Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO разбираемся со сцеплением
Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO разбираемся со сцеплением
Не всегда радиолюбители сидят перед трансиверами, ремонтируют радиоэлектронику или что то конструируют, у них бывают порой совсем другие занятия.
Сейчас пришлось разбираться со сцеплением мотоблока Нева МБ1, т.к. мотоблок постоянно норовил сам куда-то уехать и не особо хотел включать передачи.
Для сельскохозяйственных работ в деревне у нас имеется мотоблок НЕВА МБ1. Он и землю вспахать поможет и траву покосить.
Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO
Для покоса травы мы используем роторную косилку ЗАРЯ. Она пристегивается к мотоблоку спереди, а её приводной ремень надевается на шкив двигателя, параллельно с ремнем привода на редуктор самого мотоблока.
Года 4 у нас в эксплуатации вся эта система. Косилка часто ставится и снимается и по этому постоянно идут манипуляции с приводным ремнем. Но возникли проблемы со сцеплением.
Описание проблемы со сцеплением
Раньше при выключенном сцеплении, сложностей с переключением скоростей на нашем «тракторе» не было, а последнее время стала проявляться проблема — сцепление выключено, а скорость не включается, шестерни воют но в зацеп не идут. Если мотор заглушен, проблем нет, скорость включается четко и не выскакивает. С самой коробкой всё в норме.
Как выяснилось, перестало выключаться сцепление, не останавливается вал редуктора. А если скорость включена, то мотоблок даже с выключенным сцеплением так и норовит сам уехать (демонстрация проблемы в видео ниже).
Ну это уже вообще ни в какие рамки не лезет!
Как работает сцепление мотоблока
Мотоблок Нева МБ1-С6,5 PRO. Как работает сцепление
Сцепление в мотоблоках работает не так как в автомобиле, а наоборот. Нажимая ручку сцепления, мы поднимаем ролик ( 1 ) он натягивает приводной ремень и натянутый ремень начинает передавать вращательное движение с вала двигателя ( 2 ) на вал редуктора ( 3 ). Всё, мы поехали. Отпуская ручку, ролик ( 1 ) опускается, ремень ослабляется и вал редуктора ( 3 ) должен остановится.
Должен, но не останавливается! Значит не останавливается и весь первичный вал коробки передач, значит и шестерни воют но не зацепляются и скорость не включается.
Попытки решить проблему
Первая мысль которая пришла в голову, надо отрегулировать ролик сцепления ( 1 ), видимо он даже в отпущенном состоянии не достаточно ослабляет ремень. Я просто отсоединил ролик от троса который идет от ручки сцепления, ролик максимально опустился, но чуда не произошло, ремень продолжал цепляться за шкив двигателя и передавать вращение.
Ну теперь то всё понятно, что то с ремнем (разбух, стал слишком шершавым, ну не знаю…). 4 года работы видимо его добили, заказываем новый и всё, проблема решена, ну что еще может быть в такой простой схеме не работать.
Как оказалось купить ремень именно для этой модели не так просто, у всех под заказ и в принципе стоит денег.
Когда новый ремень пришел и был установлен на своё место, он ни чуть не изменил ситуацию, все было точно так-же как и со старым ремнем, вал редуктора крутился как сумасшедший, остановить его можно было только ногой.
Далее были проведены следующие манипуляции:
- были обезжирены и очищены шкивы вала двигателя и вала редуктора
- проверена установка двигателя на раме и выравнивание двигателя
- установка родного шкива на двигатель (у нас используется 3-х ручейковый не родной)
- наконец смазка шкивов и ремня (потом пришлось долго отмывать)
Результат НОЛЬ, проблема не уходила, решения не было ни в инструкции ни в Интернете…
И наконец решение проблемы со сцеплением
Оставалось просто тупо смотреть как всё это крутится без остановки и в конце концов решение пришло само по себе.
Около шкива двигателя, снизу и сверху есть 2 ограничителя ремня, это 2 стальных усика, которые с небольшим усилием могут подниматься и опускаться. Их смысл не описан в инструкции, я посчитал, что их задача не дать слететь ремню с шкива двигателя, а их положение не сильно важно.
Со временем, из-за установок роторной косилки, а в частности её приводного ремня, эти 2 ограничителя смещались то ближе к шкиву, то дальше и раньше это ни на что не влияло. Но видимо в этот раз настал критический момент, они оба настолько далеко отогнулись от шкива, что перестали касаться приводного ремня. Ремень в свою очередь, не испытывая ни какого тормозящего эффекта и не изгибаясь нужным образом, не терял сцепление со шкивом двигателя, даже в расслабленном состоянии.
