Как отрегулировать ступицу шеви нивы
Как отрегулировать ступицу шеви нивы
Лада: обзор моделей, тюнинг и сервис
Как определить исправность подшипника колеса на Lada 4×4?
Прежде, чем менять подшипник, нужно убедиться в его неисправности. Один из симптомов — это гул при езде по трассе, меняющийся на поворотах. Но ступичные на Ниве могут подвергаться регулировке. Если пробег автомобиля не превышает 20-30 тысяч километров, то ступичный на Ниве Шевроле нужно просто отрегулировать. После нескольких регулировок регулировка недопустима, неисправный подшипник следует заменить.
Как определить его неисправность? Достаточно сделать следующее:
- Вывесите колесо.
- Возьмитесь за колесо двумя руками и покачайте в вертикальной плоскости. Большой люфт — признак неисправности.
- Раскрутите колесо руками. Оно должно вращаться некоторое время без звука. Наличие постороннего шума — признак присутствия проблемы.
Как проверить ступичный подшипник переднего колеса на Шеви Нива
О выходе узла из строя свидетельствует появление низкого гула со стороны одного из колес. Звук не исчезает на поворотах и усиливается при увеличении скорости движения автомобиля.
Если вы заметили такое, следует сразу провести диагностику, так как если подшипник ступицы заклинит во время езды, последствия и затраты могут быть очень велики.
Предстоящая замена подшипника передней ступицы Нива Шевроле определяется так:
Признаки износа подшипников:
Перед тем как осуществлять ремонт, для наглядности посмотрите видео проверки передней ступицы у Нивы Шевроле:
Видео: «Проверка переднего ступичного подшипника»
Видео: «Признаки неисправности подшипника»
Какой подшипник выбрать?
Лучшие ступичные подшипники на Ниву Шевроле и короткую Ниву можно подобрать из списка ниже:
- FINWHALE — цена 450 рублей;
- АВТОВАЗ — цена 350 рублей;
- KOYO — цена 800 рублей;
Также хорошие фирмы — это SKF и SNR.
Не следует путать регулируемые подшипники с двухрядными нового образца. Они разные по ширине, цене и артикулу. Каталожный номер ступичного подшипника на Ниве — 2121310302010. Именно этот номер означает регулируемый подшипник.
Что такое нерегулируемый подшипник и зачем его ставят на Ниву Шевроле
Проблема штатных ступичных подшипников в том, что в ходе эксплуатации автомобиля их нужно постоянно регулировать. Если этого вовремя не сделать, они выйдут из строя, создавая при движении вой или гул. Избавить себя от таких проблем можно путем установки нерегулируемых ступиц или двухрядных подшипников.
В продаже можно встретить усиленные, нерегулируемые ступицы с двухрядными подшипниками. По данным производителя этот модернизированный узел имеет следующие преимущества:
Переделка ступицы и установка нерегулируемого подшипника
Такую ступицу, под регулируемый подшипник, можно изготовить из штатной детали. Необходимо расточить отверстие в размер подшипника +50 мкм (0,05 мм) для натяга, и запрессовать его в полученном посадочном отверстии.
Видео: «Ставим нерегулируемый подшипник»
Видео: «Установка усиленных подшипников»
Видео: «Замена подшипника ИВЕКО»
Как заменить передние подшипники на Ниве Шевроле?
Для выполнения данной процедуры нужно выполнить следующие процедуры:
- Вывесите и снимите переднее колесо автомобиля. Также снимите защитный колпачок ступичной гайки:
2. Раскерните гайку на 27 ступичного подшипника и открутите ее:
3. Чтобы ступица не проворачивалась, можно зафиксировать ее монтажкой:
4. Снимите тормозной суппорт. Для этого нужно вначале извлечь колодки. Затем открутить крепление скобы суппорта и снять ее. Сам суппорт с поршнями можно подвесить на пружине подвески или любом другом элементе. Главное — не повредить шланги:
5. Снимите ступицу с тормозным диском:
6. Демонтируйте шплинт гайки рулевого наконечника:
7. Открутите гайку на 22 крепления рулевого наконечника к поворотному кулаку:
8. Нанося легкие удары по наконечнику и проушине, сбиваем его с поворотного кулака Или используем съемник:
9. Сбиваем шаровые опоры с поворотного кулака. Как это сделать — описано здесь. После этого вынимаем поворотный кулак и снимаем с подшипника наружный сальник:
10. Снимаем упорное кольцо:
11. Вытаскиваем сам подшипник:
12. Устанавливаем под поворотный кулак цилиндрический упор, больший по диаметру, чем подшипник ступицы на Ниве.
