Регулировка сцепления на автомобилях: КАМАЗ 5320, МАЗ и УАЗ
Регулировка сцепления на автомобилях: КАМАЗ 5320, МАЗ и УАЗ
Регулировка сцепления КАМАЗ 5320
Регулировку сцепления КАМАЗ 5320 выполняют поочередно:
Проверяют и выполняют регулировку, для свободного хода педали сцепления;
Выполняют проверку и регулировку для свободного хода муфты сцепления;
Проверяют и выполняют регулировку полного хода толкателя пневмогидроусилителя.
Свободный ход рычага, который замеряется в радиусе 90 мм, должен составлять более 3 мм. Если же у Вас он составляет менее 3 мм, то его необходимо отрегулировать. Выполняется регулировка с помощью вращения сферической гайки толкателя на пневмогидроусилителе. Величина регулировки должна составлять 3,7 мм – 4,6 мм. Благодаря этому можно провести регулировку сцепления КАМАЗ 5320, так, чтобы относительный свободный ход муфты выжима сцепления составлял в пределах от 3,2 до 4 мм.
Также необходимо проверить чтобы свободный ход педали сцепления, соответствовал началу срабатывания головного цилиндра. Допустимый свободный ход педали должен быть не менее 6 мм и не более 12 мм. Он замеряется на средней части площадки педали сцепления. Если после проверки вы выявили что свободных ход превышает допустимые нормы, то необходимо провести регулировку сцепления КАМАЗ 5320, а именно – надо отрегулировать зазор находящийся между поршнем главного цилиндра и его толкателем.
Регулировку сцепления КАМАЗ 5320 также необходимо провести с помощью ручного перемещении рычага вала муфты сцепления от сферической регулировочной гайки толкателя, которая находится на пневмогидроусилителе привода сцепления. До осуществления регулировки необходимо снять пружину, которая выжимает рычаг.
Регулировка сцепления УАЗ
Для того чтобы осуществить регулировку сцепления УАЗ, в первую очередь необходимо снять нажимной диск. Снять нажимной диск достаточно легко. После снятия диска (стоит отметить что снимать диск нужно в сборе, не разбирая его), установите его на плите или же на маховике, в зависимости от того что вы имеете. В промежутке между нажимным диском и специальной плитой следует установить шаблон-заменитель. Данный шаблон заменяет ведомый диск, он представляет собой кольцо, толщиной порядка 9 мм.
Для дальнейшей регулировки сцепления УАЗ следует производить отворачивание или наворачивание винтов, предназначенных для регулировки сцепления. Регулировку следует выполнять пока вы не получите размеры 51,5 +- 0,75 мм. Указанный размер — это расстояние от поверхности плиты до головки одного из винтов. Следует уделить особое внимание тому, что расстояние от головок двух винтов до плиты не должно быть более 0,2 мм. После того как отрегулированы винты всех 4 рычагов, их необходимо застопорить. Для этого вдавливайте край рычага в специализированный паз. На этом регулировку сцепления УАЗ можно считать оконченной.
Регулировка сцепления МАЗ
Для выполнения регулировки сцепления МАЗ, необходимо сделать максимально корректный зазор, который образуется между двумя поверхностями самого механизма. Чтобы это сделать, выполните регулировку величины отхода ведущего диска сцепления. Стоит дополнительно отрегулировать зазор между торцом крышки главного корпуса клапана сцепления и гайкой, с помощью которой выполняется регулировка.
Следующий этап регулирования сцепления МАЗ заключается в демонтаже картера маховика, а также демонтаже крышки люка маховика.
- Выключаем сцепление
- Устанавливаем рычаг КПП в нейтральное положении
- Проворачиваем маховик силового агрегата
- Откручиваем контргайки винтов и выкручиваем до среднего ведущего диска 4 винта
Затем вращаем маховик, перед этим вам нужно отвернуть винты на 360 °. Фиксируем винты контргайками. Замеряем линейкой зазор между торцом крышки и гайкой. Данный зазор не должен быть более 3,3 мм. Регулируем с помощью гайки зазор, затягиваем контргайку и завершаем регулировку сцепления МАЗ.
Как выставить пятак сцепления камаз
Почему: все слышали о неких 54мм, в неком "букваре" Камаза?
Так вот это расстояние от поверхности "пятака" до плоскости нажимного диска на регулировочном стенде.
Стенд — это плоская пластина с проставками высотой 29мм для привинчивания корзины. Т. о. сам нажимной диск оказывается ниже кожуха на эти 29 мм — вроде как он стоит в маховике.