Долго смотря как при выключенном сцеплении крутятся оба вала, как колбасит приводной ремень, мне и пришла в голову мысль — прижать эти ограничители к ремню, и о чудо, ремень немного изогнулся, принял правильную форму на шкиве двигателя и в расслабленном состоянии стоял как вкопанный, а при нажатой ручке сцепления, ролик натянул ремень и теперь все завращалось как положено.
Проблема с включением скорости и самопроизвольным движением мотоблока была решена.
Видео с демонстрацией проблемы со сцеплением и её решения
В видео продемонстрирована проблема со сцеплением и показано как ее устранить.
Надеюсь эта статья будет кому-то полезна. Сам я потерял на решение этой проблемы в общей сложности 6 дней и более 1500 рублей.
Инструкция по ремонту коробки передач на мотоблоке
Начинать ремонт коробки передач на мотоблоке самостоятельно не стоит, если работа агрегата и его устройство для нового пользователя представляют полную тайну. Поскольку коробка передач является довольно сложным узлом, то переходить к ее ремонту своими руками сразу после обнаружения поломок не следует. Будет лучше, если проведением ремонта КПП займутся профессионалы.
Если обнаружена течь масла из КПП, значит, сальники подшипниковых узлов были неправильно установлены либо износились. Они могут быть плохо затянуты на крышках. Под ними могут появиться поврежденные прокладки. Если оказался забитым воздушный клапан (сапун), необходимо сделать его прочистку и довести уровень масла до нормы. Течь масла можно устранить путем замены или правильной установки сальников или прокладок. Решить проблему поможет и затяжка болтов крепления крышек.
Виды нарушений в КПП и способы их исправления
Если механизм автоматической коробки передач перестал нормально функционировать, то при этом могут наблюдаться следующие виды неполадок:
- Нарушение кинематической связи внутри редуктора.
- Самопроизвольное включение передач или отсутствие их фиксации.
- Течь масла на валу переключения.
- Нарушение функции механизма разобщения полуосей.
- Отсутствие переключения передач.
- Заклинивание редуктора.
При нарушении кинематической связи внутри редуктора или обрыве звездочки в блоке необходимо разобрать редуктор, чтобы заменить проблемную звездочку. Причиной течи масла на валу переключения может оказаться излишек масла в редукторе, поэтому необходимо проверить уровень масла. При обрыве сварочного соединения шестерни, разобрав редуктор, меняют блок-вал. Слив излишки масла, следует проверить степень изношенности рабочей кромки манжеты на валу переключения, разобрать редуктор и заменить деталь.
Причиной отсутствия фиксации передач или их самопроизвольного выключения является нарушение регулировки механизма переключения передач. Делая ремонт, следует ослабить винты крепления платы механизма переключения.
После этого включают первую передачу и затягивают винты крепления платы. К примеру, сделав минитрактор своими руками, обязательно необходимо следить за правильностью регулировки привода, изменяя натяжение тросика управления разобщением полуосей. Чтобы исправить поломку какого-либо элемента привода разобщения полуосей внутри редуктора, следует разобрать редуктор, заменив сломанные детали.
Если обнаружена сломанная пружина или изношенные фиксаторы платы механизма переключения, следует сделать замену испорченных деталей, выполнив регулировку переключения передач. Если оно отсутствует, может оказаться разрушенным сухарь переключения или срезанным резьбовой кусок ручки переключения. После разбора редуктора потребуется осуществить замену дефектных деталей. При отсутствии переключения передач следует разобрать редуктор и поменять изношенную вилку переключения передач. Если причиной заклинивания редуктора стал обрыв цепи, то следует его разобрать, а цепь заменить.
Рекомендации по устранению неполадок
Если работу коробки передач сопровождает повышенный шум в редукторе, то причиной этому может стать недостаток масла в устройстве КПП либо несоответствие качества смазочного материала необходимым параметрам. Выбирать масла необходимо соответствующей марки, они должны обладать определенной чистотой. Если есть какие-либо проблемы, потребуется сделать замену масла или долить его в редуктор.
Возникновение шума в узлах трансмиссии мотоблока может быть вызвано слабой затяжкой крепежа, поэтому необходимо осмотреть крепежные детали, затянув их как следует.
Причиной возникновения частых шумов является изношенность шестерен с подшипниками. Это может повлечь более серьезные поломки в коробке передач мотоблока. Избежать их появления не трудно, если делать своевременный осмотр и ремонт мотоблока. Он заключается в обычной замене изношенных узлов и деталей.
Если происходит нагревание узлов трансмиссии мотоблока, выделяют следующие основные причины данной неисправности:
- Недостаток трансмиссионного масла в картерах.
