Sheloil.ru

Шелл Оил
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Топливный насос ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 в сборе показан на рис. 14.

Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238

1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву.

А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче

С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.

Устройство топливного насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе.

Число секций равно числу цилиндров двигателя.

Устройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15.

Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238

1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый

В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления.

Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно.

Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.

Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17.

Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку

От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД ЯМЗ-238.

Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи.

Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с рейкой 16.

Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций.

Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.

Принцип работы секции ТНВД дизеля ЯМЗ-238

При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство.

При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает.

Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.

При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре.

Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами.

Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.

Читайте так же:
Авто синхронизация времени андроид

В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 расположен кулачковый вал.

Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре.

Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса.

Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется через рейку.

Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса.

На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя.

При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.

Смазка ТНВД ЯМЗ-238 — централизованная, от масляной системы двигателя.

Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.

Регулятор частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238

Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 16) механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.

Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238

1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий рычаг; 6 – пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33 – рейка; 34 – упор

Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме холостого хода.

Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя.

Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.

Рабочие настройки и регулировки ТНВД ЯМЗ-238

Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7 (рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16);

Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом 4 (рис. 14).

Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16).

Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 7.

Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного корректора 12.

Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13 (рис. 16).

К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот.

Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двуплечего рычага.

Демпферная муфта насоса ТНВД двигателя ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой и фиксируется от проворота шпонкой.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от разрушения.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной высоковязкой жидкости.

Схема установки ТНВД для двигателя ЯМЗ-238

  1. Ведомая полумуфта (рис. 1, 2) устанавливается на муфту опережения (демпферную муфту) и закрепляется болтами;

    Рис. 1. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2: 1 — ведущая полумуфта; 2 — болт клеммового соединения; 3 — фланец полумуфты; 4 — пластины привода; 5 — болты крепления пластин привода; 6 — шайбы; 7 — демпферная муфта; 8 — указатель; 9 — топливный насос высокого давления; А — метка на демпферной муфте

    Рис. 2. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ: 1 — вал привода; 2 — пластины привода; 3 — ведущая полумуфта; 4 — болты; 5 — болт клеммового соединения; 6 — болты; 7 — полумуфта ведомая; 8 — муфта опережения впрыскивания топлива; 9 — топливный насос высокого давления; А — метка на муфте; Б — метка на указателе.
  2. Поворачиваем муфту так, чтобы бобышки ведомой полумуфты оказались горизонтально, а насечка на торце муфты встала в область указателя;
  3. Далее нам понадобится фланец полумуфты привода ТНВД в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин на вал привода, при этом выступ «А» на фланце полумуфты будет располагаться слева, если взглянуть со стороны вентилятора на привод;
  4. Далее на двигатель устанавливаем топливный насос высокого давления с демпферной муфтой в сборе, фиксируем болтами. Регулируем плоскость пакетов пластин с помощью движения фланца полумуфты по валу привода и только после этого закручиваем стяжной болт привода и устанавливаем угол опережения впрыскивания. Топливный насос должен быть установлен на блок цилиндров двигателя вертикально, при этом болты крепления нужно закручивать равномерно, без завала насоса. Последний момент затяжки болтов крепления насоса 30. 40 Нм (3. 4 кг/см). Соединяем отделы насоса с форсунками топливопроводами высокого давления в порядке, указанном на рис.3.

    Рис. 3. Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя.
  5. Регулируем угол опережения впрыскивания топлива. Оцениваем количество масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора. В случае необходимости добавляем масла до уровня отверстия под трубку отвода масла. Стыкуем трубки провода и отвода масла с топливопроводами.
Читайте так же:
Как отрегулировать ручной тормоз на датсун он до

Запустив двигатель, регулируем минимальную частоту оборотов холостого хода коленчатого вала таким образом:

  1. Ослабляем контргайку и выворачиваем корпус буферной пружины на 2-3 мм.
  2. С помощью болта ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления упирается в данный болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода до появления небольших вибраций частоты вращения коленчатого вала двигателя. Когда болт вкручивается, обороты двигателя возрастают, когда выкручиваются — сокращаются.
  3. Ввинчиваем корпус буферной пружины до пропадания непостоянства частоты вращения. Строго запрещено ввинчивать корпус до совпадения его торца с торцом контргайки. Завершив регулирование необходимо закрепить болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины гайками.

Минимальная частота вращения холостого хода также регулируется в новом моторе в самом начале его использования. Стоит отметить, что строго запрещено нарушать регулировку максимальных оборотов, произведенную на заводе-изготовителе, без дальнейшего контроля на стенде во время эксплуатации.