13. Выбиваем подшипник выколоткой:
На фото ниже показано, куда упирается выколотка для снятия наружной обоймы ступичного подшипника Lada 4×4:
15. Очистите старое посадочное место от загрязнений и ржавчины. Запрессуйте обойму нового подшипника. В качестве оправки можно использовать обойму старой детали. Для этого можно зажать детали в тисках и постепенно прессовать деталь внутрь поворотного кулака или использовать пресс:
Можно использовать и другую оправку:
16. Запрессованная обойма выглядит следующим образом:
17. Хорошо смажьте обойму литолом:
18. Хорошо смажьте ступичный подшипник порцией литола и уложите на внешнюю обойму:
19. Произведите сборку всех элементов в обратной последовательности: установите поворотный кулак на Ниву, закрепите шаровые, рулевой наконечник и суппорт. Произведите регулировку нового подшипника. Данная процедура выполняется в обязательном порядке!
Этапы самостоятельной замены ступичного подшипника
Для замены ступичного подшипника ВАЗ 2121 необходимо расположить переднюю часть транспорта над пустым пространством, что обеспечит беспрепятственный доступ к нужным частям. Можно расположить машину на подъёмнике или над смотровой ямой.
Процесс замены детали проходит в следующей последовательности:
- Первым делом снимают колесо, затем – суппорт с направляющей колодок. Дно автомобиля обязательно фиксируют, чтобы не повредить тормоз.
- Снимают пыльник, гайку ступичного подшипника и конусную втулку.
- Зубилом отгибают стопор гайки, фиксирующей рычаг переднего кулака. Таким же образом – заднего.
- Накидным ключом 19 снимают обе гайки и пластину стопора.
- Рычаг отводят от кулака и отсоединяют тормозные шланги.
- Снимают все крепления и сам кулак, после чего отсоединяют от него ступичное основание
После завершения всех процессов, необходимо отсоединить подшипник от снования:
- Снять поворотный кулак, шаровые опоры, ступичный узел и тормозной диск.
- Разъединить поворотный кулак от ступицы с тормозным диском, после чего вытащить болты крепления.
- Ступицу от тормозного диска отделить наворачиванием гайки на шпильку и убрать её. Также отделить все шпильки на детали.
- Разъединить ступицу от тормозного диска, зубилом выбить грязезащитное кольцо.
- Ключом 10 отвернуть болт защитного кожуха и снять его.
- Достать сальник и внутреннее кольцо подшипника. Тоже проделать и с другой деталью.
Ступичное основание необходимо полностью вычистить от отработанной смазки, после чего наносится свежий состав на внутреннюю поверхность и новый подшипник. Все элементы устанавливаются поэтапно в обратной последовательности. При заполнении ступичного основания все детали нужно хорошенько спрессовать с помощью подходящей по диаметру трубы.
Регулировка зазора в ступицах Нивы
После установки нового подшипника, ступичную гайку следует использовать также новую. Колесо должно быть одето на машину.
Регулировка передних ступичных на Ниве и Шеви Ниве производится следующим образом:
- Закрутите ступичную гайку до конца и слегка отпустите.
- Проверяем люфт. Если он сохраняется, протягиваем гайку.
- Снова проверяем люфт.
- Процедура выполняется до тез пор, пока люфт не исчезнет.
- Кувалдой пробиваем колесо или проезжаем на Ниве пару метров.
- Появляется небольшой люфт. Еще подтягиваем гайку и оставляем еле заметный.
- Теперь гайку можно законтрить.
Внимание! Следует прокатиться на машине один день, после чего, снова отрегулировать подшипник.
Вот так выполняется замена и регулировка ступичных подшипниках на Ниве 2121, 21213, 21214, 2123 и Lada 4×4.
Какая разболтовка колес Нива Шевроле?
Обновление облика автомобиля всегда приносит радость автовладельцу. Именно в рамках тюнинга часто производится замена колесных дисков. Казалось бы, ничего сложного в процедуре нет. Но при подборе новых дисков важно учитывать параметры колес. Основным параметром является разболтовка. Что это и какое имеет значение, рассмотрим на примере Шеви Нива.
