контакт коромысла (или кулачка) со стеблем клапана происходит постоянно. Стебель, при правильно отрегулированном зазоре, при нагревании прилегает к коромыслу или кулачку. Однако, если зазор увеличен, появляется потеря контакта при удалении коромысла (кулачка) и, наоборот, удар в момент контакта. Такое положение дел достаточно быстро разобьет либо кулачок, либо коромысло, что в конечном итоге приведет к дорогостоящему ремонту (хотя, будем реалистами, мало кто такой ремонт, на самом деле, производит). Без него (ремонта), мотор будет грохотать «на холодную», и шумно работать в прогретом режиме.
Надеемся, нам удалось наглядно убедить Вас в том, что клапаны регулировать надо. Теперь мы расскажем Вам о том, почему эту операцию стоит доверять только понимающему человеку.
Нередко, в автосервисы приезжают люди с жалобой, что за машиной ухаживают, все вовремя меняют, все операции делают строго по регламенту (или близко к тому), а машинка “взяла и захандрила”. Часто такое происходит после регулировки клапанов, и оказывается, регулировкой тоже можно навредить, особенно если не соблюдать размеры тепловых зазоров и сделать их меньше, чем требуется!
Что же произойдет, если клапаны “зажать” слишком сильно?
Вернемся к физике, согласно которой предметы, при нагревании, расширяются. Поскольку в природе все устроено так, что любое движение совершается по пути наименьшего сопротивления, стебель растет в равные стороны, и вверх и вниз. Если клапан оказывается “зажатым”, то есть его зазор меньше требуемого, стебель упирается в кулачок (или в коромысло), и, не найдя возможности расти вверх, продолжает удлинение вниз.
Как правило, такая проблема возникает с выпускными клапанами, потому что на них приходится наибольшее температурное воздействие (стебли впускных, охлаждаются каждый раз в момент подачи смеси в цилиндр за счет воздуха). Происходит “разгерметизация” камеры сгорания, и момент вспышки происходит тогда, когда выпускные клапаны уже открыты. Во-первых это ведет к значительному снижению компрессии, и, как следствие, к потере мощности. В принципе, уже этого пункта вполне хватает. Но есть еще и “во-вторых”.
Возникновение “щели”, куда устремляется воспламеняющаяся по дороге смесь, приводит к попаданию в выхлопной коллектор пламени, что ведет к повышенной нагрузке на стенки коллектора, а также на стебли и тарелки выпускных клапанов. В результате, тарелки клапанов, равно как и стенки коллектора прогорают. И если поменять коллектор на новый (или заварить старый, что в некоторых случаях удается), в принципе не так уж и сложно, то заменить прогоревший клапан, без дорогостоящего разбора двигателя просто невозможно.
Вот почему своевременная регулировка клапанов, — занятие полезное и нужное для автомобиля. Стоит отметить, что в двигателях Honda эта операция производится очень просто, — при помощи отвертки и гаечного ключа. Исключения составляют некоторые редкие моторы, типа C32A (Inspire UA3), в которых применялась система гидрокомпенсаторов.
Про остальные двигатели мы можем пояснить более развернуто, — на автомобилях с моторами серии B (B16, B18, B20), серии D (D13, D14, D15, D16, D17), F (F18, F20, F22, F23), G (G20, G25), J (J30, J32), K (K20, K24), L (L13, L15), R (R18, R20), ZC (все варианты) тепловой зазор клапанов регулируется щупом, отверткой и ключом, без применения дополнительных элементов.
Надеемся, эта статья внесла ясность в вопрос о необходимости своевременной операции регулировки клапанов, а также убрала некоторые страхи и сомнения в сложности этой операции. Как видите, на самом деле все просто. Как обычно.
Хонда водам.ру
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как производится регулировка клапанов своими руками
Хотите узнать, как проводится регулировка клапанов двигателя автомобиля? Ведь это очень важно и даст возможность неплохо сэкономить, так как в автосервисе за это берут немалую сумму. Регулировка клапанов своими руками может стать вашим любимым хобби и увлечением, что помогает настроить двигатель так, чтобы он всегда работал как часы. Вы не станете каждый раз «бегать» в автосервис, а сами сумеете все исправить.