Технические характеристики двигателя ямз 238 без турбины

Двигатель данной модификации отличается от предыдущей версии ЯМЗ 236 числом цилиндров.

  1. Базовые модели ЯМЗ-238 являются 4-х тактными восьмицилиндровыми дизельными силовыми агрегатами.
  2. Расположение цилиндров – У-образное.
  3. Вырабатываемая мощность равна 180 – 240 лошадиных сил.
  4. Впрыск топлива – непосредственного типа.
  5. Охлаждение – жидкостное.
  6. Выпускаемые версии моделей – атмосферные и с турбонаддувом.
  7. Удельный расход топлива двигателя ЯМЗ 238 – 214 г/кВт.ч (157 г/л.с.ч).
  8. Объем двигателя ЯМЗ 238 – 14,85 метров куб.
  9. Вес двигателя ЯМЗ 238 равен 820 – 1010 кг.

ЯМЗ-238 двс

Дизельные двигатели 238-й серии оборудованы механическим топливным насосом ТНВД. С целью обеспечения максимально равномерного сгорания дизтоплива, для каждого рабочего цилиндра предусмотрена индивидуальная плунжерная пара. Сам насос ТНВД расположен в развале рядов цилиндров.

На основе конструкции ЯМЗ 238 создано большое количество модификаций для автомобилей различных моделей. В модельный ряд восьмерки входят следующие разновидности дизельных двигателей внутреннего сгорания: 238Д, 238ДЕ2, 238М2, 238НД5, 238Д1, 238ДЕ, ЯМЗ-238нд5, ЯМЗ-238н, ЯМЗ-238м2-5, ЯМЗ-238м2-2, ЯМЗ-238д2, ЯМЗ-238де2-21, ЯМЗ-238м2-11.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 238д почти не отличаются от основной модели 238.

Отзывы владельцев о ЯМЗ-238. Сравнение с КамАЗ-740

Если обобщить отзывы владельцев техники с ЯМЗ-238, то можно с уверенность назвать данный мотор лучшим в линейке ЯМЗ-236 – ЯМЗ-238 – ЯМЗ-240. В нём учтены все недочёты ЯМЗ-236; а мощности хватает как раз столько, сколько нужно для работы в тяжёлых условиях, например, дальнобойных или карьерных перевозок.

В пользу ЯМЗ-238 говорит и тот факт, что они превосходно себя проявили на КамАЗах. И при продажах подержанных КамАЗов факт наличия на них движка ЯМЗ-238 («от МАЗа») подаётся как большой плюс. Так как в «битве» близких конкурентов – ЯМЗ-238 и КамАЗ-740 бесспорная победа – у ярославского двигателя, как в обычных, так и в турбированных вариантах. ЯМЗ-238 обеспечивает уверенную тягу и на низких, и на высоких оборотах. Камский двигатель требует более высоких оборотов. По расходу топлива и масла ярославский более экономичен. А также его удобнее обслуживать – ко всем агрегатам имеется отличный доступ и запас места, в то время как КамАЗ-740 имеет более плотную компоновку.

Читайте так же:
Регулировка по высоте фары depo

Это чрезвычайно точно выверенные силовые агрегаты именно для тяжёлой техники. При этом оставляющие возможность обойтись без излишнего запаса мощности, и, соответственно, без переборов в плане экономичности. Кстати, для решения сверхтяжёлых и сверхсложных задач имеется 12ти-цилиндровое семейство ЯМЗ-240.

Стоит упомянуть и о таких составляющих многолетней популярности ЯМЗ-238, как простота и ремонтопригодность, отсутствие проблем с запасными частями и, разумеется, чрезвычайно привлекательная, в сравнении с импортными аналогами (даже китайскими) цена.

Конструкция дизеля ЯМЗ 238

Дизельные двигатели 238-й линейки конструктивно выполнены по общей схеме с моторами 236-го ряда. С целью уменьшения массы, габаритов механизма, используется рациональная компоновка (цилиндры расположены в виде буквы У, под углом в 90 градусов).

Схема – поперечный разрез дизеля ЯМЗ 2386:

Схема – поперечный разрез

В перечень позиций дизельного двигателя ЯМЗ-238 входит большое количество рабочих узлов, деталей, систем:

  • блок цилиндров;
  • головки блока цилиндров (2 шт.);
  • механизм газораспределения (шестерни газораспределительные, распред вал, толкатели, клапаны, пружины);
  • блок-картер;
  • поддон;
  • шатунно-поршневая группа;
  • коленчатый вал;
  • топливная аппаратура (топливный насос ТНВД, регулятор числа оборотов, форсунки, топливный фильтр, трубопроводы топливной системы);
  • система охлаждения (водяной насос, вентилятор, теплообменник);
  • система смазки (масляные фильтры грубой и тонкой очистки, масляный насос);
  • выхлопные коллекторы;
  • сеть трубопроводов (газо-подводящих, отводящих, водяных);
  • электростартер;
  • подкачивающий насос низкого давления;
  • автоматическая муфта опережения топливного впрыска;
  • картер маховика, маховик;
  • картер муфты сцепления;
  • механизм сцепления.