Что такое разболтовка
Разболтовка — набор характеристик ступицы, определённый заводом‐изготовителем для каждой конкретной модели авто. Она включает в себя:
- Отверстия в ступице, в которых крепятся колесные диски ступичными болтами (их количество). Обозначается как LZ.
- Расстояния между этими отверстиями (обычно оно одинаковое для всех позиций).
- Диаметр окружности центров отверстия для крепления болтов. Обозначается как PCD.
Разболтовка колеса – данные, по которым можно понять, подойдет ли диск под конкретный автомобиль (с технической стороны). Но есть и другие параметры, которые рассмотрим позже.
Разболтовка колес Шевроле Нива
Разболтовка Нива Шевроле стандартная для внедорожников. Но особенности разболтовки Нива все же есть. Зависит от модификации автомобиля.
Таблица разболтовки Chevrolet Niva 2002–2018
Модификация двигателя (комплектация)
Количество отверстий в ступице
Диаметр между отверстиями (PCD)
2003, 2004, 2005, 2008, 2013, 2014, 2016
Разболтовка колес Нива за все года выпуска модели почти одинакова. Другие параметры имеют только модификации, которые выпускались давно — в 2002 году — и имеют инжекторные двигатели объемом 1.7 и 1.8 литра, без полного привода. Разница составляет всего 0,7 мм. На глаз её определить сложно, но при движении на большой скорости она явно чувствуется.
Для чего знать разболтовку?
После того, как на заводе диск устанавливается гайками на ступицу, между шпилькой и посадочным отверстием должен остаться зазор. Это обязательное требование позволяет соблюдать нормы безопасности. Диск обязательно должен затягиваться гайками с усилием в 62–70 Нм.
Если разболтовка не подходит, последний болт затянут под некоторым углом. Соответственно, и колесо будет стоять под углом, что чревато. Появится вибрация либо диск вообще может отвалиться.
Все параметры колеса
Кроме разболтовки при выборе новых колес смотрят на такие параметры:
- вылет (расстояние от ступицы до центра диска по ширине);
- посадочный размер;
- радиус и диаметр (в дюймах, влияет на выбор шин);
- размер ступицы (посадочного отверстия) в дюймах.
Не стоит путать характеристики диска с характеристиками покрышки. Последние в плане габаритов (ширины и диаметра) зависят от параметров диска, а также имеют собственные, специфические. В их числе, например, высота профиля.
Технологии усиления ступиц на Ниву
Нива — это отечественный автомобиль ВАЗ, который отличается от предшественников полным приводом и возможностью эксплуатации в условиях бездорожья. Технические характеристики внедорожника привлекают до сих пор любителей экстрима к этому виду транспорта, так как он имеет доступную цену, хорошо ремонтируется, выносливый в эксплуатации.
При использовании автомобиля в условиях серьёзного бездорожья, владельцы очень часто приходят к необходимости модернизировать и усовершенствовать некоторые узлы и агрегаты транспортного средства. Не исключением является ступичный узел Нивы, который перешёл ей по наследству от моделей отечественной классики. И если на легковушках он зарекомендовал себя хорошо, то необходимость регулировки на передних колёсах теплового зазора ступиц стала для владельцев внедорожников настоящей проблемой. Рассмотрим подробно, как сделать усиленный ступичный узел на Ниву.
Варианты усиления ступиц на Ниву
Неправильная регулировка зазора ступицы может обратиться для владельца автомобиля серьёзной проблемой. Последствия могут быть разными, от частого разрушения подшипников, что требует постоянной их замены, до заклинивания подшипника на ходу, разрушения ступичного узла и возникновения аварийной ситуации. Теоретически, каждый владелец знает, что для решения проблемы необходимо отказаться от конических подшипников в ступицах колёс. Существует два основных варианта решения проблемы: установка нерегулируемых ступиц или переделка деталей под двухрядные подшипники.
Установка нерегулируемых ступиц на Ниву
Первый вариант модернизации предусматривает покупку нового усиленного ступичного узла Нивы, который имеет значительные преимущества по сравнению со штатными изделиями.