Регулировка клапанов предполагает знание того, что в одном цилиндре есть два или даже больше клапанов. Регулированию подлежат зазоры в клапанном механизме, образовываемые между металлическими деталями из-за нагрева. И прежде чем начинать регулировку клапанов, двигатель следует полностью охладить, а зазоры проверять с помощью плоского щупа.
- Зачем это нужно
- Грамотный порядок проведения операции очень важен
- Как правильно мерить зазор
- Регулировка клапанов с помощью специального приспособления
- Не забываем про схему
Зачем это нужно
Своими руками регулировка клапанов необходима ввиду того, что в процессе нагревания, как и говорилось выше, зазоры между металлическими деталями клапанного механизма или расширяются, или же уменьшаются. А так двигатель нормально работать не будет и начнет стучать, упадет значительно его мощность, возможны «чихи» карбюратора и т. д.
Кроме того, плохая и неправильная регулировка может привести к худшим последствиям. Например, эффективность работы двигателя снизится еще больше, что приведет уже к преждевременному износу деталей. В случае если зазоры будут малы, возможно подгорание клапанов и их седел. А вот при больших зазорах наблюдается стук металлических деталей и другие симптомы.
Видео о регулировке клапанов:
Клапаны должны проверяться каждые 20-30 тыс. км пробега. Что касается данных о размерах тепловых зазоров, то их можно найти в книжке руководстве машины или в других источниках. Следует знать, что в разных типах цилиндров стандартные зазоры для впускного или выпускного клапана бывают неодинаковыми. Они заметно отличаются, и, если этого не знать, можно совершить грубую ошибку при самостоятельном регулировании.
Как и говорилось, двигатель автомобиля при проведении регулировки должен находиться в охлажденном состоянии. А зазор следует проверять специальным плоским щупом нужной толщины. Как проводят регулирование?
Есть специальные регулировочные винты коромысел, которые поддаются настройке. На некоторых моделях ВАЗ эту регулировку проводят специальной головкой регулировочного болта.
Грамотный порядок проведения операции очень важен
В проведенном процессе очень важен порядок регулировки клапанов двигателя. Другими словами, для начала следует отвернуть гайки крышки блока, а затем ее снять. Не стоит забыть вытащить и защитную крышку зубчатого ремня.
В первую очередь обязательно надо вывернуть свечи зажигания. Затем удалить масло из специальных ванн в головке. После этого нужно тщательно осмотреть поверхность кулачков, на которых не должно быть царапин, раковин или других износов. Метки на шкиве необходимо совместить с установочным выступом, который находится на задней защитной крышке. Чтобы все получилось правильно, необходимо вращать коленчатый вал по часовой стрелке, держась за болт крепления шкива привода генератора.
Такое положение будет соответствовать верхней точке нужных цилиндров. Если что, нужно докрутить коленвал на 40-50°, что составляет 2-3 зубчика. Проверить зазоры после этого нужно у первого и третьего кулачков. В идеале щуп должен входить не очень свободно и не плотно, с легким защемлением. Если этого не наблюдается, следует заменить шайбу.
Далее, проворачиваем коленвал ? оборота вперед. После чего проверяем зазоры у 5-го и 2-го. Чтобы проверить кулачки 8/6, нужно провернуть коленвал еще на пол-оборота и затем для проверки 4/6 еще на пол-оборота.
Запуск двигателя после регулировки клапанов дает понять эффективность операции. Но двигатель нужно слушать на разных режимах работы. Вот как это делается.
Видео о работе двигателя после регулировки клапанов:
Как правильно мерить зазор
Регулировка зазора клапанов проводится только на холодном двигателе, как было указано выше, но и после установки цилиндра в верхней мертвой точке. При этом оба клапана этого цилиндра обязательно должны быть закрыты. Что касается коромысел, то они могут свободно двигаться.
Проводя регулирования, следует отпустить контргайку, которая находится на болте или регулировочном винте. После установки необходимого зазора щупом затягиваем контргайку. При этом нужно быть предельно внимательным, так как после неправильной затяжки настроен зазор может измениться. Именно с этой целью такую операцию проводим очень осторожно и после затяжки снова проверяем зазор. Если щуп стал проходить туго, значит, опять не то, ведь оптимальным является его прохождение через небольшое усилие. Если же он проходит очень легко, нужно отрегулировать зазор точнее.