Способ смесеобразования:

Топливоподающая аппаратура:

Топливный насос высокого давления:

Топливоподкачивающий насос:

Поршневого типа с насосом ручного прокачивания.

Регулятор частоты вращения:

Закрытые, с многодырчатым распылителем.

Турбокомпрессор:

турбина радиальная центростремительная: компрессор центробежный с лопаточным диффузором. Может применяться турбокомпрессор ТК-9

Смазочная система:

Смешанная: под давлением и разбрызгиванием. Двигатель ЯМЗ-238ФМ оборудован струйным охлаждением поршней маслом.

Масляные фильтры:

Три: грубой очистки с фильтрующим элементом из металлической сетки: Тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом; фильтр турбокомпрессора — со сменным фильтрующим элементом. При применении турбокомпрессора ТК-9 устанавливают полнопоточный фильтр со сменным бумажным элементом и центробежный фильтр.

Система охлаждения:

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим устройством.

Пусковое устройство:

Стартеры 25.3708 или СТ103А-01 постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л. с.)

Г-287А, трехфазный, синхронный, переменного тока с электромагнитным возбуждением. Номинальное напряжение 14В, выпрямленный ток 85А.

ЯМЗ-238. Двухдисковое сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических, пружин.

Коробка передач:

Механическая, трехходовая, восьмиступенчатая, двухдиапазонная. Для автомобилей КрАЗ устанавливают коробки передач ЯМЗ-238Б или ЯМЗ-201-01. Для автомобилей МАЗ устанавливают коробки передач ЯМЗ-238А или ЯМЗ-201

Условия эксплуатации дизелей ЯМЗ 238

Модификации силовых агрегатов данной линейки рассчитаны на стабильное функционирование в широком диапазоне климатических поясов, температурных режимов и прочих усложненных условиях:

  • максимальные значения температуры окружающей среды: от – 60 до + 50°С;
  • уровень допустимой запыленности воздуха – не более 0,4 г/м3;
  • эксплуатация авто на высоте не более 4500 метров над уровнем моря;
  • проезд по горным перевалам выше 4500 м со снижением мощности, скорости и пр. в соответствующих пределах.

Двигатель ЯМЗ 238де2 технические характеристики

Экологические характеристики дизеля данной модификации полностью удовлетворяют требования, предъявляемые к дорожной технике – класса Евро-2.

Количество цилиндров8
Расположение цилиндровУ-образное
Число тактов4
Впрыск топливанепосредственный
Вид форсированиятурбонаддув
Охлаждениежидкостное
Вес1615 кг
Удельный расход топлива195 (143) г/кВт·ч (г/л.с.·ч)

238де2

В транспортных средствах, оборудованных турбированными дизельными двигателями ЯМЗ 238де2, кислород охлаждается при помощи специальной системы наддува «воздух-воздух».

Общая информация

Двигатели ЯМЗ-238НД, а также их модификации и комплектации соответствуют экологическим нормативам Евро-0, предназначены для установки на тракторы ЗАО «ПТЗ», МоАЗ; автогрейдер ЗАО «ЧСДМ»; тракторы Т-15.01Я, Т-221Я; кран-трубоукладчик ТГ-221Я; колесный погрузчик ОАО «Промтрактор»; катера ОАО «Костромской судо-механический завод».

Читайте так же:
Регулировка клапанов волга 402 мотор

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, размерности D×S=130×140 мм, рабочим объемом 14,86 л, 8-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением. Выполнены под установку ОНВ на изделиях.

Двигатели могут комплектоваться механизмом отбора мощности.

Описание особенностей техобслуживания двигателей ЯМЗ 238

Согласно рекомендаций по сервисному обслуживанию моторов 238-го модельного ряда, плановые работы должны проводиться после пройденного пути, равного не более 20 – 25 000 километров. При плановом техобслуживании проводятся комплексные мероприятия, целью которых является восстановление первоначальных эксплуатационных свойств и технических характеристик рабочих деталей и узлов дизельного двигателя. В руководстве по эксплуатации и ремонтным работам «восьмерки» ЯМЗ, разработанном заводом-изготовителем, указан перечень основных мероприятий по ТО дизеля:

  1. Замена моторного масла.
  2. Регулировка зазоров клапанов.
  3. Смена фильтрующих механизмов.
  4. Очищение отверстий распыляющих форсунок.
  5. Регулировка режимов топливного насоса ТНВД.
  6. Другие процедуры, связанные с техническим обслуживанием двигателя внутреннего сгорания.