Преимущества использования усиленного узла ступицы:
- Исчезает надобность корректировки теплового зазора;
- Повышается качество езды транспортного средства в условиях полного бездорожья за счёт усиленной ступицы и установки более надёжного и прочного подшипника;
- Появляется возможность осуществить монтаж большей резины и колёсных дисков с увеличенным вылетом;
- Закрытая конструкция подшипника и двойная защита пыльниками и сальниками с двух сторон предотвращает попадание в него воды, пыли и грязи, что значительно повышает срок его службы;
- Уменьшается сила трения в подшипниках, что благоприятно отражается на динамике Нивы на дороге, увеличивается накат транспортного средства.
Комплект состоит из двух кулаков с запрессованными подшипниками, двух ступиц и двух пыльников. Важно при покупке уточнить, на сколько шлицов у вас ступица, чтобы не было неприятностей с установкой. Имеются комплекты на Ниву, которые идут на 22 шлица и на 24.
Специалисты советуют производить установку усиленных узлов в сервисных центрах, однако, справиться с заменой можно и самому, так как для монтажа не потребуются никакие дополнительные доработки. Важно при установке новых деталей использовать также новые колёсные шпильки и гайку. А также необходимо провести смазку всех элементов для предотвращения их закисания и перед установкой суппорта, провести его очистку, что положительно скажется на ходе колодок транспортного средства.
Единственным недостатком такого усовершенствования машины является высокая цена ступичного узла. Второй вариант усиления предусматривает переделку ступицы под двухрядный подшипник и характеризуется минимальными финансовыми затратами.
Переделка ступицы под двухрядный подшипник своими руками
Для переделки детали потребуется приобрести два двухрядных подшипника и стопорные кольца от Москвича 2141. Можно покупать штатные изделия или импортные аналоги подшипников. Импортные изделия характеризуются более высоким качеством.
Усиление ступицы предусматривает токарные работы, потому надо будет найти мастера, который согласится выполнить расточку ступицы под посадочный радиус новых подшипников 37 миллиметров, выточит усиленные внутренние и наружные опорные шайбы, толщиной десять с половиной миллиметров, и произведёт шлифовку поворотных кулаков согласно чертежам. Чертежи можно найти в интернете или создать самому, имея в наличии все необходимые детали. Особое внимание надо обратить на доработку поворотных кулаков, так как требуется координатная шлифовка изделий, и не каждый мастер возьмётся за эту работу.
Некоторые специалисты советуют устанавливать подшипники от AUDI, тогда придётся осуществлять доработку только поворотных кулаков. Подшипники становятся без дополнительных переделок ступицы.
После проведения токарных работ остаётся только запрессовать изделие в ступицы и собрать нерегулируемые ступичные узлы в обратном порядке. Новый подшипник идёт уже со специальными резиновыми уплотнителями, потому потребность в установке штатных сальников отпадает. При сборке ступицы и тормозных дисков не забудьте поставить изготовленные опорные кольца.
Модернизированный узел ступицы в собранном виде устанавливается на транспортное средство, и гайка теперь зажимается как можно жёстче. Её регулировать больше не придётся.
Такая модернизация ступичного узла избавит владельца автомобиля от проблем с ним, гул во время движения больше не будет беспокоить.
Подведём итоги
Штатный ступичный узел Нивы — это головная боль для владельцев отечественного внедорожника. Для безопасного использования транспортного средства в условиях повышенной непроходимости важно заняться усилением ступичного узла Нивы. Если вы умеете работать с инструментами, раньше занимались ремонтами машины, тогда такая модернизация вам точно по зубам.
Какой путь выбрать для усиления ступичного узла внедорожника — решать только вам. Всё зависит от того, какие финансовые затраты вы готовы понести. Любой из предложенных вариантов порадует вас безупречным результатом.
Как подтянуть ступичный подшипник на ниве шевроле
При увеличенном зазоре в подшипниках ступиц передних колес в определенном диапазоне скоростей наблюдается вибрация на рулевом колесе.
При этом неравномерно (пятнами) изнашиваются шины, а также резко снижается ресурс самих подшипников. К снижению ресурса ведет и полное отсутствие зазора, при котором наблюдается тугое вращение ступицы.
Зазор в подшипниках ступиц передних колес должен быть не больше 0,15 мм.
Вам потребуются: ключ для болтов колес, ключ «на 27», молоток.