- Изношенность подшипников.
- Несоответствие кондиции масла необходимым параметрам.
Для исправления недостатков могут быть две причины:
- заменена подшипники;
- добавление или заменена масла.
Чтобы редуктор или самодельная коробка передач могли служить дольше, необходимо периодически делать проверку уровня масла в них, опасаясь резкого изменения нагрузки.
Признаки нарушений, связанные с трудностями переключения скоростей, самопроизвольным выключением, нарушением процесса включения агрегата, возникают по следующим причинам:
- Изношенность деталей.
- Истирание шлицов валов.
- Неправильная регулировка сцепления.
Завальцовывание (износ) торцов включающихся шестерен вызывает две неполадки, приводя к самовыключению либо неполному включению скоростей.
Заключение
Если заводская или самодельная коробка работает с какими-либо нарушениями, потребуется осуществить ее разборку, а также правку зубьев шестерен путем шлифования. При достаточно большом износе необходимо поставить новые детали. Для регулировки осевого положения валов потребуется установка стопорных колец дополнительно. В определенных случаях следует осуществить замену изношенных подшипников и колец.
Регулировку сцепления коробки передач для мотоблока следует проводить своевременно, иначе оно перестанет выжиматься и могут возникнуть трудности при переключении передач. Сложности при управлении мотоблоком зачастую возникают у новичков, которые из-за неопытности могут слишком рано опускать рычаг сцепления при переключении передачи.
Регулировка сцепления на минитракторах СКАУТ
При сборке минитракторов СКАУТ осуществляется обязательная регулировка сцепления. Однако в процессе обкатки минитрактора, вследствие притирания деталей друг к другу, а также при постепенном износе дисков сцепления, заводские регулировки могут сбиться. Поэтому в процессе эксплуатации минитрактора (особенно при обкатке) необходимо проверять настройки сцепления и при необходимости провести регулировку заново.
Внимание! Во избежание травм, проверку и настройку сцепления проводите только при заглушенном двигателе минитрактора и заблокированных тормозах.
Для регулировки сцепления необходимо:
1. Настроить длину тяги сцепления.
Рис. 1. Настройка тяги сцепления.
1 — педаль сцепления, 2 — рычаг педали сцепления, 3 — тяга сцепления, 4 — контргайка, 5 — вилка сцепления, 6 — рычаг сцепления с храповиком.
Отрегулируйте длину тяги сцепления (поз.3, рис.1) таким образом, чтобы рычаг педали сцепления (поз.2, рис.1) и рычаг сцепления (поз.6, рис.1) были параллельны друг другу. Это обеспечит нормальный ход рычага сцепления и выжимного подшипника.
2. Отрегулировать зазоры между выжимным подшипником и лапками сцепления
Рис. 2. Регулировка зазоров сцепления.
1 — расцепляющий рычаг (лапка сцепления), 2 — регулировочная гайка, 3 — к онтргайка, 4 — выжимной подшипник.
При активном сцеплении (педаль сцепления не нажата) величина зазора между выжимным подшипником (поз. 4, рис. 1) и головками лапок сцепления должна быть в пределах 0,3÷0,5мм, а сами лапки сцепления должны находиться в одной плоскости. Это необходимо для того, чтобы при движении минитрактора не создавалось давящей нагрузки на выжимной подшипник, что может привести к преждевременному выходу его из строя.
Для этого открутите контргайку (поз. 3, рис. 2) и регулировочную гайку (поз. 2, рис. 2). Между лапками сцепления и выжимным подшипником вставите щупы толщиной 0,3÷0,5 мм (можно использовать любые металлические пластинки нужной толщины, например лезвие обычного канцелярского ножа, его толщина 0,3 мм).
Далее закрутите регулировочные гайки до соприкосновения их с щупами и зафиксируйте контргайкой, выньте щупы.
Настройку зазоров рекомендуется производить сразу для всех лапок, это предотвратит возможные перекосы.
После проведения настроек при работающем двигателе минитрактора и активном сцеплении (не нажата педаль) выжимной подшипник не должен вращаться.
Тем не менее в процессе эксплуатации даже при правильно настроенном сцеплении из-за попадания между лапками и выжимным подшипником пыли и грязи лапки могут не до конца отходить от подшипника и вращать его. Это не оказывает существенного влияния на срок службы выжимного подшипника.
В процессе эксплуатации рекомендуется каждые несколько часов производить проверку зазоров.
Для продления срока службы и плавного хода выжимного подшипника, необходимо каждые 5 часов смазывать направляющие подшипника и храповика. Для этого используйте несколько капель трансмиссионного масла.