Но это если маховик и промежуточный диск — новые!
Тогда — высота "ушей" маховика — 76 мм, дисков 2х11 мм и 1х25 = 47мм и остаётся те самые 29 мм. И вроде как всё совпадает, но не в жизни.
В жизни маховик изношен на миллиметр вглубь, промежуточный диск — на пару, вот уже 3 мм набежало, сверху.
И чтобы не прослабли фигурные пружины лапок, их надо на эти 3 мм поднять к корзине, а это уже не 54, а 57-58 мм, от диска. Примерно. А можно и на 60, если диски не новые, но и менять ещё рано.
Но то такое — не забываем, что это расстояние от поверхности диска, а муфта диска выше (есть больше, есть меньше, но чуть-чуть выше) — это тоже надо учитывать, а лучше сразу замерить, когда диски ещё снятые и потом убавить эту разницу.
Отечественные автомобилисты в большинстве осуществляют ремонт своих транспортных средств самостоятельно. Поэтому данный материал будет полезен для тех, кто проводит техобслуживание автомобиля своими руками. Сейчас мы расскажем вам о том, как производится регулировка лапок корзины сцепления Камаз и что для этого нужно.
Регулируем лапки своими руками
В автомобилях Камаз сцепление выполняет функцию обеспечения плавного трогания транспортного средства с места, а также разъединения мотора с системой трансмиссии при переключении скоростей. Необходимость регулировки лапок корзины сцепления (далее — КС) в этих моделях автомобилей является распространенной проблемой, с которой сталкиваются многие владельцы Камазов.
Лапки для корзины сцепления КАМАЗ
КС в этом авто является важным и необходимым компонентом системы сцепления. Ее настройка является неотъемлемой частью технических работ, поэтому избежать этого занятия владельцам Камазов никак не получится.
Что понадобится?
Перед тем, как приступить к выполнению ремонтных работ, следует подготовить все, что нам может понадобиться в процессе.
- набор гаечных ключей;
- ровная плита;
- силиконовый клей.
Пошаговая инструкция
Настройку лапок КС в этом транспортном средстве можно осуществлять как на снятом нажимном диске, так и на самой машине через маленькое отверстие в маховике. Мы вам расскажем о способе регулировки рычагов со снятием коробки передач и всех деталей системы.
- Для начала необходимо заехать на яму и снять КПП. Специалисты советуют проводить демонтаж силового агрегата с применением специальной лебедки, которая во многом облегчит процесс.
- Возьмите гаечный ключ и открутите болты крепления КПП к кузову авто. Можно снять коробку передач.
Для снятия коробки передач нужно открутить винты со шпилек
После демонтажа проверьте работоспособность элементов агрегата
Регулировка корзины сцепления своими руками
На этом процесс регулирования элементов можно считать оконченным — для полного завершения работы следует собрать все в обратной последовательности. Такие работы не каждому под силу, поэтому если вы не уверены в своих возможностях, то лучше обратитесь за помощью к специалистам.
Кроме того, в некоторых случаях после работы с рычагами требуется также регулировка сцепления. Для этого:
- нужно закрутить винты крепежа пневматического усилителя привода;
- визуально оценить и проверить руками герметичность привода сцепления: если есть необходимость, то следует избавиться от утечки при помощи силиконового клея;
- следует прокачать гидросистему привода;
- также следует проверить работу оттяжных пружинных элементов педали и рычага вилки сцепления — если есть необходимость, то следует избавиться от неисправностей;
Специалисты СТО Андрей и Василий отдыхают после трудоемкого процесса регулирования рычагов корзины сцепления
Видео «Регулировка корзины сцепления КАМАЗ»
В этом видео наглядно показан процесс настройки корзины сцепления в автомобиле Камаз.
Надёжность, отменные характеристики, экономичность — всё это можно сказать про грузовики КАМАЗ. Машины востребованы в хозяйстве, коммерческих и военных целях. Залог длительной и безотказной работы — постоянная проверка технического состояния. Всегда актуальна регулировка сцепления КАМАЗ. Эту марку принято комплектовать сухим двухдисковым или однодисковым сцеплением (фрикционного типа). В процессе всего срока службы узел испытывает колоссальные нагрузки. Грамотный подбор запасных частей и своевременное ТО станет гарантией продолжительной эксплуатации. Регулировка корзины сцепления КАМАЗ требует опыта и определённых знаний.
Настройка необходима при:
- Возникновении треска при переходе на другую передачу.
- Пробуксовке на больших оборотах.
- Изменении свободного хода педали сцепления (оно имеет определённые цифровые значения).