1. Установите автомобиль на опоры
2. Снимите соответствующее колесо.
3. Снимите декоративный колпак,
4. расконтрите гайку ступицы и,
5. . удерживая ступицу подходящим воротком от проворачивания, отверните гайку.
6. Наверните и затяните новую гайку ступицы крутящим моментом 19,6 Нм (2 кгс·м), одновременно поворачивая ступицу примерно на 90° в обоих направлениях 2–3 раза для самоустановки подшипников
Необходимо учитывать, что при большом люфте подшипника, нужно поменять подшипник.
Так как при затягивании подшипника с увеличенным износом начнется прогрессивный износ подшипника.
И устранение люфта может являться только временной мерой.
7. Ослабьте регулировочную гайку и снова затяните ее моментом 6,8 Нм (0,7 кгс·м)
8. Отпустите регулировочную гайку примерно на 25°.
9. Застопорите гайку ступицы (замяв буртик гайки в два паза на цапфе корпуса наружного шарнира привода переднего колеса).
10. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.
Зазор точнее всего определять с помощью индикатора.
При отсутствии индикатора покачайте вывешенное колесо в вертикальной плоскости.
Если вы ощутили люфт, возможно, необходимо отрегулировать зазор в подшипниках.
Для окончательной проверки подшипника попросите помощника нажать на педаль тормоза и удерживать ее в нажатом состоянии.
Вновь покачайте колесо в вертикальной плоскости.
Исчезновение люфта колеса при такой проверке подтверждает необходимость регулировки зазора в подшипниках
При регулировке обязательно заменяйте гайки ступиц новыми, так как после регулировки гайка может занять прежнее положение и ее не удастся надежно законтрить, так как буртик в нужном месте уже будет поврежден предыдущей контровкой.
В крайнем случае, при возможности используйте гайку с другого автомобиля.
После регулировки зазора в подшипниках ступицы убедитесь в легкости вращения колеса.
Окончательную проверку правильности регулировки проведите, оценив степень нагрева ступиц после пробега автомобиля около 1 км без использования тормозов.
Весь процесс регулировки не фоткал, потому что снег, перчатки мокрые))
Вообщем прикупил пару ступичных гаек…
вывесил колесо, подсунул под лонжерон подставку на всякий случай… снял колесо…
сковырнул ступичную крышку, снял тормозной суппорт, отвел его в сторону и одел колесо, прихватив тремя гайками, затем проверял люфт в вертикальной и горизонтальной плоскости…
На левом колесе в горизонтальной плоскости (если взять руками колесо слева-справа и покачать) люфта нет, а в вертикальной (сверху-снизу) — небольшой есть…
А на правом колесе оказалось, что гайку до меня кто-то ослабил, видно что открутили градусов на 50, и снова замяли край… Короче тут люфт оказался большой в обоих плоскостях…
Теперь процесс регулировки без заморочек(тут описано несколько способов):
открутил гайку, накрутил НОВУЮ гайку, головкой на 27 затянул до упора, затем ослабил и РУКАМИ насколько хватило сил за головку затянул гайку… всё! (руками невозможно перетянуть подшипник)…
проверяем люфт в обоих плоскостях… в горизонтальной плоскости люфт не чувствуется, а в вертикальной чуток есть… поворачиваем колесо на 90 градусов, опять проверяем, еще поворачиваем, опять проверяем… вообщем полный оборот — всё чётко!
Теперь заминаем края гайки… Вот тут нужно быть аккуратным… Я один раз зубило чуть в сторону направил, гайка провернулась буквально на полмиллиметра и появился люфт… Пришлось повторять регулировку…
На этом всё… ступичный колпачек, тормозной суппорт и колесо на место… и можно ехать))
Так как регулировкой занимался впервые, то потом еще раз проверю люфт…
Спасибо за внимание!
Комментарии и критика приветствуются))
PS запасные гайки есть, если что не так, то еще отрегулирую))
Для того чтобы соединить колесо с валом в конструкции автомобиля установлена ступица. Во время движения этот колесный узел больше всех подвержен нагрузкам и износу. Со временем происходит увеличение люфта и появляется осевое колебание колеса. Причиной этого может служить ступичный подшипник Нива Шевроле и решить эту проблему можно просто затянув ступичную гайку. Но любая деталь не вечна поэтому со временем затяжка может не помочь и колесо перестанет вращаться и потребуется полная замена.