Если при работе в поле у вас нет под рукой щупов, можно при выключенном двигателе китайского трактора и активном сцеплении (не нажата педаль) рукой вращать выжимной подшипник.
Если вы не можете свободно провернуть выжимной подшипник, значит величина зазора не достаточна и подшипник постоянно испытывает давящую нагрузку и может преждевременно выйти из строя.
Если при отпускании полностью нажатой педали сцепления происходят рывки при трогании с места, значит зазоры слишком велики, либо диски сцепления изношены.
Ремонт сцепления мотоблока Агро
В настоящее время в сельском хозяйстве и садоводстве достаточно часто используется спецтехника. Здесь отдельно выделяется такое оборудование, как мотоблок. Эти устройства позволяют быстро и качественно обработать грунт. Однако, как и любой вид техники, подобное оборудование также может выйти из строя. Важные компоненты этого аппарата – мотор и трансмиссия. Эти два компонента работают совместно, при этом сопряжение осуществляется через диск сцепления для мотоблока Агро или иного вида техники. В данном случае требуется подробно рассмотреть, как на мотоблоке Агро выполняется замена и ремонт сцепления.
Отремонтировать сцепление в данном мотоблоке можно самому
Конструкция и принцип действия элемента
Этот механизм, который, на первый взгляд, имеет сложную конструкцию, на практике состоит всего из нескольких элементов, а именно:
- Выжимной подшипник.
- Корзина, где установлены диски.
- Непосредственно диск, который при давлении расходится на несколько отдельных компонентов.
Также можно отметить наличие соединительных муфт и традиционных болтовых фиксаторов, за счет чего конструкция монтируется на рабочую плоскость. В сборе сцепление установлено над трансмиссией. Это приспособление позволяет главной шестерне двигателя плавно совместиться с шестеренкой коробки передач.
При отсутствии сцепки либо ее повреждении переключение становится тяжелым, и в момент включения слышится металлический треск, так как в процессе работы шестерням сложно совместиться не на одинаковой скорости вращения. В данном случае плавность переключения обеспечивает ручка, от которой идет тросик на сам механизм. Эта рукоятка при переключении отпускается.
В этом видео вы узнаете, как отремонтировать сцепление:
Важно! Несмотря на простоту механизма, нельзя сказать, что элемент легко поддается замене или ремонту, чтобы восстановить или сменить конструктивную составляющую, требуется иметь некоторые навыки и опыт.
Ремонт своими руками
Чтобы отремонтировать сцепление мотоблока Агро своими руками, прежде всего, следует понимать, о какой неисправности идет речь, так как ряд повреждений вовсе не поддается восстановлению и требует замены расходного элемента. Рассмотрим основные варианты неисправностей:
- слетел выжимной трос (для устранения этой поломки требуется проверить устройство на целостность, а после закрепить его на том же месте, разбирать механизм для этого не требуется);
- повреждена корзина (эти изделия выполняются из стали или чугуна, поэтому при незначительных деформациях можно выполнить выпрямление, для этого требуется полностью снять конструктивный элемент);
- заклинило выжимной подшипник (здесь требуется выжать натяжной трос и попробовать вернуть устройство на место, при этом демонтировать весь механизм не требуется).
Если поврежден керамический диск, лопнула или сильно деформировалась корзина, а также износился выжимной подшипник, то ремонт детали неблагоразумен, так как требуется замена конструктивного элемента, при этом полностью менять сцепление мотоблока Агро нет необходимости.
Важно! Чтобы заменить любой расходный элемент, требуется полностью демонтировать устройство с мотоблока.
Регулировка
В процессе долгой эксплуатации этот механизм постепенно изнашивается, из-за чего требуется произвести регулировку. Рассмотрим более подробно, как данная процедура выполняется:
- прежде всего, следует подобрать удобное и просторное место;
- необходимо отсоединить фиксаторы;
- требуется высвободить натяжной трос;
- далее требуется все смазать специальным веществом;
- после этого натягивается тросик, и укорачивается пружина;
- подшипник требуется вывернуть в более подходящее положение.
В процессе регулировки необходимо настроить длину троса так, чтобы выжим рукоятки не требовал затраты большого усилия.
Важно! При регулировке (настройке) сцепления мотоблока обязательно требуется подвергать элементы смазке, в противном случае присутствует риск, что натяжитель оборвется либо вновь будет плохо выжиматься.
Замена изделия
Смена этого приспособления – это наиболее затратный по финансовым меркам процесс. Хоть и не обязательно подвергать смене все компоненты, специалисты рекомендуют это делать одновременно. Рассмотрим, как выполняется процедура:
- Прежде всего, покупаются детали.