После этого нужно, поворачивая коленвал наполовину, выровнять зазоры и других цилиндров. В частности, здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров, о чем было сказано выше.
Примечание: помним, что коленвал обязательно возвращаем только по часовой стрелке. И делать это нужно, только держась за ручку пусковой рукоятки или так называемого кривого стартера. Хотя можно поворачивать коленвал и за вывешенное колесо, но на это способны лишь специалисты и люди бывалые.
Внешний вид кривого стартера
Регулировка клапанов с помощью специального приспособления
Проверить и отрегулировать клапаны можно и иначе. Как известно, существует специальное приспособление для регулирования клапанов. Уже не нужно будет использовать простой щуп, а результаты операции станут намного эффективнее.
В качестве такого приспособления подойдет специальная рейка с индикатором. Не стоит говорить, что регулировка получится гораздо точнее, так как прибор сумеет определить и различные неровности на поверхности деталей.
Метод проведения этой операции практически такой же, как и щупом. Но отличия все же есть. В частности, после снятия «кастрюли» карбюратора, отцепления привода педали газа и шланга отвода картерных газов нужно будет для удобства работы снять еще и крышку распределителя зажигания.
Идем дальше. Специальным ключом, как и было сказано выше, прокручиваем двигатель. Хотя можно сделать и по-другому. Поднять одно из задних колес на домкрат, включить четвертую передачу и поворачивать коленвал, крутя колесо. Не стоит говорить о том, что нужно проворачивать до совмещения меток на звездочке распределительного вала. Об этом было сказано подробно выше.
Для удобства работы можно вооружиться ярким маркером, которым эти самые метки ставить на звездочке распредвала через каждые 90°. Делать это желательно с обратной стороны звездочки и обязательно относительно заводской метки.
Следовательно, в этом случае мы можем воспользоваться и щупом, которым только отрегулируем зазор, а рейкой проверим. А можно действовать без щупа. Для этого нужно взять специальную рейку и зафиксировать ее там, где нужно. Другими словами, прямо на клапан, который проверяем.
В таком случае нужно помнить, что если прикрутить все три винта до упора рейки, она будет болтаться. Чтобы этого не произошло, следует, после тщательного закручивания до упора, средний болт слегка открутить до тех пор, пока не зафиксируется неподвижное состояние.
После этого надеваем на неподвижную рейку индикатор. Затем ставим лапой на край клапана, который собираемся отрегулировать. В процессе работы у вас должен быть специальный зажим-захват, которым хватаем кулачок и тянем вверх (подойдет и обычный гаечный ключ нужного размера). При этом показания прибора должны показать изменения на 52 деления.
Если же показания меньше или больше этого значения, клапан требует регулировки. Все очень просто, и такое приспособление подойдет для новичков, которые не смогут определить состояние клапана и его зазор с помощью щупа.
Обнаружив несоответствие, следует взять ключ на 17 и ослабить контргайку. А после этого нужно отрегулировать зазор ключом на 13.
После проверки регулировки затягиваем контргайку на место. Не забываем снова проверить зазор.
Остальные действия такие же, как было описано выше. Не стоит говорить о том, что такой метод регулирования намного проще проводить, хотя и щуп в руках мастера — точный прибор.
Цена регулировки клапанов в автосервисах сегодня очень высока. В среднем, если считать, что это обычный автосервис без дорогостоящего оборудования и прочее, стоимость операции будет равна 3000 рублей. Для многих россиян это немалая сумма. И научиться делать это самостоятельно будет очень даже выгодно.
Не забываем про схему
И напоследок хотелось бы отметить, что на многих щупах указанная схема регулировки клапанов. В ней содержится информация об угле поворота коленвала, угле поворота распредвала номера цилиндров и регулируемых клапанов. Вся эта информация дает неоценимую помощь в работе и способна указать на ошибки.
Видео о регулировка клапанов автомобиля ВАЗ:
Автомобилистам-новичкам будет полезно знать, что, несмотря на кажущуюся с первого взгляда сложность этой операции, она достаточно проста и не требует знания формул или трудных вычислений. Кроме того, ошибки не приведут к каким-то трагическим последствиям, ведь процедуру регулировки всегда можно повторить заново. Поэтому не следует бояться ремонтировать машину самостоятельно, а научиться это делать можно только на практике, используя наши советы. Удачи!