Об истории завода и о двигателях-предшественниках ЯМЗ-238

Ярославский автомобильный завод. Так до 1958 года называлось это предприятие, выпускавшее грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы. Во многих вещах ЯАЗ стал первопроходцем. Здесь в 20-е годы был налажен выпуск первых в Стране Советов большегрузных (от 3х до 7 т) автомобилей. В 30-е с конвейера завода сошли первые в СССР самосвалы; одно- и двухэтажные автобусы и троллейбусы.

Первый в Союзе дизельный двигатель также был произведён в Ярославле. Здесь к концу 30-х годов дизели МД-23 отечественной разработки для грузовиков и тракторов были испытаны и подготовлены для запуска в серию. Но массовое производство дизельных моторов было налажено лишь спустя два года после окончания Великой отечественной войны. В военные годы ЯАЗ давал фронту лёгкие гусеничные тягачи для артиллерии.

С 1947 года на заводе были запущены в серийное производство семейств 2х-тактных четырёх- и шестицилиндровых дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью от 110 до 220 л.с. На опыт их производства и эксплуатации, прежде всего, и опирались разработчики новых семейств моторов – ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

50-е годы ХХ века. Цех ярославского автозавода. На фото – 10-тонный самосвал ЯАЗ-210

В течение 1958-1961 годов группа учёных под руководством выдающегося советского конструктора и изобретателя Георгия Дмитриевича Чернышёва создала и подготовила к запуску в серию лучшие на тот момент в мире дизельные двигатели: мощные, универсальные, надёжные и безотказные. А также экономичные (для того времени). За разработку этих четырёхтактных шести- (ЯМЗ-236) и восьмицилиндровых (ЯМЗ-238) моторов мощностью от 180 до 500 л.с. была присуждена Государственная премия СССР, а завод был награждён Орденом Ленина.

В наше время ЯМЗ сохранил функцию предприятия полного цикла: со своими литейным, кузнечным прессовым, термическим, сварочным, гальваническим, покрасочным, метизным, механосборочным, сборочно-испытательным, инструментальным, ремонтным производством. С энергохозяйством, транспортно-складскими службами, развитой сетью пунктов сбыта и сервисного обслуживания, с цехами малого станкостроения и нестандартного оборудования. ЯМЗ входит в холдинг «Группа ГАЗ».

Обслуживание смазочной системы ЯМЗ 238

Длительность эксплуатационного срока двигателей ЯМЗ 238 полностью зависит от периодичности проведения смазочных операций. Сорт, качество, марка масла для двигателя ЯМЗ 238 также играют важную роль в длительности работы сложного устройства.

Как осуществляется проверка уровня моторного масла:

  1. Очистить заливное отверстие от грязевых скоплений.
  2. Извлечь масляный контрольный щуп из корпуса ДВС.
  3. Протереть насухо салфеткой без ворса.
  4. Вставить щуп на прежнее место и снова вытащить.
  5. Определить уровень масла.
  6. Нормальной считается отметка, находящаяся между обозначениями «Н» и «В» (нижний и верхний уровни).

Важно: Если перед проверкой уровня моторного масла двигатель работал, контрольный замер проводится, спустя 5 минут после его выключения, не менее.

Если, в результате замера объема масла, отметка находится ближе к нижнему значению, рекомендуется долить необходимое количество свежей порции смазочной жидкости в двигатель через заливное отверстие. Заливная горловина расположена спереди мотора за гидравлической муфтой вентилятора.

В процессе замера уровня производится контроль состояния смазочного материала. Для этого необходимо нанести несколько капель масла на бумажную салфетку белого цвета и изучить следующие параметры моторного масла:

  • цвет масляного пятна;
  • степень прозрачности;
  • наличие инородных включений в виде черных точек и металлической стружки.
Читайте так же:
Задний амортизатор на скутере регулировка

При выявлении отклонений качества масла от нормы необходимо произвести замену отработанной жидкости, а также промыть систему смазки дизельного двигателя.

Моторные масла для дизельных двигателей ЯМЗ 238

Рекомендованные марки для замены моторного масла в дизеле ЯМЗ 238: М8ДМ, М-10ДМ.