Если игнорировать эти признаки — ждите серьёзной аварии!
Технология регулировки сцепления КАМАЗ
Снятие и регулировка сцепления КАМАЗ проводится в несколько шагов.
Регулировка свободного хода педали сцепления КАМАЗ
Педаль обязана иметь люфт от 6 до 12 мм. Измерения ведут от центральной части пластины. Педаль необходимо опустить до того момента, пока не заработает основной цилиндр. При отклонении от нормы регулируют расстояние между толкателем ПГУ и упором сверху.
Для дела потребуется эксцентриковый палец, соединяющий педаль с верхней проушиной толкателя. Педаль для вытяжения обязана прижимать педаль сцепления к упору сверху. Палец поворачивают так, чтобы промежуток между поршнем и толкателем ПГУ находился в пределах от 6 до 12 миллиметров. По окончании надёжно закручивают корончатую гайку. Полный ход педали должен быть примерно 19 сантиметров.
Регулировка муфты сцепления КАМАЗ
Производитель рекомендует выдерживать значение свободного хода в диапазоне от 3,2 до 4 миллиметров. Для измерения потребуется перемещать рычаг вала вилки руками. Он обязан двигаться по направлению от сферической гайки толкателя. Она находится на пневматическом или гидравлическом усилителе привода сцепления. Регулировка зазора сцепления КАМАЗ потребует снятия пружины: рычаг должен перемещаться не больше чем пять миллиметров. Если свободный ход меньше трёх миллиметров, то его регулируют при помощи сферической гайки. Холостой ход муфты обязан составлять от 3,2 до 4 миллиметров.
Регулировка привода сцепления КАМАЗ
Чтобы измерить показатель функции, стоит отжать педаль до упора. Если значение меньше 24 мм, то не произойдёт полного выключения. Необходимо измерить свободный ход педали, объём жидкости в главном цилиндре. 380 кубических сантиметров — это полный объём в гидроприводе. Если данные не удовлетворяют запросам — важно избавиться от воздуха в системе. Это вернёт все показатели в норму.
Регулировка нажимного диска сцепления КАМАЗ
При этой операции обязательно надо строго соблюдать очерёдность:
- Первоначально демонтируют КПП. Без помощников не обойтись.
- Снимаем корзину сцепления.
- Демонтируются диски сцепления: сначала ведомый, потом средний, в заключении ведущий.
- Устанавливаются новые детали. Очерёдность уже обратная.
- Важна регулировка пятака корзины сцепления КАМАЗ.
- Детально проверяется правильность установки всех механизмов.
- Коробка передач возвращается на своё место.
Если в конструкции сцепления всего один диск — работа намного проще!
Но даже однодисковое сцепление КАМАЗ, регулировка его частей потребует серьёзных навыков, силы и знаний. Не рискуйте — доверьте дело профессионалам. Или проведите один раз замену с реальным механиком. Для некоторых мастеров регулировка сцепления КАМАЗ двухдисковое не снимая КПП — реальность.
Регулировка лапок корзины сцепления КАМАЗ
Дело ведут в несколько приёмов:
- Демонтируют КПП. Гаечными ключами откручивают болты крепления.
- Поднимают коробку: лучше это сделать с грузовой лебёдкой.
- Проверяют состояние муфты, оттяжного пружинного элемента, выжимного подшипника.
- Откручивают винты, соединяющие нажимной диск и маховик. Для демонтажа нажимного элемента надо поддерживать ведомый диск.
- Проводят дефектовку всех деталей системы (желательно).
- Проверяют состояние выжимного подшипника. Исправный механизм вращается легко, без лишних звуков.
- Проводят визуальный осмотр рабочей поверхности лапок нажимного диска. После установки новых деталей настраивают лапки КС. В деле потребуется ровная плита.
Расположение лапок ориентируют на рабочее положение поверхности нажимного диска. Важно: операция не требует снятия КС с дополнительного маховика. В работе понадобятся гаечные ключи под регулировочные винты. Лапки КС обязаны располагаться так, чтоб расстояние от работающей плоскости нажимного диска до верхних граней сферических выступов на внутренней поверхности лапок не было больше 41 миллиметра. Но лучше — 40 мм.
Для проверки установки лапок потребуется специальная пластина. Сферические выступы обязаны касаться контрольной пластины (она установлена на ступице). После окончания регулировки все винты крепежа опорных пластин затягивают до упора. Сборка идёт в обратном порядке.
Регулировка сцепления КамАЗ: инструкция, комплектующие
В феврале 1967 года с конвейера Камского автомобильного завода сошли первые автомобили КамАЗ. Характеристики нового автомобиля способствовали развитию модельного ряда. В дальнейшем на базе этого автомобиля было создано множество модификаций модели с различными характеристиками. Так, в свет вышли седельные тягачи, самосвалы, удлиненные бортовые грузовики. Все модели этого семейства авто были схожи по конструкции, а большая часть деталей и механизмов были взаимозаменяемы.
Комплектация
Общая комплектация КамАЗа присущая для всех грузовиков тех времен. Вместительная трехместная кабина авто расположена непосредственно над силовой установкой. Для доступа к мотору кабина опрокидывается вперед при помощи торсионного механизма.
С развитием автоиндустрии модернизировался и автомобиль КамАЗ, характеристики которого росли с применением новых технологий.
Автомобиль изменялся как в плане внешнего вида, так и в плане технического оснащения.
Трансмиссия. Общие сведения
На грузовике установлен двухдисковый механизм сцепления с радиальным расположением пружин. Выключение сцепления за счет гидравлического привода с пневмоусилителем. Двигатель работает в паре с пятиступенчатой коробкой переключения передач, с делителем пневмомеханического управления. Передачи со второй по пятую имеют синхронизаторы для плавного их включения. Передача крутящего момента от силовой установки на привод осуществляется двумя карданными валами.
Устройство механизма сцепления
За автоматическую установку среднего ведущего диска в нейтральное положение в момент, когда сцепление выключено, отвечает специальное устройство, которое не нуждается в регулировке в период эксплуатации.
Конструктивные особенности кожуха способствуют фиксации выжимных пружин.
Состоит сцепление автомобиля из блока картера, выжимного диска с металлическим кожухом, выжимных пружин и рычагов, двух ведомых дисков с фрикционами и нейтрального ведущего.
Корзина сцепления КамАЗа устанавливается на маховик при помощи монтирующих штифтов и закрепляется болтами.
Ведущие, нажимной и нейтральный диски оснащены четырьмя рычагами, входящими в проточки на маховике, которые осуществляют передачу крутящего момента от мотора на плоскости соприкосания ведомых элементов, установленных на шлицах вала коробки.
Выжимные пружины размещаются между металлическим корпусом и выжимным диском.
Элемент рычагов, установленных на среднем диске и ведущем, размещает их в нейтральное положение в момент, когда сцепление не включено.
Механизм выключения
Элемент состоит из отжимных лапок (рычагов), расположенных на нажимном диске, вилочки выключения, которая установлена на валу, в корпусе сцепления. Муфты выключения сцепления с подшипником качения упорного типа.
Привод
Составляющие: педаль привода, главный цилиндр сцепления КамАЗа, бачок с жидкостью, пневмогидравлический усилитель, трубки для подвода жидкости от цилиндра к усилителю и обеспечения подачи воздуха к усилителю от пневматики.
Заправочный объем бачка для жидкости составляет 380 см куб.
Усилитель привода предназначен для уменьшения физического усилия при нажатии на педаль. Установлен он на фланце картера сцепления, по правую сторону силовой установки.
Процесс регулировки сцепления
Регулировка сцепления КамАЗа производится в несколько этапов, с соблюдением строгой очередности и применением инструментов и измерительных приборов:
- Установка зазоров между выжимным диском и кулачками выжимных лапок.
- Регулировка свободного жима педали.
- Настройка привода муфты.
- Установка регулировочного перемещения толкателя усилителя.
Ремонт КамАЗа, и в частности регулировку сцепления, как правило, проводят в случаях замены отдельных поврежденных и изношенных элементов механизма. Или же после установки всего механизма на двигатель. Для обеспечения синхронного действия лапок выключения и их верного установочного положения относительно диска нажимного, необходимо произвести проверку положения упорного кольца лапок.
Как уже было сказано, регулировка сцепления КамАЗа происходит в несколько этапов: проверка расстояния между поршнем рабочего цилиндра и толкателем, установка холостого перемещения вилочки выключения сцепления.
Зазор меж поршнем цилиндра и толкателем устанавливают при помощи эксцентрикового винта, который соединяет педаль с толкателем, в момент, когда педаль находится в исходном положении. Проворачивая регулировочный винт, нужно следить, чтобы движение педали от упора до момента соприкосновения толкателя и поршня составляло 6-12 миллиметров.
При помощи сферической гайки, расположенной на конце штока, следует отрегулировать свободное движение рычага вилочки сцепления. Для этого контрольную гайку отпускают и, уже вращая сферическую гайку, доводят расстояние между упором штока и рычагом до размера 3,1-4,7 мм.