- Далее требуется полностью демонтировать старое изделие.
- Полностью устраняются все фиксаторы, и снимается натяжной трос.
- После этого требуется прочистить место посадки.
- Далее новые детали собираются в единый механизм.
- Приспособление монтируется на посадочное место.
- Подсоединяется натяжитель к выжимному подшипнику через пружину.
- Вся конструкция фиксируется при помощи креплений.
На первый взгляд, в этом нет ничего сложного, однако процесс осложнен тем, что необходимо снять фиксаторы, которые также частично удерживают трансмиссию.
Важно! Подвергать замене все приспособление специалисты рекомендуют исходя из практики, так как со временем части притираются и стачиваются, из-за чего совместить новый диск и старую корзину, либо наоборот, достаточно трудно.
Регулировка клапанов на мотоблоке
Регулировка клапанов на мотоблоке или другой подобной технике. Виброплите или генераторе. Производится в том случае, если конструкция двигателя предполагает их наличие.
Почему на двигателе мотоблока установлены клапана
Клапана устанавливаются на четырехтактных двигателях. То есть двигатель имеет картер. В который заливается моторное масло. Поршневая группа коленчатый вал и все механизмы смазываются этим маслом. В отличии от двухтактных двигателей в бак четырехтактных заливается топливо без предварительного смешивания с моторным маслом. Двигатель мотоблока по своей конструкции практически не отличается от двигателя автомобиля. Соответственно и регулировка клапанов производится по тем же самым принципам, что и в двигателе автомобиля.
Двигатель автомобиля от двигателя мотоблока отличается более сложной системой смазки с применением масленого насоса. И соответственно наличием масляных каналов . По которым масло подаётся к различным механизмам. В мотоблоке намного проще. Масло разбрызгивается при вращении коленчатого вала и шатуна. Попадает в результате ко всем трущимся поверхностям.
Но система ГРМ на двигателе мотоблока от этого проще не стала. И имеет конструкцию такую же как и на двигателе автомобиля или тепловоза не имеет значения. Поэтому и регулировка производится по тем же самым правилам, как и на всех четырехтактных двигателях внутреннего сгорания.
Двигателя применяемые на мотоблоках или другой подобной технике могут быть как одноцилиндровые, так и двух цилиндровые. Принцип регулировки заключается в следующем. Необходимо подвести поршень цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) в момент, когда происходит сжатие топлива. За цикл работы двигателя поршень дважды становится в ВМТ. Нас интересует положение, когда при движении поршня в верх коромысла клапанов находятся в неподвижном состоянии. Убедится, что поршень находится в ВМТ можно при помощи отвертки. Если вставить в свечное отверстие. А то, что поршень находится в такте сжатия, говорят неподвижные коромысла при подходе поршня к ВМТ. Более подробно о этом написано в статье Регулировка зазоров клапанов — для чего она нужна.
Регулировка клапанов
После того как поршень установлен в ВМТ такта сжатия. Можно начинать регулировку зазоров клапанов. для этого откручивается гайка стопорящая регулировочную гайку на коромысле. Берется щуп толщиной в диапазоне от 0,1 до 0,15 мм для впускного клапана. Вставляется между коромыслом и клапаном прижимается регулировочная гайка. Прижимать гайку необходимо осторожно. Клапанные пружины слабые. Поэтому можно сжать её даже закручивая регулировочную гайку пальцами. Точнее сказать необходимо, подвести коромысло. Вынуть щуп проверить наличие получившегося зазора . затем вставить щуп обратно. Затянуть стопорную гайку придерживая регулировочную другим ключом. Регулировка выпускного клапана происходит аналогично. Зазоры выпускного клапана находятся в пределах от 0,15 до 0,2 мм
Впускной клапан расположен ближе к карбюратору Выпускной к глушителю
В случае если двигатель двухцилиндровый вся эта процедура производится для цилиндра отдельно.
Для чего производится регулировка клапанов на мотоблоке.
- Допустимые зазоры клапанов обеспечивают своевременное открывание и закрывание. Это способствует полному сгоранию топлива в камере сгорания. Что обеспечивает правильную работу двигателя. Соблюдение температурного режима. И гарантирует использование двигателя с максимальной мощностью
- В случае увеличенных зазоров клапанов двигатель может заводиться и работать в обратную сторону. Что может привести к его поломке. И поломки механизмов трансмиссии
Своевременная регулировка клапанов на мотоблоке или другом механизме где применяются четырехтактные двигатели позволяет увеличить срок эксплуатации и избежать поломки двигателя..