Масло М8ДМ предназначена для использования в дизельных моторах. Основой для производства данного материала служит сернистая нефть. Чтобы улучшить полезные свойства, технические характеристики и увеличить эффективность данной смазки, в ее состав включены специальные добавочные вещества – высококачественные присадки. Это позволяет защитить рабочие узлы и детали силового агрегата от вредных воздействий коррозии, ускоренного износа, преждевременных деформаций, получаемых в результате резких скачков температур. При использовании моторного масла М8ДМ дизельный двигатель работает стабильно, плавно в течение всего эксплуатационного периода.

Моторная смазка М-10ДМ относится к высококачественным смазочным материалам малозольного типа. Данная марка рекомендована для использования в летний период. Сфера применения – двухтактные дизельные моторы и двигатели, оснащенные турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях повышенной сложности. При использовании масла данной марки в двигателях внутреннего сгорания без турбонаддува замечено резкое увеличение интервала между сервисными заменами смазочного материала.

Корректор по давлению наддува дизеля

Автоматический противодымный корректор или корректор по давлению наддува дизеля (LDA) служит для приведения в соответствие расхода топлива, подаваемого в цилиндры дизеля, ве­личине расхода воздуха, подаваемого компрессором, исключая таким образом дымление двигателя. Необходимость установки указанного автоматического устройства определяется изменением плотности воздуха в цилиндрах дизеля с турбонаддувом в зависи­мости от режима работы турбокомпрессора. Особенно необходи­ма работа корректора на режимах разгона дизеля, когда величина топливоподачи возрастает значительно быстрее, чем расход воз­духа, при этом коэффициент избытка воздуха уменьшается, и работа дизеля сопровождается дымлением.

Схема работы корректора с турбонаддувом

Конструктивное исполнение корректора по давлению над­дува, установленного на верхней крышке корпуса насоса, пока­зано на рисунке:

Рис. Схема работы корректора с турбонаддувом:
а – положение мембраны при увеличенном давлении наддува; б – положение мембраны при недостаточном давлении наддува; 1 – рычаг-упор корректора; 2 – шток; 3 – мембрана; 4 – подвод разряжения от впускного коллектора; 5 – пружина; 6 – жиклер слива топлива: 7 – стержень; 8 – регулировочный винт максимальной подачи; 9 – увеличенный ход подачи; 10 – дозирующая муфта; 11 – плунжер; 12 – пусковой рычаг; 13 – силовой рычаг

Внутренняя полость корректора разделена мембраной 3 на две камеры — верхнюю, соединенную с впускным коллектором и находящуюся под давлением наддува, и нижнюю, содержащую пружину 5, которая действует на мембрану, оказы­вая сопротивление ее перемещению вниз. Нижняя камера корректора находится под атмосферным давлением. Мембрана 3 соединена со штоком 2, имеющим управляющий конус, в кото­рый упирается подвижный стержень 7, передающий движение штока и, следовательно, мембраны рычагу-упору корректора 1. Шток взаимодействует с силовым рычагом 13 регулятора.

Рабо­та корректора происходит следующим образом. Если величина давления наддува недостаточна для преодоления усилия затяж­ки пружины 5, то мембрана 3 и шток 2 находятся в исходном по­ложении, как это показано на рисунке б. При увеличении давле­ния воздуха, подаваемого компрессором, мембрана, преодоле­вая сопротивление пружины, перемещается вниз, соответствен­но перемещая шток 2 с управляющим конусом, в результате чего стержень 7 изменяет свое положение и рычаг 1 поворачивается относительно оси по часовой стрелке под действием рабочей пружины регулятора. Силовой рычаг 13, следуя перемещению рычага-упора 1, также поворачивается вместе с пусковым рыча­гом 12 относительно их общей оси, перемещая до­зирующую муфту в направлении увеличения подачи. Таким об­разом, величина топливоподачи оказывается в соответствии с количеством воздуха, подаваемого в цилиндры дизеля, посколь­ку это количество пропорционально давлению наддува. Если скоростной и нагрузочный режимы уменьшаются, то снижается и давление наддува, пружина корректора перемещает мембрану со штоком вертикально вверх, и механизм регулятора работает в направлении, обратном описанному выше, уменьшая подачу топлива в функции давления наддува.

Если работа турбокомпрессора нарушается, то автомати­ческое устройство LDA, т.е. корректор по давлению наддува, ока­зывается в исходном положении на верхнем упоре, обеспечивая работу дизеля без дымления. Величина макси­мальной подачи топлива для данного двигателя регулируется винтом 8, установленным на крышке ТНВД.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector