Повреждения датчика дроссельной заслонки
Повреждения датчика дроссельной заслонки
Повреждение датчика можно определить по неправильной работе агрегата на холостом ходу, авто самопроизвольно глохнет. Однако не стоит паниковать раньше времени и делать поспешных выводов о поломке двигателя. Такой прибор, как ДПДЗ представляет собой обычный потенциометр, его предназначение заключается в считывании информации с педали акселератора (непосредственно о его положении) и определении угла самой дроссельной заслонки. Без него исключена нормальная работа двигателя. Этот высокоточный датчик, рассчитывает топливную смесь, подаваемую в камеру сгорания.
От датчика положения дроссельной заслонки зависит безупречная работа автоматической КПП, а также момент зажигания. В связи с этим, следует следить за исправным состоянием автомобиля.
Когда датчик положения дроссельной заслонки теряет свою работоспособность, то система считывает неправильные данные. Поэтому начинается увеличение подачи объема топлива и как результат двигатель «заливает».
Если своевременно не решить проблему с испорченным датчиком, можно привести двигатель в неисправное состояние, что огорчает автомобилиста кругленькой суммой вложенной в ремонт двигателя. Вследствие всего этого повышается расход топлива, и увеличиваются затраты на него же.
Место установки
Найти датчик совсем не сложно, так как он относится к мотору и прикреплен там. Вам необходимо отыскать дроссельный патрубок, именно в том месте закреплен датчик и соединяется с осью дроссельной заслонки.
Симптомы неисправностей ДПДЗ
Выявить источник поломки датчика можно по следующим признакам:
1. Неравномерные обороты двигателя на холостом ходу.
2. Повышенные холостые обороты двигателя (в независимости от его режима работы).
3. В момент разгона транспортного средства возникает задержка в ускорении.
4. Машина едет рывками, иногда происходит подергивание на ходу.
5. Повышенный расход горючего.
6. Плохой отклик при нажатии акселератора.
7. Прекращение работы двигателя при выключении передачи.
8. Регулярно или периодически горит лампа Check Engine.
Какие бы вы признаки не наблюдали, в любом случае не нужно игнорировать их.
Как проверить
В том случае, если вы обнаружили у себя хоть один признак, немедленно проводите диагностику дроссельной заслонки. Этот процесс не сложный, но стоит помнить, что выполнять его следует в определенной последовательности и применяя мультиметр.
Хотелось бы немного уточнить, лампа «Check Engine» уведомляет автомобилиста о повреждении двигателя, а также о проведении профилактических работ и необходимости ремонта. Если после того, как вы включили зажигание, она не перестает тухнуть, значит, система выявила повреждение. Давайте рассмотрим последовательность действий:
· Первым что нужно сделать, это выключить само зажигание и конечно же проверить панель на которой находиться приборы (лампа «check engine» не должна гореть);
· После того, как вы удостоверились, что лампа не горит, выключаем мотор и открываем капот (вам нужно найти массу). Для упрощения процесса измерения вам понадобится мультиметр;
· Приступаем к поиску минуса;
· Отыскав запитывающий провод, необходимо проверить наличие в датчике тока;
· Далее смотрим, чтоб размыкание холостого хода бесперебойно работало. Чтобы это сделать, нужно подсоединить один из проводов измерителя к разъему датчика, а вот при помощи второго изменяем положение заслонки;
· В том случае, если значения устройства меняется, то прибор в порядке, а если показание осталось прежним, то необходимо поменять датчик.
Помимо этих процедур, нужно проводить и дополнительные проверки, дабы в дальнейшем избежать неисправностей:
1. Проверить размыкание контактов холостого хода.
2. Проверить состояние пленочного резистора. Когда на дорожке датчика имеются стертости или разрывы, то блок управления получает неправильные данные.
В том случае, если вы поставили новый датчик, то выполнять дополнительные регулировки не стоит.
Источники поломки датчика
Конечно, защитить полностью свой автомобиль от повреждений не получится. Но давайте рассмотрим основные причины, по которым перестает работать ДПДЗ:
1. Износ слоя напыления основы в начале хода ползунка. По этой причине становиться невозможным линейное увеличение возникающего напряжения выходного сигнала.
2. Износ подвижного контакта. Источником, является поломанный наконечник, который способствует задиру и в итоге приводит к выходу из строя остальных наконечников. Несмотря на это, ДПДЗ может и не терять свою работоспособность, до тех пор, пока не произойдет полный износ резистивного слоя. Также следует учесть один нюанс, что при такой поломке не появляются сигналы на приборной доске. Явным признаком может быть нестабильное функционирование на разных режимах.
3. Окисление контактов.
Выбираем качественный ДПДЗ
Очень часто можно встретить автомобиль, который оснащен дешёвым пленочно-резистивным датчиком, что часто приводит к быстрой поломке.
Лучшим вариантом для вашей машины будет бесконтактный ДПДЗ, правда стоит он дорого, но работает дольше и эффективней. Принцип действия заключается на магниторезистивном эффекте.
Итак, вот мы и рассмотрели все источники, признаки и способы устранения поломок датчика. Благодаря нашей статье, вы сможете без труда диагностировать и самостоятельно решать данную проблему, без больших финансовых затрат.
Электронная дроссельная заслонка: как она устроена, и как её ремонтировать?
Тренд автомобильного инжиниринга всех последних лет – планомерное отстранение водителя от непосредственного управления машиной. Пока, слава богу, мы не дошли массово до потери жесткой связи наших рук и ног с поворачивающимися колесами и тормозами, но к тому все явно идет… Как минимум, ни один автомобиль в наши дни уже не выпускается без электронной дроссельной заслонки, при которой мы не отдаем прямую команду дросселю «больше воздуха!» правой ногой через тросик, а высказываем пожелание блоку управления двигателем, который уже сам отправляет команду на заслонку. Хорошо это или плохо, и как с этим жить?
История вопроса
П ринято считать, что так называемый E-газ – это технология последнего примерно десятилетия. В чистом виде – да, но интегрированный электропривод в дроссельных заслонках появился гораздо раньше – еще в 80-х. В те годы на оси заслонки с одной стороны располагался сектор газа, связанный с педалью акселератора классическим тросиком (да-да, «колесико», которое приводится в движение тросиком от педали, называется «сектором газа»!), а с другой стороны ось заслонки соединялась через шестеренчатую передачу с небольшим электромотором.
Собственно, на поведение машины при движении моторчик влияния не оказывал – связь с ногой водителя была олдскульная, механическая и четкая: как надавишь, так и поедешь! А вступал в работу электромотор только в режиме холостого хода, корректируя степенью приоткрытия заслонки обороты при прогреве и после прогрева, а также чуть добавляя газку при включении мощных потребителей электроэнергии и крутящего момента – кондиционера летом, ГУРа на морозе, разных обогревов и т.п. Чуть позже функции моторчика в дросселе расширились – при практически неизменной конструкции добавилось электронных команд: он стал управлять не только оборотами холостого хода, но и оборотами в движении – при включении круиз-контроля и при активации антипробуксовочной системы.
Сейчас же все достигло «апофигея технологичности» – механическая связь заслонки с педалью газа исчезла в принципе, и все команды – как от ноги водителя, так и от сервисных систем – дроссель получает лишь при посредничестве блока управления двигателем. Причин тому – три:
- Экологические требования;
- Рост экономии топлива;
- Удобство в реализации множества современных функций автомобиля.
Электронный дроссель в наши дни
Итак, прямая связь дроссельной заслонки с педалью упразднена полностью и окончательно. Как я уже говорил, нажатием на педаль мы отправляем сигнал в блок управления, а тот в свою очередь анализирует обстановку и множество параметров, а затем отдает команду на подачу воздуха. При этом надо сказать, что за добрый десяток лет развития тандема электронной педали газа и электронного дросселя в его современном понимании система благополучно переросла ряд детских болезней – как чисто физических, так и софтовых.
Изнашивающиеся скользящие контакты датчиков положения заслонки вытеснила бесконтактная индуктивная связь, появилось множество новых функций – не настолько явных, чтобы занять строчку в техническом описании автомобиля, но в комплексе достаточно важных.
Например, ход педали газа стал нелинейным, что позволило лучше контролировать автомобиль во время начала движения: при мощном моторе (где заслонка имеет большой диаметр) исчез риск избыточно резко рвануться вперед при легком касании педали – электронный дроссель в первой четверти хода педали газа реагирует намеренно вяло.
E-газ позволяет наиболее оптимально провести разгон на авто с турбированным двигателем, в значительной мере борясь с турбоямой и обеспечивая более ровное ускорение с низов. Е-газ поможет и при режиме «педаль в пол», когда в случае классической тросовой заслонки первые мгновения идет неоптимальное сгорание смеси, и теряются секунды на разгоне. Конечно же, нельзя не упомянуть эффективную систему автоматического управления тягой мотора для борьбы со сносами и проскальзываниями ведущих колес.
При этом, правда, нужно отметить, что поведение электронного дросселя на бюджетных машинах по-прежнему серьезно отличается от среднеценовых и, тем более, премиальных автомобилей. В «бюджетках» E-газ, к сожалению, излишне туповат, задумчив и не способствует получению истинного удовольствия от драйва.
Да еще порой и на безопасность влияет отрицательно – дроссель с неоптимальным управляющим программным обеспечением реагирует на нажатие педали с задержкой, выдавая момент на колесах тогда, когда уже поздно. При отсутствии систем стабилизации зимой на скользком покрытии и в повороте такая реакция машины способна свести на нет ваши традиционные навыки зимнего вождения и создать аварийную ситуацию.
Простота и сложность электронного дросселя
Обычно внедрение электроники сопровождается невероятным усложнением конструкции. В случае с дросселем все с точностью до наоборот! Вдумчиво изучив его, можно обнаружить, что он невероятно прост и лишен ряда хитрых технических решений, имевшихся прежде у классических дросселей с тросовым приводом. А уж старый добрый двухкамерный карбюратор по сравнению с E-дросселем – и вовсе сложнейший и дорогущий в производстве прибор эпохи «стимпанк»…
Во-первых, конечно же, E-дроссель не нуждается в регуляторе холостого хода – клапане подачи воздуха по тоненькому каналу, управляемому шаговым двигателем, который склонен к загрязнению картерными газами и нестабильной работе. В случае электронного дросселя клапан регулировки холостого хода исчезает – ХХ обеспечивается приоткрытием основной заслонки – ведь она и так электроуправляемая, а стало быть, прекрасно справляется с регулировкой оборотов, подстраиваясь под включенные потребители, температуру наружного воздуха и антифриза, и т.п.
Еще в систему холостого хода при классическом дросселе часто входили дополнительные байпасные воздушные каналы в обход заслонки, также весьма склонные к засорению. Эти каналы открывались не плавно, а по принципу «вкл/выкл», внешними электроклапанами – к примеру, для компенсации нагрузки на двигатель при включении кондиционера. В электронном дросселе это все тоже оказалось ненужным – компенсация просадки оборотов делается опять же самой дроссельной заслонкой.
Также у классического дросселя имелся подогрев антифризом от системы охлаждения, поскольку все вышеупомянутые тоненькие каналы в холодное время боялись обмерзания. В электронном дросселе, особенно если монтируется он на пластиковом впускном коллекторе, нужды в подогреве часто нет – штуцеры подвода и отвода антифриза из него исчезают.
Иначе говоря, электронный дроссель взял на себя сразу несколько функций, до предела упростив свою механическую часть.
Да, по «механике» ломаться стало практически нечему – настолько все там просто и примитивно: простейший электромоторчик, который через пару пластиковых, но достаточно крепких шестеренок связан с осью заслонки, да возвратная пружина на той же оси.
Собственно, даже вопрос периодической чистки дросселя заметно снизил свою актуальность после избавления от системы узких байпасных каналов. Однако существенно усложнилась электронная часть, преподносящая порой сюрпризы – как объяснимые, так и совершенно загадочные и беспричинные.
Проблема заключается в том, что электронная плата дросселя, являющаяся, по сути, только сдвоенным датчиком, отслеживающим положение и динамику открытия заслонки, зачастую неремонтопригодна и отсутствует в продаже. Если электродвигатель при подаче диагностических 12 вольт ровно жужжит, редукторные шестеренки не имеют повреждений и заеданий, а в проводке от заслонки к ЭБУ нет плохих контактов, может потребоваться замена дроссельной заслонки в сборе. Увы.
И вот тут-то многие могут столкнуться с неприятным сюрпризом. На Лада Гранта этот узел в сборе стоит 5 000 рублей, что немало, но в целом подъемно, а на Volkswagen Polo Sedan – 25 000 рублей… Такая сумма способна пробить серьезную дыру в бюджете, а расстройства добавит тот факт, что обе детали, за 5 и за 25 тысяч рублей, технически почти идентичны, но конструктивно и программно несовместимы.
Что делают «jetter», «шпора» и «бустер педали газа»?
Говоря об электронном дросселе, этот класс устройств нельзя не упомянуть. Под такими названиями известен популярный гаджет для машин с E-газом, который, по словам производителей, «дает рост динамике и скорости». «Джеттер» – небольшая коробочка, включающаяся в цепь между педалью газа и блоком управления двигателем и искажающая сигнал педали так, чтобы заставить ЭБУ думать, что «тапка в полу», когда вы лишь слегка коснулись акселератора.
На самом деле, ни скорости, ни динамики эти гаджеты не добавляют и добавить не могут. Они просто меняют электромеханическую характеристику педали акселератора. Характеристика педали всегда нелинейна – изначально электронная педаль чаще всего настроена так, чтобы в первой половине хода быть малоотзывчивой, выдавая четверть мощности двигателя, а за оставшуюся половину выдавать остальные три четверти. Это, безусловно, весьма упрощенное описание, цифры тоже условны, но суть именно такова. «Джеттер» же меняет заводскую характеристику «наизнанку» – педаль начинает выдавать почти всю мощность двигателя на первой половине хода, субъективно делая машину «резкой». Некоторый эффект действительно ощутим, особенно при первом сравнении, но надо понимать, что ничего такого, чего бы нельзя было сделать ногой без применения электронной «примочки», не происходит.
Собственно говоря, программные аналоги «джеттера» давно имеются во многих автомобилях высокого класса. Там это называется переключением режимов вождения, под которыми понимается управление настройками двигателя, КПП и иногда – шасси, если в нем имеются управляемые амортизаторы. Смена режима «нормал» на «спорт» (названия могут быть иными в авто разных марок и моделей) включает в себя наряду с изменением массы других настроек и коррекцию характеристики педали газа, как это делает и «джеттер».
Заслонка изнутри
Перед нами дроссельная заслонка Volkswagen Polo Sedan. Машина приехала на сервис с жалобой на неадекватное поведение педали газа, горящий «чек» и двигатель, явно не развивающий положенную мощность. Диагностика выявила неисправность дроссельной заслонки, которая и была заменена по гарантии. Никаких более глубоких причин выхода её из строя дилерский сервис искать не стал, поскольку подобные процедуры не предусмотрены регламентом. Пользуясь случаем, на примере «приговоренной» заслонки изучим её устройство и попробуем обнаружить неисправность. Ведь гарантия сохранилась не у всех!
Снаружи на дросселе видны четыре отверстия, через которые болты притягивают дроссель к коллектору, небольшой зазор в закрытом состоянии для поступления в цилиндры воздуха в режиме холостого хода, а также логотип итальянского производителя Magneti Marelli. Кстати, одной из старейших в мире компаний, производящих автомобильную электронику.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) является одной из современных разработок, направленных на экономию топлива в автомобилях с электронным управлением впрыском воздушно-топливной смеси. Такой датчик устанавливается не только в иномарках, но и в отечественных машинах, начиная с 2000г выпуска. И все же, ДПДЗ – что это такое?
Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для точного дозирования топливной смеси, подаваемой в камеру сгорания ДВС. Он установлен в системе питания двигателя и позволяет оптимизировать расход топлива, ориентируясь на положение педали акселератора (кстати, интересная статья о том, как снизить расход топлива на автомобиле).
Виды ДПЗД и принцип их работы
Датчики положения дроссельной заслонки выпускается в двух вариантах:
- пленочно-резисторные,
- бесконтактные.
Пленочно-резистивные ДПЗД имеют резистивные дорожки контактного типа, а бесконтактные датчики работают на основе магнитно-резисторного эффекта. Стоят они дороже, чем более простые пленочно-резисторные модели, однако и срок службы у них больше.
Устанавливается датчик на оси дроссельной заслонки и в зависимости от положения педали «газа» изменяет выходное напряжение. Пока дроссельная заслонка закрыта, напряжение на выходе с ДПДЗ составляет не более 0,7 В. При нажатии на педаль ось дроссельной заслонки поворачивает ползунок датчика на определенный угол. Датчик реагирует на открытие заслонки изменением сопротивления на резистивных дорожках и, как следствие, повышением напряжения на выходе. Нажатая до отказа педаль акселератора сопровождается повышением выходного напряжения до 4 В.
Далее напряжение попадает на контроллер, который производит корректировку подачи топливной смеси. ДПЗД и контроллер быстро реагируют на изменение положения педали «газа», точно дозируя поступающее топливо. Так достигается наиболее рациональный режим работы силового агрегата.
Типичные неисправности ДПДЗ и способы его проверки
Изучать устройство и принцип работы ДПДЗ автолюбители берутся только тогда, когда мотор автомобиля начинает «барахлить». Однако не во всех бедах нужно винить датчик. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки может сопровождаться следующими симптомами.
- Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
- Двигатель глохнет при резком сбросе оборотов с максимума до холостого хода.
- Двигатель не может достичь максимальной мощности.
- При движении автомобиля по ровной дороге с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются рывки.
Неисправная работа ДПДЗ обычно отражается в самодиагностике автомобиля. При этом загорается лампочка «Ошибка двигателя» («Check engine»), и машина переходит на работу в аварийном режиме. Компьютерная диагностика часто указывает при этом на проблемы с датчиком. Однако перед тем, как заменить деталь, необходимо проверить всю цепочку системы питания двигателя. Также не помешает произвести чистку дроссельной заслонки и проверить работу датчика Холла.
Самым надежным способом проверки работоспособности ДПДЗ будет установка исправного прибора, взятого с другого автомобиля или на разборке.
Выбор датчика положения дроссельной заслонки для замены
Со временем ДПДЗ, как и любая деталь автомобиля, выходит из строя. При наличии подходящего инструмента демонтировать этот элемент не составит труда своими руками. Останется только установить новый датчик и снять ошибки при помощи компьютера.
Что касается выбора нового ДПДЗ, то автомобилист должен учитывать свои финансовые возможности. Отечественные датчики можно приобрести по цене 200-400 рублей, а срок их службы может ограничиться 20 тыс. км. Самые удачные детали отечественного производства способны прослужить 100 тыс. км и более. Достаточно качественную и надежную продукцию выпускают заводы:
- «Группа Омега» г. Москва,
- «Счетмаш» г. Курск,
- «Автоэлектрика» г. Калуга.
Импортные аналоги оказываются значительно надежнее. Пробег в 200 тыс. км для них не является пределом. Но такие ДПДЗ обойдутся автолюбителю в 2-3 раза дороже.
Из зарубежных компаний наиболее популярна у автомобилистов продукция Pierburg.
Затягивать с заменой датчика положения дроссельной заслонки автолюбителю не стоит. Кроме повышенного расхода топлива автомобиль становится опасным на оживленных дорогах. В лучшем случае машина будет дергаться и слабо разгоняться. Гораздо хуже, если она заглохнет на городском перекрестке, создавая аварийную ситуацию.
Замена ДПДЗ своими руками на автомобилях ВАЗ
Проверка датчика положения дроссельной заслонки
Если неисправен регулятор холостого хода или датчик массового расхода воздуха, вы сможете доехать до ближайшей ремонтной мастерской в более-менее комфортных условиях. Но при полной поломке датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) добраться до ближайшего ремонтного центра будет довольно затруднительно. Двигаться придется на холостых оборотах, не нажимая при этом на педаль акселератора.
Данная информация будет полезна для тех, кто по каким-либо причинам не может воспользоваться услугами автосервиса и специально обученных электриков. А также в тех ситуациях, когда под рукой есть только отвертка и амперметр.
Устройство дроссельной заслонки и принцип действия ДПДЗ
Дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха в двигатель на разных режимах оборотов. Она представляет собой металлический круг, закрепленный на оси внутри трубы тела дросселя. При повороте этого круга внутрь двигателя подается воздух при нажатии на педаль газа. Чем сильнее давление на педаль, тем больше воздуха подается.
Если заслонка полностью закрывает тело дросселя, то минимальное количество воздуха в двигатель подается через клапан холостого хода. Это обеспечивает работу двигателя на холостых оборотах, когда автомобиль стоит или двигается «накатом», что характерно для машин с механической коробкой передач при движении в нейтральном положении рычага КПП.
Принцип действия ДПДЗ
Практически у всех моделей автомобилей по умолчанию используется ДПДЗ резистивного типа. Это означает, что датчик считывает угол наклона заслонки с помощью резистора (сопротивления). Чем больше отклоняется ось заслонки, тем больше возникает сопротивление на датчике.
Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Неисправность ДПДЗ ведет к неадекватной работе бортового компьютера из-за недостаточной информации от датчика о дроссельной заслонке. В результате возникает повышенный расход топлива и неустойчивые обороты. Это приводит к выходу из строя свечей, что может повлечь за собой неисправность катализатора.
При разгоне автомобиля в некоторых диапазонах действия акселератора обнаруживаются провалы. Особенно это чувствуется в диапазонах от 1000 до 2000 оборотов. Эти признаки являются сигналом о неисправности ДПДЗ.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки
Если вы удостоверились в том, что свечи зажигания, датчик расхода воздуха и регулятор холостого хода работают хорошо, только в этом случае стоит задуматься о некорректной работе датчика положения дроссельной заслонки.
Корректность работы датчика можно определить двумя способами:
- измерить амперметром;
- опытным путем в процессе экспериментального заезда.
Внимание! При работе с амперметром нужна крайняя осторожность и внимательность. Нужно отдавать себе отчет в том, что вы делаете, так как некомпетентное вмешательство может привести к поломке дорогостоящих деталей.
При замере амперметром требуется подсоединить прибор и измерить его сопротивление при плавном повороте дроссельной заслонки. Резкие скачки будут сигнализировать о стирании графитовой прослойки на контактном датчике. Бесконтактные датчики имеют преимущество, состоящее в том, что у них отсутствует графитовое покрытие, которое со временем срабатывается.
Регулировка датчика положения дроссельной заслонки
Если вы поставили новый ДПДЗ, то при замере амперметром в норме сопротивление должно составлять приблизительно 0,45 (этот показатель разнится в зависимости от марки авто). В процентах это составляет примерно 11% от всего диапазона датчика.
Порядок действий для регулировки ДПДЗ в отсутствии амперметра:
- Замерить обороты на холостом ходу.
- Если замечено увеличение оборотов, то нужно немного подпилить посадочные отверстия с помощью надфиля (не более чем на 1 мм).
- Удостовериться в том, что датчик поворачивается на больший угол.
- Снова замерить обороты и при необходимости повторить действия со второго пункта.
Замена датчика положения дроссельной заслонки
Процедура замены очень проста. Она зависит от легкости доступа к самому датчику. Отверстия на датчике расположены так, что практически исключается возможность установки некорректным образом. Вам потребуется отвинтить всего лишь два болта (винта) и поставить новый датчик. Крайне не рекомендуется устанавливать датчики, не соответствующие модели авто. Их работа будет неадекватна и непонятна. Бортовой компьютер будет распознавать их неправильно, что приведет к поломке самого датчика и выходу из строя компьютера.
Некоторые графитовые датчики, которые устанавливаются на автомобили, имеют относительно небольшой ресурс. В отличие от них у бесконтактных электромагнитных датчиков ресурс гораздо выше, но они боятся влаги. Еще для них очень важен такой аспект, как правильная установка.