Признаки что нужна замена
Есть два основных признака свидетельствующих о том что необходима замена:
- В районе ступицы появился стук и люфт
- Появился сильный гул и скрежет в районе ступицы
Но чтобы точно понять причину появления посторонних шумов, нужно разобрать данный механизм и осмотреть его.
Замена
Чтобы произвести замену нежно проделать следующие действия:
- Если это переднее колесо то снимается передняя ступица Нива Шевроле. Для этого автомобиль нужно установить на ровную площадку и поднять домкратом со стороны замены. Затем отсоединяем колодки с суппортом. Откручиваем гайку на оси. Снимаем все запчасти с колеса. Берем моток и отсоединяем ступицу от тормозного диска.
- Извлекаем подшипник. Для этого снимаем пластину и сальник с внутренней стороны. Берем тески и молоток и вынимаем внутренний подшипник
- Устанавливаем новый. Замену подшипников необходимо менять сразу с обоих сторон, и неважно задние это или передние колеса. Для того чтобы не повредить корпус запрессовку нужно проводить с помощью деревянной накладки и трубы.
- Собираем узел обратно. Сборку нужно производить в обратном порядке.
Нерегулируемые
Как правило на Ниве установлена стандартная регулируемая ступица, которая требует периодической регулировки. Но чтобы избавится от этого неудобства были разработаны нерегулируемые ступицы на Ниву Шевроле, которые обладают такими положительными качествами как:
- Не требуют обслуживания. Их не нужно регулировать
- Подшипник в устройстве не проворачивается
- С завода заправлена специальной смазкой поэтому смазывать ее не нужно
- За счет того что работа происходит благодаря шариковому подшипнику в узле снижается трение
- В поворотном кулачке исключен износ посадочного места
- Не регулируется так как затягивается с завода
- Нет необходимости менять подшипник
- Большой срок службы который равен 100-120 тысяч километров
Поэтому благодаря всем выше перечисленным положительным характеристикам многие автовладельцы меняют стандартную деталь на нерегулируемую.
Так же стоит отметить то что нерегулируемая деталь, может выпускаться как усиленная ступица Нива Шевроле, в которой решена проблема с износом сальников на поворотном кулаке. Выбирать лучше всего такие фирмы как ВолгаАвтопром, IVECO, ОмегаИнтерАвто.
Основным минусом этого узла является его высокая цена, но установив эту деталь можно будет забыть о проблемах которые появляются в штатном элементе. Установив усиленную версию у вашего внедорожника увеличатся проходимые качества и повысится надежность, а имея стандартный набор инструментов можно произвести без каких либо проблем самостоятельную замену.
Замена подшипника полуоси
Еще одним элементом который испытывает большие нагрузки во время движения является подшипник полуоси Нива Шевроле. Которые рекомендуется менять вместе с осью.
Симптомом того что данный деталь необходимо заменить, это появление сильного шума на любой скорости, а также появление осевого и радиального люфта. Эта деталь не является дефицитом и купить можно в любом автомагазине, ее заводской артикул –2121-2403080, аналог имеет артикул – 62208-2RS, а промышленная деталь- 180508.
Имеет следующие технические параметры:
Чтобы произвести замену первым делом нужно снять саму ось, и проделать следующие действия:
- Чтобы снять стопорное кольцо с подшипником, берем тиски и зажимаем в них полуось
- Берем болгарку и подрезаем в нескольких местах стопор и подшипник, делать это нужно аккуратно чтобы не задеть полуось
- Берем зубило и раскалываем стопорное кольцо и подшипник
- С посадочного места кольца и подшипника убираем ржавчину и грязь
- Берем трубу и с ее помощью запрессовываем новый подшипник на свое место, во время этих действий нельзя допустить вращение обоймы
- Берем паяльную лампу и ей нагреваем стопорное кольцо до красного цвета и при помощи плоскогубцев устанавливаем его на свое место
- Ждем пока полуось остынет, пока она остывает в тормозном щитке производим замену сальника
После того как все поменяли нужно проверить в заднем мосту уровень трансмиссионного масла. На этом все работы по замене можно считать завершенными. Как видите все работы можно производить самостоятельно без участия специалиста, достаточно иметь небольшие знания и стандартный набор инструментов.