После проведения данных регулировочных операций общее свободное перемещение педали привода должно составлять 30-42 мм. А при верно выставленном зазоре в приводе сцепления перемещение штока усилителя не должно быть менее 24 мм.
Проверка работы механизма
После проведения данных ремонтных работ следует провести проверку работоспособности механизма в целом на заведенном двигателе. Если регулировка сцепления КамАЗа осуществлена правильно, включение передач будет происходить без характерного треска в районе коробки и без затруднений.
Если же ремонт КамАЗа будет некачественным, то существует вероятность пробуксовки сцепления, что быстро выводит из строя фрикционные накладки дисков и выжимной подшипник. При этом происходит затруднительное включение передач вплоть до полной невозможности их включения.
Особенности процесса
Регулировка сцепления КамАЗа производится на специальной технологической линии технического обслуживания квалифицированными механиками с применением специального оборудования. Только в этом случаи можно достичь высокой гарантии работоспособности сцепления.
Как отрегулировать сцепление в грузовиках «КАМАЗ»
Регулировка сцепления автомобиля «КАМАЗ» может понадобиться в том случае, если оно начало пробуксовывать. Некоторые водители сталкиваются и с такой проблемой, как нарушение хода педали. В таких ситуациях, прежде всего, лучше попробовать отрегулировать работу сцепления. Подробнее об этом читайте в нашей сегодняшней статье.
Итак, настройка сцепления включает выполнение трех процедур, каждая из которых будет подробно рассмотрена.
Регулировка свободного хода педали сцепления
В руководстве по ремонту и эксплуатации грузовиков «КАМАЗ» производитель отмечает, что нормальный свободный ход педали составляет в пределах 6-12 миллиметров. Выполнять измерения рекомендуется от центральной части пластины при отпущенной педали, до момента активации главного цилиндра после нажатия на педаль. Если вы увидели, что свободный ход не соответствует нормальным показателям, необходимо выполнить его регулировку с помощью эксцентрикового пальца. Он используется для соединения рычага педали сцепления и ушка толкателя поршня.
Необходимо вращать эксцентриковый палец в направлении толкателя поршня до тех пор, пока вы не достигнете оптимального значения свободного хода педали. После этого необходимо хорошо затянуть и зашплинтовать гайку корончатого типа. Важно также определить полный ход педали. В идеале он должен составлять от 185 до 195 мм.
Настройка свободного хода муфты
Согласно официальным рекомендациям этот показатель должен составлять в пределах 3,2-4 миллиметров. Для измерения свободного хода муфты, необходимо передвигать рычаг вала вилки в направлении от сферической гайки толкателя, предназначенной для выполнения регулировки. Пружину необходимо отсоединить (перемещение рычага не должно превышать 4-5 мм).
Если вы увидели, что расстояние отличается от оптимального, необходимо отрегулировать его, используя сферическую гайку. После достижения хода рычага в 4-5 мм, вы увидите, что свободный ход муфты составит от 3,2 до 4 мм.
Регулировка полного хода толкателя усилителя
Для определения полного хода толкателя усилителя выжимаем сцепление до упора. Если ход толкателя составил не больше 25 мм, перед выполнением дальнейших действий необходимо установить свободный ход педали сцепления и проверить количество жидкости в главном цилиндре. Если проблем не обнаружено, в гидравлическую систему попал воздух, от которого нужно обязательно избавиться.
При проведении технического обслуживания регулировка сцепления «КАМАЗ» выполняется следующим образом:
- Затягиваем крепежные элементы пневматического усилителя привода сцепления.
- Убеждаемся в отсутствии следов жидкости в приводе сцепления. Если остатки обнаружены, ищем утечку, восстанавливаем это место и прокачиваем систему, чтобы выпустить воздух.
- Проверяем работоспособность пружин, которые оттягивают рычаг вала вилки выключения и педаль сцепления. Если пружины не работают нормально, их надо заменить.
- Регулируем привод сцепления, используя советы из этой статьи.
- Смазываем втулку вала вилки сцепления и подшипник муфты выключения.
- Смотрим, сколько жидкости есть в компенсационном бачке. При необходимости доливаем.
- Удаляем конденсат, который появился в пневматическом усилителе.
К сожалению, подробных фото мы предоставить не можем. Если у вас есть такая возможность, советуем обратиться к специалистам и внимательно следить за тем, как они будут регулировать работу сцепления. В будущем регулировка сцепления не будет для вас непосильной задачей.